Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего


Волх


(В)

    Волх (Волх Всеславьевич, Вольга) - мифологизированный персонаж русских былин, обладатель чудодейственных оборотнических свойств. Сюжет о Волхе Всеславьевиче (реже - Вольга Буславлевич или Святославьевич) и его походе на Индию принадлежит к наиболее архаичному слою в русском былинном эпосе, характеризующемуся неизжитыми тотемистическими представлениями и широко представленной стихией чудесного, волшебно-колдовского, магического, слиянностью человеческого и природного начал. Чудесно рождение Волха: мать его Марфа Всеславьевна, гуляя по саду, соскочила с камня на лютого змея; он обвивается вокруг её ноги и «хоботом бьёт по белу стегну»; вскоре появляется на свет Волх, рождение которого потрясло всю природу: гремит гром, дрожит сыра земля, трясется "царство Индейское", колеблется море, рыба уходит в морскую глубину, птица - высоко в небеса, звери - в горы и т. п. Чудесно и развитие Волха: едва родившись, он уже говорит, «как гром гремит», его пеленают в «латы булатные», кладут ему в колыбель «злат шелом», «палицу в триста пуд»; в семь лет его отдают учиться грамоте, а к десяти годам он постигает «хитрости-мудрости»: оборачиваться «ясным соколом», серым волком, «гнедым туром-золотые рога». Освоив искусство оборотничества, Волх в 12 лет набирает себе дружину, а в 15 лет уже готов к воинским подвигам. Когда приходит весть, что «индейской царь» собирается идти на Киев, Волх решает опередить противника и отправляется с дружиною в поход на Индейское царство. По пути он упражняет и демонстрирует свои «хитрости-мудрости», выступая как великий охотник, повелитель природного царства, прежде всего мира зверей. Обернувшись волком, он бегает по лесам и «бьёт звери сохатые», в облике сокола бьёт гусей, лебедей, уток. Волх кормит и поит, одевает и обувает свою дружину; он всегда бодрствует. Решив «вражбу чинить» индейскому царю и убедившись, что никто из дружины не может выполнить предстоящей задачи успешно, Волх применяет свои «хитрости-мудрости», чтобы сокрушить Индейское царство. Обернувшись туром-золотые рога, он быстро достигает цели; обернувшись ясным соколом, он прилетает в палаты к индейскому царю Салтыку (Салтану) Ставрульевичу и подслушивает его разговор с «царицей Азвяковной, молодой Еленой Александровной». Узнав о враждебных Руси намерениях царя, Волх оборачивается горностаем, спускается в подвал-погребы, перекусывает тетиву у луков, обезвреживает стрелы и ружья, снова оборачивается ясным соколом, прилетает к своей дружине и ведёт её к городу-крепости индейского царя. Чтобы проникнуть незаметно внутрь, Волх оборачивает своих воинов в муравьев ("мурашиков") и вместе с ними по узкой щели проникает в город, подвергая его разгрому. Волх убивает индейского царя, берёт в жёны царицу Азвяковну, женит своих воинов на семи тысячах пощажённых девиц, а сам становится царём, богато одарив дружину.
    Мотив превращения Волха (и его воинов) в муравьев, проникающих в неприступную крепость, напоминает подобный же мотив в связи с громовержцем Индрой (см. "Индра"). Зевс (см. "Зевс") является к Эвримедузе также в виде муравья. Их сын Мирмидон (букв.-«муравьиный») стал родоначальником мирмидонян, "муравьиных" людей. В русской сказке Иван-царевич, превратившись в муравья, проникает в хрустальную гору, убивает двенадцатиголового Змея и освобождает царевну, на которой и женится. Связь с Волхом мотива гремящего грома в былине также намечает в его образе тему громовержца. Вместе с тем Волх реализует и тему противника громовержца - змея: будучи сыном змея, он унаследовал от него «хитрости-мудрости» и, в частности, уменье прятаться от врага, оборачиваться в другие существа. Поэтому в образе Волха обнаруживаются переклички с Волосом-Велесом (см. "Велес"), в котором также отыскиваются змеиные черты.
    Второй сюжет, в котором выступает Волх (как правило, именно Вольга, иногда Вольга Святославович и т. п.), связывает его с Микулой Селяниновичем (см. "Микула Селянинович"). Общее у Вольги этого сюжета с Волхом - воспитание в детстве без отца, освоение «мудрости» (превращение в щуку, в сокола, в волка и охота на зверей), собирание дружины для похода. Дядя Вольги князь Владимир стольнокиевский жалует племянника тремя городами Гурговцем, Ореховцем и Крестьяновцем (их реальные прототипы относят также к Новгородской земле, к невско-ладожскому ареалу), и Вольга с дружиной отправляется «за получкою»; по пути он встречается с пашущим своё поле оратаем Микулой; Вольга и его дружина не могут поднять сохи Микулы, его крестьянская кобыла обгоняет коня Вольги и т. д. (ср. также противопоставление в русском эпосе «крестьянского сына» Ильи Муромца (см. "Илья Муромец") и князя Владимира (см. "Владимир Красное Солнышко")). Иногда вместе с Вольгой и Микулой выступает и Садко (см. "Садко"), в других случаях Волх смешивается с Василием Буслаевым.
    В образе Волха явственно прослеживаются черты культурного героя (см. "Культурный герой").

Смотрите также:

Литература:
1. "Мифы народов мира. Энциклопедия". В 2-х т. Гл. ред. С.А. Токарев. М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998
2. "Мифологический словарь". Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М.:Советская энциклопедия, 1990



Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru