Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего
Главная - Перо Алконоста - Статьи - Ведьмы


Ведьмы




    Этимологически слово «ведьма» происходит от древнерусских слов «ведь» - знание и «мать». Что, скорее всего, означало обладание ведьмами сакрального знания, которое они получали от Матери-Земли. Вероятно, изначально ведьмы были её жрицами. Однако, последующие наслоения верований и представлений под воздействием христианского бытования значительно изменили представление о ведьмах, но не смогли изгнать их из народного сознания.
    
    Ведьмы являются одним из основных персонажей в демонологии восточных и западных славян. По народным представлениям ведьмы несли в себе две сути, иногда совершенно независимые друг от друга – человеческую и демоническую.
    
    Как стать ведьмой
    
    Женщина могла стать ведьмой несколькими путями:
    
    1) Ведовская магическая сила могла передаваться по наследству от матери дочери, иногда от бабушки. Такие ведьмы были наследственными и обладали врождённым даром.
    
    2) Кроме того, обычная женщина могла стать ведьмой, если в неё вселялся злой дух или дьявол, или неуспокоенная душа умершего и нераскаявшегося грешника, не получившего отпущения грехов. Такое вселение могло происходить по согласию или помимо воли женщины. Таких женщин ещё называли одержимыми.
    
    3) Ведьмой становились посредством сожительства с чёртом (вариант, со змеем).
    
    4) Или, если женщина заключала с дьяволом сделку ради обогащения.
    
    5) Был и ещё вариант – получить ведовскую силу от умирающей ведьмы, у которой нет наследниц.
    
    6) У некоторых народов так же существовали поверья о том, что ведьмой могли стать девочки, родители которых вели себя неправильно в период её младенчества. Например, если мать кормила девочку грудью более двух лет (три Великие пятницы) или её мать или сама девочка были рождены вне брака.
    
    Внешность
    
    По поводу внешности ведьм существовали разные представления. На севере России считалось, например, что ведьма – это старая некрасивая женщина, которая при желании может превратиться в юную красавицу. А у южных славян, на Украине, например, считалось, что ведьма пребывает в облике юной красавицы – девицы или молодой женщины, но внутренняя её сущность – вредная жуткая старуха, в которую она превращалась, когда уже успевала заманить в свои сети душу мужчины. Именно так описывается самая очаровательная ведьма в русской классической литературе – гоголевская Панночка из повести «Вий». Однако, необходимо отметить, что не смотря на различие в последовательности перевоплощений у обоих народов отмечен этот вневозрастной статус ведьмы.
    
    Проделки
    
    Ведьме приписывалась способность насылать порчу на людей, домашних животных, растения продукты и т.п., в результате чего люди и животные болеют, гибнут, новорожденные не спят по ночам, плачут, домочадцы ссорятся, свадьбы расстраиваются, продукты портятся, нитки рвутся, работа не удается. На Украине и в Карпатах верили, что Ведьмы могут наслать град ураганные ветры, наводнения, пожары, похитить небесные светила, вызвать засуху и др. бедствия.
    
    Наиболее активными и опасными ведьмы бывали в полнолуния или новолуния, в ночь на Ивана Купалу и в Юрьев день, а также в недели, предшествовашие Благовещению, Пасхе, Троице и Рождеству. В такие дни ведьмы могли оборачиваться кошками, собаками, жабами, совами или другими животными или даже предметами (колеса, ветки, клубки ниток, иголки), - пугали людей, насылали порчу и безобразничали, как хотели.
    
    Опознать и обезвредить
    
    Учитывая силу и способности Ведьм, понятно, что их действия несли прямую опасность для жителей деревень и их хозяйства. Потому способом опознания и обезвреживания ведьм придавалось большое значение.
    
    Способов распознания было множество. Основными из них:
    
    1) заманить ведьму поближе к Купальскому костру. Близость костра доставляет ведьме физические страдания и её мучают корчи, а что бы избавиться от них она должна подойти совсем близко к костру. Основными же способами приманивания считались: кипячение куска сырого полотна с воткнутыми в нго иглами или осиновыми колышками, а также можно было вылить молоко испорченной ведьмой коровы в огонь или на раскаленный серп.
    
    2) подкараулить ведьму в хлеву, куда, как правило она проникала в виде жабы или другого ведьминского животного, и подбить ей глаз или лапу. А на следующий день выследить женщину с подбитой частью тела. Можно было и убить животное или бросить его в воду. Считалось, что женщина, которая была ведьмой в течение года должна была либо умереть либо утопиться.
    
    3) Распознать можно было и во время церковной службы, особенно пасхальной или рождественской. Ведьма во время службы старается стоять спиной к алтарю, не ходит вместе со всеми крестным ходом вокруг церкви, старается во время службы дотронуться до иконы, хоругви или рясы священника.
    
    4) На Украине считалось, что если пройти мимо группы разговаривающих женщин, при этом скрутив кукиш подмышкой, то ведьма начнёт тут же браниться и ругать проходящего мимо.
    
    5) Ведму можно было увидеть через полено или через доску, которую клали на гроб из которых выпал сучок.
    
    6) Ведьму можно было также увидеть через борону, которую изготавливали из осиновой древесины за один день.
    
    7) Поставить в печь молоко в сковородке, заранее кинув туда три раза по девять иголок.
    
    8) Подоить корову на живую форель.
    
    9) В Пасхальное воскресенье развести в печи огонь из поленьев, которые откладывались каждый понедельник на протяжении Великого поста из дров, которые вносили в дом для розжига.
    
    10) Самым жестоким способом было бросить подозреваемую в ведовстве женщину связанной в водоём. Считалось, что ведьмы не тонут ни при каких обстоятельствах. В украинских судовых актах актах XVIII ст. встречаются указания на испытания ведьм водой, который именуется там «Судом Божьим». Как пример можно привести случай, когда в 1709 году один сельский житель и шляхтич испытывали водой шляхтинку Яворскую следующим образом: раздели до голого тела, связали накрест, как это делалось в таких случаях обычно – большой палец правой руки привязывали к большому пальцу левой ноги, а большой палец левой руки к большому пальцу правой ноги, затем продёргивали шнур и на нём опускали в водоём. Если несчастная тонула, её признавали невинной. Часто такие экзикуции заканчивались смертью невинной женщины.
    
    В повести известного украинского писателя Григория Квитки-Основьяненко «Конотопская ведьма» описывается именно такой сюжет, который на первый взгляд может показаться невероятным, а на самом деле основан на реальных событиях и очень правдиво описывает быт казацкой старшины в XVIII веке.
    
    Обереги от ведьм
    
    Действенным способом уберечься от ведьминских проделок считалось нарисовать дёгтем на дверях крест на Юрьев день. Так же хорошо помогал рассыпанные семена мака. Так как считалось, что ведьмы любят мак, но могут собирать его только по крупинке, то пока они этим занимались, приходило утро и у них не оставалось времени на вредоносные действия.
    
    Смерть ведьмы
    
    Считалось, что за свою связь с нечистой силой Ведьма наказывается трудной смертью: она не может умереть, пока не передаст своего знания; во время агонии Ведьмы поднимается буря или появляется черная собака, не исчезающая до самых похорон. В Полесье говорили, что Ведьма не может умереть, пока не разберут потолок дома или пока ее не накроют телячьей шкурой. Верили, что после смерти Ведьма по ночам навещает свой дом; чтобы предотвратить такое посмертное “хождение”, Ведьму хоронят лицом вниз или пробивают ее гроб осиновым колышком.
    
    Киевские ведьмы
    
    Всегда считалось, что в наиболее святых местах и бесы наиболее активны. Киев – колыбель восточно-славянского христианства. Место крещения Руси. Место где был основан Печерский монастырь, ставший первой Лаврой на территории восточно-славянских территорий. И именно в Киеве существуют пять Лысых гор. И именно здесь по народным поверьям было самое большое скопление Ведьм, которые устраивали шабаши на Лысых горах. Недалеко от одной из них, которая ещё имеет название Уздыхальница и расположена на Андреевском спуске, где родился и жил Михаил Булгаков. Не без основания литературоведы считают, что именно на эту гору летала на шабаш Маргарита.
    
    Существует и очень интересный роман современной киевской писательницы Лады Лужиной под названием «Киевские ведьмы».
    
    
    Использованные источники:
    
    1. В.И. Даль. «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа».
    2. В. Антонович «Чари в Україні» 1905.
    3. Википедия http://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%96%D0%B4%D1%8C%D0%BC%D0%B0
    
    Ира Арт


Напишите свой комментарий.
Тема:
Текст*:
Логин* Пароль*

* - это поле не оставляйте пустым


Главная - Перо Алконоста - Статьи - Ведьмы

Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru