Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего


Мандала


(М)

    Мандала («круг», «диск», «круглый», «круговой» и т.п.) - один из основных сакральных символов в буддийской мифологии; ритуальный предмет; вид ритуального подношения (включая и жертву). Само слово «мандала» отмечено уже в «Ригведе» во многих значениях (помимо указанных - также «колесо», «кольцо», «орбита», «шар», «округ», «страна», «пространство», «совокупность», «общество», «собрание», «одна из 10 частей Ригведы», «возлияние», «жертва», вид земли, вид растения и т.д.), которые в целом сводимы к понятию круглого, а в некоторых случаях обнаруживают тяготение к сфере сакрального (прежде всего в ритуале). Возникший на индийской почве буддизм усвоил понятие мандалы и передал его (как в целом ряде случаев и само слово) своим более поздним продолжениям, прежде всего разным вариантам северного буддизма (махаяна, ваджраяна, тантризм) в Тибете, Центральной Азии, Монголии, Китае, Японии, начиная с первых веков нашей эры. В этих более поздних вариантах буддизма слово «мандала» обычно сужает круг значений, но зато делается более терминологичным и унифицированным. Так, уже в тибетском буддизме конституируются два круга значений, один из которых соотносится со сферой буддийской космологии (вид кругового или сферического пространства, в частности земная сфера, а также огонь и вода), а другой - со сферой ритуала (магическая диаграмма или фигуративное изображение из зерна или других жертвенных даров; ср. мандалу в монгольской языковой и культурно-религиозной традиции - «круглое блюдо с соответствующими символами, используемое при жертвоприношениях»; при этом сохраняется и исходное общее значение - «круг», «диск» и т.п.).
    Мандала принадлежит к числу геометрических знаков сложной структуры. Наиболее характерная схема её представляет собой внешний круг с вписанным в него квадратом; в этот квадрат, в свою очередь, вписан внутренний круг, периферия которого обозначается обычно в виде восьмилепесткового лотоса или восьми членений, сегментирующих этот круг. Квадрат ориентирован по сторонам света, связанным к тому же с соответствующим цветом примыкающего изнутри пространства квадрата (ср. в ламаизме: север - зелёный, восток - белый, юг - жёлтый, запад - красный; центр соотносится с голубым цветом, хотя в данном случае цвет мотивируется прежде всего объектом, изображаемым в центре). Посередине каждой из сторон квадрата находятся Т-образные врата, продолжающиеся вовне, уже за пределами квадрата, крестообразными изображениями, иногда ограниченными малыми полукружиями. В центре внутреннего круга изображается сакральный объект почитания - божество, его атрибут или символ, метонимически используемый в ритуале. Этот основной вариант мандалы существует в целом ряде модификаций, их особенности определяются или объектом, находящимся в центре мандалы, или некоторыми местными вариантами символики. Изображения мандалы, как правило, многочисленны (иногда их стремятся воспроизводить в возможно большем количестве экземпляров) и помещаются в разных местах, признаваемых сакральными, например в храмах, на холсте, на жертвенных блюдах. Мандалы изображаются живописно, изготовляются из камня, дерева, металла, глины, песка, теста и др.
    Наиболее универсальна интерпретация мандалы как модели Вселенной, «карты космоса". Объектом моделирования становятся некие идеализированные параметры Вселенной, соотнесённые с системой высших сакральных ценностей (особенно явно это в буддизме); как правило, лишь внутри центрального круга появляются антропоморфные объекты с более конкретной семантикой. Внешний круг обозначает всю Вселенную в её целостности, очерчивает границу Вселенной, её пределы в пространственном плане, а также моделирует её временную структуру. В этом внешнем кольце нередко изображаются 12 символических элементов - нидан, выражающих 12 соотнесённых друг с другом причин, «звеньев» цепи «взаимозависимого происхождения», вызывающих и обеспечивающих непрерывность жизненного потока. Эти 12 нидан моделируют бесконечность и цикличность времени, «круг времени», в котором каждая единица определяется предыдущей и определяет последующую. Внешний круг мандалы вообще соотносится с календарными и хронологическими схемами северного буддизма и (шире) всей Центральной и Юго-Восточной Азии. Вместе с тем интерпретация мандалы обычно предполагает и вычленение этических и/или аксиологических структур (ср. изображение на "колесе" шести разрядов обитаемого мира с указанием зависимостей между типом поведения человека и ожидающим его в новом рождении воздаянием). Стороны квадрата, вписанного во внешний круг, моделируют основные направления, пространственные координаты Вселенной, точки входа которых в обитаемый мир заслуживают особого внимания и охраны. Поэтому нередко именно в этих местах квадрата, в Т-образных вратах, помещаются так называемые локапалы или махараджи - «великие цари»: Вайшравана на севере, Дхритараштра на востоке, Вирудхака на юге, Вирупакша на западе. Вписанный в квадрат внутренний восьмилепестковый круг (янтра) символизирует женское начало, детородное лоно, внутри которого часто помещается знак мужского начала - ваджра. Это соотношение геометрических символов в центре мандалы дублируется ритуально-мифологическим мотивом: призываемое божество опускается с небес в самый центр мандалы, обозначенный лотосом, где оно и совершает акт, приносящий плодородие, изобилие, успех. В Тибете и Монголии мандала вообще часто рассматривается как место обитания божества или божеств. Прецедент нисхождения божества имел место, согласно преданию, в 8 в., когда Падмасамбхава - основатель буддийского тантризма, которому приписывается и изготовление первой мандалы, нуждавшийся в божественной помощи, сооружал мандалу и вставал на семидневную молитву, после чего божество спускалось в центр мандалу и совершало то, ради чего оно призывалось. Этот мотив движения божества сверху вниз, с неба на землю, в центр мандалы вводит вертикальную координату в структуру мандалы, хотя эта координата явно обнаруживается и даже актуализируется именно как основная только во время ритуала. Движение по вертикали, как и его последний, завершающий этап - божество в центре мандалы - связываются с другими символами вертикальной структуры мира - мировой осью, мировым древом.
    Отсюда и соотнесение мандалы (в полном или частичном виде) со структурой ритуальных сооружений - зиккуратов, царских дворцов и храмов в Юго-Восточной Азии и в Центральной Америке, чума и т.д. и даже с планировкой некоторых поселений городского типа. Структура социальной иерархии также часто строилась и описывалась по принципу мандалы. Мегалитические сооружения Тибета и других мест (напр., знаменитый Стоунхендж в Англии) имеют в своей основе принцип мандалы. Мандала может быть сопоставлена и с другими символами Вселенной: с китайскими бронзовыми зеркалами Ханьского периода с изображёнными на них схемами Вселенной; с шаманскими бубнами народов Северной Азии, несущими на себе рисунки, являющиеся картой Вселенной. Принцип мандалы не только распространён гораздо шире, чем мандала как таковая, но практически универсален и как модель Вселенной (или её частей, ср. так называемые астрологические мандалы), и как средство достижения глубин подсознания в ритуале или индивидуальной медитации. Обе эти функции мандалы связаны воедино: тот, кто предаётся медитации или участвует в соответствующем ритуале в качестве ведущего, помещает себя в центр мандалы и ожидает божество, божественный дух, который должен снизойти на него.
    К.Г. Юнг подчёркивал универсальный характер мандалы как психокосмической системы, задающей особый вселенский ритм, объединяющий макро- и микрокосм и указывающий на то, что идея мандалы и сама её форма независимо была выработана не только самыми разными религиозными системами, но и творчески одарёнными людьми (прежде всего художниками; ср. также сочетание «круглых» и «квадратных» танцев, образующее «мандалический» танец с соответствующим переключением ритмов) или больными, страдающими разными формами душевных болезней, которые настраивают себя на выведение из собственного подсознания тех или иных архетипических комплексов я или на собственную «космизацию», т.е. на выработку единого ритма человека и Вселенной, на улавливание, восприятие и преобразование космической энергии. Эта идея лежит в основе некоторых современных теорий в медицине (психотерапия юнгианского толка), искусстве и искусствоведении.
    
    

Литература:
1. "Мифы народов мира. Энциклопедия". В 2-х т. Гл. ред. С.А. Токарев. М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998
2. "Мифологический словарь". Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М.:Советская энциклопедия, 1990



Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru