Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего
Главная - Стихи - Алена Сократова - Читая Пастернака
Алена Сократова

Читая Пастернака

Боль заполняет каждый уголок
Хитросплетенья мозговых излучин.
Мучительно распутывать клубок,
Что исподволь Поэтом был закручен.

Слова стремятся прочь, за рубежи,
Вдаль тянутся, как будто пилигримы.
Я знаю: это только миражи,
Что для меня вовек недостижимы.

Я в панике, я вновь теряю нить…
Все спишет сердобольная усталость…
И к лучшему: ведь мне не пережить
Ту боль, с которой жизнь его писалась…


    

Жанр: Интеллектуальное
Форма: Рифмованное с классическим размером
Тематика: Философское, Об искусстве
Включено в подборку: Посвящения поэтам


© Copyright: Алена Сократова Отправить личное сообщение , 2008

предыдущее  следующее


Напишите свой комментарий.
Тема:
Текст*:
Логин* Пароль*

* - это поле не оставляйте пустым

15.04.2008 11:40:35    Ольга Росс Отправить личное сообщение    
Вдруг вспомнилась одна картинка: знойная пустыня... по ней, умирая от жажды, плетется измученный человек... и, вдруг, видит табличку с надписью: "До миража - 5 километров"...
С точки зрения этого странника, может быть и потеряно все, но, глядя на эту картинку, на мой взгляд, нужно признать значительные достижения в этом пути в бесконечной жестокой пустыне.
P.S. Впрочем. меня тоже нередко посещают такие же чувства, когда я перечитываю Маяковского и Высоцкого - этих, ВЛАДеющИх МИРом людей, перед которыми преклоняюсь.
     
 

15.04.2008 11:47:10    Алена Сократова Отправить личное сообщение    
Не знаю, Оля. Наверное... :)
       

15.04.2008 12:15:27    Алена Сократова Отправить личное сообщение    
Высоцкого я тоже очень люблю. Для меня это идеал поэта, пожалуй...
       

15.04.2008 11:58:44    Ольга Росс Отправить личное сообщение    
В любом случае, мы идем каждый своей дорогой. И свой путь нужно пробивать, пусть он достается с болью, с потерями. Уверена, упрямый всегда преодолеет любую пустыню. Надо быть только уверенным в себе.
     
 

15.04.2008 12:19:40    Алена Сократова Отправить личное сообщение    
Да я знаю, Оля! :) С уверенностью проблемы есть, конечно. Ну а материал (то бишь жизнь) у каждого свой, что ж тут непонятного... А стих этот больше о том, что я не всех Поэтов умею понимать, как им бы, наверное, того хотелось... Увы мне... :(
       

15.04.2008 12:24:59    Ольга Росс Отправить личное сообщение    
Что-то я сомневаюсь в Вашем пессимизме, Алена. Насколько я вижу, Вы очень тонко умеете чувствовать и понимать. Поверьте, я не лукавлю и не лицемерю. Это действительно - мое мнение.
     
 

15.04.2008 13:19:34    Алена Сократова Отправить личное сообщение    
Не знаю, может быть. :) Спасибо Вам за добрую оценку, Оля! Но я тоже не лукавлю, честное слово: в свое время Пастернак показался мне таким нечеловечески сложным, что с тех пор и перечитывать боюсь...
       

15.04.2008 16:20:50    Алена Сократова Отправить личное сообщение    
Спасибо, Сенечка! :)
Думаю, что эта кристальная ясность - тот метод (или состояние?), к которому приходили многие большие художники ближе к финалу. Потому что быть простым на самом деле сложнее всего...
       

15.04.2008 17:18:27    Фома Ухмылкин Отправить личное сообщение    
Понять Вас можно и двояко,
Замечу без особой рьяности,
В чём цель покупки Пастернака?
Одним - стихи, а прочим - пряности.
     
 

15.04.2008 22:21:49    Алена Сократова Отправить личное сообщение    
Я не купила Пастернака:
Он против был (такой чудак!).
Меня Вы поняли двояко?
А я Вас, право же, никак...
:)
       

15.04.2008 23:22:26    Воронов Сергей Отправить личное сообщение    
Помнится, когда я читал "Доктора Живаго", с огромным трудом преодолевал первый десяток страниц. И даже, кажется, преодолел не с первого подхода. Но зато потом уже читал, не в силах оторваться, просто таки завороженный мощью слова и силой трагедии. Любимые пастернаковские слова, "талант - единственная новость, которая всегда нова", так просты и справедливы. Постоянно нахожу им подтверждение.
     
 

16.04.2008 09:35:40    Алена Сократова Отправить личное сообщение    
А для меня самое любимое - вот это, из "Рождественской звезды":

Она возвышалась горящей скирдой
Соломы и сена
Средь целой вселенной,
Встревоженной этою новой звездой.

Растущее зарево рдело над ней
И значило что-то,
И три звездочёта
Спешили на зов небывалых огней.

За ними везли на верблюдах дары.
И ослики в сбруе, один малорослей
Другого,

шажками спускались с горы.
И странным виденьем грядущей поры
Вставало вдали

всё пришедшее после.
Все мысли веков,
все мечты, все миры,
Всё будущее галерей и музеев,
Все шалости фей,
все дела чародеев,
Все ёлки на свете, все сны детворы.
Весь трепет затепленных свечек,
все цепи,
Всё великолепье цветной мишуры...
...Всё злей и свирепей

дул ветер из степи...
...Все яблоки, все золотые шары.

Завораживает, уводит и абсолютно поглощает, я ничего не могу с этим поделать... :)
       

16.04.2008 04:28:04    Ведущая раздела Клубочек в лицах Член Совета магистров Галина Булатова Отправить личное сообщение    
Сегодня же почитаю стихи Пастернака! :-)
     
 

16.04.2008 09:37:30    Алена Сократова Отправить личное сообщение    
Не худшее из занятий! :)
       

16.04.2008 11:58:18    Юлия Волкова-Арсентьева Отправить личное сообщение    
Да, такую боль нам явно не пережить. Мне, по крайней мере.
После того, как я впервые прочитала это стихотворение на Стихослове, оно у меня ещё несколько дней в голове "крутилось"...
     
 

04.02.2009 09:35:38    Алена Сократова Отправить личное сообщение    
Ой, Юля, только сегодня обнаружила Ваш отзыв здесь... А Вы опять куда-то пропали... :(
       

06.02.2009 20:52:59    Виктор Калитин Отправить личное сообщение    
Алёна,
Сожалею, но "миражИ- рубежИ и т.л." - это наша эстрада.
Пастернак был самым грамотным русским поэтом, такие ударения для него недопустимы.
     
 

06.02.2009 21:43:40    Алена Сократова Отправить личное сообщение    
Виктор, я нашу эстраду не слушаю :))), но - спасибо Вам за внимание. :)
Два профессионально интересных мне вопроса:
1. Степень грамотности Пастернака ("самый грамотный") определена кем, каким образом и по сравнению с кем?
2. Что имелось в виду под ударениями?
       

06.02.2009 21:59:21    Виктор Калитин Отправить личное сообщение    
Правильно: мирАжа (род.ед) и мирАжи(множ. им) Если Пастернак единственный, кто говорит правильно : фОльга, то какие могут быть вопросы о самом грамотном?
       

06.02.2009 22:04:26    Алена Сократова Отправить личное сообщение    
http://www.gramota.ru/slovari/dic/?word=%EC%E8%F0%E0%E6&all=x

Хорошо еще, что не рубЕжи...
       

06.02.2009 22:07:03    Алена Сократова Отправить личное сообщение    
http://www.gramota.ru/slovari/dic/?lop=x&efr=x&zar=x&ag=x&ab=x&sin=x&lv=x&a

Виктор, что с Вами? Отчего такая тяга к устаревшим языковым нормам? :))
       

07.02.2009 16:52:15    Виктор Калитин Отправить личное сообщение    
Алёна,
Нет у меня тяги к старинным нормам, но, говоря о чтении стихов Пастернака, наверное следует придерживаться его правил. Его сонет "Джон Форд" пока единственное, что я нашёл в доказательство свих слов. Мираж - не просто слово, это слово само по себе уже поэтическое и обращаться с ним следует подобающе, тем более, говоря о Пастернаке.
       

08.02.2009 19:45:30    Алена Сократова Отправить личное сообщение    
Виктор, говоря о чтении стихов Пастернака, может быть, и следует придерживаться его правил. А говоря о Шекспире, писать исключительно на английском. Причем на старом английском, который от современного отличается, как небо от земли! Так? :)
Но жанр моего стихотворения - НЕ подражание.
       

09.02.2009 13:49:01    Виктор Калитин Отправить личное сообщение    
Алёна, приведу Вам примеры из настоящих поэтов, умеющих беречь слова и работать с ними.

Аосений Тарковский
Первые свидания

...На свете все преобразилось, даже
Простые вещи - таз, кувшин,- когда
Стояла между нами, как на страже,
Слоистая и твердая вода.

Нас повело неведомо куда.
Пред нами расступались, как МИРАЖИ,
Построенные чудом города...

Осип Мандельштам
Песенка

..Я запачкал руки в саже,
На моих ресницах копоть,
Создаю свои МИРАЖИ
И мешаю всем работать...

Я не буду больше мешать Вам работать и усовершенствовать русский язык.
Вы правы: другие времена, не те Арсении и вовсе нет Осипов...

       

09.02.2009 14:40:29    Алена Сократова Отправить личное сообщение    
Виктор, признавая Ваше неоспоримое право на любовь к старому, а-ля пастернаковскому ударению в слове "миражи", не понимаю, тем не менее, при чем тут я? А равно и Арсении с Осипами? Не угодно ли попенять Осипу за то, что, замахиваясь на стихи о Гомере, не выучил греческого? :)
А если хочется поговорить за бережное отношение к слову, можно обратиться к строчкам:
С бурной славой смирялись вельможи,
Обнимали ее за горлО....

:)
       

09.02.2009 16:19:51    Виктор Калитин Отправить личное сообщение    
Уже по-другому:
К громкой славе лепились вельможи,
Петь просили про план ГОЭЛРО...
:)

       

09.02.2009 17:26:17    Виктор Калитин Отправить личное сообщение    Мы говорим не штормы, а шторма...
Арсений, спасибо за спасательный круг, а то Алёна уже бросила в меня камень. Конечно, Высоцкий сознательно допускает нарушения в ударениях, именно поэтому, говоря о ВСВ, я чувствуя себя свободнее и имею право подстраиваться под барда.
       

09.02.2009 17:26:53    Виктор Калитин Отправить личное сообщение    
:-))
       

10.02.2009 11:20:58    Алена Сократова Отправить личное сообщение    
Это будет так просто. У самых ресниц
клюнет клювик, — ау, миражи!
И не будет вас мучить без всяких границ
мой ни страх, мой ни бред, мой — ни жизнь.
В. Соснора

Сверчок в изголовье, что мелешь, скажи?
Бессмысленно песен твоих миражи
встают от жемчужин — до гнили домов,
обмоченных впрок мужиками с углов.
Ю. Кублановский

Миражи
Я заснувший пассажир, поезд жизнь.
Выплывают миражи сна, лжи.
Человек из миража появившийся в окне
Безтелестностью пожал руку мне.
И сижу заворожён миражём.
Понимаю я уже в ми ра же.
Как здесь тихо, как легко,
как все стало далеко.
Неужели миражи - это жизнь?
В том что ваш сосед брюзжит - миражи.
Или ножками Бриджит - ми ра жи.
И словами "крепко сшит" надевают миражи.
Ведь нельзя же нагишом так жить.
А бывают миражи как ножи.
Миллиард людей сожжен ми ра жём.
И совсем не за металл - Мифистофель просто стар,
Люди гибнут за мираж .. их .. наш.
Миражи то миражи, но попробуй докажи!
Каждый хочет, чтоб он так был-жил.
И догадкой поражён! Неужели миражём
Станет смысыл бытия и ... я!?
Ю. Кукин


Причем виденья стали повторяться
С пугающей ревнивца частотой...
Когда число дошло до полтораста,
Муж пожалел, что он не холостой...

Подробно я описывать не буду
Загадочные эти миражи,
Но слышалось в предместье отовсюду…
Л. Филатов


Я их знаю, любителей самых
Мрачных выводов: жизнь не мила.
Что же надо им в сплетнях и дамах,
Звоне рюмок и блеске стола?
Почему они вина смакуют,
Руки так потирают, скажи?
Тем мрачнее скорбят и тоскуют,
Про обман говорят, миражи.
А. Кушнер

Мы пили коктейли из правды и лжи,
Мы видели многих пустынь миражи,
Мы сами размножили их тиражи,
А всё ещё нам невдомёк,
Что есть у всего и у вся — двойники,
Которые пишут за нас дневники,
Которые сталкивают материки,
Которые травят Восток!
Новелла Матвеева


Под моею рукой чей-то город лежит
И крепчает мороз, и долдонят капели,
И постели метелей, и звезд миражи,
Освещали б мой путь в синеглазом апреле.
Ю. Визбор

Вот скрылась луна, как ночная бегунья,
Сквозь тучи видны лишь ее миражи,
Но дело все в том, что придет полнолунье
И полная радость, и полная жизнь.
Он же

Нотабене: все авторы жили и творили во второй половине прошлого века либо продолжают жить и творить сейчас.

Никаких камней, Виктор (хотя, наверное, логично, бросая камень, ожидать получить в ответ то же самое? ;) ). Тем более не берусь рассуждать о "грамотности" и "настоящести" кого бы то ни было.
       

10.02.2009 11:28:06    Виктор Калитин Отправить личное сообщение    
Сеня!
Абхахатался как бы блин за фьючу про руского езыка!
Давай как фсе по понятием!
Дашло?
Тагды лады!
       

10.02.2009 11:44:48    Виктор Калитин Отправить личное сообщение    

Алёна!
Что скажет русский мужик, увидя в Сельпо два сорта водки?
Правильно, он скажет: "Мираж, блин!" И грамотно и толково.
В том и дело, что это поэтическое слово изуродовано поэтами в силу его лёгкой доступности
и налёта мечтательности. Твои примеры не делаю чести авторам, наоборот они говорят о попытке идти по лёгкому пути. Но они же, эти авторы, затрепали это слово до неприличия, до полной потери его выразительности(особенно во множественном числе!).
Жаль, что Вы не понимаете этого.
       

10.02.2009 14:20:31    Алена Сократова Отправить личное сообщение    
Виктор, а Вы в деревне-то десятилетий сколько уж не были? :)) Сельпо там давно нет, есть частные магазины с названиями под стать городским. И в каждом далеко не по два сорта водки. Чем уже давно и не удивишь русских мужиков, некоторые из которых имеют по несколько высших образований и личных автомобилей. Да-да, именно так. Я в деревню каждую неделю езжу. ;)

А словами, ради сохранения их выразительности, можно вообще не пользоваться. Особенно когда, в общем-то, нечего сказать. Тем более в комментариях к стихам, а не в самих стихах. Об остальном - см. мое "Я не боюсь, что на бессловье..."

Жаль только, Виктор, что Филатову о его неумении обращаться со словом Вы не поведали. Зато Кушнер жив, еще успеете! :)
       

10.02.2009 18:14:13    Виктор Калитин Отправить личное сообщение    
Алёна, Наталья, Арсений!
Мне жаль , что Вы пренебрегаете словарями. Они стоят недорого, их авторы - настоящие борцы за чистоту русского языка, авторитетные литераторы и языковеды. И не надо ссылаться на скороспелые эрзацы, с их "авторов" взятки гладки.
       

10.02.2009 21:30:51    Виктор Калитин Отправить личное сообщение    
Есть понятие нормы. Словарные нормы закрепляются в словарях и признаются культурным сообществом, как необходимость адекватного общения. Ломать нормы может каждый, за это не сажают, но зачастую такая ломка превращается в скрытое уродство, прививающее дурной вкус читателю. Я бы с удовольствием направил бы текст нашей дискуссии Кушнеру. Но, полагаю, более уместно обратиться к нему кому-либо из наших магистров.
       

10.02.2009 23:25:40    Алена Сократова Отправить личное сообщение    
Ну, раз уж пошла такая пьянка, да простит мне Боже мой антинорматив...

Виктор, извините, но Вы недостаточно компетентны в вопросе, о котором ведете речь, зато достаточно категоричны, а потому и запутались в трех соснах, начав противоречить самому себе. Арсений и Наталья интуитивно оказались ближе к истине, чем Вы. Увы. Ваши отсылки к словарям неверно адресованы. Доказательства? Их есть. Заранее прошу прощения у всех присутствующих за отнятое внимание.

Литературная норма - это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка. Это научное определение нормы. Прошу обратить особое внимание на вторую часть определения.
Языковые нормы выдумываются не учеными, как наивно думают многие, в том числе и Вы, Виктор. Они отражают закономерные процессы и явления, происходящие в языке, и поддерживаются речевой практикой. К основным источникам установления языковой нормы, помимо исследований ученых-языковедов, относятся произведения писателей-классиков и современных писателей (крепитесь, это еще не все!), анализ языка средств массовой информации (как Вы себя чувствуете?) и даже общепринятое современное употребление речевых средств (Вы себя еще чувствуете?).
Кроме того, существуют три степени нормативности:
1 - строгая, жесткая, императивная норма (кОрова);
2 - нейтральная, допускающая варианты, диспозитивная норма (твОрог и творОг);
3 - подвижная, допускающая использование разговорных и (радуйтесь!) устаревших слов норма (вот эти самые мирАжи).

Да, нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепринятость, выполнять его важнейшие функции (коммуникативную, кумулятивную, когнитивную и проч.). Да, они защищают литературный язык от потока диалектов, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Но, во-первых, норма не делит средства языка на хорошие и плохие, а лишь указывает на их коммуникативную целесообразность. А во-вторых, как бы отдельные носители языка с этим ни боролись, но историческая смена норм - явление закономерное и объективное. Оно не зависит от нашей воли и желаний. Развитие общества, изменения социальных условий, возникновение новых традиций, совершенствование взаимоотношений между людьми, функционирование литературы и искусства - в общем, многочисленные экстраязыковые факторы - приводят к постоянному обновлению литературного языка и его норм.
Голову даю на отсечение, что Кушнеру, филологу по образованию, все это объяснять не нужно. Так что не будем его беспокоить нашими мелкими стычками, да, Виктор? А все, что я сказала, Вы с легкостью можете проверить по любому учебнику современного русского языка, благо они тоже не в дефиците и относительно доступны по цене.
       

10.02.2009 23:36:08    Игорь Древлянский Отправить личное сообщение    
Виктор, я долго не вмешивался. Но здесь я позволю себе вступить в дискуссию. Я честно и открыто признаюсь, что еще недавно - до 2006 года - искренне считал безграмотными всех, кто пишет "мираж'и".

В 2006 году я купил Современный толковый словарь русского языка, подготовленный в 2004 году Институтом лингвистических исследований РАН. Он уже немного устарел, увы. Но уже в нем зафиксирована двойная норма: и "мир'ажи", и "мираж'и". Алена права - русский язык не является застывшим явлением, он живет, развивается, видоизменяется. Не мне Вам говорить, что словари возникают не по решению коллектива авторов произносить или толковать слово таким-то образом, а всего лишь фиксируют результаты многолетних наблюдений aposteriori по частотности употребления варианта слова, по его смыслоупотреблению, фонетическому облику и прочая.

Если хотите, могу дать выходные данные словаря. Больше того, есть словарь-справочник по русскому языку 1996 года, где тоже дается уже двойная норма по данному слову.

Так что Вы не совсем правы.
       

11.02.2009 16:08:53    Виктор Калитин Отправить личное сообщение    
Игорь!
что не отнимать время у Алёны, перевожу ответ на сегодняшний стих Галина (он не возражает).
       

11.02.2009 16:08:55    Виктор Калитин Отправить личное сообщение    
Жду там

       

06.02.2009 22:29:27    Алена Сократова Отправить личное сообщение    
Зато мне вспомнилось, как Изабелла Юрьева пела: "И мы, как путники, обмануты миражем..."
:)
       

08.02.2009 19:39:05    Алена Сократова Отправить личное сообщение    
Вот я про это и говорю! :)))
       

13.06.2010 10:31:12    Арс Отправить личное сообщение    
Славная дискуссия!:))
Я понимаю, что иногда очень хочется остановить время по ряду причин... Но оно течет могучим потоком мимо и дальше, не обращая на наши подуги никакого внимания.
     
 

13.06.2010 17:46:58    Алена Сократова Отправить личное сообщение    
Сеня, спасибо за анонс!
       

Главная - Стихи - Алена Сократова - Читая Пастернака

Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru