Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего


Двенадцать апостолов


(Д)

    Двенадцать апостолов (апостол - греч. «посланник»), в христианских преданиях избранная Иисусом Христом «коллегия» его ближайших учеников, составившая ядро первохристианской общины. Часто они называются просто «двенадцать» или «ученики». Это братья Пётр (Симон) и Андрей, братья Иаков Старший и Иоанн Богослов (сыновья некоего Зеведея, прозванные Христом Воанергес, т. е. «сыны грома»), Филипп, Варфоломей, Матфей мытарь, Фома, Иаков Алфеев, Фаддей (Иуда Леввей, отождествляемый с автором новозаветного «Соборного послания апостола Иуды»), Симон Зилот (другое прозвище - Кананит), Иуда Искариот; после предательства и самоубийства последнего на его место был по жребию избран Матфий, чем подчёркнута сакраментальная значимость самого числа двенадцать (см. ниже).
    Ученики и спутники Иисуса, призванные им, апостолы фигурируют рядом с ним во многих новозаветных сценах, начиная с призвания первых из них. Первыми были призваны Иисусом, проходившим близ «моря Галилейского», рыбаки - братья Симон (Пётр) и Андрей, закидывавшие сети в море, а затем два других брата-рыбака - Иаков Зеведеев и Иоанн; Евангелие от Луки содержит также рассказ о «чудесном улове»: рыбаки, рыбачившие всю ночь и ничего не поймавшие, по слову Иисуса вновь закидывают сети и на этот раз вылавливают «великое множество рыбы»; поражённые, они оставляют все свои дела и следуют за Иисусом. Особенно значительно участие апостолов в таких сценах, как Христос в Гефсиманском саду, тайная вечеря. Они присутствуют при вознесении Христа, и именно им ангелы возвещают его грядущее второе пришествие. Когда по случаю дня пятидесятницы апостолы собираются в одном из домов Иерусалима, они внезапно слышат страшный шум, над их головами появляются огненные языки, а сами они, исполнившись «духа святого», вдруг начинают говорить на незнакомых языках. С дальнейшей деятельностью двенадцати апостолов (и Павла) христианское предание связывает распространение христианства. Высказываемые некоторыми исследователями сомнения в историчности апостолов (бродячих проповедников христианства, существование которых засвидетельствовано многими источниками) гиперкритичны, не исключена историчность и тех или иных персонажей, называемых в числе евангельских «двенадцати». Но рассказы об их «деяниях» подверглись мифологизации.
     Символический характер носит само число 12. Число это ближайшим образом связано с числом двенадцати сыновей Иакова и соответственно колен Израилевых: апостолы как бы суммируют для акта «нового избрания» всю двенадцатичастную полноту «избранного народа»; в час эсхатологического суда (см. "Страшный суд") им предстоит «на двенадцати престолах судить двенадцать колен израилевых». Эсхатологический образ церкви как «небесного Иерусалима» пронизан символикой числа 12, прямо соотнесённого с числом апостолов. Чудесный город «имеет двенадцать ворот и на них двенадцатьотах написаны имена двенадцати колен сынов израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот; стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати апостолов агнца». Специально перечисленные в «Апокалипсисе» 12 драгоценных камней, которыми будут украшены 12 оснований стены города, распределялись средневековой символикой между апостолами: Петру соответствует яспис (яшма), Андрею - сапфир, Иакову Старшему - халцедон, Иоанну - смарагд (изумруд), Филиппу - сардоникс, Варфоломею - сердолик.
    Иконография апостолов выявила в своём развитии разошедшиеся линии. Православная традиция знает, помимо изображения их в сценах тайной вечери, сошествия святого духа и т. п., два иконографических типа: «собор двенадцати апостолов» (пример - византийская икона в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве) и «причащение апостолов» (примеры - мозаика в киевском Софийском соборе и иконы 20-х гг. 15 в. в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры). Отдельные апостолы распознаются по традиционным физиогномическим признакам (наличие или отсутствие бороды, её форма, высокий лоб Павла и Иоанна и т. п.) или по надписям, но не имеют атрибутов. Напротив, в католическом искусстве, начиная со зрелого средневековья, апостолы получают в качестве атрибутов орудия своих мученических страстей (Пётр, Филипп, Симон, Фаддей - кресты; Андрей - крест особой формы, в виде буквы «X»; Павел, Иаков Младший, Матфей - мечи; Варфоломей - нож мясника; Иаков Старший - палицу; Фома - копьё; Иоанн Богослов - чашу, из которой выползает змейка, символизирующая яд, обезвреженный молитвой апостола). Частое появление двенадцати апостолов в виде фигурок на городских часах Западной Европы порождено ассоциированием их числа с двенадцатеричным делением времени (12 или 12х2 часов, 12 месяцев).
    
    

Смотрите также:

Литература:
1. "Мифы народов мира. Энциклопедия". В 2-х т. Гл. ред. С.А. Токарев. М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998
2. "Мифологический словарь". Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М.:Советская энциклопедия, 1990



Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru