Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего


Иов


(И)

    Иов - в иудаистических и христианских преданиях страдающий праведник, испытываемый сатаной с дозволения Яхве; главный персонаж ветхозаветной книги Иова.
    Об Иове сказано, что он был «прост, и праведен, и богобоязнен, и далёк от зла»; вначале возникает образ искренней истовости богатого патриархального главы рода, неуклонно блюдущего себя от греха и во всём поступающего как должно. Называется число его сыновей, дочерей, скота, причём всё время повторяются сакральные числа семь, три, пять, выражающие идею совершенства, законосообразности, гармонической стабильности. При встрече с сатаной Яхве спрашивает: «Приметило ли сердце твоё раба моего Иова? Ведь нет на земле мужа, как он». Сатана возражает, что благочестие Иова корыстно, поскольку Яхве охраняет его благосостояние; едва этому будет положен конец, кончится и преданность Иова богу. Яхве принимает вызов и позволяет сатане начать испытание, запрещая ему только посягать на саму личность Иова. Четыре вестника беды поочерёдно сообщают Иову о гибели его ослов, овец и верблюдов вместе с пастухами и погонщиками, наконец, сыновей и дочерей. Иов раздирает на себе одежду, обривает главу в знак траура, повергается на землю и произносит слова, достойные его прежней истовости: «Господь дал, господь и взял - благословенно имя господне!».
    Сатана снова предстаёт перед Яхве и предлагает распространить испытание на тело Иова, на его «кость» и «плоть». Яхве снова даёт согласие, требуя только, чтобы Иову была сохранена жизнь, и сатана наводит на Иова страшную болезнь (традиционно понимаемую как проказа): «И взял Иов черепок, чтобы соскребать с себя гной, и сел среди пепла». Вера Иова в справедливый божественный миропорядок вступает в мучительный конфликт с его знанием о своей невинности (и невинности многих несчастных, на чьи страдания открываются его глаза), вплоть до сомнения в божественной справедливости. На один выход из этого конфликта указывает жена Иова: «Похули бога и умри». Противоположный выход предлагают трое друзей Иова (их горячим, саркастическим спором занята большая часть книги Иова - главы 3-31): если всякое страдание есть налагаемое богом наказание, то Иов должен умозаключить от своего страдания к своей виновности. Но Иов решительно возражает друзьям: «Или вы для бога будете лгать и неправду возвещать ради него, в угоду ему кривить душой, в споре выгораживать его?». После «докучных утешителей» в спор с Иовом вступает молодой мудрец Элиу (Элигу), переводящий проблему на иной уровень: страдание посылается богом не как кара, но как средство духовного пробуждения.
    Последнее слово в споре принадлежит Яхве, который вместо всякого рационалистического ответа забрасывает Иова вопросами о непостижимом устройстве космического целого, не измеримого никакой человеческой мерой (главы 38-41; выделяется описание чудищ бегемота и левиафана). Иов объявляет о своём смиренном раскаянии. Приговор Яхве признаёт правоту Иова перед друзьями, говорившими о боге «не так правдиво», как он; Яхве соглашается помиловать друзей только по молитве Иова. После молитвы близкие приходят утешать Иова и осыпать его дарами. Яхве возвращает Иову всё богатство в сугубой мере, у Иова рождаются новые семь сыновей и три дочери. В этом новом блаженстве Иов живёт ещё 140 лет и умирает, «насытясь днями».
    
    

Литература:
1. "Мифы народов мира. Энциклопедия". В 2-х т. Гл. ред. С.А. Токарев. М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998
2. "Мифологический словарь". Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М.:Советская энциклопедия, 1990



Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru