Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего
Главная - Проза - Галина Булатова - Поэтическая азбука (о занятии в детской студии творческого чтения)
Галина Булатова

Поэтическая азбука (о занятии в детской студии творческого чтения)

    Порадовавшись долгожданному золоту Екатерины Юрловой на чемпионате мира по биатлону в финском Контиолахти 11 марта 2015 года, я услышала от Дмитрия Губерниева, что чемпионка вдобавок ко всему пишет стихи и потому может считаться Анной Ахматовой в биатлонном мире. Значит, занятия стихотворчеством способствуют победам в любом деле.
    А потому, отправляясь 14 марта на встречу с детьми из студии творческого чтения «Юный журналист» по приглашению её руководителя Валентины Тарасенко, решила, что самой подходящей темой мастер-класса будет разговор о рифмах и размерах. Разумеется, дети прекрасно знали, что такое рифма и легко продолжили народные рифмующиеся пословицы: «Без труда – …», «Не имей сто рублей, …», «Нет ни окон, ни дверей,…», чуть запнулись на загадке про утку в море (хвост на заборе) и присказке про Федота (Федот, да не тот), зато отлично справились с моими «Техно-загадками», например, такими:
    
    Есть у ящичка работа:
    Разогреть еду в два счёта.
    
    Кто в уме считает робко –
    Нажимает чудо-кнопку.
    Эти кнопочки и сложат,
    И разделят, и умножат.
    
    Он по комнатам гуляет,
    С аппетитом пыль глотает.
    
    Поговорили о рифмах точных и менее точных. Для слова «мать» было единодушно отдано предпочтение рифме «понимать» (перед «тетрадью»), для «берёзы» более подходящими стали «розы» (в отличие от «мимоз»), а «даль» явно мечтала о «медали», усмирив требовательное «дай».
    Оказывается, мужскими и женскими бывают не только одежда, парфюмерия, характер, сила, но и рифмы. Кажется, самое время облечь их в двустишия:
    
    РИФМЫ
    
    Мужская

    
    Взяли в руки молоток:
    На конце ударный слог.
    
    Женская
    
    Шла корова по дороге,
    Стой на предпоследнем слоге.
    
    Дактилическая
    
    Не летается птеродактилям,
    Завершается строчка дактилем.
    
    Гипердактилическая (четырёхсложная)
    
    Самая лирическая –
    Гипердактилическая.
    
    Гипердактилическая (пятисложная)
    
    Надоело рекламирование,
    Наложить бы табуирование.
    
    Супергипердактилическая (6-ти сложная)
    
    С хвостиком – подкрадывающийся,
    С крыльями – догадывающийся.
    
    Супергипердактилическая (7-ми сложная)
    
    Есть лужайки рассекречивающиеся,
    Всеми красками расцвечивающиеся.
    
    Подошло время задания: сочинить пару строк с любым видом рифм. Особой популярностью почему-то пользуется мужская.
    
    Случайно ли всё в мире подчинено ритму? Смена дня и ночи, приливы и отливы, ритмичное биение сердце, периодически растущая и убывающая луна. Ритм неотделим и от стихов. Если и бывают стихи без рифмы (белые стихи), то без ритма – они уже проза. Ритм можно отстукивать – внутренний камертон подскажет чередования ударных и безударных слогов и пауз. Несколько экспериментов на ритмическую тему проходят вполне успешно, после репетиций наши барабанщики перестают выбивать лишнюю дробь, где не нужно, и воспроизводят недостающую там, где необходимо.
    
    Подобно тому, как ноги отличаются по размеру обуви, так и ритмические строки имеют свой размер.
    
    Двухсложные с ударением на первом слоге или на втором становятся хореями или ямбами; трёхсложные… Да что там говорить, проще срифмовать.
    
    РАЗМЕРЫ
    
    Двухсложные:
    
    Хорей / –

    
    Для хорея хор поёт,
    Хори водят хоровод.
    
    Ямб – /
    
    По ямам и по дамбам
    Шныряю ярым ямбом.
    
    Трёхсложные:
    
    Дактиль / – –

    
    Плакали дактили: злые редакторы,
    Как птеродактили, тюкали автора.
    
    Амфибрахий – / –
    
    На лавке под буркой в овчинной папахе
    Похрапывал чинно старик амфибрахий.
    
    Анапест – – /
    
    «Почему ты бледна, дорогая?» – в упор
    У знакомой поганки спросил мухомор.
    
    Четырёх- и пятисложные:
    
    Пеон – / – –
    

    Цветёт в саду лазоревом малиновый пион.
    Сложи четырёхсложника изысканный пеон.
    
    Пентон – – / – –
    
    Пятисложникам удивляемся,
    Подорожником исцеляемся.
    
    А можно и стихи прочесть в том или ином размере и выяснить, что «Мели, Емеля!» это хорей («Наступает понедельник, / И пшеницу мелет мельник…»), «Декабрьский блюз» танцует анапестом («Придекабрился город / В огневое манто…»), а «Стихи о Тольятти» гуляют под ручку с амфибрахием (Заветным кружочком на карте, / Где Волги причудлив покат…»).
    
    Призовое задание сочинить 4 строчки размером хорей выявляет победителей: в младшей группе 7 – 10 лет победителем признана Оля Гимишли, 2 место у Подгорновой Ани, 3-е у Ковтуненко Кати, а поощрительный приз получает Лёня Долматов. В старшей группе 12 – 14 лет лидируют двое: Воронина Настя и Ситухина Аня. Второе место занимает Юра Разживин, третье – Лиза Девяткина. В качестве призов из дома принесены детские и взрослые книжки, фотоальбомы, блокноты, сувенирные свечки и брелки. Как говорится, чем богаты. Итоги подведены после традиционного чаепития, но творчество продолжается: составление слов из букв, входящих в слово «Журналистика». Отличились все: и те, кто придумал длинные слова «картина» и «лунатик», и авторы красивых слов «жанр» и «старик», и тот, кто придумал последнее слово.
    Если есть желание, можно почитать свои стихи, как сделала это Аня Подгорнова, можно и показать их на экране телефона, если чуть-чуть стесняешься, не возбраняется даже проанонсировать кусок фантастической повести из будущей книги, на обложке которой будет значиться имя автора: Юрий Разживин.
    Перед началом занятия Валентина Николаевна пустила по кругу яблоко. Подержав его в руках, каждый должен был поделиться чем-то хорошим. Для кого-то радостью стал день рождения братика, кое-кто ликовал по поводу отменённого шестого урока в школе, а кто-то улыбнулся хорошей погоде. В конце занятия Валентина Николаевна вновь усадила всех в «волшебный круг благодарности», чтобы прозвучали слова по поводу сегодняшней встречи. Замечательные традиции, сеющие добро и свет в душах юных писателей!
    
    ФОТО:
    
    Валентина Тарасенко, руководитель студии
    
    
    
    Слушаем и сочиняем
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Оля Гимишли
    
    
    
    Аня Подгорнова
    
    
    
    Катя Ковтуненко
    
    
    
    Лёня Долматов
    
    
    
    Воронина Настя
    
    
    
    Ситухина Аня
    
    
    
    Разживин Юра
    
    
    
    Девяткина Лиза
    
    
    
    Придумываем слова
    
    
    
    
    


    

    

Жанр: Очерк, заметка
Тематика: Об искусстве


Тольятти, 15 марта 2015

© Copyright: Галина Булатова, 2015

предыдущее  следующее


Напишите свой комментарий.
Тема:
Текст*:
Логин* Пароль*

* - это поле не оставляйте пустым

18.03.2015 18:39:54    Дмитрий Ильин Отправить личное сообщение    
О! Зайчики-очаровусики! Помню в ФБ...
Классные примеры на размеры!.. Особенно впечатлил старик Амфибрахий и дактили... :))

Привет Валентине!
:)))
     
 

20.03.2015 19:21:10    Ведущая раздела Клубочек в лицах Член Совета магистров Галина Булатова Отправить личное сообщение    
О как - Вы знакомы с ней? Обязательно при встрече передам. Дима, спасибо!!! )
       

22.03.2015 14:24:30    Дмитрий Ильин Отправить личное сообщение    
Ой, Гал - увы не знаком, - но это всё - наши люди, поэтому передай обязательно!
       

23.03.2015 10:07:42    Член Совета магистров Эдуард Учаров Отправить личное сообщение    
Я повторюсь: неплохо бы детское пособие сделать по сочинению стихов ))
     
 

23.03.2015 11:46:05    Ведущая раздела Клубочек в лицах Член Совета магистров Галина Булатова Отправить личное сообщение    
Планы и надежды ведут нас вперёд. ) Спасибки, Эд, может, когда-нибудь и сбудется.
       

Главная - Проза - Галина Булатова - Поэтическая азбука (о занятии в детской студии творческого чтения)

Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru