Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего


Одиссей


(О)

    Одиссей (в древнеримской мифологии - Улисс) - в греческой мифологии царь острова Итака, сын Лаэрта и Антиклеи. Умный и хитрый герой (его дед Автолик был сыном Гермеса (см. "Гермес") и помогал ему во всех хитростях, отсюда наследственные, идущие от Гермеса, ум, практицизм, ловкость Одиссея).
    Биография Одиссея первоначально не была связана с событиями Троянской войны, с её развитой героико-мифологической основой и явилась достоянием авантюрно-сказочных сюжетов в духе распространённых фольклорных мотивов: дальнее морское путешествие, ежеминутно грозящее гибелью; пребывание героя в «ином» мире; возвращение мужа в тот момент, когда жене грозит заключение нового брака. Однако гомеровский эпос о Троянской войне преобразил эти мотивы, внеся в них ряд важных идей: возвращение на родину, самоотверженная любовь к родному очагу, страдание героя, испытавшего гнев богов; отсюда имя Одиссея (греч. odyssomai - «гневаюсь», «испытываю гнев») - человек «божеского гнева» («ненавистный» богам).
    Включение Одиссея в число вождей Троянской войны приводит к формированию представлений о воинских подвигах Одиссея, о решающей его роли во взятии Трои (мотив придуманного Одиссеем деревянного коня) и к героизированию фольклорного хитреца как «разрушителя городов». Одиссей - носитель практической разумности, неустанной энергии, дальновидной способности ориентироваться в сложных обстоятельствах, умения красноречиво и убедительно говорить, искусства обхождения с людьми. Здесь по сравнению с героями более ранних мифологических напластований, такими, как Диомед (см. "Диомед"), Аякс Теламонид (см. "Аякс Теламонид" или даже Ахилл (см. "Ахилл"), явная новизна Одиссея, побеждающего не только оружием, но словом и умом. Эпитет Одиссея «многоумный» включает всю гамму переходов от элементарной хитрости к выработке сложнейших интеллектуальных построений. Одиссей обретает подлинное место в «Одиссее» - поэме о возвращении, где совмещаются в качественно новое единство авантюрно-сказочные мотивы и обогащённый героическим содержанием образ Одиссея.
    Одиссей проявляет себя ещё до того, как началась Троянская война. Находясь среди многочисленных женихов царицы Елены (см. "Елена"), Одиссей предпочитает её двоюродную сестру Пенелопу (см. "Пенелопа") - племянницу Тиндарея - и берёт ее в жёны. Тем не менее, после похищения Елены Парисом (см. "Парис") Одиссей должен принять участие в походе под Трою. Не желая оставлять любимую супругу и только что родившегося сына Телемаха (см. "Телемах"), Одиссей притворяется безумным, но его изобличает в притворстве Паламед. Под Трою Одиссей отправляется с 12 кораблями. В свою очередь, он помогает грекам установить местонахождение Ахилла, спрятанного Фетидой (см. "Фетида") на острове Скирос. Затем Одиссею поручается доставить в Авлиду обречённую на заклание Артемиде (см. "Артемида") Ифигению (см. "Ифигения"). По его же совету греки оставляют на острове Лемнос раненого Филоктета (которого впоследствии на десятом году войны он привозит вместе с луком под Трою).
    Авантюрно-сказочные сюжеты биографии Одиссея пронизаны драматическим мотивом страдания. Он «многострадальный», и это знают боги. При постоянном своём благочестии Одиссей попадает в такие ситуации, когда это благочестие нарушается либо им самим, либо его спутниками, и это приводит к новым страданиям и смертям.
    Жестокость и суровость Одиссея - достояние архаической героики, поэтому они отступают на задний план, давая место новому интеллектуальному героизму, которому постоянно покровительствует Афина (см. "Афина") как своему любимому детищу и который направлен на познание мира и его чудес. Характерно противопоставляются в «Одиссее» древний страшный мир, где царят людоеды, колдуны, магия, дикий Посейдон (см. "Посейдон") с таким же диким сыном Полифемом (см. "Полифем") и остроумная, богатая замыслами Афина, ведущая героя на родину вопреки всем препятствиям. Ведомый Афиной, Одиссей спасается из мира увлекающих его опасных чудес, находящихся или на грани иной жизни, как остров Калипсо («та, что скрывает») (см. "Калипсо"), или рассматриваемых как мир потустороннего блаженного бытия (феаки) или злой магии (Кирка). Одиссею помогают не только олимпийцы, но он заставляет себе служить, например, злое чародейство Кирки, отправляясь бесстрашно в аид с полным сознанием своей будущей судьбы. Недаром боги опасаются, что, если они не вернут Одиссея домой, он «вопреки судьбе» вернётся сам. Так авантюрно-сказочный сюжет, попав в сферу героического повествования, приобретает серьёзные облагороженные черты. И это объединение способствует формированию сложного, выходящего за чисто эпические рамки, образа героя нового склада с присущими утончённой и развитой гомеровской мифологии драматизмом, юмором, лирическими мотивами.

Смотрите также:

Литература:
1. "Мифы народов мира. Энциклопедия". В 2-х т. Гл. ред. С.А. Токарев. М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998
2. "Мифологический словарь". Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М.:Советская энциклопедия, 1990



Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru