Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего


Дунай


(Д)

    Дунай:
    
    1) в представлении древних славян, в т. ч. русских, - мифологизированный образ главной реки; лексема «Дунай» в славянских языках (отчасти и в балтийских) стала нарицательным словом, обозначающим далекую, незнакомую реку, глубокие воды, море, водный разлив, ручей и т. п. Огромное количество гидронимов с элементом «Дунай» образуют мощный слой в славянской (и балтийской) «сакральной топографии». Для славян Дунай был их исходной родиной («Повесть временных лет»), память о которой сохранялась очень долго. Дунай представлялся как своего рода центр, притягивающий к себе все остальные реки. Вместе с тем, обозначал некий главный рубеж, за которым лежит земля, обильная богатством, но и чреватая опасностями. В этом смысле Дунай - граница благодатной земли и вожделенная цель всех устремлений. Наконец, Дунай - не просто большая река, но и море, путь по морю.
    У разных групп славян, особенно у южных и западных, с Дунаем ассоциировались мотивы женщины, изобилия и мирной жизни, культ реки, ее плодотворящих. В песнях Дунай - образ вольной девической жизни (девица гуляет у Дуная, прощается с ним, когда она просватана, и совершает ритуальное омовение; Дунай заодно с девицей, когда она не хочет вступать в брак). Предстоящий брак вызывает образы Дуная в разных вариантах (слезы девицы «Дунай-речку делают», жених приравнивается к Дунаю, перед браком молодец совершает обряд на Дунае, в частности, он «стружит стрелки» и пускает их на Дунай, чтобы они плыли «к девке»). Дунай уподобляется золоторогому оленю, помогающему в свадьбе. Сокол или орел обещает молодцу перенести свадьбу на другой берег Дуная, если в него не будут стрелять. Переправа через Дунай - символический образ брака, девушка просит перевезти ее за Дунай; девушку вылавливают из Дуная (спасение-брак), она роняет в него перстень: кто поймает его, тот станет мужем; гадая о милом, в Дунай бросают венки; вылавливание венка - смерть-свадьба. Замужняя женщина поверяет свои тайны и тоску Дунаю: в него она бросает волосы, чтобы они плыли к отцу-матери, или пускает птицу, чтобы сообщить о себе.
    С Дунаем нередко связывается образ смерти. Молодец на коне тонет в Дунае (обручение с рекой). Воин, погибая за Дунаем, отсылает коня к родителям с вестью о смерти. Кровь убитого стекает в Дунай, где милая сыплет песок на камни: когда песок дойдёт до моря, убитый вернётся к милой. Занемогший постылый муж просит принести ему воды из Дуная, жена не спешит, и он умирает. Молодец совершает самоубийство, топясь в Дунае; река отзывается выходом из своих берегов. В белорусской песне в результате неудачного брака молодец бросается в Дунай: «Разженюся, дунайчиком обернуся». Соблазнённая девица ищет смерти в Дунае; иногда девица случайно тонет в Дунае, и тогда считается, что она выходит за Дуная замуж. Вдова, отчаявшись, бросает в Дунай своих детей с просьбой позаботиться о них; утопление ребенка (часто незаконнорождённого) в Дунае нередко становится темой обрядовых песен и баллад. Нередок мотив святости Дуная, в частности, в русских заговорах.
    Особое место образ Дуная занимает в русских обрядовых и игрищных песнях, в святочных «виноградиях» с припевом «а ты здунай мой, здунай» или «да и за Дунай». В связи с Дунаем нередко появляется мотив корабля, бросание перстня, вылавливания чудесной рыбы. Иногда Дунай становится именем молодца.
    Ряд мотивов, связанных с Дунаем, отмечен в русских былинах (богатырь против Дунай-реки, соотнесённой с женщиной или змеем, рогатым соколом, соловьем; Илья Муромец (см. "Илья Муромец") загатил лесом Дунай и по просьбе родителей очищает его, убивая рогатого Сокола; Михайла Потык после брака с Маринкой спасает по просьбе змеи её детей, горящих в ракитовом кусте, для чего приносит воду из Дуная). Иногда Дунай течёт под Киевом, заменяя Днепр; в других случаях он заменяет Волхов и даже Москву-реку. Обиженные Владимиром (см. "Владимир Красное Солнышко") богатыри уходят за Дунай, когда же они возвращаются, то перескакивают через него, причем богатырь Самсон едва не тонет;
    
    2) мифологизированный образ богатыря в русских былинах. Былины о богатыре Дунае включают сюжеты о поездке Дуная и Добрыни Никитича (см. "Добрыня Никитич") к литовскому королю, чтобы сосватать его дочь Апраксу за князя Владимира. Разгневанный король заключает Дуная в глубокие погреба, но приходит на помощь оставшийся при конях Добрыня, побивающий литовскую дружину. Король отпускает Апраксу с богатырями в Киев. Другой сюжет продолжает первый: у литовского короля была и вторая дочь, сестра Апраксы Настасья, с которой еще раньше, когда Дунай служил у литовского короля, у него была тайная любовь (в свое время, когда Дунай попал в беду, Настасья выкупила его у палачей и отпустила в Киев). Теперь, когда русские богатыри приехали за Апраксой для князя Владимира, Настасья уязвлена невниманием к ней Дуная. На обратном пути богатыри обнаруживают чей-то богатырский след. Дунай отправляется на розыски и встречает витязя, с которым вступает в бой. Победив его, он вынимает нож для окончательного удара и узнает в витязе Настасью. Она напоминает ему о прошлом, и Дунай вновь поддается страсти, зовет Настасью в Киев, чтобы пожениться, в Киеве должна состояться двойная свадьба: Владимира с Апраксой и Дуная с Настасьей. На пиру гости предаются похвальбе. В результате Дунай и Настасья устраивают состязание в стрельбе из лука. Настасья оказывается меткой, а Дунай первый раз недостреливает, второй перестреливает, а на третий попадает в Настасью. Она умирает, а Дунай узнает, «распластавши ей чрево», что она беременна сияющим светом младенцем (или даже двумя отроками-близнецами). Дунай бросается на своё копьё и умирает рядом с женой. Он превращается в реку Дунай, а Настасья - в реку Настасью. Так прошлая вина Дуная (тайная связь с девицей Настасьей и оставление её; тайные связи с враждебной Литвой) приводит его к гибели.
    

Смотрите также:

Литература:
1. "Мифы народов мира. Энциклопедия". В 2-х т. Гл. ред. С.А. Токарев. М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998
2. "Мифологический словарь". Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М.:Советская энциклопедия, 1990



Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru