Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего
Главная - Проза - Рауза Хузахметова - Учить или не учить?..
Рауза Хузахметова

Учить или не учить?..

    В известной сказке Алексея Толстого «Золотой ключик» старый Карло вырезал из полена Буратино, накормил его и одел. А потом вручил книжку – «Азбуку», чтобы сынок учился и набирался ума. Вот и в жизни так. Как только появится малыш, каждый родитель старается обучить своё чадо наукам, следуя известной фразе: «ученье – свет». Начинается учёба в домашних стенах с самого простого: букв и счёта. Потом деток водят в разные секции, кружки, школы… Не стала исключением и я и тоже обучала сына всему, что знала и умела сама. Но хочет ли учиться сам ребёнок? Чем является для него школа – радостью или мукой? Зачем ему нужны знания, какую роль они сыграют в его взрослой жизни? Не является ли стремление дать ребёнку как можно больше знаний излишним? И не стараемся ли мы – родители, скорее, для себя и своего тщеславия, чем для самих детей, требуя от них учёбы и прилежания?.. Мне захотелось ответить на эти вопросы и проследить за желаниями и стремлениями самого ребёнка. В моём распоряжении – дневник, который я вела в течение восемнадцати лет, начиная со дня рождения сына.
    «…Чуть не порвал страницу. Любит проказничать, баловаться, кусаться, щипаться. Чуть что – бежит прочь и смеётся. Говорит: «мам», «мама», «баб» и другие короткие слова.
    Один год.
    Стал понимать – когда я ухожу: начинает плакать. А придёшь – сразу бросается, обнимает, радуется ужасно, даже если ушла на пять минут.
    Узнаёт на улице знакомых бабушек-соседок, свою подружку Настю, наших родственников. Любит абику, очень скучает, хнычет, когда её долго нет дома. Чужих дядей всё ещё боится, особенно врачей и слесарей.
    Говорит в основном: «а! а! а!» с разными интонациями. Но, всегда понятно – что он хочет сказать. Теперь гораздо чётче произносит: «мама», «дядя», «баба», «тётя».
    Научился залезать и слезать с дивана и кресла. То и дело открывает для себя что-то новое. То научился кружиться и стал демонстрировать это всякий раз, пока не упадёт. И видно, что самому интересно – радуется и смеётся. То научился плясать, как цыганёнок, мелко топоча ногами – так смешно! А похвалишь – кинется на четвереньках – воображает. Потом остановится, поиграет на губах пальцами и опять приплясывать. Такой смешной мальчишка!
    Понимает абсолютно всё, о чём с ним говорят.
    Начал с удовольствием «читать» книжки с толстыми листами. А с тонкими – не читает, рвёт.

    Два года.
    Выучил – где у него правая нога.
    Берёт в рот и пробует на прочность всё, что подвернётся. Два верхних зуба успел немножко обломать.
    Каждый день ходим на улицу. Миша очень любит кататься на санках с горки, копать совочком снег.
    Чётко говорит: «мама», «тётя», «дядя», «пока», «апа», «кака». Говорит-повторяет: «ах! аф! ам! ап!»
    С каждым днём повторяет слов всё больше, хоть и на свой манер. В основном, это первые две-три буквы каждого слова.
    Научился считать до трёх, да так смешно! Надо будет обязательно записать это на магнитофон.
    Миша научился хорошо разговаривать. Повторяет все слова, конечно, на свой манер, но уже понятнее. Говорит уже больше и сложные слова. Стал произносить по два слова вместе. Научился считать до десяти по-татарски. Это его абика научила – так забавно его слушать! А мы с ним рассказываем маленькие стишки, где Миша произносит слова в конце каждой строчки. Ещё Миша научился снимать и надевать трусики, сандалии. А спит теперь со своей лисичкой.
    Пыталась я приучить его к рисованию. Но после нескольких попыток решила пока оставить это дело. Миша пару раз черкнёт карандашом по листу, а потом откусит грифель и разгрызёт его. Так теперь все карандаши, покусанные, и стоят в вазочке. Я пока уж и не даю их.
    Любит «читать» книжки – сидит на диване, листает их, а сам рассказывает стихи. Правда, рвёт при этом книжки нещадно.
    Играет с конструкторами Марата (мой племянник, старше Миши на пять лет). Что-нибудь собирает из них, разбирает. Потом снова собирает или просит отвёртку, которая нужна ему «для дела».
    Целый день идёт снег. Миша немножко покашливает, и мы сидим дома. Играем в кубики, повторяем буквы. Он уже выучил почти все гласные буквы. Показывает и называет их. Ещё у него есть детское лото, где нарисованы разные цветы. Он их тоже хорошо запомнил. Показывает и называет их, правда, на свой манер.
    Хорошо помнит содержание песенок, сказок, стишков, которые я ему часто пою и рассказываю. Спросишь: «Как дальше?» – подсказывает.
    Миша уже – совсем большой мальчик. Хорошо и много говорит. Иногда сам себе что-нибудь рассказывает: или отрывок из сказки, или что-нибудь придумывает. Всё, что увидит или подумает – произносит вслух. Стал сам думать и высказывать свои соображения, а раньше только повторял слова за мной.
    Очень любит смотреть фотографии. Узнаёт на них всех знакомых.
    Говорит ещё от третьего лица или так, как я у него спрашиваю. Например: «Миша, дать тебе книжку?» Миша просит: «Дать книжку». Я спрашиваю: «А как нужно красиво попросить?» Миша говорит: «Дай книжку, пожалуйста, мама».
    Иногда удивляет нас фразами: «А где у нас Ташкент?» – или – «Что это такое?» – это обо всём, что ему незнакомо. Задаёт этот вопрос невероятно часто. «А где мама?» – или – «А где твоя мама?» – это когда он меня не видит и тут же начинает беспокоиться и готовиться к рёву.
     С Маратом любит играть в прятки, смотреть диафильмы, что-нибудь рисовать, сидеть и лепить из пластилина.
    Вот мы и пошли в садик, правда, со слезами и сильным рёвом. Прямо, хоть забирай домой сразу – так жалко. Миша стал очень плаксивым, пугливым и капризным, даже похудел немножко. Надеюсь, что скоро в садик пойдут его друзья и вместе им будет веселее.
    Когда Миша что-нибудь рассказывает – вспоминает или придумывает – так смешно жестикулирует! Сложит лопаточкой правую руку и поводит ей. Кивает головой, и лицо в этот момент очень выразительное. Вообще, очень интересный мальчишка! Трудно передать это на бумаге, но это так. Иногда, правда, случаются капризы, и тогда Миша не так уж и хорош.
    Пока ещё не все буквы выговаривает, и речь у Миши очень смешная. Мне нравится, как Миша произносит слово «щёчки» – как-то «сёцки». И я то и дело прошу его повторить. Мише смешно самому, и он заливается смехом.
    Миша стал постарше, ходит в садик уже без слёз, немножко подрос. Говорит по-прежнему много и смешно. Не выговаривает некоторые буквы, рассуждает, соображает что-то, придумывает на ходу – очень забавно.

    Три года.
    Хорошо играет с пластилином, любит рисовать красками, играть кубиками, с конструкторами, с инструментами.
    Ходит в садик. Недавно рассказал, что они там рисовали огурчик овальной формы и помидор – круглой. Иногда я удивляюсь тому – что он говорит. Миша стал взрослее – много замечает, делает какие-то выводы для себя. И вопросы у него уже совсем не такие, как раньше. Рассказывает – какие в садике учили стишки, поёт мне новые песни.
    Говорить стал лучше, но всё ещё не произносит «р» и нечётко говорит «л». Но, всё понятно. Раньше он застревал на сочетаниях «тс». Говорил: «купатстса», «кувыркатстса» и т.д.

    Мише исполнилось четыре года.
    Весь день он ходил нарядный и каждого встречал словами:
    – Ты знаешь, у меня сегодня – день рождения. А что ты мне подаришь?
    Научился говорить букву «р». Очень рад этому. Постоянно всем демонстрирует, как у него хорошо получается. Но, теперь во всех словах присутствует «р». И там, где надо, и там, где не надо, и даже вместо «л». Например, говорит «радно?» вместо «ладно?». А потом научился говорить букву «л» и теперь путает эти буквы: «р» и «л». Не знает – где какая нужна.
    Сейчас мы с ним сидим дома, болеем. Где-то простудились, хотя на улице – почти лето, тепло. То и дело напоминает мне мои обещания погулять. Может вспомнить то, что было полгода или год назад и рассказать об этом довольно подробно.

    Мише исполнилось пять лет.
    Пошёл шестой. Мальчик он – интересный. Умеет читать по слогам, писать, складывать слова из букв. Неплохо считает.
    Недавно научился кататься на двухколёсном велосипеде. Несколько дней подскакивал на ногах – то на одну, то на другую сторону. А потом поехал, да так быстро гоняет теперь – даже страшно! Сегодня пришёл домой с ободранным лбом – свалился с велосипеда, неудачно заворачивая.
    По-прежнему любит игры с разными конструкторами, делает из деталей более сложные вещи.
    Очень любит рисовать.
    Иногда ссоримся. Не всегда делает то, что прошу сделать. А если и делает, то не так быстро и вообще по-своему. Видимо, своё представление вещей и событий – достаточно твёрдое.

    Шесть лет.
    Сегодня Миша сидел и рисовал. В последнее время любимая тема – автомобили. Пытался нарисовать автомобиль в проекции. Это я как-то нарисовала ему куб сбоку, и он теперь пытается сделать то же самое с автомобилем. Никак не получалось сначала – столько было слёз и испорченных листов бумаги! Но, в конце концов, общими усилиями сделали рисунок. Очередной рисунок в моей коллекции!
    Семь лет.
    Теперь уже Миша – совсем большой мальчик. Высокий. Как-то вдруг стал расти и перегнал Женю Фадеева, который старше его на один год. И вообще – кажется, такой большой мальчик стал! Собирается в школу. Недавно ходили с ним на собеседование – записываться в школу. Мише задали массу вопросов. Он ужасно волновался, но отвечал хорошо и достаточно уверенно, хорошо читал. Считает уже до скольки угодно, а по-английски – тоже хорошо: до двухсот. А недавно мы научились называть по-английски любые четырёхзначные цифры.
    Читает очень редко.
    Ну, вот мы и пошли в школу! И даже проучились первую четверть. Сейчас у Миши – первые каникулы. В честь успешного окончания первой четверти – на «четвёрки» и «пятёрки» – выбрали в подарок ему машинку на пульте управления. Теперь сидит дома и играет со своей новой игрушкой.
    А 1-го сентября я фотографировала его и снимала на видео и его, и абику. Потом мы несколько раз смотрели видеозаписи. Миша был очень нарядный, торжественный. Вообще, ждал и встретил 1-е сентября, как праздник. Да и я тоже. Учится он хорошо, на родительском собрании его хвалили. Хотя сказали, что очень вертится на уроках. Пишет в прописях довольно аккуратно, решает примеры хорошо, только читает мало.
    Один раз в неделю ходим с ним в бассейн. Никак не может выбрать секцию: лёгкая атлетика или баскетбол.
    Очень любит ходить в гости к Илюше и Кирюше, к Жене Фадееву поиграть в «Денди» или погулять с ними на улице.
    Миша становится всё выше. Иногда посмотрю на него – удивительно, что это такой большой мальчик – Миша. Слушается уже меньше, но пока с ним ещё можно договориться. Считает себя большим. Но выпрашивает игрушки и сладости по-прежнему.
    Прошёл Новый год, прошли каникулы. Позади – вторая четверть. Миша дождался, когда и его школа наконец-то забастовала (1997г.) как и другие. Теперь он по утрам спит, днём катается на санках, а вечером просится к кому-нибудь в гости.
    Позади – вторая четверть, которую Миша неплохо закончил. Правда, читать Миша ленится. Пишет – то аккуратно, то небрежно – когда как. Но, в общем, всё – довольно неплохо.
    В воскресенье мы ходили в лес на лыжах. Как отлично! Миша неплохо ходит на лыжах, пытается бегать, а с горы хорошо спускается. Прямо, молодец! И сам ужасно радуется, что у него получается.

    Восемь лет.
    Прошло целое лето и так быстро! Миша пошёл во второй класс.
    В первые же дни учёбы он удивил меня тем, как аккуратно пишет и быстро читает, хотя летом совершенно ничем не занимался. Будем надеяться, что и весь год он будет хорошо учиться.
    На днях мы с Мишей приехали из Адлера. Ещё летом ездили в Самару к моим друзьям-однокурсникам. Мише Самара очень понравилась. Он даже решил, что когда вырастет – будет там учиться. Город, действительно, огромный, сильно изменился и поражает воображение.

    Мише – девять лет!
    Я подарила ему ролики, которые он просил ещё в прошлом году. Сколько было восторга! Вообще, Миша очень впечатлительный человек. Очень быстро может обрадоваться чему-нибудь, так же быстро может и огорчиться. Но ролики ему очень понравились. Мишка радуется любому, даже самому маленькому подарку. Так же, как и раньше мой папа.
     Миша отлично окончил второй класс! Круглый отличник! И сам ужасно рад этому. Рассказывает об этом всем знакомым. На торжественной линейке получил похвальный лист.

    Десять лет.
    Миша – высокий худенький мальчик. Такой же весёлый, озорной и прыгучий, как и прежде. Ходит на большой теннис с удовольствием и просит купить ему большую ракетку. Попробовал ходить на баскетбол, но что-то не получилось, бросил.
    Сегодня вечером Миша всё высматривал «звёздный дождь», который должен был быть особенно заметным в 5 часов утра. Хотел встать, чтобы посмотреть, но проспал. Вдруг заинтересовался звёздами. Чертил карты, переписывал названия созвездий, ходил за книгами в библиотеку, обменивался сведениями с соседями: Михаилом Абраменковым и Ринатом Бергалиным. Иногда просто идёт в библиотеку почитать. Очень любит разгадывать кроссворды в газетах.
    Учится Миша хорошо. Математика, английский, литература, история – всё отлично. Вот почерк – неважный и немного ошибок встречается.
    А вообще, чувствуется, что он уже – большой мальчик. На всё есть своё мнение, своё решение, хоть ещё и прислушивается ко мне.

    Одиннадцать лет.
    Учится Миша хорошо. В третьей четверти всего две «четвёрки» были. Правда, сейчас – весна. Заниматься, видно, совсем лень. Вся детвора уже на улице.
    Миша окончил пятый класс хорошо – только одна «четвёрка» по русскому языку. Теперь у него – каникулы. Гуляет на улице.

    Двенадцать лет.
    У Миши хорошо идут дела и по музыке, и в школе. Может учиться лучше, но не считает нужным упираться.
    Сейчас Миша ушёл в «Дельфин» на занятия по спортивной акробатике. Зимой я ходила вместе с ним, ждала его там. А сейчас – вечером светло, он ходит один. Рослый, довольно крепкий мальчик.
    Вчера у Миши закончился учебный год. За год – три «четвёрки», остальные – «пятёрки». Ужасно рад, что начинаются каникулы. И в то же время никак не может этому поверить.

    Тринадцать лет.
    Самая большая мечта у Миши – компьютер. Только и разговору о нём. Ещё увлёкся радиокружком. Неплохо учится. Ходит на гитару и в бассейн. Успехи по плаванию – заметные. Уже заметно окрепли ноги, хотя и ходит на занятия всего два месяца.
    Ещё летом Марату купили новый компьютер. А старый – Марат отдал Мишке. Сколько было восторгов!!! Мишка был готов выпрыгнуть из штанов от радости. Несколько раз мы с ним передвигали столы, чтобы сделать рабочее место. Получилось целых три: для компьютера, для уроков и для работы с паяльником. Вообще, Миша увлёкся радиоэлектроникой не на шутку. Жаль, что преподаватель этого кружка уехал. Но Миша сам читает всякие старые книжечки, переписывает их в тетрадь. Паяет что-нибудь, особенно, если они это проходят по физике, показывает мне «фокусы». По физике он у учительницы – любимый ученик.
    На каждой странице в дневнике «двойки» по поведению и записи типа: «много говорит», «разговаривает на уроке», «учит вслух на уроке», «смеётся» и т.д. Часто звонит домой классная руководительница и жалуется, что Миша ведёт себя шумно. Я стараюсь не обращать внимания, т.к. учится он хорошо. По внеклассной работе он – первый: и на концерте выступить, и на соревнованиях, и объявление сделать и развесить, и отремонтировать что-нибудь – сразу к нему обращаются. А шумный и энергичный – ну, просто уже вырос. Я «классной» так и говорю: «Вы хотите, чтобы он хорошо учился, был в первых рядах во всех мероприятиях и делах. И при этом ещё тихо сидел на уроках? Это – слишком!»

    Четырнадцать лет.
    В марте в ДК «Восход» был конкурс среди восьмиклассников разных школ «Я твой щит, Родина». Мишка ужасно волновался, но все конкурсы провёл лучше всех и выиграл 1-е место. Очень помогла ему группа поддержки на сцене с Настей Зикеевой и Юлей Соколовой. Да и Миша постарался: хорошо стрелял, танцевал вальс с девчонками из ансамбля «Юность», написал самое горячее «письмо из армии», вызвав бурю аплодисментов. Отвечал на вопросы по родному краю. Подарили ему огромную палатку и фотоаппарат. Теперь ждёт не дождётся лета, чтобы пойти в поход. Конечно, рад был Мишка ужасно! Стал знаменитым – в газете напечатали его фотографию, в новостях по телевидению показали. На улице, в школе, в бассейне поздравляли с победой. Молодец! Мы с Фаридой в зале ДК болели за него.
    Интересно, Мишка уже очень много знает из разных областей жизни. Фарида рассказала, что Марат пришёл домой и сказал: «Ну, теперь я за Мишку спокоен, он хорошо разбирается в компьютерах».
    А их послушаешь – как они говорят о компьютерах – я и слов таких не знаю. А они говорят с толком. Миша что-нибудь уточняет у Марата, тот поясняет. Видно, что оба хорошо понимают – о чём говорят.
    Недавно у Миши «сгорел» компьютер. Была масса отрицательных эмоций. Сейчас постепенно исправляем ситуацию. К новому году, скорее всего, компьютер будет в порядке.
    Четверть закончил с двумя «тройками», о чём не очень-то хотел распространяться.
    На носу – экзамены и последующее поступление в 10-й класс. Миша перестал учиться, нахватал сомнительных оценок. Но, похоже, не очень-то расстраивается по этому поводу. Всё время проводит за компьютером, гуляет на улице или «висит» на телефоне.

    Пятнадцать лет.
    Сегодня Миша пошёл в школу в своём красивом лыжном костюме и с новыми лыжами. На Новый год мы с Римой сделали ему отличный подарок – пластиковые лыжи, о которых он давно мечтал. Это было интересно. Сначала я вынесла и вручила коробку с ботинками. Пока он их радостно рассматривал, достала и лыжи. Сколько было восторга! Весь вечер Мишка подходил ко мне, благодарил и целовал. Вообще, Миша умеет порадоваться любому подарку. Это у нас от нашего папы. Я тоже рада любым подаркам.
    Миша очень далеко ушёл в своих познаниях. То и дело просит, чтобы я распечатала ему на работе статьи о компьютерных потрохах, которые потом читает. Ещё он пишет разные статьи, например, о защите от вирусов, и отсылает по интернету в журнал «Хакер». Перед Новым годом жутко суетился, т.к. узнал о конкурсе, где предлагалось описать новую компьютерную игру. Я читала его описание – очень впечатляет. Мишка – очень умный. Надеюсь, его способности сослужат ему хорошую службу.
    Как-то по телевизору мы смотрели передачу о маленьких городах у Москвы и Новосибирска, где хотят сосредоточить центры программ
истов. У Мишки появилась идея – работать в таком центре.
    Шестнадцать лет
    Наступило 1-е сентября. Мы с Мишей разошлись – каждый по своим линейкам: Миша – в школу в 11-й класс, я – на работу. Уже с утра нас обоих поздравляли с праздником, да и потом ещё весь день до вечера. Настроение было, в самом деле, праздничное. Миша еле дождался этого дня. Ужасно хотел в школу. Говорит, что стал скучать по школе ещё с первого дня каникул.
    
    Наконец-то я пришла к выводу, скорее, согласилась с тем, что мой сын уже вырос, и процесс воспитания уже давно закончился. Передо мной – не маленький мальчик, а характер, который хочет проявляться и утверждаться сам. Миша уже давно научился подпрыгивать на месте и взмахивать крылышками. Теперь ему нужно повзлетать, попарить в воздухе, расправить свои крылья и ощутить свои силы.
    Боже мой, как тяжело отпускать!
    Лети, мой мальчик! Счастливого тебе пути!
    
    Недавно был осенний турслёт. Миша был в первых рядах, конечно. Обожает турслёты, соревнования так же, как и я раньше. Но, во второй день подвернул ногу. Теперь ходит с повязкой. И не смог пойти со мной на закрытие торжеств в городе у ДК «Восход». А там на большом экране в хронике событий показывали интервью с Мишкой. Так интересно было посмотреть! Теперь ему знакомые говорят: «А мы тебя видели!»
    Скоро у Миши осенние каникулы. То и дело участвует в олимпиадах. Хорошо написал по информатике – 70 баллов из 70-ти. Доволен невероятно! Строит наполеоновские планы.
    Мечтает выиграть областную олимпиаду по информатике и поехать на российскую.
    Миша ждёт свой день рождения. Его ожидают большие сюрпризы, хотя он ещё об этом не знает. Миша хотел сначала пригласить в гости своих товарищей, но они в это время разъезжаются на предварительные экзамены в ВУЗы. Идут всевозможные тестирования, дополнительные занятия. И репетиции Мишка не бросает, тем более, что они теперь репетируют в «Инфо-Джазе» в соцгороде. Так что Миша – весь в бегах. Все разговоры – о поступлении.
    Семнадцать лет.
    Вчера Миша показал мне, как они с мальчишками снимали фильм на тему «Титаника». Очень потешно, особенно рассказы о подготовке к съёмкам.
    Работа над «Титаником» завершена. Миша всю ночь сидел за компьютером и монтировал фильм. Потом всё утро бегал от дома к школе и обратно, т.к. что-то не открывалось. Но, всё же удалось запустить и продемонстрировать фильм. Вернулся домой жутко усталый, но довольный, со словами: «Мама, какие, к чёрту, компьютеры! Я хочу учиться на режиссёра!» Поел и упал спать. А фильм – очень смешной и интересный. Жаль, что все участники разъезжаются учиться по разным городам.
    Сегодня в школе на уроке математики Татьяна Ивановна Романовская – преподаватель сказала: «Ну, Миша, ты потенциально мог бы быть отличником по математике, но ты себя растратил на правду жизни». Это было сказано по поводу того, что Миша очень много времени уделял общешкольным делам: всевозможным концертам и соревнованиям. Его часто снимали с уроков, что в итоге сказалось на уровне знаний и на итоговых отметках. Романовская рассказала мне, что она переругалась со всеми учителями в школе оттого, что они так эксплуатируют Мишку в ущерб его учёбе. Но всё уже сделано, и теперь ему приходится догонять упущенное с репетиторами по физике и по математике. Готовимся к экзаменам.
    Ну, вот и прозвенел последний школьный звонок! Мише грустно. Говорит, что жаль заканчивать учёбу в школе, расставаться с одноклассниками. А сам праздник – торжественная «линейка» прошёл интересно, ярко, весело. Мишин класс был самым нарядным; все были с цветами и подарками для преподавателей, с шарами разноцветными. Я фотографировала и снимала на видео. Мише как лучшему ученику доверили закрывать «линейку» и пронести на плече маленькую девочку со школьным звонком. В прошлый раз, когда ему нужно было нести на плече семиклассницу, ему удалось отбиться от этого предложения, и отдувался кто-то другой. В общем, праздник получился красивым. Впереди – экзамены.
    Миша окончил школу. Позади все экзамены, к которым он практически не готовился, и выпускной вечер, который прошёл весело и шумно. Миша был очень нарядный: в светлом костюме, к которому сам подобрал и купил рубашку, галстук и туфли. В общем, они с Настей были самыми красивыми и нарядными из всего выпуска. Много фотографировались и на улице, и в помещении. На торжественной части присутствовали Марат и Лена, Фарида. Рая тоже хотела пойти. В общем, праздник был общим и долгим, начиная с фуршета дома часов с 16-ти и до 6-ти утра в «Пароходе». Надо сказать, Миша довольно сильно набрался, что впрочем, не мешало ему веселиться. И танцевать, и участвовать в конкурсах, и фотографировать всех желающих, которых было очень много.
    Окончена школа. Немножко странно и мне, и Мише, но это так. Впереди – вступительные экзамены. Надеюсь, удачные. Пока Миша ходит к репетитору по физике и на репетиции рок-группы. И гуляет – так долго, что мы с котом Васей не можем его дождаться!
    Ещё сдаёт вступительные экзамены. По-прежнему совершенно не готовится к ним. Идея-фикс на сегодняшний момент – запись песен и выступления.
     Мишка поступил! Да ещё и в оба института – в ДиТУД и в УлГУ! Вот так молодец! Просто умница! Но, почти не готовился. Я вся измучилась, изволновалась. А Мишка всё время пропадал на репетициях или гулял. На экзамены ходил без шпаргалок, а на последнем – решающем по физике вообще сидел на первой парте перед комиссией. В общем, мы все ужасно рады и пили за его здоровье и не раз! Миша тоже очень рад. Особенно за то, что поступил в ДиТУД на ВТ, где учился Марат. Но, выбрал всё же УлГУ, т.к. хочет учиться на информатике. Конечно, экзаменационный период прошёл тяжело. Миша сдавал экзамены в два потока и в конце был уже просто выжат. Но, впереди – целый август, в течение которого он собирается повалять дурака и просто отдохнуть. А я бы хотела вместе с ним куда-нибудь съездить. Но, моё здоровье, к сожалению, не позволяет далеко уезжать. Очень жаль, потому что раньше, когда мы вместе куда-нибудь уезжали, очень много времени проводили вместе. Вместе радовались, удивлялись, много разговаривали, обсуждали, делились впечатлениями. А теперь Миша уходит из дома, а я его только жду и жду. Видимо, всему своё время.
    И всё же я очень рада, что Миша вырос, стал умным, сильным, самостоятельным, упрямым, деятельным, интересным человеком, рассчитывающим на себя. Я так рада за тебя, Миша! Удачи тебе во всём!
    Прошёл месяц, и вот уже 1-го сентября Миша пошёл на занятия в институт. Вернулся ужасно усталым. В первый же день было шесть пар! У меня на работе – то же самое. Так что мы пришли домой почти одновременно, и оба повалились на диваны. Но с каждым днём Мишка входит в нужный ритм. Уже появились положительные эмоции. Миша очень быстро находит контакт с незнакомыми людьми. Преподаватели тоже с симпатией относятся к нему – и те, что были у него в лицее, и новые. Будем надеяться, что они будут к Мише благосклонны в течение всего периода обучения.
    Миша учится. Успевает ходить на репетиции, гулять, кататься на велосипеде, часами висеть на телефоне, сидеть у компьютера.
     Мороз и солнце – день чудесный! Завтра – проводы зимы. Наконец-то, морозы и пушистый снег. У Миши начались занятия по физкультуре на катке. Пришёл домой весь мокрый и невероятно довольный. Говорит, что сначала научился падать, а потом катался на коньках с большой скоростью. «Если бы у меня были коньки, я катался бы на них каждый день», – говорит. Ну, что ж – будем дарить коньки.
    Сегодня повалил снег, замела метель. Миша ходил на каток. Вернулся весь мокрый. Носит шарф, который я ему связала. В первый же день сказал мне: «Оказывается, мне всю жизнь нужен был такой шарф! Я его теперь каждый год буду носить!»
    Вчера Миша рассказывал, как он в институте решает задачи для однокурсников и отдаёт их со словами: «Одна горькая шоколадка, две горькие шоколадки…»
    Скоро у Миши день рождения (восемнадцать лет)…2007г.»

    …Заканчиваются записи в моём дневнике. Ну, а учёба у сына продолжается. Впереди ещё несколько лет обучения в институте. Участие в 2012 году в международном фестивале по веб-дизайну – сначала в российском туре в Обнинске, а затем в Лиможе (Франция). Защита диплома. И далее – постоянное самообразование: и дополнительные курсы по фотографии, дополнительные занятия английским, курсы по графическому дизайну… Интерес к новому, ещё неизвестному и неизведанному не иссякает. И это можно только приветствовать.
    В детстве у нас была большая самодельная папка-скоросшиватель из плотного картона, на которой синими чернилами было написано: «Хочу всё знать». Её сделал отец и постоянно пополнял всевозможными вырезками из газет и журналов. Сколько в ней было интересного из самых разных областей жизни! «Мингалим» – «я – учёный». Видимо, отцу это имя дано было не случайно. Он сам много читал, много знал, и старался, чтобы мы были любознательными, умными. И я рада, что его любознательность передаётся дальше.
    Перечитывая страницы дневника, я ещё раз убедилась, что стремление к познанию мира это естественное желание человека. И начинается оно с самых первых дней жизни. Обладающий знаниями человек крепче, увереннее стоит на ногах, дальше смотрит. Ему интереснее и радостнее жить. И мир вокруг себя такой человек старается сделать лучше, красивее и справедливее. Образованность, начитанность, порядочность, воспитанность, выдержка, доброта, сострадание к старым и слабым, миролюбие – разве можно разделить эти качества? – Нет. Все они являются неотъемлемой частью любого воспитанного и образованного человека – человека созидающего. А потому вопрос «учить или не учить?» решается просто: учить! Учить с первых дней – доброте, милосердию, знаниям – тем нравственным, культурным и научным ценностям, которые мы получили от родителей и которые передаются из поколения в поколение.
    
    В первый класс!
    
    Выпускной в институте. (Миша – на переднем плане справа.)


    

    

Жанр: Мемуары, дневники


2016г. Казань

предыдущее  следующее


Напишите свой комментарий.
Тема:
Текст*:
Логин* Пароль*

* - это поле не оставляйте пустым

13.02.2016 09:51:41    Ведущая раздела Клубочек в лицах Член Совета магистров Галина Булатова Отправить личное сообщение    
Да, очень интересно... Всё-таки ты мудрая мама, Роза - защитила своего детёныша перед классной с её упрёками! ) Как на ладони здесь процесс взросления сына - прекрасный подарок и ему, и себе самой...
Какие вы молодцы - осилили букву "Р" в 4 года! А я вот сама только в 6 научилась! ))
     
 

13.02.2016 10:25:05    Рауза Хузахметова Отправить личное сообщение    
Вряд ли это – мудрость. Скорее, природный инстинкт – распушить крылья и прикрыть птенца. )))
Спасибо.
       

Главная - Проза - Рауза Хузахметова - Учить или не учить?..

Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru