Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего
Главная - Библиотека - О поэзии - Поэт и философ


Поэт и философ


(Ефремов И. "Таис Афинская")

    ..все поэты поклоняются женской богине. Без нее нет поэта, он обращается только к ней. Она должна покориться правде его слов. Ибо поэт ищет истину, познаёт вещи, которые не интересуют ни Музу, ни Любовь. Она - богиня, но и женщина <...> Поэт всегда должен идти против, в этом его сущность. Если нечто еще могучее перезрело, омертвело,- его надо разрушить, и поэт становится разрушителем, направляет сюда удар осмеяния. Если что-то милое еще слабо, не окрепло или даже уничтожено,- его надо создать вновь, влить в него силу. Тут поэт мечтатель, восхвалитель и творец! Так у него постоянно два лица, еще лучше, если три, как у его Музы. Но горе ему и людям, если только одно. Тогда он - сеятель вреда и отравы.
    - Осмелюсь возразить тебе, мудрец из Делоса,- бородатый вздернул голову,- почему ты говоришь только - о поэте? Разве философы не в равной мере ответственны за свои слова?
    - Я не говорю о мере, которая равна для всех. Ты знаешь, насколько магия слова и звука сильнее тихого голоса софистов. Власть поэта над людьми гораздо большая, оттого и...
    - Я понял, учитель, и опять склоняюсь перед твоей мудростью. Не трать больше слов.
    - Нет, я вижу, ты еще не достиг всей глубокой силы поэта, хотя и посвящен Пятью Лепестками Лотоса. Понятие стиха происходит из корня слова «борьба», но поэт в своем другом обличье еще непременно разделяет воюющих. Он - примиритель, как велось издревле. Почему так?
    Бородатый смущенно растопырил пальцы, выдавая этим жестом милетца, и делосец улыбнулся.
    - Тогда слушай, и ты, Таис, тоже, ибо это поможет тебе понять многое. После воцарения мужских богов, пришедших с севера вместе с племенами, покорившими пеласгов, «Народ Моря», пятнадцать веков назад - ахейцами, данайцами и эолийцами, беспокойный, самоуверенный мужской дух заменил порядок и мир, свойственный женскому владычеству. Герои-воины заменили великолепных владычиц любви и смерти. Жрецы объявили войну женскому началу. Но поэт служит Великой Богине и потому является союзником женщины, которая, хотя и не поэт сама, но Муза. А если Муза еще и поэт, как Сапфо с Лесбоса, то достигает такой силы, что ее творения уничтожаются мужчинами, а ее саму топят в клевете, обвиняя в том, в чем всегда обвиняли сильных женщин слабые мужчины,- в любовной ненасытности.
    Новые народы отделяют Солнце от Луны, мужского бога от Анатхи-Иштар, наделяя его полнейшим могуществом, считая началом и концом всего сущего. Ты только что говорил Таис, и правильно, что боги старой религии становятся злыми демонами в новой. Я прибавлю еще, что богини все больше оттесняются прочь, как владычицы злых чар. Это происходит на востоке, и на западе, и в Элладе. Вместе с богинями уходит поэзия, уменьшается число и сила поэтов. Я предчувствую беды от этого далеко в будущем.
    - Почему беды, могу я спросить тебя, отец? - сказала Таис, до сих пор молча стоявшая около мужчин.
    - Единая сущность человека разрывается надвое.
    - Мыслитель-поэт встречается все реже, а отдельные сущности его множатся в мире. Преобладает все сильнее разум - Нус, Фронема, более свойственный мужчинам, вместо памяти - мнемы, эстесиса и тимоса - чувства, сердца и души. И мужчины, теряя поэтическую силу, делаются похожими на пифагорейских считальщиков или на мстительные и расчетливые божества сирийских и западных народов. Они объявляют войну женскому началу и вместе с тем теряют духовное общение с миром и богами. Они считают свои заслуги и грехи как деньги, расплачиваясь с божеством, и вместо очищения получают роковое чувство вины и бессилия.

Смотрите также:

Литература:
1. Ефремов Иван "Таис Афинская". Москва, 2005, 1971


Главная - Библиотека - О поэзии - Поэт и философ


Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru