Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего
Главная - Проза - Галина Булатова - Музей – больше, чем учебник по истории…
Галина Булатова

Музей – больше, чем учебник по истории…

    22 января 2014 года музею-заповеднику «Казанский Кремль» исполнилось 20 лет, и в этот день все желающие могли посетить музеи Кремля совершенно бесплатно. И это не один, не два, а целых пять музеев с многочисленными залами и экспонатами: Музей естественной истории Татарстана, выставочный зал «Манеж», центр «Эрмитаж-Казань», Музей истории государственности татарского народа и Республики Татарстан, а также Музей исламской культуры.
    
    Ровно 20 лет назад тогдашний президент республики Минтимер Шаймиев подписал указ «О создании Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль». На самом деле удивительно, что Казанский Кремль, ещё два десятка лет назад бывший резиденцией различных министерств и ведомств, ныне превратился в культурный центр всего региона, а его улицы и площадки открыты для посещений большую часть суток.
    
    …Лютовали крещенские морозы, но разве они могли остановить тех, в чьей душе горела искра любопытства и жажда новых впечатлений. За порогом выставочного зала «Манеж» – тепло, уютно, полусумрачно. Ощущение, словно ребёнком находишься в дедушкиной кладовке, где собраны разные волшебные штуки. А что ещё можно обнаружить на выставке «Волшебство анимации» из собрания Московского музея Анимации! На стенах – фрагменты зарисовок отечественных и зарубежных мультфильмов. В зале – анимационные игрушки, куклы, историческая фото- и кино-аппаратура. Причём любой посетитель мог не только пощупать руками приборы, но и попробовать их в деле. Закрывшись чёрным покрывалом, мы ныряли в сумрак таинственного оптического устройства, крутили зоотроп, чтоб увидеть в щёлочках барабана двигающуюся лошадь, держали в руках что-то среднее между шваброй и винтовкой (я окрестила это устройство «алебардой»), в «прицеле» которого был очередной анимационный эффект, экспериментировали в театре теней, рисовали картину струйкой песка на светящемся экране. То есть были в полном смысле соучастниками действа. Отцом современной анимации считается французский инженер Эмиль Рено; Дисней – поставил её на коммерческую основу, но и России есть чем гордиться: Владислав Старевич – основатель кукольной анимации. Если уж речь зашла о мировой мультипликации, то любопытен факт перевода «Чебурашки», героя мультфильма, созданного по мотивам произведения Эдуарда Успенского, на другие языки: в Германии он стал называться «Куллерхен» («Kullerchen»), в Англии – Топл («Topple»), а в Финляндии Муксис («Muksis»).
    
    Ещё несколько месяцев назад мы мечтали посетить центр «Эрмитаж – Казань», чтобы попасть на нашумевшую выставку французских художников-импрессионистов. Боялись, что не успеем увидеть знаменитые полотна, поскольку выставки меняются каждые полгода, а импрессионисты «проживают» в казанском «Эрмитаже» уже с осени. Созданный в 2004 году как первый в России филиал Государственного Эрмитажа, центр расположился в здании бывшего Юнкерского училища на третьем этаже.
    
    Импрессионизм, присущий в основном французской живописи, стремится передать мимолётные впечатления, психологические нюансы, подвижность и изменчивость атмосферы. Что я могу сказать…Благоговейное ощущение того, что перед тобой не копии, не фотографии, а подлинники великих имён: Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Поль Сезанн, Анри Матисс…Альфред Сислей, Жан-Леон Жером, Поль Синьяк, Огюст Роден…Всего в пяти залах – более ста пятидесяти произведений живописи и печатной графики, а также предметов декоративно-прикладного искусства эпохи модерна Франции второй половины XIX века.
    
    Знаменитые «стога» и «маки» Клода Моне. Приглушённые краски, крупные мазки, лиловая палитра с розовым и зелёным, создающая ощущение простора и свободы. Всего у Клода Моне – 25 картин со стогами, в которых он запечатлел различную степень освещённости стогов в разное время суток. А цветы – были его страстью. Маки присутствуют в нескольких его картинах, художник словно не хочет отпускать их, пытаясь постичь тайну цвета и композиции.
    
    Поль Сезанн. «Букет цветов в голубой вазе». Пышные астры, или, быть может, георгины, ромашки, много зелёных листьев, дымчато-голубая керамическая ваза и всё это на спокойном золотисто-коричневатом фоне стола и стены, наполненном, словно напоённом солнцем… Всё просто и естественно, и именно этот прямой взгляд Сезанн считал способом прикосновения к истине.
    
    А вот «лимоны» Анри Матисса и Поля Гогена. Чем привлекал их этот цитрус? Ярким цветом или «жизнелюбивой» формой? Возможностью добавить в картину «кислинку»? Задерживаюсь у натюрморта Гогена «На окне». Большая деревянная кружка с крышкой, бутылка толстого стекла с наполненной на треть жидкостью, стакан с недопитым чаем и лимон на блюдечке. Кажется, что всего две-три краски использовал художник: лимонную, коричневую и чёрную. Но плоскости чистого цвета, заполняющего формы предметов, создают глубоко эмоциональную картину.
    
    Арка между залами. По правую её сторону огромный, больше человеческого роста, портрет женщины на лестнице кисти Пьера Огюста Ренуара. Слева – в аналогичном интерьере – портрет мужчины на лестнице. В одно ли время спускалась дама с японским веером в длинном голубоватом платье и элегантный мужчина в костюме и белой рубашке – загадка. Картины написаны по заказу знаменитого книгоиздателя Шарпантье и его супруги, в чьём парижском салоне бывали Гюстав Флобер, Эмиль Золя, Тургенев, Мопассан, Сен-Санс, Эдгар Дега и многие другие выдающиеся деятели европейской культуры. Картины объединяют и арабески лестничных перил, и удивительный внутренний свет, который стал особенно заметен после реставрации. Дело в том, что владельцы картин «подновляли» их при помощи жёлтого лака без ведома художника, в результате чего первоначальные краски были утрачены. Считается, что эти парные полотна представляют обобщённый образ парижан того времени.
    
    Не отпускает полотно Шарля (Чарльза) Хоффбауэра «В ресторане». Полумрак, на столиках – зажжённые лампы в красноватых абажурах. Немногочисленные посетители. И приковывающая взгляд пара: молодая светловолосая женщина в чёрном блестящем платье с красной розой у декольте и мужчина, помогающий ей надеть накидку. А быть может, наоборот, снять? Если официант отодвигает стул, а столик пока пуст, значит, посетители только что пришли? Но, возможно, это вовсе не их столик. Женщина приподнимает волосы, чтобы высвободить их из-под наброшенной накидки. Официант отодвигает стул и ждёт, когда ему дадут «на чай»… Картина – загадка…
    
    «Выставки такого масштаба в стране не было никогда, за неё боролись бы насмерть крупнейшие музеи мира», – сказал осенью на открытии выставки министр культуры РФ Владимир Мединский. Гордись, Казань!
    
    Спустившись на второй этаж, мы оказались в Музее естественной истории Татарстана, шесть залов которого занимает палеонтологическая экспозиция. За час – перед нами прошла эволюция позвоночных с момента появления первых рыб до современного человека. Казалось бы, кого теперь удивишь гигантскими скелетами ихтиозавров, тиранозавров и прочих динозавров, которые вымерли много тыщ лет назад? Однако же впечатляет. Можно было воспользоваться интерактивными компьютерными блоками. Или даже только нажать на кнопку возле динозавра, чтобы услышать его рык.
    
    Этажом ниже располагается вторая часть музея (или первая, если начинать осмотр с первого этажа), посвящённая геологической истории Татарстана, животному и растительному миру, минерально-сырьевым ресурсам. То есть можно узнать, как образуются и добываются нефть, битум, известняк, гипс, уголь, фосфориты и т.п. Десяток образцов татарстанской нефти в небольших прозрачных колбах на специальном стенде. Цвет от лимонно-жёлтого до густо-чёрного. Всё зависит от примесей. Вообще же встречается и красная нефть, и нефть с синим или зеленоватым отливом.
    
    Астрономический экскурс. В этом зале смотрим обширные коллекции метеоритов, заглядываем в телескоп, встаём на «космические» весы, где нам сообщают собственный вес на разных планетах и звёздах. Так на Луне я весила бы всего 10 кг, на Венере 23, а на Сириусе, кажется, двести девятнадцать миллионов килограммов!
    
    Пора уходить, но что там, за ещё одной музейной дверью? Напоследок попадаем в царство народных промыслов. Расписные шёлковые платки и зонты, вышитые скатерти, нарядные платья, лаковая миниатюра, расписные жестяные подносы, деревянные фигурки. Неожиданно выяснилось, это выставка «Рождественская радуга». Три с половиной сотни разнообразных произведений студентов, молодых выпускников Высшей школы народных искусств городов Москвы, Санкт-Петербурга, Богородска, Федоскина, Мстеры. Каждая работа уникальна, создана в единственном экземпляре и, к большому сожалению посетителей, не продаётся. Подумать только, «Волшебная рапсодия», «Сады семирамиды» или «От утренней зари к заре вечерней» – это названия платьев! Звучит, как музыка. Шёлк, бархат, атлас, золотое шитьё… Федоскинские лаковые миниатюры, ростовская эмаль…Белый зонт, лежащий на белом рояле, сделан сразу в двух городах: костяная резная ручка – в Петербурге, а узор, напоминающий «ришелье» – в Москве.
    
    И взрослых, и детей более всего, пожалуй, привлекла резьба по дереву «Как мыши кота хоронили». Это достаточно точная копия работы богородского мастера конца 19 века Ф.Ерошкина, выполненная в 2012 году выпускником Высшей школы народных искусств. Кто-то насчитал в деревянной скульптуре 68 мышей.
    
    Незаметно пролетели полдня. Четыре выставки – и на целый год впечатлений. Я долго думала, с чем можно сравнить музеи. И пришла к выводу, что они – своеобразные книги, которые в определённом списке и в свободной последовательности должен прочесть в своей жизни каждый человек. Ведь посетить один музей – это больше, чем пролистать учебник по истории.
    
    ФОТО
    
    1. На выставке «Волшебство анимации»
    
    
    2. Куклы
    
    
    3. Афиша выставки французских импрессионистов
    
    
    4. Поль Сезанн. «Букет цветов в голубой вазе»
    
    
    5. Шарль Котте «Марина с видом Венеции вдали».
    
    
    6. Шарль Хоффбауэр «В ресторане».
    
    
    7. В музее естественной истории
    
    
    8. Как мыши кота хоронили. Резьба по дереву.
    
    
    9. Белый зонтик на белом рояле
    
    
    10. Расписной платок
    


    

    

Тематика: Об искусстве


Казань, 22 января - 3 февраля 2014

© Copyright: Галина Булатова, 2014

предыдущее  следующее


Напишите свой комментарий.
Тема:
Текст*:
Логин* Пароль*

* - это поле не оставляйте пустым

04.02.2014 07:35:29    Лауреат Ежегодной премии Клубочка Татьяна Лобанова Отправить личное сообщение    
Увидела название, подумала: ДОЛЖНО быть об импрессионистах! И не ошиблась
Спасибо за экскурсию. Кроме того интересно было узнать Ваши впечатления о тех, перед кем сама безоговорочно преклоняюсь.

P.S. Сейчас взгляну на Шарля (Чарльза) Хоффбауэра
Комментарий изменён: Татьяна Лобанова - 04 февраля 2014 г. в 07:45:57
     
 

04.02.2014 07:56:42    Ведущая раздела Клубочек в лицах Член Совета магистров Галина Булатова Отправить личное сообщение    
Спасибо, Таня! Впечатления, конечно, самые положительные. Причём эффект ощущается не сразу, а много позже. Понимаешь, что нужна определённая подготовка, чтобы любоваться и находить что-то для себя. Сейчас, после подготовки этого материала, хотелось бы снова взглянуть на полотна великих мастеров под чуточку иным углом зрения. Добавила фото расписного платка. Есть и ещё фотографии, но они слишком тёмные - жаль, что не разрешали фотографировать со вспышкой...
И как Вам Хоффбауэр?
       

04.02.2014 08:20:37    Лауреат Ежегодной премии Клубочка Татьяна Лобанова Отправить личное сообщение    
О нем так мало информации. Он, конечно, не импрессионист))), но маштабен, монументален и краски (хоть и сильно искажены на репродукциях и фото) завораживают. А эта дама (на понравившейся вам работе) в серебристом платье - дань моде среди живописцев начала прошлого века- серебро и золото, как и у Густава Климта. Несомненно, Дама - главная на этом вечере. Но конечно, Хоффбауэр не стиль Модерн, больше -академизм. Спасибо за новое для меня имя.
Комментарий изменён: Татьяна Лобанова - 04 февраля 2014 г. в 08:39:59
     
 

04.02.2014 20:30:54    Ведущая раздела Клубочек в лицах Член Совета магистров Галина Булатова Отправить личное сообщение    
И всё же Хоффбауэра французские импрессионисты недаром зачислили в свои ряды. Термин очень тонкий, зыбкий. От слова "впечатление" (impression). А его можно достичь не только квадратными частями тела. )) Очень рада Вашему отклику, Таня!!!
       

04.02.2014 09:46:00    Светлана d Ash Отправить личное сообщение    
опасаюсь вмешиваться в разговор профессионалов, но мне очень понравилось... Четко выражены эмоции и очень ярко... Вы настоящий журналист, Галина. Спасибо...
     
 

04.02.2014 09:59:24    Лауреат Ежегодной премии Клубочка Татьяна Лобанова Отправить личное сообщение    журналист...
А я специально сходила на Клубочек в лицах, чтобы узнать: кто же такая наша Галя)))
МНОГОЛИКА, получается!
       

04.02.2014 20:34:04    Ведущая раздела Клубочек в лицах Член Совета магистров Галина Булатова Отправить личное сообщение    
Профессионал в этой беседе, конечно, Татьяна. Кому как не художнику понять художника, на чём бы каждый из них ни воплощал свои идеи. А я ещё только учусь. ) Спасибо, Светлана, постараюсь оправдать Ваши слова...
       

04.02.2014 11:49:37    Член Совета магистров Эдуард Учаров Отправить личное сообщение    
Да, прогулялись на славу...))
     
 

04.02.2014 12:12:28    Ведущий раздела Клубочек в лицах Сергей Тимшин (Мартовский) Отправить личное сообщение    
Очень наглядно, Галь, и познавательно. Спасибо!
     
 

04.02.2014 20:40:17    Ведущая раздела Клубочек в лицах Член Совета магистров Галина Булатова Отправить личное сообщение    
Спасибо, Серёж. А уж как для меня лично познавательно! )
       

07.02.2014 11:01:20    Победительница конкурса Белый танец-2015, королева сайта (2015) Ольга Галицкая Отправить личное сообщение    
Спасибо, Галечка, я очень люблю музеи! И с заголовком Вашим согласна... Как раз кстати прочла статью Ямбурга о том, что не может быть единственного учебника по истории, поскольку именно об истории и следует спорить... И настоящий умный учитель всегда обратит внимание учеников на подлинники и документы, книги и кинофильмы, и, конечно же, поведёт их в музей... Спасибо за экскурсию!
     
 

07.02.2014 12:42:00    Ведущая раздела Клубочек в лицах Член Совета магистров Галина Булатова Отправить личное сообщение    
Очень любопытная мысль: об истории следует спорить. Спасибо, Оля, что привели её и тем самым удивили ум, потому что мыслилось так: когда же для детей создадут хороший учебник истории, а то ведь их свыше десятка по одному курсу! Переходя из школы в школу, раньше ребёнок мог не беспокоиться, что его учебник не подойдёт: вся страна училась по одним учебникам. А сейчас даже в пределах одного города - да что там - одной школы - разные параллели учатся по разным учебникам. Хорошо это или плохо - не знаю, право учителя выбирать себе учебник. С чем я совершенно согласна, так это с тем - что "настоящий умный учитель всегда обратит внимание учеников на подлинники и документы, книги и кинофильмы, и, конечно же, поведёт их в музей..."
Вам спасибо за отклик, наводящий на размышления, дорогая Оля!!!
       

Главная - Проза - Галина Булатова - Музей – больше, чем учебник по истории…

Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru