Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего


Ассонанс и диссонанс


(Гаспаров, М.Л.)

    ...
    В суровую серую ночь
    Иду я раздумчиво по лесу
    Знакомой глухою тропой
    К родному широкому озеру.
    
    Грущу, позабыт и уныл;
    Как ветер – тоска заунывная;
    Но мерная песня волны
    Душе утомленной послышится.
    
    Я ветром холодным дышу
    С моими унылыми думами,
    А сосны да ветер – свою
    Все песню поют мне угрюмую.
    
    И нет утешенья душе,
    Я слушаю стоны напевные...
    Ах, сосны родные, зачем
    Глушите вы плески размерные!
    Ю. Верховский, [1917]
    
    * * *
    Сладко после дождя теплая пахнет ночь.
    Быстро месяц бежит в прорезях белых туч.
    Где-то в сырой траве часто кричит дергач.
    
    Вот к лукавым губам губы впервые льнут.
    Вот, коснувшись тебя, руки мои дрожат...
    Минуло с той поры только шестнадцать лет.
    В. Ходасевич, 1918
    
    Слово ассонанс (фр. – «созвучие») употребляется в русском стиховедении в двух значениях. В широком смысле оно означает всякую неточную рифму. («Если рифма напоминает головку простой спички, то ассонанс – головку серной: он зажигается всегда и обо все», – писал Шершеневич.) В узком смысле оно означает лишь предельный случай неточной рифмы – такой, когда между согласными звуками рифмующих слов не остается решительно никакого сходства и созвучие ограничивается только ударными гласными. В зарубежной поэзии на таких ассонансах были построены, например, «Песнь о Роланде» или испанские романсы. В русской поэзии такой «чистый ассонанс» малоупотребителен; к нему явно стремился Ю. Верховский в первом из этих стихотворений, последовательно ассонируя его строфы на О, Ы, У, Е [...] – но и здесь приблизительно в половине созвучий участвуют еще и другие согласные и гласные звуки, так что эти созвучия могли бы служить рифмами в таких стихах, как у Шершеневича, например «уныл – волны» (еще какие?).
    Кроме двух названных стиховедческих значений слова «ассонанс» существует и третье, общелитературоведческое: всякое повторение одинаковых или похожих гласных звуков в тексте, например «Без конца и без краю мечта» (А. Блок). Лишь изредка такое повторение становится канонизированным, предсказуемым и тем самым входит в область стиховедения. [...]
    Слово диссонанс (фр. «разнозвучие») обозначает противоположный случай: согласные звуки рифмующих слов соответствуют друг другу, и только ударные гласные различны («ночь – туч – дергач»). В зарубежной поэзии диссонансами охотно пользуется, например, английский стих XX в. В русской поэзии разработка их по большей части ограничивалась отдельными стихотворениями (хотя Шершеневич написал так даже целую книжку, озаглавив ее «Итак, итог»). Например, Северянин сочинил два «Пятицвета» – пятистишия, в которых через одно и то же сочетание согласных пропускались все пять основных гласных звуков русского языка [...]:
    
    В двадцать лет он так нашустрил:
    Проституток, всех осёстрил,
    Астры звездил, звезды астрил,
    Погреба перереестрил.
    Оставалось только – выстрел.
    
    Иногда вместо «диссонанс» говорят «консонанс» (от слова «консонанты» – согласные звуки), но этот термин неудобен: в музыке он означает не «разнозвучие», а, наоборот, «созвучие».
    Размер стихотворения Ходасевича – логаэд античного образца. [...]
    

Смотрите также:

Литература:
1. "сайт Poetica — philologos.narod.ru"
2. Гаспаров М.Л. "Русские стихи 1890-х-1925-го годов в комментариях.". Москва, Высшая школа, 1993



Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru