Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего
Главная - Стихи - Игорь Древлянский - В доме...
Игорь Древлянский

В доме...

"Чужая душа не потемки..."
Татьяна Бек.


"Чужая душа – не потемки",
Когда бы, шагнув за порог,
Ты голосом чистым, негромким
Ее поприветствовать смог,
Когда бы последней лучиной
Затеплил лампадку в углу,
Когда бы поленья подкинул
В очаг и подсел бы к столу,
Чтоб речью неспешной и веской
Вести разговор по душам…
Но возит сквозняк занавеской,
И тени молчат, не дыша.
Скрип петель, протяжный и громкий,
Не в силах кого-то позвать.
.........................................
Чужая душа – не потемки,
Но что же крадешься, как тать?

В оформлении использована картина Константина Васильева "Ожидание".

    

Жанр: Подражание
Форма: Рифмованное с классическим размером
Тематика: Философское


25.10.2009.

© Copyright: Игорь Древлянский Отправить личное сообщение , 2009

предыдущее  следующее


Напишите свой комментарий.
Тема:
Текст*:
Логин* Пароль*

* - это поле не оставляйте пустым

26.10.2009 01:35:08    Член Совета магистров Уваркина Ольга Отправить личное сообщение    
Ну, теперь моя очередь критиковать:)) Картинка очень понравилась. Люблю Васильева. У меня есть открытки с его картинами. Стихотворение тоже понравилось. Очень подробно описана сцена ожидания. Вот, дважды слова "громко" и "негромким" - не есть хорошо.
В конце, судя по лирическому тёплому настрою, я бы не стала усиливать последнюю строку, как упрёк, негодование. Написала бы так:
"Чужая душа не потёмки,
Когда не крадётся, как тать..."
ИМХО.
С теплом. Ольга.
     
 

26.10.2009 02:13:37    Игорь Древлянский Отправить личное сообщение    
Ольга, так у меня весь смысл именно в противопоставлении "негромко" (по душам) и "громко" - но воровски. :))) Неужели Вы думаете, что я не смог бы подобрать другую рифму? Их же пруд пруди. :) Но здесь у меня просто продуманная антитеза, которую я усиливаю именно нарочито одинаковой рифмой. Потому что понятия "громко - негромко" отрицают друг друга, противоположны. Я думаю, Вы знаете, что человек, как правило, более склонен прислушаться к негромким убеждениям, словам, чем к крику.
Что касается второго замечания, то это лишь вопрос личного восприятия. Хотя и здесь Вы не очень внимательно прочитали строки. Вся первая часть - условная. То есть тезис ("чужая душа не потемки") возможен тогда, когда... далее по тексту. Но везде - лишь возможность (частица "бы"). А в итоге - все было бы хорошо, когда бы не входил, "как тать".
Увы, Ольга, Вы, кажется, хотите вчитать в стих то, что Вы хотите там прочитать, а не то, что написал автор. У меня нет сцены ожидания... Нет ни упрека, ни негодования.
И потом, в Вашем варианте - кто крадется-то? Сначала в строках идет обращение "на ты" к лиргерою, возможно, к читателю... И вдруг "крадется". Кто это - он?
Стихи не терпят приблизительности, неточности, смазанности, должен быть выверен каждый звук, не говоря уж об отдельном слове. Правда, у меня это мало получается, но "крадется" - это не годится.

С ответным теплом,
       

26.10.2009 02:28:51    Член Совета магистров Уваркина Ольга Отправить личное сообщение    
Так, может быть, хотя бы обращение: но что ж ты крадёшься, как тать? А то, вроде бы и обращение ни к кому...Если это не прямое ожидание, то предположение ( мечта). А тати в ночи - они очень тихие, к слову, незаметные...
     
 

26.10.2009 02:38:46    Игорь Древлянский Отправить личное сообщение    
Вот именно, обращение. Но зачем обязательно "тыкать"? К кому же еще обращение, как не к "тебе"?! По-моему, все предельно понятно, что крадешься - именно "ты", а не он, не я, не мы... Форма глагола просто не позволяет иначе понять. Кроме того, иногда местоимения лишь засоряют текст, мажут масло на масло, как если бы написать "упасть вниз".

Насчет ожидания - это не предположение и тем более не мечта. Это - возможность. А "ты" ее не используешь, крадешься как тать... Именно незаметно, тихо, и выдает тебя лишь громкий скрип двери. Но и он, увы, не в силах кого-то оповестить, что пришел тать - потому что обида, душевная рана редко бывает ожидаемой, она почти всегда непрошеная.
И неужели Вы не улавливаете игры слов и смыслов, связи образов: чужая душа - (не) потемки - лучина - сквозняк - потемки - красться, как тать?
       

26.10.2009 02:41:01    Член Совета магистров Уваркина Ольга Отправить личное сообщение    
Вот, видите, о скольком должен догадываться читатель и иметь ввиду то, что для Вас вполне понятно...
     
 

26.10.2009 02:43:38    Игорь Древлянский Отправить личное сообщение    
А он здесь и не должен догадываться... Нужно просто внимательно читать - все лежит на поверхности. Извините, но я думаю, что Вы просто невнимательно читали. Не захотели увидеть смысл авторских слов, а не своих представлений, как это должно быть. Напомню - каждый звук, каждая буква в стихах имеет значение. И читатель должен это всегда принимать в расчет.

Вот есть у меня стих "Утешение поэзией", так там читатель должен догадываться, да еще и вряд ли, кстати, догадается. А тут все просто. Мне странно даже объяснять это, если честно.

К примеру, лучина, лампадка, очаг - все использовано не с бухты-барахты, и лучина - именно последняя должна быть. И так во всем...
       

Главная - Стихи - Игорь Древлянский - В доме...

Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru