Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего
Главная - Проза - Александр Волынцев - Обрезанный «Высоцкий» в Озерске
Александр Волынцев

Обрезанный «Высоцкий» в Озерске

    Итак, свершилось. В Озерске (как, впрочем, и по всей стране) вышел в прокат фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой».
    На первом сеансе в кинотеатре «Октябрь» – 1 декабря в 15.00 – зрителей было не слишком много. Около тридцати человек. Что вполне объяснимо: рабочий день, да и время, прямо скажем, не «прайм-тайм». Но у горожан еще есть возможность посмотреть кино и сделать собственные выводы относительно фильма. Что я, кстати, настоятельно рекомендую.
    Что же касается моих собственных ощущений…
    Картина вызвала противоречивые чувства.
    С одной стороны – примерно понятны мотивы, которые заставили Никиту Высоцкого делать кино про отца. Этакий «наш ответ Чемберлену»? В смысле – Влади. Марине Влади. Запоздалый ответ на ее книгу «Владимир, или Прерванный полёт»? Ладно, как говорится, это их внутрисемейные дела.
    С другой стороны – что получил зритель?
    Зритель получил добротный кинопродукт. Современный, надо отметить, кинопродукт. С достаточным количеством спецэффектов. И даже временами вызывающий крепкие эмоции…
    Безусловная удача создателей фильма – это атмосфера конца 70-х с тотальным дефицитом, с билетами «по блату», с «левыми» концертами (есть разница – получить 5 рублей за официальный концерт и 450 за пяток «левых» концертов?). И всё это на фоне идеологического ханжества. А следит за происходящим «всевидящее око» вездесущей совковой гэбни…
    Не знаю, сработала ли на создание атмосферы времени добытая по секонд-хендам одежда персонажей, но такая деталька, как ручка Высоцкого – сработала точно. Помните, была в те годы мода на самодельные ручки, сплетенные из капельниц? Этакая бесплатная художественная оплетка копеечного стержня… Писк!
    Ну, и, конечно же, нельзя не заметить великолепные актерские работы (блистательный Андрей Панин, на редкость драматичный Иван Ургант, завораживающий Андрей Смоляков, а в героиню Оксаны Акиньшиной просто невозможно не влюбиться…), слаженный ансамбль, фантастическая работа гримеров…
    И огромная дыра на месте планируемого образа главного героя. Увы. И здесь, действительно, неважно – кто играл Высоцкого: глаза Безрукова, торс Вдовиченкова или брови Шварценеггера.
    Глядя на многажды расхваленный грим (который, как пишут всезнающие коллеги, накладывался на исполнителя роли Высоцкого перед каждыми съемками чуть ли не по шесть часов), невозможно отделаться от мысли, что видишь не то вампира, не то зомби, на время восставшего из гроба.
    Этот «чудесный» эффект достигнут очень простой штукой: силиконовая маска (как бы она ни была похожа на прототип) не повторяет движения микромышц человеческого лица. А мимика, извините, один из основных актерских инструментов. Любая переживаемая актером эмоция отражается на лице. И создает оценку персонажем происходящих событий. И в этом (отчасти) соль и проявление знаменитой школы Станиславского.
    Нет оценки на лице актера – нет живой мимики персонажа. Всё. Провал. Персонаж мёртв.
    Зритель, впрочем, может и не знать этих «профессиональных пустячков». Зритель просто видит мертвое (словно обколотое обезболивающим в кабинете у дантиста) лицо и недоумевает.
    И в этом, на мой взгляд, создатели фильма совершили один из основных промахов: в погоне за фотографической точностью создали биоробота, не вызывающего никаких ответных эмоций у зрителя. Когда по искусственному лицу течет искусственный пот – это вызывает лишь недоумение, ибо это не органично: силикон не потеет...
    (Всякий раз, видя в кадре главного героя, появлялось чувство, что я уже подобное видел. Потом вспомнил: такое же ощущение неудобства за кинохудожников я испытывал при просмотре «Мастера и Маргариты» Владимира Бортко, когда в кадре появлялся кот Бегемот. Карлик-артист, наряженный «под кота», с кукольными глазами и невпопад шевелящеся челюстью, дарил неистребимое ощущение большой куклы, случайно забытой на съемочной площадке студией «Союзмультфильм» в начале 60-х…)
    Что касается знаменитого голоса Высоцкого – тоже мимо. И говорить не о чем: включите запись любого его концерта и сравните. Хотя некоторые интонации получились похожи.
    При том, что, как говорят сами создатели фильма, некоторые персонажи фильма – собирательные, не существовавшие в реальности. Не говоря уж о персонажах родителей Высоцкого, о похожести которых не позаботились ни мало… Так чего было огород-то городить?
    А ведь катастрофы с гримом можно было избежать. Художник-кинематографист этим и отличается от кинематографиста-документалиста, что может создать образ из совершенно удивительных деталей и штрихов, соединяющихся в единое целое. Вполне можно было обойтись кадрами главного героя «со спины» или «со спины в три четверти».
    Да, мельком, на доли секунды могло промелькнуть в кадре и лицо в знаменитом гриме, но – на доли секунды. Актер русской театральной школы может сыграть роль и «со спины». Не проблема. И в этом было бы больше сценической правды, чем в эпизоде, где бедная Акиньшина целует силиконовую маску. Как-то трудновато пока дается актерам изображение любви к силикону…
    И тут мы переходим к еще одному серьезному промаху команды, создававшей фильм…
    В последнее время просто какая-то заразная болезнь преследует российских кинематографистов, иначе как страстью к мазохизму это не объяснить.
    «Есенин», «Последняя дуэль», «Достоевский»… Теперь вот еще «Высоцкий. Спасибо, что живой».
    Ну неужели непонятно, что каждый из этих фильмов на 75 процентов изначально обречен на провал просто потому, что в нем действуют персонажи, реально жившие когда-то и создавшие представление о себе в коллективном бессознательном. Эта заданность на абсолютную реалистичность безапелляционно требует от режиссеров и актеров документального сходства с Есениным, Пушкиным, Достоевским, Высоцким, а зрителя – заставляет искать сходство образа, созданного на экране с тем образом, что уже давно сидит в его зрительской голове, благодаря собственному образованию или мифам желтой прессы. Несовпадение этих образов просто гарантировано. А это – провал.
    Разумно поступили в свое время авторы фильма «Первый после Бога». Снимая фильм о легендарном подводнике Александре Маринеско, они достаточно вольно обошлись с тонкостями биографии героя, но… Герой фильма носит фамилию Маринин. Не Маринеско. И зритель включается в эти правила игры. Он уже не требует портретного сходства с прототипом. Он не кричит: «Маринеско был не такой! Маринеско так не поступал! Он просто так не мог!» Зритель не отвлекается на эти мелочи. Авторы фильма становятся более свободными и получают необходимый простор для творчества. В результате – родилось самостоятельное художественное произведение, которое, помимо прочих своих достоинств, еще рождает интерес к личности самого прототипа – А.И.Маринеско и желание поподробней узнать об этом удивительном человеке.
    С «Высоцким» в этом смысле произошла и эта, вполне закономерная, запрограммированная «беда несовпадения».
    В результате, сказать, о чем фильм и для чего – довольно затруднительно.
    Рассказать о том, что Высоцкий последнее время сидел на игле? Про это подробно написано у Марины Влади в ее книге.
    Рассказать о той сволочи, что зарабатывала на Высоцком по городам и весям с помощью «левых» концертов? Так вся эта шушера, наверное, еще до сих пор ездит с творческими встречами по СНГ с воспоминаниями «Как я работал и дружил с Володей Высоцким».
    Показать мерзотность гэбэшников времен позднего Бровеносца? Много чести, как говорится. Овчинка выделки не стоит, а игра – свеч…
    Продемонстрировать большой кукиш Марине Влади: «А ты не последняя у него была!!!» А то она-то не знала. Расстроится теперь, наверное…
    Рассказать юному неоперившемуся поколению, что такое государственная цензура и как гнобила тоталитарная система неугодных ей поэтов? Ха… А что-то изменилось? Сегодняшние поющие поэты, обладающие силой духа и внутренней свободой точно также, как тридцать пять лет назад, существуют в подполье. А если попадают случайно в свет официоза, то только как бедные родственники, случайно зашедшие на огонек, погреться. Официальная культура и официальная власть делают вид, что этих свободных художников не существует.
    «Вы – кто?»
    «Я – Юра… Музыкант…»
    Так о чем и для чего этот фильм?
    Не знаю. Не могу ответить на эти вопросы.
    Может быть всё потому, что нам просто не целиком показали фильм? Помните хохму с фильмом «Адмирал»? Сначала прошел по кинотеатрам двухчасовой вариант, а потом по телевидению крутанули 10-серийный… Оказывается, это мода теперь у кинематографистов такая: продавать публике двухчасовой трейлер сериала по цене самостоятельного художественного произведения…
    По-крайней мере, думать о том, что в Озерске показан обрезанный вариант фильма заставляет отсутствие ряда персонажей и сцен, ранее заявленных до показа. Исчез персонаж «Шеф», собирательный образ режиссера театра на Таганке, которого играет Владимир Меньшов; нет сцены с монологом Хлопуши из «Пугачева», нет сцены с гаишником…
    Что ж, как говорится, поживем-увидим. Может, и дождемся вразумительного ответа на разные вопросы…
    Придя из кинотеатра, я поставил DVD с записью фрагментов концертов и выступлений Владимира Семеновича. Реального. Без грима. Без ретуши. Посмотрел. Послушал. И сказал ему: «Спасибо, что живой»…
    И за это отдельная благодарность создателям одноименного фильма…
    


    

    

Жанр: Эссе
Тематика: Об искусстве


1 декабря 2011 г. Озерск

предыдущее  следующее


Напишите свой комментарий.
Тема:
Текст*:
Логин* Пароль*

* - это поле не оставляйте пустым

19.04.2012 10:17:43    Ведущий раздела Клубочек в лицах Сергей Тимшин (Мартовский) Отправить личное сообщение    
Вот и Озёрск пригласил меня, да ещё на просмотр нашумевшего фильма о нашем НАРОДНОМ поэте и певце. Именно певце, а не исполнителе авторских песен... Хорошо ,Александр, честно написано, с любовью к ЖИВОМУ Владимиру Семёновичу, живущему в нащих сердцах и умах.
Конечно в "Очевидец" работу, чтоб как можно больше читателей прочло, посмотрело на фильм и Вашими глазами.
Лишь в одном предложении что-то Вы не дописали в конце, вот:
"Ну неужели непонятно, что каждый из этих фильмов на 75 процентов изначально обречен на провал просто потому, что в нем действуют персонажи, реально жившие когда-то и создавшие представление о себе в коллективном бессознательном. " - бессознательном - чего ,кого?
Но это легко досказать.
Спасибо за статью!
     
 

19.04.2012 12:02:24    Александр Волынцев Отправить личное сообщение    
Большое спасибо за отзыв!
Что касается "коллективного бессознательного", то это "по К.Юнгу:

Особый класс психических явлений (архетипов), которые:
- являются носителями опыта филогенетического развития человечества, передающегося по наследству; и
- определяют схожесть поведения людей, относящихся к некоторой общности".

Ну или так: "Коллективное бессознательное — одна из форм бессознательного, единая для общества в целом и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга. Основное отличие коллективного бессознательного от индивидуального в том, что оно является общим для разных людей, не зависит от индивидуального опыта и истории развития индивида, представляет собой некий единый «общий знаменатель» для разных людей. Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуальной (личной) формы бессознательного, основывается на опыте не конкретного человека, а общества в целом. Юнг обозначил его как более глубокий слой, чем индивидуальное бессознательное — за словом стоят не только прямые значения, но и более скрытые слои, смыслы, понятные на бессознательном уровне.
Также — сумма проявлений, объединяющих людей единой общности.
Коллективное бессознательное состоит из архетипов (общечеловеческих первообразов) и идей.
Термин введён психиатром Карлом Юнгом в 1916 году в статье «Структура бессознательного» («Über das Unbewußte und seine Inhalte», CW 7)[1][2]и является центральным понятием аналитической психологии. Позднее заменен им на более точный термин «объективная психика», а впоследствии на «трансперсональное бессознательное».

Согласен, что это следовало бы дать в качестве сноски...
Еще раз спасибо за теплый отзыв!
       

19.04.2012 13:04:48    Ведущий раздела Клубочек в лицах Сергей Тимшин (Мартовский) Отправить личное сообщение    
Ну и расшифруйте в сноске или примечании это понятие, Александр, поскольку я уже готовлю анонс работ в "Очевидец". Доброго настроения!
       

20.04.2012 10:53:52    Ведущая раздела Клубочек в лицах Член Совета магистров Галина Булатова Отправить личное сообщение    
А мы изучали в институте это "коллективное бессознательное"! )
       

20.04.2012 10:53:26    Ведущая раздела Клубочек в лицах Член Совета магистров Галина Булатова Отправить личное сообщение    
Острые вопросы, на которые зритель должен найти ответ самостоятельно... Вот за эту остроту, горячесть темы спасибо!!!
     
 

Главная - Проза - Александр Волынцев - Обрезанный «Высоцкий» в Озерске

Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru