Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего
Главная - Проза - Александр Балтин - Мистический "Суд" Михаила Анищенко (О мистерии-триптихе "Суд Синедриона")
Александр Балтин

Мистический "Суд" Михаила Анищенко (О мистерии-триптихе "Суд Синедриона")

    
    Михаил Анищенко, считая своим учителем Юрия Кузнецова, избрав его любимым своим современным поэтом, ничуть не зависим от него ни интонационно, ни стилистически, ни сущностно; однако, думается "Суд Синедриона" М. Анищенко - эта грандиозная, полыхающая красками смыслов и метафор поэма, - вызвана к жизни и огромным даром поэта, и... тем, что последними творениями Кузнецова были именно мистические поэмы на евангельские темы...
     (Не есть ли всё подлинное поэтическое творчество - подспудно живущее в каждой поэтической психике желание комментировать Евангелие, дающее образцовые стихи, пускай и без рифм?)
     У Михаила Анищенко много поэтических козырей, не убиваемых карт: роскошь его метафор порою ослепляет, неожиданность эпитетов представляет определяемый предмет со стороны, о какой читатель и не подумал бы, но главное, что поражает в сочинениях Анищенко - свобода дыхания: долгого, пронизанного сиянием высокого летнего воздуха; дыхания, льющего строку к строке так, что неизвестно, что испытываешь сильнее: потрясение? заворожённость? может быть, ощущение счастья?
     Итак мистическая поэма-триптих "Суд Синедриона"(сакральное число три не могло не прозвучать под поэтическим сводом) .
    Уже с первого катрена раскрываются все великие возможности поэта:
    
    Снова ночь на земле – непомерна и неодолима.
    Моисеев закон – твёрже сердца и крепче казны.
    Ночь входила в жилища уснувшего Ершалаима,
    И незримый огонь оплавлял перелётные сны.
    И не стандартное определение ночи, и мощное - в меру самого закона - определение оного, и огонь, что оплавляет, как свечи, "перелётные сны".
    Далее панорама разворачивается шире, мощнее, страшнее, глубже: ибо поэт, рискуя собою (если вспомнить предупреждение Ф. Ницше) дерзает заглядывать не просто в бездну: в бездну бездн:
    А в ночи, во дворце, во владениях Анны-Ганана,
    Медным холодом глаз обрастал, словно инеем, дом;
    И в мерцанье свечей, поднимался стеною тумана,
    Неподвластный душе настороженный Синедрион.
    Стихи не подвластны логике - той, земной, в пределах которой происходят наши жизни, они подвластны одновременно и логике любви (как сказал другой поэт: "На логику вещей ссылаясь, Не знаешь о другой, увы – В какой, сознаньем растворяясь, Узнал бы логику любви".), и - в случае Анищенко - логике откровения... Ибо: "Медным холодом глаз обрастал, словно инеем, дом..." - это не из реальности: из запредельности, из области озарения, когда поэт и сам не объяснит, откуда, но каким каналам, или небесным дугам спущена строка; но сияет она, и нарушение логики земной кажется невыносимой точностью (подобно тому, как возможна "невыносимая лёгкость бытия").
     Туман... старцы Синедриона вырисовываются в панораме, и Суд зреет, копится, готов обрушиться свинцовым шаром на того, кто пришёл менять мир.
    В темноте, во дворце, во владениях Анны-Ганана,
    Где высокая служба по датам заветным текла,
    Было много надежд и заветов, и лжи, и дурмана,
    Только чистого воздуха – было не больше глотка.
    Ибо чистый воздух - за Иисусом, ибо правда всегда рядится в простые одежды - если не в лохмотья.
     Михаил Анищенко делает невозможное: он зажигает фонарик чуда в каждой строфе, если не строке, и сумма их, соединённая ликованием огромного таланта, уходит в не представимую, как собственно не представляет современный человек тогдашних событий, вечность.
    Она седая, - эта вечность, а холодная, или нет - неведомо никому.
    И с небесной тоской, и со злостью упавшего грифа,
    В драгоценных одеждах, в сиянье подземных камней,
    Из тумана и тьмы проступал, словно айсберг, Каифа,
    Охранитель и царь золотых иудейских корней.
    Ибо мыслимое золотом оказывается на деле тленом, и не зря речено про "гробы повапленные" ; а вроде бы не уместный в данном контексте "айсберг" совершенно естественно ложится в строку.
    И стоял Иисус в серебристой накидке тумана,
    И горели всю ночь за спиной Иисуса мосты;
    И молчанье его было Богу открыто, как рана,
    Но Каифа не мог запустить в эту рану персты.
    
    Метафизика и мистика, история и фантазия пересекаются, ткут причудливо роскошь поэмы: Каифа не может обрести подлинной веры, ибо вектор жизни его ложен; первосвященник иудейский не может вложить пальцы в рану Иисусова молчания, как вложит потом Фома персты в просветлённую плоть Иисуса.
     Как горит это молчание, открытое Богу, как рана! как страшно и дико врезается, врывается образ в сознание читающего!
    Шире и шире охватывает материал Анищенко - или обрушивается мощью дара своего на оный, самый грандиозный в истории человечества материал.
     Глубже и глубже разворачивается бездна, и слои её, данные стихом совершенным и мелодичным, глубоким и... безмолвным (будто не словами поэма писана, а не определёнными ещё кодами), проступают с торжественной постепенностью; вороха обвинений, столь характерных для иудейского микрокосма, сыплются на святую голову Иисуса...
     Быть может и сама поэма - святая?
    Но так не определяют поэтический текст.
    В любом случае, созерцая чтением сие значительное полотно, мы понимаем, насколько высокой может быть современная поэзия - и насколько не прав мир, отказывающийся от неё.
     ...а Суд длится и длится - не правый и не правильный, чужой свету и самой корневой сущности жизни; суд длится триумфом торгашей и бездарей, сладкоречивых пустобрёхов и просто подлецов...
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    


    

    

Жанр: Статья


предыдущее  следующее


Напишите свой комментарий.
Тема:
Текст*:
Логин* Пароль*

* - это поле не оставляйте пустым


Главная - Проза - Александр Балтин - Мистический "Суд" Михаила Анищенко (О мистерии-триптихе "Суд Синедриона")

Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru