Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего


Иван Царевич


(И)

    Иван Царевич (Иван Королевич) - мифологизированный образ главного героя русских народных сказок. Его деяния - образец достижения наивысшего успеха. Универсальность образа Ивана Царевича в том, что он - «Иван», т. е. любой человек, не имеющий каких-либо сверхъестественных исходных преимуществ; одновременно «Иван» -и «первочеловек», основатель культурной традиции, демиург в том смысле, что совершённые им деяния как бы приравниваются по значению к космологическим актам, непосредственно продолжают их на человеческом уровне, образуют социальную структуру человеческого общества и задают как высший социальный статус, так и правила его достижения.
    В начале сказки Иван Царевич оказывается в худшем (менее привилегированном, более сложном или опасном) положении, чем все или, точнее, чем другие герои, которые предназначены для решения той задачи, которую, в конце концов, выполняют не они, а Иван Царевич. Это "худшее" положение состоит в том, что если он царский сын - то последний, третий, самый младший, которому предпочитаются старшие его братья. Ущербность Ивана Царевича часто подчёркивается тем, что он дурак (иногда немой), который делает всё невпопад. Когда Иван Царевич - крестьянский сын, то при наличии «природных» царевичей он как бы не имеет с самого начала прав на то, чтобы стать царевичем. Кроме того, положение его в начале сказки более всего осложняется исходной «недостачей»: он или наказывается родителями и изгоняется из дому за какой-то поступок или обязан - по повелению извне или по собственному долгу - выполнять некую опасную и сложную задачу, в любом случае связанную с риском и геройством, что вызывает прохождение Ивана Царевича через такие испытания, которые и делают его достойным статуса «царевича». Мифопоэтический смысл сказок об Иване Царевиче кроется в этих испытаниях (ср. инициацию, которую В. Я. Пропп считал ритуальной основой для формирования волшебной сказки). Удача возможна только в крайнем случае - когда Иван Царевич готов к смерти, когда он фактически оказывается в ее царстве, но делая там единственные правильные ходы (благодаря собственным высоким качествам - смелость, сила, храбрость, наблюдательность и т. п. или внимательности к полезным советам), находит выход из нижнего мира и возвращается к жизни преображенным. В основе этого контакта со смертью и достижения через него «новой» жизни, связанной с обладанием высшими ценностями, лежит та же схема, что и в «основном» мифе о битве громовержца (см. "Перун") со змеевидным противником, и в этом смысле сказка об Иване Царевиче продолжает этот миф в трансформированном виде и обнаруживает свою максимальную мифологичность именно в эпизодах, связанных с пребыванием в подземном царстве.
    В нижнем царстве (иногда оно делится на три царства - медное, серебряное, золотое) он обнаруживает царевну (или трех царевен), вступает в смертный бой с прилетевшим внезапно Змеем (часто огненным), пленившим царевну (царевен); он отсекает ему головы (иногда последовательно три, шесть, девять или двенадцать), освобождает царевну; при этом сам он близок к смерти или даже оказывается убитым, но возрождается с помощью "живой" воды, приобретает силу благодаря «сильной» воде и, наоборот, лишает Змея его мощи, вынудив его хитростью отведать «бессильной» воды. В заключение Иван Царевич выбирается из подземного царства с помощью данного ему волшебного яйца (или трех яиц), в которое «скатывается» царство, или высокого дерева, орла, выносящего его на землю, и т. п. Все эти детали отсылают к образам нижнего мира, стихий воды и огня, жизни и смерти, мирового древа и мирового яйца и т. п., т. е. к неизменным компонентам космологической картины, которые многое объясняют в схеме "основного" мира.
    Оказавшись на земле, Иван Царевич достигает высшего из возможных статуса, который определяется женитьбой на спасённой царевне, приобретением богатств (добра, драгоценностей), царской властью. Иван Царевич в сказочных сюжетах связан с братьями (иногда и сестрой, которая, между прочим, временно становится его женой), помощниками; со злой сестрой, ведьмой, Ягишной, Кащеем Бессмертным (см. "Кащей Бессмертный"), Змеем, Василисой (или Еленой) Прекрасной, Марьей Моревной, с Жар-птицей (см. "Жар-птица"), серым волком и т. п.
    В целом Иван Царевич может быть соотнесен с образом мифологического героя, прошедшего через смерть, обретшего новую жизнь, с сюжетом глубинной связи умирания и возрождения.
    
    
    

Смотрите также:

Литература:
1. "Мифы народов мира. Энциклопедия". В 2-х т. Гл. ред. С.А. Токарев. М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998
2. "Мифологический словарь". Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М.:Советская энциклопедия, 1990



Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru