Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего


Илья Муромец


(И)

    Илья Муромец (Илья Муровец, Илья Мурович, Илья Муравленин, Илья Моровленин, Ильюша, Ильюшка, Ильюшенка, Ильюшунька, Илюха, Илёико, Илёюшка, Елейка, Илья Иванович, Илья сын Иванович, Илья свет Иванович, Илья Иванов сын и др.) - мифологизированный образ главного героя-богатыря русского былинного эпоса. Многие сюжеты, связанные с Ильей Муромцем, соединяются, контаминируются и складываются в былинный цикл. Он возглавляет всех русских богатырей и выступает как главный в троице наиболее знаменитых героев - Илья Муромец, Добрыня Никитич (см. "Добрыня Никитич"), Алёша Попович (см. "Алёша Попович"). Именно он совершил наибольшее количество подвигов, что и даёт ему право представительствовать за всё русское богатырство и выступать от его имени перед князем Владимиром Красное Солнышко (см. "Владимиром Красное Солнышко"). В нём подчёркиваются сила, мужество, верность, надёжность, трезвость, мудрость, опытность, справедливость, конструктивность многих его действий и даже известное миролюбие. Он один побивает всех врагов; его подвиги - предостережение против набегов на Киев. Основной эпитет Ильи в былинах - «старый», «старой» (изображение седобородым стариком, едущим по полю на белом коне подчёркивает сочетание уверенной силы, нравственного опыта, житейской мудрости).
    Жизненный путь Ильи Муромца проработан в былинах наиболее подробно, вплоть до мифологизирования смерти (в ряде вариантов он, найдя клад и отдав его князю Владимиру, монастырям и церквам, сиротам, удаляется в киевские пещеры в «каменных горах» и там «окаменивает», как и другие богатыри). В своей подвижнической жизни (на заставе богатырской, в чистом поле и в тёмных лесах по пути в Киев, в самом Киеве или Чернигове, на Святых горах) Илья выступает или в одиночку, или в сообществе с другими богатырями. Родственные связи не акцентуируются, хотя изредка упоминаются родители богатыря (Иван Тимофеевич и Ефросинья Яковлевна) и даже его жена (баба Златыгорка); исключение составляют только дети Ильи Муромца - сын (Сокольник, Сокольничек, Подсокольничек) или дочь (поляница), с которыми связан особый сюжет - бой отца с сыном (или с дочерью), выступающим как незнакомый отцу богатырь-"нахвальщик". В ходе поединка Илья одолевает сына (или дочь) и собирается его убить, но в последний момент происходит узнавание; богатыри расходятся, но вскоре сын (или дочь) возвращается с тем, чтобы отомстить отцу за мать; победа - на стороне Ильи Муромца, убивающего противника.
    О «добогатырском» периоде жизни Ильи повествуют былины, посвящённые его исцелению и двухэтапному получению силы. Родившись в городе Муроме, в селе Карачарове (по наиболее хрестоматийной версии), в крестьянской семье, Илья Муромец от рождения «без рук, без ног», и поэтому он тридцать лет сидел сиднем на печи. Недуг был чудесно излечен. В отсутствие родителей приходят «две калеки перехожи» (калики, убогие) и просят Илью отворить ворота; он ссылается на свою болезнь, но, когда его попросили второй раз, «выставал Илья на резвы ноги» и впустил калик в дом; они дают ему «чару питьица медвяного» или просят принести ключевой воды и выпить её; следствием было то, что «богатырско его сердце разгорелось... и он услышал во себе силушку великую». Калики предрекают Илье богатырские деяния и то, что смерть ему «на бою не писана», тем не менее, они предостерегают его от боя со Святогором (см. "Святогор"), Самсоном-богатырём, с родом Микуловым (см. "Микула Селянинович") и с Вольгой Всеславьевичем (см. "Вольга Всеславьевич").
    После ухода калик Илья идет на отцовское поле, прогоняет с него скот, огораживает поле. На коне отправляется он в Киев, ко двору князя Владимира. В чистом поле или на Святых горах он встречается со Святогором; происходит взаимная демонстрация силы, и, оказывается, Святогор сильнее. Оба богатыря становятся крестовыми братьями, разъезжают по Святым горам, останавливаются у Святогора, где его жена безуспешно пытается соблазнить Илью Муромца. Умирая, Святогор передаёт Илье свою силу, но тот отказывается от предлагаемой ему сверхсилы, которая могла бы обернуться для него смертью. Получив эту «вторую» силу, Илья Муромец становится подлинным богатырём. Первый подвиг был совершён им во время первой поездки в Киев, когда Илья побеждает Соловья-разбойника см. "Соловей-разбойник"). По пути в Киев он совершает и другие подвиги - очищает от вражеской «силушки великой» Чернигов, мостит мосты через реку Смородину.
    При дворе князя Владимира Илья показывает Соловья, заставляя его шипеть по-змеиному, реветь по-звериному. После этого он убивает Соловья за его преступления. Вслед за этим первым подвигом следуют другие: убийство Идолища поганого, Калина царя (иногда вместо Калина-царя в этом сюжете выступает Батый Батыевич или Кудреванко, Бадан, Ковшей, Скурла). Другой цикл былин - встреча Ильи Муромца во время своих дальних поездок (в «Индею богатую», в «Карелу проклятую») с разбойниками, делящими награбленную казну и покушающимися убить Илью. Он убивает «всех разбойников, сорок тысяч подорожников».
    К циклу о поездках («трёх поездках» - традиционное эпическое число) Ильи относятся и былины об Илье Муромце и Добрыне Никитиче. Не всегда они оказываются заодно друг с другом. Известен сюжет об их бое между собой: выйдя победителем, Добрыня сел «на белы груди» Ильи и перед тем, как его убить, спросил его имя. Узнав, что это Илья Муромец, он целует его, просит прощения и обменивается с ним нательными крестами. В заключение крестовые братья, навестив мать Добрыни, отправляются в Киев к князю Владимиру.
    Мифологический элемент сильно отступает на второй план в тех былинах позднего происхождения об Илье Муромце, где формируется сильно «социализированный» образ героя, который уже не совершает подвигов, но чётко обнаруживает свою связь с городскими низами («голи кабацкие») и антагонизм по отношению к князю Владимиру. В сюжете ссоры Ильи с Владимиром он, из-за того, что князь забыл пригласить его к себе «на почестен пир», выстрелил «по большим церквам», «по чудным крестам», «по маковкам золоченым», которые были снесены в «царев кабак» и пропиты вместе с «голями кабацкими». Наконец, князь Владимир замечает отсутствие Ильи на пиру и посылает Добрыню за ним. Илья Муромец приходит только потому, что его позвал «крестовый брат» Добрыня, иначе выстрелом из лука в гридню он убил бы князя с княгиней.
    В другом варианте былины посаженному в «глубок погреб» по клевете целовальников Илье помогает княгиня Апраксия, тайно кормя и поя его сорок дней. Когда же, узнав об отсутствии Ильи Муромца, к Киеву подошёл Калин царь и потребовал сдать город, Апраксия признаётся мужу в обмане, тот выпускает Илью на свободу и просит о помощи. Богатырь говорит, что готов служить «за веру христианскую», «за землю русскую», «за стольный Киев-град», «за вдов, за сирот, за бедных людей, за Апраксию», но не «для собаки-то князя Владимира». После этого Илья побивает татар, предаёт смерти царя Калина, заставляет татар платить дань. Обойдённый во время общего одаривания из-за интриг бояр, пытающихся оклеветать его перед князем Владимиром, богатырь ведёт себя дерзко и даже буйно. В былинах более традиционного типа Илья Муромец, напротив, мудр, терпелив, настроен примирительно (он мирит поссорившихся Добрыню и Дуная (см. "Дунай"), выступает примирителем в некоторых вариантах былины об Алёше Поповиче и сестре Збродовичей и др.).
    

Смотрите также:

Литература:
1. "Мифы народов мира. Энциклопедия". В 2-х т. Гл. ред. С.А. Токарев. М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998
2. "Мифологический словарь". Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М.:Советская энциклопедия, 1990



Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru