Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего
Главная - Проза - Александр Кожейкин - Познать Рим… возможно ли это?
Александр Кожейкин

Познать Рим… возможно ли это?

    
     Вместо вступления
    
    Сколько времени нужно, чтобы узнать Рим? Кто-то сказал: целой жизни мало. Скорее всего, мало и нескольких жизней. На подобный риторический вопрос вообще не может быть ответа. И не только потому, что каждый человек ищет в Риме своё, лишь ему интересное. Рим настолько велик и бесконечен в многообразии скрещивающихся интересов разных личностей, насколько бесконечна и непознаваема сама жизнь. Наверное, имеет смысл рассуждать только о личных впечатлениях, которые также здесь непостижимо неуловимы. Вот какая особенность: сам Вечный город быстро меняется. И не от весны к лету или от заката к рассвету – сиюминутно, да так быстро, что личные впечатления за ним не поспевают, будучи ухваченными фрагментами, а часто – лишь по истечении времени. Раскроешь помятый дорожный блокнот – натыкаешься на запись «Via Alessandrina/Запах цветов», а рядом – «Via del Corso/магазины, хороший кофе», вспоминая, что таким образом, впопыхах, пытался остановить мгновение и не сумел…
    Фотографии и съёмка не в счёт, ибо маломерны, плоски и не передают многочувственной картины. Для изучения Рима необходимы все органы чувств, требуется подключить пятое, шестое… десятое, попросить работать подсознание, поскольку в пространстве над городом бродит столько энергии и столько энергетических сгустков эгрегоров, как ни в каком другом городе мира.
    
    Слёзы времени
    
    Здесь время льёт свои слёзы не подобно множественным клепсидрам из многочисленных фонтанов – его слёзы невидимы и проступают то на зелени бронзовых памятников, то на колоннах Пантеона. Фрагменты истории наплывают друг на друга, шедевры архитектуры возносятся выше каждого из семи холмов, на которых и стоит Рим, и когда ты только что оценил один, второй, увиденный следом, вытесняет его на время.
    
    Для изучения города нужно включить фантазию. За пятнадцать евро в газетном киоске на площади Святого Петра я приобрёл забавный «Путеводитель с реконструкциями. Древний Рим. Каким был и какой есть» (название добросовестно срисовываю с оригинала). До сих пор думаю, правильно ли поступил, облегчив работу воображению, поскольку создатели нехитрым наложением плёнки с изображением на изображение из современного вида получают вид древнего города, реконструируя, например, Римский Форум, площадь Колизея и Пантеон. Замечу, что последний сохранился настолько хорошо, что на плёнке реконструкции мы видим только одну фреску, тогда как Форум Августа я был бы совершенно не в силах представить в его первозданном виде, поскольку ныне от него мы видим плохо сохранившийся остов фундамента и несколько изъеденных временем колонн.
    Теперь понимаю: знакомство с городом следовало начать не с Колизея, куда обыкновенно устремляются полчища разноязыких туристов со всего света и где мне сразу не понравилась не древняя местная примечательность. Не вполне трезвые, в отличие от подавляющего большинства молодцов-итальянцев, местные попрошайки в клоунских костюмах гладиаторов, вооружённые жестяными мечами, с картонными щитами, настойчиво предлагают за «only ten euro» сфотографироваться с ними, но быстро соглашаются позировать и за «two». Отчего-то из пустых глазниц Колизея, величественного и громадного даже по истечении почти двадцати веков – как известно, он был заложен в 72 году императором Веспасианом, а завершён в 80 году его сыном Титом – на меня не повеяло духом времени. Я не услышал ни рёва пятидесятитысячной массы зрителей, приветствующих начало кровопролитного зрелища, ни стоны первых христиан, истязаемых здесь же. Хотя сочетание первых трёх ярусов арок с ионическими, дорическими и коринфскими колоннами с коринфскими пилястрами мало кого оставляет равнодушным.
    Разумеется, надо начинать с начала – с Палатинского холма, которое является для римлян священным местом и с которого «пошёл Рим» и пошла, соответственно, вся западная цивилизация, ибо просто и ясно сказал Наполеон: «История Рима – это история всего мира», хотя по большому счёту император совершенно не учитывал громадного влияния и других древнейших, например, восточных культур. На этом холме и трёх других – Капитолийском, Квиринальском и Эсквилинском, по свидетельствам археологов, производящих постоянные раскопки, первое поселение возникло задолго до 753 года до нашей эры – официального года образования Рима. Холм состоял раньше из двух вершин, но в эпоху Домициана был выровнен. С этих руин открывается вид, а вокруг огромное количество археологических достопримечательностей разных лет. В июне в Риме уже жарко, но на холме вас охватит замечательная свежесть, такое впечатление, именно поэтому здесь начали селиться люди. Вот откуда на меня во все неисчисляемые глаза посмотрела настоящая история.
    Пристроившись на древнем камне, набрасываю первое, что пришло в голову. Затем несколько мыслей доверяю своему старенькому диктофону. По истечении недели многие записи не поддаются расшифровке. Тем сильнее ощущаю необходимость хоть каким-то образом систематизировать наброски, сделанные в блокноте на скорую руку в пиццерии, на лавочке, в метро или в автобусе. Запечатлеть хотя бы то немногое, что особенно бросилось в глаза и произвело яркое впечатление. Да не осудят меня за это желание…
    
     Рим и Рафаэль
    
    Рафаэль (Раффаэлло Санти, 1483-1520 гг.) – итальянский живописец и архитектор. Чем он особенно интересен. Пожалуй, в творчестве Рафаэля с наибольшей полнотой отразились идеалы Высокого Возрождения. С 1504 по 1508 гг. он жил во Флоренции, где под влиянием великих Леонардо да Винчи и Микеланджело его творчество обрело истинную зрелость. Многие из наиболее известных полотен Рафаэля с изображением мадонны с младенцем относятся именно к этому периоду (например, "Мадонна Грандука"). Многие люди специально едут в Рим, чтобы взглянуть на творения гения.
    В 1508 году Рафаэль, который по меткому выражению одного из искусствоведов, «спорил с самой природой», по приглашению папы Юлия II переезжает в Рим из Флоренции. Многие из наиболее известных полотен Рафаэля с изображением мадонны с младенцем относятся именно к этому периоду (например, "Мадонна Грандука"). Известен такой любопытный факт. Когда Рафаэль приступил к работе, то заказчик – папа отменил контракт, если можно так выразиться, заключённый на роспись стен с такими знаменитостями, как Лука Синьорелли, Пинтуриккио и Перуджино. В это время мастеру исполнилось лишь 25 лет!
     Именно в этом городе художнику предстояло прожить до конца жизни. По прибытию Рафаэль немедленно приступил к выполнению чрезвычайно почётного заказа - росписи парадных залов (станц) Ватикана. В Станца делла Сеньятура находится одно из самых замечательных творений Рафаэля, представлявших четыре сферы человеческой деятельности: богословие ("Диспут"), философию ("Афинская школа"), поэзию ("Парнас"), юриспруденцию ("Мудрость, Мера и Сила") (1509-1511 гг.), а также соответствующие аллегорические фигуры, сцены на библейские и мифологические сюжеты. В этом величайшем шедевре гармонично сочетаются величие и изящество Уровень его мастерства последних лет лучше виден в портретах, которые ставят его в один ряд с Леонардо да Винчи по тонкости передачи образа человека. Рафаэль получил также всеобщее признание как архитектор, заняв в 1514 г. после смерти Браманте пост архитектора собора Святого Петра. Несмотря на раннюю смерть в возрасте 37 лет – какое трагическое совпадение видится в этой цифре – Рафаэль оказал огромное влияние на творчество художников, как своего времени, так и последующих веков.
    
    Вместо эпилога
    
     Диктофону доверю надежду я:
    пусть я буду мечтой храним,
    что пределы земли исследуя,
    посещу снова Вечный Рим.
    
    Манит, словно седая библия,
    зреет роза семи ветров.
    Вижу вывеску вновь: "Rebibbia"*,
    еду к центру страны в метро.
    
    Площадями большого города
    прогуляюсь в вечерний час,
    я запомню всё, что мне дорого,
    пусть вопросы во мне звучат...
    
    Сколько сгинуло в неизбежности,
    проварилось в котле времён,
    на развалинах римской древности
    видно, как человек силён...
    
    г. Рим – г. Челябинск,
    июнь 2006 г.
    
    


    

    

Жанр: Эссе
Тематика: Об искусстве, Историческое
Включено в подборку: Рассказы об Италии


предыдущее  следующее


Напишите свой комментарий.
Тема:
Текст*:
Логин* Пароль*

* - это поле не оставляйте пустым

14.07.2009 08:41:47    Ведущая раздела Клубочек в лицах Член Совета магистров Галина Булатова Отправить личное сообщение    
Саша, некоторые моменты напомнили мне стиль Мориса Метерлинка - там, где про клепсидру и время - мне очень нравится такая манера. Спасибо за отличное эссе!
     
 

14.07.2009 12:32:24    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Очень лестное сравнение.
Моя задача была скромна - постараться помочь памяти что-то сохранить. Диктофон записывал, я впитывал картинки, мое обоняние ловило запахи, слух - звуки, а все существо просило вернуться туда еще раз. Потому что насыщения Римом не произошло и произойти никогда не может. Рим несоизмеримо больше, чем одна человеческая жизнь. Что уж говорить о каких-то днях и даже месяцах...

С благодарностью
       

15.07.2009 22:32:36    Лауреат Ежегодной премии Клубочка Михаил Галин Отправить личное сообщение    
Саша, поздравляю тебя с заслуженной победой на конкурсе над серьёзными соперниками!
Извини - с опозданием, у меня период горячего солнца, на сайте бываю крайне редко.
М.
     
 

16.07.2009 08:24:11    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Спасибо, а что это за период такой, я недопонял.
С теплом души
       

Главная - Проза - Александр Кожейкин - Познать Рим… возможно ли это?

Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru