Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего
Главная - Проза - Эдуард Учаров - Командировка на Землю Игоря Муханова
Эдуард Учаров

Командировка на Землю Игоря Муханова

    Понятно, что всё именно так и обстоит на самом деле. Послали наблюдателя на нашу планету. А по итогам командировки составлен поэтический отчёт. Почему поэтический? Потому, что он самый верный и всеобъятный.
    В стихах нельзя соврать. Да и вообще – стихи явление сугубо земное. Именно то, что характеризует нашу планету в целом. И именно то, что выделяет её из сонма обитаемых миров.
    Нет, мы, земляне, конечно, тоже не избежали зловредного «ratio». И мы в большинстве своём подвержены инфекции умственной полноценности. Но только у нас есть совершенное противоядие от этой вселенской чумы – лирическое осмысление предметов и событий. Свободное выдыхание интуитивных форм в зарифмованном коде русской силлабо-тоники.
    А ещё есть мучительные вопросы и удивление красотой непредвиденных обстоятельств:
    
    За кудряшками облака – смех и живая возня...
    «Как проник ты сюда, за решётку земного мышленья?»
    И лимонная бабочка круп украшает коня,
    и в полнеба сияние – радуга стихотворенья!
    
    Муханов, космический разведчик земных состояний, повествует, например, о самом важном и непреложном законе земного тяготения – тяготении сна. Это тоже специфическое для нашей планеты явление. Так творческая сущность прямоходящего проводника в тонкие миры выхватывает фрагменты потустороннего знания и сообщает потом остальным не очень прямоходящим о постулатах не очень геометрических фигур речи:
    
    Художник просится домой,
    в еловый сон, где много шишек.
    Там тень гремучею змеёй
    ползёт в траве и сладко дышит.
    
    Существует опасность текстоиспытателя раствориться в тонких материях самому. Но аватарка лирического героя выдерживает накал атмосферно-строфического давления и надёжно защищает нашего персонажа. Древними мантрами традиционного стиха отражаются беспощадные лучи сиюминутной действительности. Поэтический инструментарий и субъект исследования абстрагируются друг от друга и тогда – вовлечённость в происходящее растекается неделимыми атомическими каплями рифм по предметному стеклу не совсем здравого, но очень интересного смысла. Исследователь становится просто-напросто невидимым:
    
    Кто я для стихотворенья,
    этой ветки за окном? –
    Мир живого отраженья,
    сон во сне, случайный дом…
    
    Ведь чем прежде всего занимается настоящий поэт? Он подыскивает определение миру. А значит, и вещам, живущим внутри и снаружи воображариума. Причём предметы, явления и события поэтовой реальности могут (и чаще всего так и происходит) не совпадать с материальной осязаемостью других существ, дышащих с творцом звуков одной и той же почвой, но безмерно далеко находящихся от системы координат пишущего.
    Как же понять автора? Да очень просто. Самый действенный способ познания сверхъестественного, помимо поэзии – воспитание религиозных чувств. Возжигаешь дообеденную жертву, расстилаешь коврик, перекрещиваешь лоб, плечи и живот и открываешь личный портал иного существования:
    
    И ухожу в языческую Мекку
    стихов – иной портал существованья,
    где так светло, и ближе человеку
    всё то, что существует без названья.
    
    И всё происходит само собой. Ты попадаешь в иной мир, который ещё не описан и не обжит. Где ты – толкователь своей вселенной. Где каждый шорох и запах зависит от твоего называния. Где цвет можно вдохнуть и выдохнуть радужным пузырём нового слова, а потом попытаться поймать его и попробовать буквы на вкус. Где закольцовывается любопытная диалектика: призрачная и прозрачная долгота гласных переходит в иное состояние. Состояние беспокойного сна согласных!
    А ведь впавший в сон – просыпается уже совсем другим человеком. И эти удивительные прозрения вглядываются в читателя мухановской звёздной книги почти на каждом шагу:
    
    И, живя, не ведали о том,
    как в другую жизнь входили утром:
    тонкие, прозрачные, как будто
    посланные в мир за молоком…
    
    И поэт сотворяет. Он называет вещи своими новыми именами. Торит художественные тропы к увлечённому чтецу. Плетёт риторическую паутину внесмысловых образований. Его колючие и дикорастущие образы цепляют и кровавят воображение: неожиданно из-за тире выглядывает олицетворение, частная госпожа синекдоха вовлекает в общественный водоворот множественных чисел, эпитет направо и налево отвешивает пощёчины чересчур изнеженному вкусу, в зыбкие объятия миража подманивает аллегория, но всем правит бал скользящая и хрустящая на свежем морозце роскошная и ошеломительная метафора:
    
    За горою, без поправки
    на сверкающий ледник
    зимний день снимает шапку,
    гладит неба воротник.
    
    Реальность оживает. Питающие её чувства несут такой энергетический посыл, что затягивают в стихотворную воронку всё окружающее. И эти Чёрные дыры космической лирики не несут опасности для жизни. Они, наоборот, обновляют её, переплавляют и заряжают спасительной силой магического искусства. Провожатель и встречатель обнажённых душ ничего не требует взамен. Отдавая всего себя, он лишь указывает дорогу, отмечает пункты входа и выхода в новую действительность и предлагает свои строки в качестве средства доставки к ним:
    
    В тенётах счастья соловьиха
    читает Фета наугад.
    Стихи имеют вход и выход,
    и окна в отдалённый сад,
    в котором всё желает сбыться,
    иметь длину и ширину…
    
    Помимо всего прочего, в этом уникальном отчёте отыскиваются несколько конспирологических строф, расшифровав которые вполне можно подтвердить некоторые теории о цели возникновения и существования человечества на Земле. Возьмём немного отточенного пафоса гражданской направленности – действительно искренних и пронзительных строк, и извлечём из них второй или даже третий смысл, самим автором, возможно, и не подразумевающийся. И тогда человеческая жизнь предстанет пред нами тюремным сроком сосланных к нам преступиших всегалактический закон межзвёздных сограждан, а сама наша планета – как одно из тюремных учреждений Вселенной:
    
    На атлантические жвалы,
    на Колыму случайных строк
    в России миллион сбежало
    и отбывает жизни срок.
    
    У каждого художника должен быть свой внутренний Алтай и внутренняя Катунь. Художник – всегда разведчик. Разведчик – художник контурных линий. Запечатлевая горные вершины и гордые реки, наш космический рейнджер заполняет карту мироздания, расширяет смыслы и меняет созвучия. И уже совсем не схематично-далёким предстаёт перед нами экспрессивный Алтай, а живая река Катунь подмывает берега аллитерационной Хатыни-беды и вносит в своё произношение отчётливый жизнеутверждающий рокот:
    
    Катунь, глоток старинной жизни
    ты прячешь в новый свой рукав!
    На перекатах пеной брызжешь,
    как прачка, тучи постирав.
    
    Чем же завершилась экспедиция поэта на Землю? Описательный мир, занесённый во всеобщий и единый каталог цивилизаций, наш с вами мир – получает по итогам этой командировки право на художественное бытиё на полях бесконечных страниц библиотеки первосоздателя.
    Мы – читатели этого дня, листатели судеб и событий, зеваки грохочущих чувств персонажей и свидетели сюжетных линий – в каждом стихотворении, в каждой строке и в каждом звуке поэтических откровений обретаем для себя свободу истинного вдохновения, поскольку осознаём и находим себя в той стране живительной лирики, где даже веточка вер(б)ы способна спасти всё сущее:
    
    И за гранью последнего утра,
    за рекою, где правда живёт,
    станут почки спасать, словно Будды,
    бирюзовую дымку высот.
    
    


    

    

Жанр: Эссе
Тематика: Философское, Фантастическое, Психологическое, Об искусстве, Мистическое


2016, Тольятти

© Copyright: Эдуард Учаров, 2016

предыдущее  следующее


Напишите свой комментарий.
Тема:
Текст*:
Логин* Пароль*

* - это поле не оставляйте пустым

06.03.2016 10:10:20    Дмитрий Ильин Отправить личное сообщение    
Замечательно, Эд!
И я тоже так думаю о жизни, о Земле, о Игоре... :)))

,,,
Художники – пишут стихи,
Поэты – картины и песни:
Так жить на Земле – интересней,
Ненужные будни – легки!

...

Поэтому с кистью – поэт,
Художник – играет с гитарой,
А танец – не может быть старый,
Когда юным телом одет!

Искусство играет в крови
Движением, цветом и речью:
Материю – очеловечив
Связующим чувством: любви.
     
 

06.03.2016 10:48:51    Член Совета магистров Эдуард Учаров Отправить личное сообщение    
О!.. )
Рад единомыслию и единочувствию, дорогой Дима! ))
       

06.03.2016 16:07:55    Игорь_Муханов Отправить личное сообщение    
Прочёл с огромным интересом. По языку очень ярко получилось. А язык - сам по себе уже поэт, как утверждал Гоголь...

Спасибо большое, Эд. Чекушку с прицепом выпью за тебя непременно!

:))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))

М ♫ ♪♫ ♪ ♫ ♪ И
     
 

06.03.2016 17:53:06    Член Совета магистров Эдуард Учаров Отправить личное сообщение    
Ага, чекушка - это всегда хорошо! ))

Командируйся на Прусю, Игорь, там тебя потеряли ))
       

06.03.2016 16:37:12    Ведущая раздела Клубочек в лицах Член Совета магистров Галина Булатова Отправить личное сообщение    *
Поэтическая тайна Игоря Муханова раскрыта нашим человеком! ) Блестящее эссе!
     
 

06.03.2016 17:54:13    Член Совета магистров Эдуард Учаров Отправить личное сообщение    
космическая контрразведка... )
       

06.03.2016 19:07:43    Игорь_Муханов Отправить личное сообщение    
Поэтическая тайна раскрыта, всё верно. "Наш человек" даже определил, что я инопланетянин. А вот с какой планеты, не сообщил. Возможно, сработал инстинкт самосохранения:))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))
Комментарий изменён: Игорь_Муханов - 07 марта 2016 г. в 21:17:57
       

07.03.2016 08:36:46    Рауза Хузахметова Отправить личное сообщение    
И снова – замечательное эссе, прочитав которое очень хочется найти первоисточник )) и убедиться самой в этой "живительной лирике", благо этот первоисточник – рядом, на "Клубочке".
     
 

07.03.2016 10:22:44    Член Совета магистров Эдуард Учаров Отправить личное сообщение    
Спасибо за добрые слова, дорогая Рауза!.. ))
       

02.04.2016 22:58:05    Член Совета магистров Уваркина Ольга Отправить личное сообщение    
Замечательное эссе, Эд. Поэтически-космическое обозрение души, таланта, образа жизни... В ЗС!
     
 

02.04.2016 23:00:48    Член Совета магистров Эдуард Учаров Отправить личное сообщение    
И опять спасибо, Ольга! :)
       

Главная - Проза - Эдуард Учаров - Командировка на Землю Игоря Муханова

Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru