Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего
Главная - Проза - Александр Шведов - «…А я тебя, Алеша, и без коньячка люблю!» Виновен ли Алеша Карамазов в смерти отца?
Александр Шведов

«…А я тебя, Алеша, и без коньячка люблю!» Виновен ли Алеша Карамазов в смерти отца?

    ..Эти Карамазовы, все, все четверо, отец и сыновья, - люди подозрительные, опасные, ненадежные, у них странные прихоти, странная совесть, странная бессовестность, один из них пьяница, другой сладострастник, один - бегущий от мира фантаст, другой - тайный создатель богохульных творений...
    Герман Гессе, 1919
    
    Совсем недавно перепрочёл «Братьев Карамазовых». Дело это неторопливое, терпеливое и ох как непростое.
    Существует тысяча суждений касательно романа. И споров, кто же всё-таки убил старшего Карамазова. И диспутов, кто был соучастником, хотя бы, вернее, в первую очередь - в смысле морального соучастия в преступлении. Еще точнее – моральной соответственности.
    Как правило, всё крутится вокруг Мити, Ивана и Смердякова, а Алеша вроде как бы не при делах.
    А вот в мистификации Сергея Борисова, стилизовавшего под Артура Конан Дойля расследование убийства Федора Карамазова в рассказике « Смерть русского помещика», есть и такая версия:
    Отвергая возможность убийства Карамазова-старшего бульонщиком Смердяковым тем, что тот на самом деле «лишь внушил себе, что убил он, внушил, находясь под сильнейшим воздействием слов Ивана Карамазова, произнесенных в их разговоре у калитки», Холмс/Дойл/Борисов подводят читателя к мысли, что и Алеша мог прикончить папашу.
    Ведь Алеша знал об угрозах Дмитрия. Поэтому, либо он, мол, не остановил брата, либо сам и убил. Конечно, доставшиеся по наследству денежки он бы использовал исключительно на благое дело!
    Какое? По свидетельству Суворина Достоевский планировал создать продолжение романа, в котором героем будет Алеша Карамазов. « Он хотел провести его через монастырь и сделать революционером. Он совершил бы политическое преступление. Его бы казнили. Он искал бы правду и в этих поисках, естественно, стал бы революционером» (Суворин А.С. Дневник. Пг., 1923. С. 16).
    Ну, да чёрт с ним. Я имею в виду не Алешу, а Суворина.
    А вот с Алешей-то как? Борисов устами Холмса в конце концов заматывает тему, намекая, что по отношению к Алеше он просто-де нафантазировал. Впрочем, у Дойла главный герой всегда Шерлок и его дедуктивный метод. Поэтому, кто преступник для него, собственно, и не важно.
    А вот у Кристи Алеша точно мог бы стать преступником. Ведь для нее самое главное, чтобы до последней странички никто не догадался, кто убийца. Алеша для Агаты - лучшая кандидатура.
    К счастью, роман писали не Кристи и не Дойл.
    Думается, что независимо от нашего отношения к подобной шутке, мы можем признать – такой сюжетец, как минимум, маловероятен. Конечно, Достоевский даже и помыслить не мог о таком. Но парадокс заключается в том, что герои произведения начинают жить независимо от воли их автора.
    Алеша, конечно, догадывался, что убийство отца – очень даже вероятная штука. Причем, не только со стороны Мити. И что не только Митя мечтает, что отца не станет. И вместо того, чтобы попытаться предотвратить отцеубийство, младший Карамазов, раздражая проницательного читателя, мечется по сюжету, занимая себя весьма благородными, но на тот момент второстепенными заботами. Нет, чтобы переехать к папаше и попытаться его защитить. Вот тут и возникает вопрос о его фактическом соучастии в убийстве.
    Мой старинный друг прислал мне несколько соображений по поводу возможной моральной ответственности Алеши Карамазова за смерть отца: «Алеше Карамазову - 20 лет. В этом возрасте может просто не прийти в голову стать телохранителем…Тем более, учитывая отношения этих людей друг к другу… Алеша, я думаю, просто молился и положился на Бога. А это несоизмеримо надежнее, чем полагаться на человека».
    Да, возраст, определенный Достоевским Алеше, серьезный аргумент в его пользу. Но тогда и Ивановы 24, и Митины 28 – также являются аргументом в их оправдание. Особенно по нашим нынешним меркам, когда, как минимум, лет до сорока ты вроде еще и не взрослый мужчина, а так, мальчонка.
    Братьев Карамазовых в кино играют «великовозрастные» артисты не только потому, что такие сложные роли 20-летние не потянули бы. Вспомните, в блистательном фильме Пырьева 68 -го Ульянову, играющему Дмитрия, - за сорок, Лаврову - Ивану тоже за сорок, Валентину Никулину- Смердякову – ближе к сорока, да и Андрею Мягкову (Алеша Карамазов) все тридцать.
    Это, конечно, не случайно. Герои Достоевского в действительности значительно старше обозначенного биологического возраста. Они сами - часть Достоевского и его трагического жизненного опыта, включившего в себя и отмененную в последнюю минуту казнь ( а ведь один из приговорённых к казни сошёл с ума), и каторгу, и многое другое. Поэтому и спрос с братьев, как со взрослых.
    И потом, посмотрите на другого, может быть, самого светлого героя романа - маленького Илюшу Снегирева, который в 12-летнем возрасте с перочинным ножичком защищает честь отца. Вон он-то точно готов стать его «телохранителем».
    А что, если бы Достоевский прожил на несколько лет дольше и все-таки написал вторую часть романа, в которой Алеша стал бы революционером и цареубийцей?
    В этом случае часть читателей, особенно те, кто веруют, просто отказали бы Достоевскому в праве так менять судьбу их любимого героя, божьего человека. Ну, объяснили бы, что и Достоевский тронулся разумом, поэтому эта часть книжки не считается. И, по-своему, были бы правы. Повторюсь, литературные герои начинают жить собственной жизнью, и тогда даже их создатели могут потерять на них права.
     О СЕБЕ http://www.proza.ru/2010/05/14/691
    


    

    

Тематика: Философское, Об искусстве


предыдущее  следующее


Напишите свой комментарий.
Тема:
Текст*:
Логин* Пароль*

* - это поле не оставляйте пустым

17.02.2013 07:03:25    Лауреат Ежегодной премии Клубочка Татьяна Лобанова Отправить личное сообщение    
Немного похоже на черновик. Возможно, так задумано.
Но очень современно - ))) - выделить криминологическую и -побоку идеологические компоненты и "указующие персты" писателя.
Комментарий изменён: Татьяна Лобанова - 17 февраля 2013 г. в 08:49:44
     
 

17.02.2013 09:28:18    Победитель конкурса Королевский турнир - 2015 Александр Шведов Отправить личное сообщение    
Татьяна, спасибо! Действительно, написалось минут за пятнадцать. Как черновик. Но затем решил оставить все так, как есть.
Комментарий изменён: Александр Шведов - 17 февраля 2013 г. в 09:32:26
       

17.02.2013 07:03:25    Лауреат Ежегодной премии Клубочка Татьяна Лобанова Отправить личное сообщение    
повтор
Комментарий изменён: Татьяна Лобанова - 17 февраля 2013 г. в 07:04:24
     
 

18.02.2013 21:30:49    Победитель конкурса Королевский турнир - 2015 Александр Шведов Отправить личное сообщение    Татьяне Лобановой
Таня, если Вам интересно, посмотрите менее "черновиковую", обновленную и расширенную версию текста об Алеше Карамазове
     
 

18.02.2013 21:55:24    Лауреат Ежегодной премии Клубочка Татьяна Лобанова Отправить личное сообщение    
Не только "причесали", но хоть и по верхам, однако, некая теория вырисовывается. Надо вчитаться.
Однозначно - интересней читать.
       

18.02.2013 22:04:21    Победитель конкурса Королевский турнир - 2015 Александр Шведов Отправить личное сообщение    
Мерсибо!!!
     
 

Главная - Проза - Александр Шведов - «…А я тебя, Алеша, и без коньячка люблю!» Виновен ли Алеша Карамазов в смерти отца?

Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru