Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего
Главная - Проза - Галина Булатова - Всероссийский Державинский фестиваль поэзии–2012
Галина Булатова

Всероссийский Державинский фестиваль поэзии–2012

    «Там будет Хлебников! Отличный поэт из Москвы. Пошли!»
    И мы пошли. В музее Аксёнова яблоку было негде упасть – пришлось постараться, чтобы добыть на периферии два стула и занести их в зал. Вот тебе и лето, вот тебе и отпуска – бьётся, дышит поэтическая мысль Казани даже в нелитературный, казалось бы, июль.
    Впрочем, почему нелитературный? Ведь именно в эти дни в Казани проходит II Всероссийский Державинский фестиваль поэзии. Двумя днями ранее (и не беда, что в пятницу, 13-го) в Казанском (Приволжском) Федеральном университете состоялась конференция «Державин и диалектика культур», а в день рождения поэта*, 14 июля – торжественное открытие фестиваля у памятника Г.Р. Державину в Лядском саду. Экскурсии по Казани и Державинским местам Лаишевского района завершились праздником поэзии на центральной площади Лаишево с вручением Всероссийской литературной премии имени Г.Р.Державина. Лауреатами премии в этом году стали татарстанский прозаик Айдар Сахибзадинов и главный редактор журнала «Наш современник» Станислав Куняев.
    
    А сегодня, в третий день фестиваля, проходит творческая встреча с Олегом Хлебниковым. После этих строк я задумалась, вспомнив фразу из выступления Олега Никитьевича: «Написали про меня хвалебную статью в «Литературной газете», и я понял, что жить не стоит, нет смысла». Вот и думай, как обойтись без восторженных эпитетов и притом сказать главное. Олег Хлебников стал знаменитым с лёгкой руки Бориса Слуцкого: в начале 70-х известный поэт написал о талантливом юноше из Ижевска в «Комсомольской правде», представив и подборку его стихов. Первая книга – «Наедине с людьми», вышедшая в 1977 году, была удостоена премии «За лучшую первую книгу». По словам Хлебникова, Ижевск был насквозь пропитан военным духом оборонной промышленности: «Я чувствовал, как в спину мне тычется автомат Калашникова». Знаменитый АК-47 выпускался на мотозаводе Ижевска с 1948 года. В 83-м Олег, уже кандидат физико-математических наук, переехал в столицу. Окончил Высшие литературные курсы при Литинституте, работал в «Огоньке» зав. отделом литературы, и вот уже более 15 лет связан с «Новой газетой», являясь в настоящее время заместителем редактора. А книг поэзии выпустил более десяти. Но – тихо, друзья! Слово – самому Олегу Хлебникову.
    
    ***
    
    Жизнь постепенно сводится не к успеху
    и неудачам, а только к её созерцанью.
    Активная жизненная позиция – типа сверху –
    это для тех, кто свои бестолковые знанья
    хочет отдать молодёжи – для отрицанья.
    
    Жизнь постепенно сводится к сумме привычек,
    после чего вычитанье их неизбежно.
    И появляются новые – типа окрестных птичек
    хлебом засохшим кормить и вставать прилежно
    в пять, хоть бежать уже никуда не нужно.
    
    Жизнь постепенно сводится к воспоминаньям
    о том, что она была – и ещё осталась.
    Надо б её угостить, окружить вниманьем,
    пока не пришла с сумою склерозная старость,
    которая не сумеет и эту малость.
    
    Жизнь постепенно сводится к осени, лету,
    весне и зиме – так уже в детстве было.
    А если движения вспять у времени нету,
    надо, чтобы мгновение остановила
    нам неизвестная, но и желанная сила.

    
    ***
    
    Последняя иллюзия, что плоть
    ещё немного – и сольётся с миром.
    Хоть с морем. Хоть с дождём. И это вплоть
    до старости глубокой в доме милом.
    
    Ещё немного – тыща мелочей
    и совпадений чуда и погоды:
    ну, чтоб не холодней, не горячей
    и сущее не всё покрыли воды.
    
    Ещё немного – это вдруг, легко
    от плоти погрузневшей отрешиться,
    чтобы вкушать отдельно молоко
    галактики
     и мясо
     синей птицы.

    
    
    ***
    
    Люди – это те, кого не трогать лучше,
    чтобы не было потом больно, –
    как толпу юнцов на всякий случай
    обойти, ускорив шаг невольно.
    Не привязываться к тем, кто старше, –
    заповедь не только для подростков.
    К женщинам и приближаться страшно
    с верною любовью. Это роскошь,
    как сказал Экзюпери, общенья –
    слишком дорого платить придётся.
    …Я у всех у вас прошу прощенья,
    с кем от близости не уберёгся.

    
    Вот так, друзья. Притихли, размышляем…А что может быть лучше этого эффекта в поэзии?..
    
    Но был дуплет. В том смысле, что день 15 июля в рамках державинского фестиваля подарил нам ещё одну незабываемую встречу. Вслед за Олегом Хлебниковым на сцену вышел творческий дуэт «Коровин и Фагот» (Андрей Коровин и Александр Александров). Андрей Коровин – поэт, критик, профессиональный журналист, лауреат множества премий, ответственный секретарь журнала «Современная поэзия» – регалии его вылились бы в отдельную статью. Но самое главное, на мой взгляд, это подвижничество Андрея, открытие им новых имён, издание книг, патронат фестивалей. Александр Александров по прозвищу Фагот – российский рок-музыкант, композитор, участник групп «Аквариум», «Звуки Му», «Три О».
    
    Нашедшие друг друга, Андрей и Александр сумели объединить своё творчество – литературу и музыку – назвав поэзоконцерт «Музыка со смыслом». Под звуки фагота, а тембр его, надо сказать, достаточно экспрессивен, прозвучали произведения Гавриила Державина, Николая Гумилёва, Бориса Слуцкого, Сергея Белозёрова, Андрея Коровина.
    
    Александр Александров ловко управлялся не только с огромным деревянным духовым музыкальным инструментом, но и с некоторыми другими, чьё название я затрудняюсь определить, а из известных мне – были губная гармоника, рояль, причём не только в привычном виде, т.е. игра по клавишам, но также и манипуляции в самом его сердце, со струнами. Выразительное чтение Андрея Коровина заслуживает самых добрых слов, как и выбранный репертуар. Вспомнили любопытный факт: Гавриила Романович родился недоношенным, и чтобы выходить младенца, его завернули в дрожжевую опару и поместили в русскую печку. «Допекли», – остроумно пошутили в зале. Запомнилось «Шуточное желание» Гавриила Державина:
    
    Если б милые девицы
    Так могли летать, как птицы,
    И садились на сучках, –
    Я желал бы быть сучочком,
    Чтобы тысячам девочкам
    На моих сидеть ветвях.
    Пусть сидели бы и пели,
    Вили гнёзды и свистели,
    Выводили и птенцов;
    Никогда б я не сгибался, –
    Вечно ими любовался,
    Был счастливей всех сучков.

    
    Пламенное сердце Гумилёва:
    
    Та страна, что могла быть раем,
    Стала логовищем огня,
    Мы четвёртый день наступаем,
    Мы не ели четыре дня.
    
    Но не надо яства земного
    В этот страшный и светлый час,
    Оттого, что Господне слово
    Лучше хлеба питает нас.
    
    И залитые кровью недели
    Ослепительны и легки,
    Надо мною рвутся шрапнели,
    Птиц быстрей взлетают клинки.
    
    Я кричу, и мой голос дикий.
    Это медь ударяет в медь.
    Я, носитель мысли великой,
    Не могу, не могу умереть.
    
    Словно молоты громовые
    Или волны гневных морей,
    Золотое сердце России
    Мерно бьётся в груди моей.
    
    И так сладко рядить Победу,
    Словно девушку, в жемчуга,
    Проходя по дымному следу
    Отступающего врага.

    
    «Ключ» Бориса Слуцкого, открывающий сердца слушателей:
    
    У меня была комната с отдельным ходом,
    Я был холост и жил один.
    Всякий раз, как была охота,
    В эту комнату знакомых водил.
    
    Мои товарищи жили с тёщами
    И с жёнами, похожими на этих тёщ, -
    Слишком толстыми, слишком тощими,
    Усталыми, привычными, как дождь.
    
    Каждый год старея на год,
    Рожая детей (сыновей, дочерей),
    Жёны становились символами тягот,
    Статуями нехваток и очередей.
    
    Мои товарищи любили жён.
    Они вопрошали всё чаще и чаще:
    - Чего ты не женишься? Эх ты, пижон!
    Что ты понимаешь в семейном счастье?
    
    Мои товарищи не любили жён.
    Им нравились девушки с молодыми руками,
    С глазами,
     в которые,
     раз погружён,
    
    Падаешь,
     падаешь,
     словно камень.
    
    А я был брезглив (вы, конечно, помните),
    Но глупых вопросов не задавал.
    Я просто давал им ключ от комнаты.
    Они просили, а я - давал.

    
    Зрители, а среди них были известные литераторы и люди культуры – Наиля Ахунова, Александр Воронин, Наиль Ишмухаметов, Галия Зайнуллина, Алексей Остудин, Искандер Абдуллин, Эдуард Учаров, Владимир Гаранин, директор музея Ирина Аксёнова и др. – неохотно расходились на перерыв, но исполнителям нужна была передышка, чтобы так же, с блеском, провести вторую часть.
    
    Следует отметить, что организатором и ведущей вечера была Лилия Газизова, заслуженный деятель искусств РТ, руководитель секции русской литературы и художественного перевода Союза писателей РТ.
    
    Насыщенная программа дня включала самые разнообразные встречи. Люди могли подойти в любое время. Так, проводив аплодисментами дуэт «Коровин и Фагот», зрители поприветствовали Наталью Гранцеву – редактора журнала «Нева». Пришедшая на смену предыдущему редактору Борису Никольскому, Наталья с улыбкой призналась, что ей удалось за несколько лет не развалить журнал, основанный в 1955 году. Издание, не смотря на питерскую принадлежность, публикует авторов независимо от места проживания – всё решает только литературный уровень и актуальность текстов.
    
    Значилась в программе и творческая встреча с поэтом, критиком, редактором книжного приложения к «Независимой газете» «Ex Libris» Андреем Щербак-Жуковым (Москва).
    
    Незаметно пролетели три с половиной часа, снова подтвердившие, что праздник – это всегда подарок зрителям. А подарки, как известно, столь же приятно получать, сколь и дарить.
    Спасибо, Гавриил Романович! Спасибо, дорогие поэты и музыканты! Спасибо, Казань!
    
    
    
    _______________________________________________________
    *Гавриил Романович Державин родился 3 (14) июля 1743 г в с.Сокуры Лаишевского уезда Казанской губернии.


    

    

Жанр: Очерк, заметка
Тематика: Об искусстве


Казань, 15 июля 2012

© Copyright: Галина Булатова, 2012

предыдущее  следующее


Напишите свой комментарий.
Тема:
Текст*:
Логин* Пароль*

* - это поле не оставляйте пустым

16.07.2012 03:35:57    Член Совета магистров Эдуард Учаров Отправить личное сообщение    
Прекрасный очерк о фестивале.
Ты всё больше набиваешь руку.
Очень это важно - освещать такие события.
Спасибо!
     
 

16.07.2012 09:17:27    Ведущая раздела Клубочек в лицах Член Совета магистров Галина Булатова Отправить личное сообщение    
Эти события заслуживают того, чтобы их помнили и спустя время. Спасибо тебе, Эд!
       

16.07.2012 12:59:23    Член Совета магистров Уваркина Ольга Отправить личное сообщение    
Галя, ты молодец! Это очень важно отражать поэтическую жизнь любого города, местности в статьях и рассказах, потому что это - тоже история.
     
 

16.07.2012 14:34:55    Ведущая раздела Клубочек в лицах Член Совета магистров Галина Булатова Отправить личное сообщение    
Ты знаешь, Оль, я даже блокнотик не взяла, думала, просто ради удовольствия послушаю. Но зацепило вот... Спасибо за отклик!
       

Главная - Проза - Галина Булатова - Всероссийский Державинский фестиваль поэзии–2012

Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru