Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего
Главная - Проза - Галина Булатова - О книге стихов Романа Тягунова (библиотечка ГУЛ)
Галина Булатова

О книге стихов Романа Тягунова (библиотечка ГУЛ)

    
    
    Тягунов Р.Л. Стихи, 1983 – 2000 гг/ Роман Тягунов. – Челябинск: Изд-во Марины Волковой, 2014. – 60 с. – (Галерея уральской литературы. Кн. 6-я).
    
    Поэзия бывает самодостаточной, когда ты не знаешь биографии автора, и тебе это, в общем-то, не мешает. Ты просто читаешь и наслаждаешься стихами. С Романом Тягуновым случилось наоборот. Одни стихи безоговорочно становились «моими», другие же вызывали отторжение. Тогда поневоле начинаешь искать истоки творчества в биографии. Вот что пишет о Романе Тягунове, которому судьба отпустила всего 38 лет, редактор-составитель Виталий Кальпиди: «Устраивал мистификации… Отличался неуравновешенным характером. Был гостеприимен и щедр, но при этом заслужил славу клептомана. Мог быть очень мил и внимателен…, но временами становился агрессивен… Некоторое время принимал различные наркотики…» Такой разброс в характере проливает свет на стихи.
    
    Пожалуй, визитная карточка поэта – стихотворение «В библиотеке имени меня». Перечитываю его в какой раз, и будто слой за слоем снимается старая краска, обнажая первородную живопись мастера. Мистикой веет от стихотворения «В Михайловском зима перерастает в осень…»: «О, лунный циферблат! Мы не в своей тарелке: / Нам сахарная кость, что ось железных лет. / Давно прошедший век процеживают стрелки: / Вот – Парус, вот – Дантес… / А Пушкина всё нет». Тягунов убеждён в божественной природе вдохновения, для него Бог выступает в образе лыжника, а поэт всего лишь скользит по привычной дороге: «Все мысли взяты напрокат / У лыжника двух параллелей…»; «…не я говорю / но пославший меня». О России – смело, через выстраданное: «Россия в поисках врага: / Привычка выросла в обычай…»; «Кто против России, тот против / Любви, против слова «любовь», «Россия – должник перед Богом / За сказки, стихи, колдовство».
    
    На протяжении всей книги явно или тайно идёт перекличка автора с литературой веков: «И чтоб продлилась жизнь моя, / Я ночью должен быть уверен. / Что утром в ней увижу я?»; «Я не оспоривал глупца»; «Впадая в сон… Впадаю в ересь»; «Плыви имярек…»; «Жить не по лжи», «Россия. Лета. Лотерея». Будто за спиной стоят, угадываются по силуэтам Пушкин, Пастернак, Бродский, Солженицын, Блок. Ощущение хрупкости, незащищённости, незавершённости собственного пути: «Мой текст незавершён, да и незавершаем», «Я буду петь для Вас на птичьем языке»; «Стихи выводят в чисто поле / Чтоб в чистом поле расстрелять»; «не оставляй меня / наедине со мной»; «я не умею жить / я не в своём уме». Но и осознание себя как поэта, которого будут помнить: «Мы пришли, как письма с фронта: / Долгожданны и страшны. / Нас читали так подробно, / Что не вспомнить не должны».
    
    Поражает обильная игра со словом – это всевозможные перевёртыши, умело вплетённые в ткань стиха: «читая ТЕНИНЕТ / по кругу враГНЕВраг», «круг ДЕМОН круг НО МЕДЬ / Я БЕС СЕБЯ…», «НАМ БОГ ОБМАН – читай наоборот»; попытка нарушить привычность слова, сломать его заданность хотя бы путём написания: «адын человек», «мне голову кружыт», «в кругу шыпящих»; расчленение слов на звуки и их расшифровка: «Я – цель, И – путь, Т – средство, Ы – движенье», «Ё – зеркало, М – свет, Я – отраженье». Поэт подпадает под магию числа: «К тому, что я считал бессонницей, числом, / Относятся: число, бессонница и лыжи…», «Нет выше темы, чем число», «Россия – страна грозовая. / В ней имя опасней числа», «Не сосредоточиться… / Чувство… Мысль… Число…». Есть непонятное, а, возможно, просто непонятое мной, требующее выхода за привычные пределы сознания: «Матерей не приносят в подоле. / Праяйцом окольцован петух. / Близнецов набирают из двух / Пар, родившихся в поле и доме». Но автору словно и не нужно понимание читателя, ему гораздо важнее быть понятым самим собой, отсюда серьёзность игры с подсознанием, необычные образы и непривычные метафоры: «Я в медный дым топор всадил с размаха», «…Мы садимся в лифт / Из папиросной розовой бумаги».
    
    Более всего в книге меня поразило последнее перед «Строфами» стихотворение, отчаянное обращение поэта к Господу: «Горе мне, звёздная оспа мне – / Скатерть моя нечиста… / Господи, Господи, Господи, / Где же твоя пустота?». Роман Тягунов успел сказать многое до пустоты…
    


    

    

Жанр: Очерк, заметка
Тематика: Об искусстве


Тольятти, июнь 2014

© Copyright: Галина Булатова, 2014

предыдущее  следующее


Напишите свой комментарий.
Тема:
Текст*:
Логин* Пароль*

* - это поле не оставляйте пустым

13.09.2014 11:38:27    Член Совета магистров Эдуард Учаров Отправить личное сообщение    
Да я думаю, что он и сейчас не в пустоте... очень такой "губановский" поэт с рваной экспрессивной метафорикой. Очень талантливый и живой, искренний...
Кальпиди - уважение за ГУЛ (Галерея Уральской Литературы) - доброе дело...
И ты молодец - хорошо пишешь, вдумчиво...
     
 

14.09.2014 02:15:31    Ведущая раздела Клубочек в лицах Член Совета магистров Галина Булатова Отправить личное сообщение    
Да, живой и искренний, ты правильно написал, Эд. Та поэзия остаётся живой, которая искрення. Спасибо за отклик!
       

Главная - Проза - Галина Булатова - О книге стихов Романа Тягунова (библиотечка ГУЛ)

Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru