Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего
Главная - Проза - Александр Балтин - Педагогика и литература
Александр Балтин

Педагогика и литература

    ШКОЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА И САМОСОЗНАНИЕ НАРОДА
    Русские без художественной литературы? Русские, не любящие и не знающие свою литературу?
    Исаак Бабель горько шутил: Революция породила новый тип: еврей-алкоголик.
    Так и слом 1991 года породил новый тип – русский, не ценящий собственную литературу.
    Что не могло не отразиться на школе, не повлиять на программы…
    Теперь – с четвертьвековой высоты – советская программа школьной литературы не представляется не только ужасной, но видится вполне сбалансированной, с разумной дозировкой количества часов на Л. Толстого, и меньшей, скажем, на А. Островского (великого, конечно, но пониже Льва, разумеется).
    Вероятно, стоило подкорректировать курс литературы советского периода, снять некоторые идеологические штампы, не так педалировать статьи Ленина (кстати, блестящего стилиста) о литературе; но в целом именно советское преподавание литературы давало – через ощущение некоторой скуки, что уж таить – и сознание величия родной литературы, и драгоценное ощущение её необходимости.
     А это сознание во многом определяет самосознание народа.
    Что определяет его теперь?
    Сами знаете – деньги!
    Возможность получения их – любым путём – куда интереснее погружения в великолепные слои творений Гоголя и Лермонтова, Достоевского и Булгакова (последнего, вернее главный его роман, читали бы, правда, и без школы)…
     Хороша ли такая смена?
    Судите сами.
    А лучше - хотя бы попробуйте восстановить подобие преподавания советских времён.
    
    НЕ ПОДВЛАСТНАЯ ВЕТХОСТИ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЭМА»
    Разные предлагались системы воспитания, разные строились лабиринты взросления человека – от Каменского и Песталоцци до наших дней; громоздились многочисленные статьи, книги, трактаты, лепились брошюры, но думается «Педагогическая поэма», стоящая особняком, сделанная в равной степени жёстко и поэтично – один из лучших образцов педагогического жанра: если рассмотреть оную область деятельности, как жанр литературы.
     Почему бы и нет?
    В конце концов, не записанное пропадает.
    Колония для несовершеннолетних правонарушителей бурлит жизнью: дикой и рваной, нежной и грубой; постепенно успокаиваются души детей, и книги, предлагаемые им для чтения, играют здесь не последнюю роль; слегка изменённые фамилии прототипов остаются в пространстве и времени, как точно выписанные персонажи, их носители, чья галерея украсила бы любой роман.
     Собственно – роман ли сия поэма?
    Вероятнее всего – да: для будущих читателей, ибо если плоть реальности меняется и стареет, то удачные книги (впрочем, тоже несколько меняясь из-за иного восприятия яви грядущими поколениями) ветхости не подвластны.
     И «Педагогическая поэма» - хороший пример тому.
    
    ДАР ГРЯДУЩЕМУ ДМИТРИЯ УШИНСКОГО
    Педагогические идеи Ушинского, подсвеченные медовым светом просветительства, и жаждой всеобщего образовательного факела, изложены в статьях, чей стиль заставляет говорить об их художественности.
    Фундаментальный труд «Человек, как предмет воспитания» рассматривает педагогику со многих сторон, и частые цитаты из классических романов русской литературы доказывают, что именно её Д. Ушинский рассматривал, как сгусток идей, и образец образного строительства.
     Так, утверждая «… но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические и зоологические познания или даже ближайшее знакомство с глубокомысленными творениями Фохта и Молешотта могли сделать гоголевского городничего честным чиновником…» Ушинский демонстрировал уверенность в приоритете гуманитарной сферы в деле формирования человека (хотя, разумеется, гармоническое развитие подразумевает некоторую сумму познаний в ботанике и зоологии).
     И если «Детский мир» и «Родное слово» были первыми книгами, предназначенными для массового чтения и первоначального развития детей, то в «Человеке, как предмете воспитания» Ушинский – в том числе благодаря возможностям стилистики, сочетающей художественность и научность, - анализировал прекрасное, и восприятие оного, обосновывал значение педагогики, основные её закономерности, принципы, постулаты.
     И изложенное Ушинским не поблекло, не утратило своеобразного духовного благоухания до сих пор.
    
    


    

    

Жанр: Статья


предыдущее  следующее


Напишите свой комментарий.
Тема:
Текст*:
Логин* Пароль*

* - это поле не оставляйте пустым


Главная - Проза - Александр Балтин - Педагогика и литература

Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru