Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего


Зевс


(З)

    Зевс - в греческой мифологии верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов. Исконно греческое божество; его имя индоевропейского происхождения и означает «светлое небо» (ср. индоевропейское deiuo - «дневное сияющее небо»). В античности этимология слова "3евс" связывалась с корнями греч. слов «жизнь», «кипение», «орошение», «то, через что всё существует». 3евс - сын Кроноса (см. "Кронос") (отсюда его имена Кронид, Кронион) и Реи (см. "Рея"), он принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение - титанов. Отец 3евса, боясь быть низложенным своими детьми, проглатывал каждый раз только что рождённого Реей ребёнка. Рея обманула мужа, дав ему проглотить вместо родившегося 3евса завёрнутый камень, а младенец втайне от отца был отправлен на Крит на гору Дикта. Согласно другому варианту, Рея родила 3евса в пещере горы Дикта и поручила его воспитание куретам и корибантам, вскормившим его молоком козы Амалфеи (см. "Амалфея").
    Возмужавший 3евс вывел своих братьев и сестёр из утробы Кроноса, напоив его зельем. За это они отдали во владение 3евсу громы и молнии. Затем 3евс начал борьбу за власть с Кроносом и другими титанами. В титаномахии, продолжавшейся десять лет, 3евсу помогали сторукие; киклопы выковали ему гром, молнию и перун. Побеждённые титаны были низвергнуты в Тартар (см. "Тартар").
    Три брата - 3евс, Посейдон (см. "Посейдон") и Аид (см. "Аид") разделили власть между собой. 3евсу досталось господство на небе, Посейдону - море, Аиду - царство мёртвых. В древнейшие времена 3евс совмещал функции жизни и смерти. Он владычествовал над землёй и под нею, вершил суд над мёртвыми. Отсюда один из эпитетов 3евса - Хтоний («подземный»). Однако позднее 3евс стал олицетворять только светлую сторону бытия. В период патриархата 3евс локализуется на горе Олимп (см. "Олимп") и именуется Олимпийским (или Фессалийским).
    Утверждение 3евса происходит с большим трудом. Против него восстаёт Гея (см. "Гея") и насылает на него своё порождение - Тифона (см. "Тифон"), но 3евс побеждает это дикое тератоморфное существо огненными молниями. По одному из вариантов, 3. забросил Тифона в Тартар, по другому - навалил на него Этну. Но борьба с хтоническими чудовищами продолжалась. Гея породила новых детей - гигантов - и разразилась гигантомахия.
    Борьба 3евса и олимпийцев с миром чудовищ приводит к ещё одной смене поколений богов (до этого Урана (см. "Уран") сверг Кронос, а теперь Кроноса - 3евс). Но самому 3евсу тоже угрожает потеря власти от сына. 3евсу приходится бороться за власть даже со своими ближайшими родственниками, против него восстают Гера (см. "Гера"), Посейдон и Афина Паллада (см. "Афина") (по другой версии - Аполлон (см. "Аполлон")), но ему оказывает помощь Фетида (см. "Фетида"), призвав на Олимп сторуких, которые устрашают заговорщиков.
    Олимпийский 3евс считается отцом богов и людей, но его власть над олимпийской семьёй не очень тверда, а веления судьбы ему часто неведомы, и он узнаёт их, взвешивая на золотых (может быть, солнечных) весах судьбы героев. Именно по совету Геи - земли и Урана - неба 3евс проглатывает свою первую супругу Метиду, чтобы избежать рождения от неё сына, который будет сильнее отца. Фемида (см. "Фемида") открывает 3евсу тайну, известную и Прометею (см. "Прометей"), что такой же сын родится от Фетиды. Отказавшись от брака с Фетидой и выдав её за героя Пелея (см. "Пелей"), 3евс способствовал возникновению Троянской войны, исполняя просьбу матери Земли. Вторая супруга 3евса - богиня справедливости Фемида. Их дочери горы сообщают жизни богов и людей размеренность и порядок, а мойры (см. "Мойры") как бы продолжают его волю.
    Управляемый 3евсом мир олимпийцев заметно меняется. Хариты (см. "Хариты"), дочери 3евса от Эвриномы, вносят в жизнь радость, веселье, изящество. Деметра (см. "Деметра") как супруга 3евса - уже не порождающая чудовищ земля, а богиня обработанных полей. Даже Аид похищает Персефону (см. "Персефона"), дочь 3евса, с его дозволения. Мнемозина (см. "Мнемозина") рождает 3евсу девять муз (см. "Музы") (т.о., 3евс становится источником вдохновения, наук и искусств). От Лето (см. "Лето") у 3евса - Аполлон и Артемида (см. "Артемида"). Третья законная супруга 3евса, но первая по значению - Гера, богиня-покровительница брачных уз. Так 3евс постепенно преобразует мир, порождая богов, вносящих в этот мир закон, порядок, науки, искусства, нормы морали и проч. Однако во многих мифах заметны древние доолимпийские связи 3евса. Он вступает в брак с музой Каллиопой (см. "Каллиопа"), рождающей экстатических корибантов, демонических служителей хтонической Великой матери Кибелы (см. "Кибела"), охранявших младенца 3евса на Крите. 3евс всё ещё пользуется своим древнейшим орудием - громами и молниями, грубой силой подавляя сопротивление или наказывая.
    3евс Олимпийский - покровитель общности людей, городской жизни, защитник обиженных и покровитель молящих, ему повинуются другие боги. Он даёт людям законы. 3евс вообще оказывается принципом жизни, ее «дарователем», «всепородителем». Благодетельные функции Зевса нашли отражение в его эпитетах: «помощник в беде», «спаситель», «спаситель города», «основатель», «оградитель», «владетель государства», «отчий», «отец», «отеческий", «носитель победы», "всецарь", «владыка владык, совершеннейшая сила блаженных и совершенных» и др.
    3евс Олимпийский - отец многих героев, проводящих его божественную волю и благие замыслы. Его сыновья: Геракл (см. "Геракл"), Персей (см. "Персей"), Диоскуры (см. "Диоскуры") и др. Покровительствуя героям, уничтожающим хтонических чудовищ, 3евс осуждает кровопролитие и стихийные бедствия войны в лице Ареса (см. "Арес"). Однако в мифах о рождении героев заметны древние фетишистские мотивы. 3евс является к Данае (см. "Даная") в виде золотого дождя, Семеле (см. "Семела") - с молниями и громами, Европу (см. "Европа") он похищает, обернувшись быком, к Леде (см. "Леда") является лебедем, к Персефоне - змеем. Древние зооморфные мотивы заметны и в том, что 3евс превращает в животных своих возлюбленных, желая скрыть их от гнева Геры (Ио (см. "Ио") - в корову, Каллисто (см. "Каллисто") - в медведицу). Будучи «отцом людей и богов», 3евс вместе с тем является грозной карающей силой. По велению 3евса прикован к скале Прометей, укравший искру Гефестова (см. "Гефест") огня, чтобы помочь людям, обречённым 3евсом на жалкую участь. Несколько раз 3евс уничтожал человеческий род, пытаясь создать совершенного человека. Он послал на землю потоп, от которого спаслись только Девкалион (см. "Девкалион"), сын Прометея, и его супруга Пирра (см. "Пирра"). 3евс хочет уничтожить жалкий род людей и «насадить» новый. Троянская война - тоже следствие решения 3евса покарать людей за их нечестие.
    3евс насылает проклятия, которые страшно реализуются на отдельных героях и целом ряде поколений (Тантал (см. "Тантал", Сизиф (см. "Сизиф") и др.). Так архаический 3евс принимает всё более очевидные моральные черты, хотя и утверждает он свои принципы с помощью силы. Начала государственности, порядка и морали у людей связаны, по преданиям греков, как раз не с дарами Прометея, из-за которых люди возгордились, а с деятельностью 3евса, который вложил в людей стыд и совесть - качества, необходимые в социальном общении. 3евс, который мыслится «огнём», «горячей субстанцией» и обитает в эфире, владея небом как своим домом, становится организующим средоточием космической и социальной жизни на Олимпе, где земля сходится с небом и где небо переходит в огненный тончайший эфир. Мифология 3евса Олимпийского отражает укрепление патриархальной власти, хотя и не доходит до абсолютной централизации этой власти. Только в эллинистическую эпоху 3евс принимает образ мирового вседержителя и вершителя мировых судеб, «всецаря» и «всеэллинского» владыки.
    Атрибуты 3евса - эгида, скипетр, иногда молот. Культовые праздники в честь 3евса немногочисленны, поскольку ряд его функций был возложен на других богов - исполнителей его воли, находившихся в гораздо более близких отношениях с человеком: на Аполлона - пророчество, на Деметру - земледелие, на Афину - мудрость и искусства.
    В честь 3евса Олимпийского устраивались панэллинские Олимпийские игры в Олимпии как символ единения и взаимного согласия греческих полисов. В римской мифологии 3евсу соответствует Юпитер (см. "Юпитер").
    
    

Смотрите также:

Произведения
Гера (Г)
Гестия (Г)
Деметра (Д)
Дракон (Д)
Аид (А)
Кентавры (К)
Космос (К)
Метида (М)
Амалфея (Амалтея) (А)
Дионис (Д)
Корибанты (К)
Кибела (К)
Куреты (К)
Кронос (К)
Лето (Л)
Циклопы (Ц)
Антей (А)
Арахна (А)
Бриарей (Б)
Водяной (В)
Горгоны (Г)
Одиссей (О)
Ипполит (И)
Кассиопея (К)
Ламия (Л)
Лаокоон (Л)
Лаомедонт (Л)
Ахеронт (А)
Геракл (Г)
Гермес (Г)
Коцит (К)
Диоскуры (Д)
Аргос (Аргус) (А)
Гиперион (Г)
Дафна (Д)
Геспериды (Г)
Цербер (Ц)
Ладон (Л)
Арес (Арей) (А)
Геката (Г)
Дриады (Д)
Авгиевы конюшни (А)
Авгий (А)
Геба (Г)
Герион (Г)
Геркулес (Г)
Гефест (Г)
Диомед (Д)
Елена (Е)
Ио (И)
Ипполита (И)
Каллисто (К)
Медея (М)
Антиной (А)
Аякс Теламонид (А)
Кадм (К)
Кассандра (К)
Марсий (М)
Ментор (М)
Асклепий (А)
Гектор (Г)
Ахилл (А)
Гелиос (Г)
Гипербореи (Г)
Зефир (З)
Гиацинт (Г)
Ифигения (И)
Кадуцей (К)
Каллиопа (К)
Касталия (К)
Кипарис (К)
Ифигения (И)
Астрея (А)
Девкалион (Д)
Дике (Д)
Демиург (Д)
Калидонская охота (К)
Гипнос (Г)
Аглая (А)
Клио (К)
Лета (Л)
Мельпомена (М)
Геликон (Г)
Агамемнон (А)
Актеон (А)
Геро (Г)
Андромеда (А)
Даная (Д)
Леда (Л)
Гармония (Г)
Антиопа (А)
Марс (М)
Клитемнестра (К)
Майя (М)
Аэдона (А)
Бахус (Б)
Вакх (Бахус) (В)
Галатея (Г)
Гелиады (Г)
Гименей (Г)
Калипсо (К)
Цирцея (Ц)
Менады (М)
Импрессионизм (Мандельштам, Осип)
Апостол Иоанн Богослов (неизвестный иконописец)
Видение Иоанна Богослова (неизвестный иконописец)
Иоанн Богослов (неизвестный иконописец)
Иоанн Богослов (неизвестный иконописец)
Иоанн Богослов на острове Патмос (неизвестный иконописец)
Иоанн евангелист (неизвестный иконописец)
Первое обретение главы Иоанна Предтечи (неизвестный иконописец)
Усекновение главы Иоанна Предтечи (неизвестный иконописец)
Второе обретение главы Иоанна Предтечи (неизвестный иконописец)
Третье обретение главы Иоанна Предтечи (неизвестный иконописец)
О "плохой" и "хорошей" поэзии (Лотман, Юрий Михайлович)
О "плохой" и "хорошей" поэзии (Лотман, Юрий Михайлович)
Вулкан (В)
Ганимед (Г)

Литература:
1. "Мифы народов мира. Энциклопедия". В 2-х т. Гл. ред. С.А. Токарев. М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998
2. "Мифологический словарь". Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М.:Советская энциклопедия, 1990



Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru