Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего
Главная - Кафедра - Обзор от 1 до 6 генваря (Игорь Древлянский)


Обзор от 1 до 6 генваря

(Игорь Древлянский)


    Дорогие авторы Клубочка!
    
    Накануне 6-ого дни генваря месяца 2009 года от Рождества Христова, аккурат за два дня до колядования, намекнули мне как-то, что негоже магистру на печи сидеть, да пироги не печь. То бишь пора бы и обзор какой-никакой написать, не век же тунеядцем слыть да стишки пописывать!
    Каюсь, дорогие клубчане, каюсь, слезаю с печки новогодней, да принимаюсь за дело – перо наточил, лист перед собой положил, свечку зажег. Чего еще надо? Ан нет, нейдут строки благолепные на ум, все меня на критический лад тянет. Ах, ну да, перед самым Новогодьем только два конкурса завершились. С участием Вашего покорного и нескромного слуги. В качестве распорядителя стихотворных судеб. А рефлекс-то остался…
    Стало быть, ничего другого мне не остается, как только потрафить ему. Собственно, критиковать я буду даже не отдельные стихи. А ни много, ни мало, как не устраивающую меня тенденцию.
    Написал. Сижу, смотрю на лист, покрытый закорючками мыслей – эк размахнулся. Чуть ли не Бенедикт Сарнов собственной персоной. Еще бы тенденцию хоть какую из пальца высосать, так вообще не отличить будет…
    А, вот, поймал за хвост! Ух ты, и цифры-то какие – за милостиво вверенную мне руководителями неделю на сайте объявилось аж 129 новых стихов. Ничего так, прочесть можно – бывало и за триста стихов приходилось читать в краткие сроки.
    И пошел я открывать их… Мда! Имеют катренную структуру – 101, ямбы же вылезли в 55 из них.
    Знаете, читая ленту современных стихов, не могу отделаться от мысли, что читаю какой-то поток сознания, очень точно описанный автором Cassum в таких новогодних строках (думается, для поэта такое состояние, за редчайшим исключением, норма):
    
    «речегонное зелье
    выводит всю воду
    на чистую сушу
    обильно мочусь душой
    
    меня кажется вырвало собой
    на бумагу»
    
    (с) Cassum, «Вино»
    
    О, конечно, почтенная публика, я вовсе не хотел вызвать твой праведный гнев. Но позвольте, дамы и господа – на 129 стихов 101 катренами! Что же получается в итоге? А в итоге получается такая картина: оставшиеся 28 стихов были милостиво отведены авторами на элегический дистих, сонет, вилланель, рондо и совершенное рондо, рондель, риторнель, триолет, французскую балладу и королевскую песнь, лэ и вирелэ, большую секстину, канцону, глоссу и все венки строф (в том числе знаменитый венок сонетов); из восточной поэзии – на газель, касыду, пантум, хокку и танка. А также на всевозможные терцины и секстины, септимы, королевскую и ронсарову строфы, октаву, нону и спенсерову строфу, одическую строфу, простую и сломленную дециму, малую и большую сапфическую строфу, алкееву и алкменову строфу, а также «онегинскую строфу» и ноэль - в западной поэзии; бейт, рубаи, кыту, муссадас, мухамесс и японский сонет-рэнга – в восточной.
    И теперь задам я публике свой вопрос – ужели все это разнообразное, богатейшее наследие было найдено поэтами прошлых эпох зря? Ужели все сложено в хлам старого и несовременного искусства? Конечно, и я грешен – последние три стиха, помещенные на сайт, были написаны катренами и ямбом. Но не все созданные. К примеру, из последних восьми стихов (с 31-го прошлого года по 6-е число нынешнего) – 1 сонет, 1 триолет, терцины и пятистрочники – по одному стихотворению.
    Возьмем другую цифру – 55 стихов написаны ямбом. Значит, осталось всего-навсего 84 стиха на хорей и дактиль, анапест и амфибрахий, чистые пеоны (ни одного), дольники и тактовики, акцентный стих, гекзаметр и другие античные размеры – для любителей классического искусства. А вот я, например, любитель скандинавики – и назову форнюрдислаг и льодахатт, дроттквет и квидухатт… Мало? А сколько еще осталось за бортом? Например, ирландские размеры.
    Если в этом – тенденция современной поэзии, то лучше я останусь ортодоксально несовременен. :)))
    Останавливаться на отдельных стихах я в этот раз все-таки не буду, хотя хотел. Напишу в ближайшее время внеплановый обзорчик, посвященный сему действу. Безусловно, есть среди этих 129 произведений истинно поэтические шедевры. В том числе написанные катренами и ямбами. Я всего лишь смиренно хотел обратить внимание авторов на многочислие доступных поэтических форм и размеров. Смею питать надежду, что кому-нибудь удастся разнообразить хотя бы экспромты – право, скучно их читать, в энный раз оформленные сплошь да рядом катренами. Хоть бы терцины, что ли, попались…
    
    Перемена пирогов… ээээ, то есть, блюд. Несколько слов хочу замолвить за гусаров… Нет, не то… Вот, нашел, кажись, – произнесу-ка я апологию Сократовой. :))
    Нет, кроме шуток. Вовсю идет голосование по конкурсу «Одна великолепная цитата». Дамы и господа, как Вы, несомненно, помните, конкурс объявлен в интересах интертекстуальности. Знаете, сложное такое явление, когда для того, чтобы выдрать у ближн… простите, у вороны сыр, нужно спеть ей некую басню, да еще эзоповым языком, да еще обратить на себя внимание сыроедов, кои разгребут авгиевы конюшни аллюзий, реминисценций, скрытых цитат, парафраз, заимствований - да просто плагиата, в конце концов, чего мелочиться-то, коли сыр – вот он, родимый наш.
    Естественно поэтому, что эти рекомые сыроеды должны быть страшно умными. Ну, типа Кролика в очках, у которого всегда много… Нееет, не сыра! Меда! Ну, или Чеширского кота, который все знает наперед.
    Шутки шутками, а все же – чтобы взяться судить такой конкурс, нужна немалая толика мужества. Я бы не взялся, поскольку решительно не могу представить себя успешно разгадавшим все заложенные авторами конкурсных строк интертекстуальные связи. Процитирую Ролана Барта:
    «Основу текста составляет <...> его выход в другие тексты, другие коды, другие знаки <…> каждый текст является интертекстом; другие тексты присутствуют в нем на различных уровнях в более или менее узнаваемых формах: тексты предшествующей культуры и тексты окружающей культуры. Каждый текст представляет собою новую ткань, сотканную из старых цитат. Обрывки старых культурных кодов, формул, ритмических структур, фрагменты социальных идиом и т.д. — все они поглощены текстом и перемешаны в нем, поскольку всегда до текста и вокруг него существует язык».
    Вполне возможна ситуация, когда кто-то останется непонятым, неузнанным, обойденным… Будьте терпеливы и мудры. Нельзя объять необъятное, нельзя мыслить, что один человек разгадает тайны сознания всех остальных, когда эти самые остальные себя-то почти не знают. Как вот я, например. Как говорится, nosce te ipsum.
    Быть может, организатору конкурса стоило бы более конкретно сказать, что будет приниматься как интертекстуальность, каковы точные критерии. Но это я сугубо шепотом говорю. Дабы кляп не вст…афылы…мммууу…
    
    P.S. Собственно, пожалуй, все.
    Хотя нет – позволю себе небольшую шутку. Постмодернист… тьфу, постновогоднюю. Сразу отведу все подозрения – никакими личными симпатиями, эмпатиями и антипатиями не руководствовался, просто так сложились звезды. Прошу отнести это на счет фантазии девочки Алисы :)
    
    «Новогодний огонек на Клубочке, или Русские национальные особенности встречи Нового Года»
    
    ПАЛАТА № 6 (размышляя о вечном):
    - Опять поссорились…
    - Ууу, не вонзиться глазищами шалыми...
    - Клок строк, текст тёртый!!!
    - КТО ВИНОВАТ и ЧТО ДЕЛАТЬ?
    - Когда кончатся все вопросы?
    - Я жил, как все!
    - Иду на восток.
    - МУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУ!!!!!!!!!
    
    АРИФМЕТИКА СЕРЫХ ДНЕЙ (пока поэт поёт):
    - За истину!
    - Твори, мечтай, ходи по тонкой кромке…
    - Я – дерево…
    - В пустое небо ПОСМОТРИииии....!
    - Листопад.
    
    ДАНАЯ, ИЛИ СЦЕНЫ ИЗ ЖИЗНИ СОСЕДЕЙ, СЦЕНА 5.
    - Кате Мур!!! - Игры на раздевание!!!
    - Сыграем вновь?
    - Сколько мог…
    
    МОНОЛОГ ДВОРНИКА ДЯДИ ГРИШИ:
    - Его Милости Ачьюте Прие Прабху
    - Раньше птиц просыпаясь, дворники… Аты-стройбаты!
    - Моя мечта? Она была как птица!
    - Новый Год - обманщик старый!!
    - Вечность в грехах не раскается!
    - Ругайте во все корки…
    - Я пошел к ней…
    
    КРАСАВИЦА В ПАРАНДЖЕ:
    - Я хочу побыть одна…
    - Заведу себе поклонника…
    - В ирландском стиле.
    - Я хочу лишь на минутку…
    
    С Новым 2009 годом, ПРОВИНЦИЯ!!!
    

Игорь Древлянский, 06.01.2009


Напишите свой комментарий.
Тема:
Текст*:
Логин* Пароль*

* - это поле не оставляйте пустым

06.01.2009 19:22:23    Ведущая раздела Клубочек в лицах Член Совета магистров Галина Булатова Отправить личное сообщение    
Игорь, с большим интересом прочитала Ваш великолепный обзор! Мне понравилось, как Вы непринуждённо и весело владеете пером, а знание таких специфических литературных терминов не может не вызвать уважения. Действительно, столько форм, такой плацдарм для поэтических действий. Спасибо! :-)
     
 

06.01.2009 19:49:20    Игорь Древлянский Отправить личное сообщение    А как же интертекстуальность?.. :))
Спасибо, Арома!
       

06.01.2009 20:11:15    Ведущая раздела Клубочек в лицах Член Совета магистров Галина Булатова Отправить личное сообщение    
О, интертекстуальность...:-) Раньше я не знала этого слова. Звучит красиво. Я думаю, что это эффектная упаковка для названия конкурса просто хороших стихов, потому что каждый стих, по идее, можно назвать интертекстуальным.
       

06.01.2009 21:38:12    Игорь Древлянский Отправить личное сообщение    
Именно, поэтому я бы сузил критерии интертекстуальности для какого-то конкретного конкурса. Упрощения ради.
       

07.01.2009 00:00:29    Алена Сократова Отправить личное сообщение    
Галь, с эффектной упаковкой ты в молочко попала: слишком, понимаешь ли, много книжек по этой теме написано... :) А вот с "просто хорошими стихами" - молодец, в самую точку: ведь одно дело - тот интертекст, что у тебя в "Рерихе", и совсем другое - тот, что в "Резных снежинках". И ты правильно угадала, что нужно дать на конкурс. :))
       

06.01.2009 21:49:39    Игорь Древлянский Отправить личное сообщение    Оставь меня, старушка, я в печали... :)))
Арсений, по поводу самопиара - без комментариев.

По поводу катренов и иронии, с ними связанной - считаю, что я на сто процентов прав.

То, что до нас многое было изобретено - факт. Потому и знаний мало быть не может. Вопрос, снисходить ли до них? Я снисхожу. Считаю должным снисходить и применять.

Жаль, что за иронией и сарказмом Вы не увидели попытки развеселить. Возможно, мой юмор излишне "академичен". Mea culpa! Но иначе шутить не умею.

И последнее - по поводу обзора как такового. Напомню: "В заключение хочу высказать маленькое пожелание. Колонка магистров изначально задумывалась как место, где магистры будут делиться своим мнением о произведениях сайта. Это даст поэтам какие-то ориентиры и поможет двигаться дальше. Собственно, это правило было введено по предложениям самих же магистров и принято большинством голосов. Если оно больше не устраивает вас, то можно будет провести голосование и точно так же большинством голосов его отменить. Но пока оно не отменено, давайте ему следовать, чтобы тем, кто следует, не было обидно. Давайте посвящать обзоры именно публикациям «Клубочка» и процессам, происходящим на «Клубочке». Статьи о других авторах интересны, и вы их также можете присылать для публикации в отдельной колонке. Но пока это не отменяет обзоров."
Подчеркну: "Давайте посвящать обзоры именно публикациям «Клубочка» и процессам, происходящим на "Клубочке". Не вижу в таком ракурсе никаких предпосылок для того, чтобы не считать мою статью обзором. Да, нет рассмотрения самих стихов - не обязан, потому как не запрещено. А, кроме того, считаю, что лучше поместить такой обзор, который указывает на некоторые проблемы в современной поэзии, а также говорит по поводу событий на портале, нежели процитировать несколько стихов и сказать - они мне нравятся. Я, видите ли, слишком много прочитал и написал литературной критики - такие обзоры считаю несколько детскими.

Таки вот.

С уважением,
       

06.01.2009 22:15:27    Игорь Древлянский Отправить личное сообщение    
Арсений, Вы, конечно, можете мне не верить, но цели блеснуть эрудицией перед кем-либо не ставил. Честно говоря, раньше этим грешил, сейчас уже вырос из этого. Мне хотелось написать нетривиальный, юморной обзор, вкрапив в него несколько серьезных замечаний.
Пошутить - да, было целью. Особенно в свете конкурса Алены. Поэтому постарался написать обзор именно в духе интертекстуальности, разумеется, в своем ее понимании.

Теперь по Вашему замечанию. Оно отчасти справедливо. Я думаю, что такие обзоры должны быть. И выше я уже написал, что в мыслях у меня есть такая идея.
Поясню, почему я не сделал это сейчас. Я просто устал от дикого количества стихотворных и прозаических текстов за последние два месяца. Глаза, в конце концов, замылились.
Просто, чтобы Вы меня поняли - за последние два месяца мною прочитано свыше 300 стихотворений, свыше 80 поэм и циклов стихов, свыше 40 прозаических текстов. Более того, я писал по ним обзоры. По прозе обзор вышел, например, на 65 тысяч знаков. Или около 35 книжных страниц. Обзор по поэзии - порядка 12-14 книжных страниц. Обзор по поэмам и циклам готовится в данный момент - он больше, чем обзор по поэзии. Еще я сейчас пишу статью для сборника Игоря Царева. Пытаюсь написать хорошо.
А еще проверка произведений на плагиат, разборки с плагиаторами, организация конкурсов, другие проекты.
И еще я работаю. Иногда. И свои "нетленки" кропать хочется. Я не жалуюсь - это мой сознательный выбор. Просто объясняю, почему написал текущий обзор именно так. Думаю, не так уж плохо получилось.

Мне просто нужно набраться сил. Вот и все. А дело обзоров, уверен, будет продолжено. Можно же написать внеплановый обзор. И Вы это тоже можете сделать. Вот и будет разговор по душам с авторами.
       

07.01.2009 01:08:50    Игорь Древлянский Отправить личное сообщение    
Да, кстати, Арсений... Я бы себя назвал все-таки не несовершенным (хотя это, конечно, так), а сущеглупым "перед лицом начальствующим", ибо такое определение мне больше подходит - сужу по нескольким своим местам работы. :)))
       

06.01.2009 22:16:58    Игорь Древлянский Отправить личное сообщение    
Наталья, непременно! :))
       

06.01.2009 23:35:54    Алена Сократова Отправить личное сообщение    Ну, может, я, конечно, и ворона...
... (правда, не знаю, дотягиваю ли: шибко умная, говорят, птица), но в Вашей-то, Древлянский, ортодоксальной несовременности никто уж давно и не сомневается! :)))
У меня к Вам деловое предложение: а давайте мы, к примеру, Сафо оживим, пущай нам для сайта экспромты за сдельную плату своей строфой строчит, хоть большой, хоть малой - это уж ее дело. Специально для того, шоб нам, филолухам, тут не тоскливо жить было... А может, для начала сами подрядитесь? А мы и поглядим, каково оно - весело ли? - экспромт в виде терцины, касыды или, свят-свят-свят, венка сонетов. :)))
Поражаюсь, как Вы удачно процитировали Барта! Видимо, заглянули в мою недавнюю рассылку. ;))) Но уж такого детского вопроса: "Что будет приниматься как интертекстуальность, каковы точные критерии?" - от Вас услышать не ожидала, чесслово! Не мне ж Вам Кристеву рекомендовать, Женетта ну или хоть справочник "Современное зарубежное литературоведение". Там-то все по полочкам разложено, разные виды взаимодействия текстов выделены, но кому они, позвольте узнать, в данном конкретном случае сдались? Вот сыроеды-то и без словарей с классификациями все поняли, и даже стихи дать в тему умудрились. ;)) Да и Вы вроде тоже среди них, или мне померещилось? А теперь вот стоите передо мной такой весь, типа, в непонятках... :)))
Кстати, хлеб-то (ну или сыр, по-Вашему) Вы у меня уж не отбирайте, ладно? Пеките лучше свой, благо конкурсы в нашем провинциальном захолустье любят. И сыр, их сопровождаемый, тоже.
Со всем моим к Вам, коллега.

:))
     
 

07.01.2009 00:05:51    Игорь Древлянский Отправить личное сообщение    
Барта я процитировал, простите, вовсе не по Вашей рассылке (а Вы там давали на него ссылку?). А просто потому, что знаю его некоторые работы, и данную цитату из него счел уместной.

Честно говоря, я удивлен Вашим комментарием. Видимо, дело в каком-то обстоятельстве, мне неизвестном. Либо в том, что Вы решили "примерить" на себя какие-то образы из текста обзора. Отвечаю как на духу - отношусь к Вам с уважением и Вас лично не подразумевал нигде в обзоре и ни под каким эвфемизмом и ни под каким оперением, мехом и иже с ними. Неужели Кролика, Чеширского кота или ворону в моем тексте Вы связали с собой? Да нет, я шутил, причем безотносительно Вас. Скорее уж над собой иронизируя...

Мне рекомендовать Кристеву, Женетта и других не нужно - некоторые их работы на полке стоят, руку протяни. Я всего-то имел в виду, что было бы легче авторам, если бы эти критерии были озвучены. И, говоря о Вашей смелости, я говорил совершенно искренне, без иронического подтекста. Просто потому, что все случаи интертекстуальности во всех текстах опознать не удастся. И я Вам аплодировать готов за такой конкурс. Если бы я считал, что затея неудачная, то не участвовал бы.

Что касается экспромтов - а я часто пишу экспромты и терцинами, и сонетами, и триолетами...

И вообще, похоже, мой обзор оказался неудачным. Приношу всем извинения, не в масть я оказался. Уже привык. Чего сложного-то? Напишите руководителям сайта да отключите мой обзор. И закончим эти неприятные дискуссии.

С недоумением и искренним уважением ко всем,
       

07.01.2009 00:32:50    Алена Сократова Отправить личное сообщение    
В рассылке моей цитата из Барта практически та же самая, вот и заподозрила Вас... в интертекстуальности. :))
Что Вам этих авторов рекомендовать не надо, я понимаю, потому и была удивлена Вашим вопросом, так же, как Вы - моим Вам ответом.
Озвучивать критерии я посчитала лишним (может быть, действительно, зря), потому что, как мне кажется, подавляющему большинству авторов не интересны литературоведческие выкладки, порой и впрямь кажущиеся пустым умничаньем. Они (авторы) движутся по наитию - и не так уж редко попадают туда, куда шли. А все случаи интертекста в конкурсных стихах распознавать в мои задачи и не входит. Это работа литературоведа, который в Вас, Игорь, весьма силен, за что мой Вам респект. А я его в себе уже несколько усыпила: и то сказать, я ж тут не доклады к конференциям пишу... :) Поэтому я - скорее критик, а оными здесь у нас имеют право быть представители самых разных профессий. Хотя, конечно, в веках обычно остается именно литературоведческая "расчлененка", а не эмоциональные опусы критиков (ну это так, для тех, кто не знает разницы между первыми и вторыми)... :) Хотя - разные есть критики, разные литературоведы...

Да нормальный у Вас обзор. Просто собственно обзора произведений очень мало, согласна с Арсением.
Не обижайтесь и Вы, это у меня цепная реакция: на иронию нельзя не ответить иронией. :))
       

07.01.2009 05:20:27    Эд Сетера Отправить личное сообщение    
Игорь Древлянский
Обзор ямбов прочитал с удовольствием. В самом деле, без иронии. Хорошо написано. Люблю читать.
А ещё больше люблю читать про себя, любимого. Точнее, про стишки свои.
Изучая сайт, набрёл на кафедру. Случайно скопировал даже график дежурства. Заинтересовался, что за зверь такой – обзор. И… с удовольствием прочитал про стихотворные размеры и их роль в мировой революции (а здесь уже, конечно, с иронией).
--
Все магистры
Ежели бы потребовалось заполнять анкету при поступлении, в графе «А для чего ты, братец, припёрся» написал бы: для критики (в основном) и (во вторую очередь) за славой, естественно.
Я не профессионал. В меру разумения понятие о стихосложении разумею и иногда, под настроение, пользуюсь, стишки сочиняя (нравится отчего-то). Однако - не Есенин, вынужден признаться. Могу ли писать без погрешностей – наверное, нет/да (нужное подчеркнуть, я под «нет» черту провёл).
Мысль зудит – хочется лучше (слава, понимете, влечёт). А как?
Намедни удалось заполучить первую порцию замечаний критических. К сожалению, раздражённых. Ибо критик отчего-то был раздражён вопросами о своём произведении. Но сержанты – народ ушлый, даже в результате несколько напряжённой полемики удалось выловить кусочек пищи. Выяснилось, что опус требуется править – проглядел очевидную, в общем-то, вещь.
Это я к чему, собственно?
Мысль зудит – хочется писать лучше. А как?
Если бы кто иногда подсказывал, тыкая пальчиком в то, что автор ввиду дальнозоркости сам увидеть не в состоянии. Не в смысле – за ручку вести, а помощи для.
--
Правда, есть нюанс: с трудом представляю, как человек сможет написать рецензии на 129 стихотворений.
     
 

07.01.2009 09:13:44    Юрий Фокин Отправить личное сообщение    
Сержант дело говорит! Магистры-генералы! На войско своё гляньте, меж собой разобраться успеете! -))
       

07.01.2009 21:40:08    Эд Сетера Отправить личное сообщение    
Солдаты разбрелися по домам.
Покинуты, заброшены, забыты.
Грохочут пушки… И плывут дыма
Над полем обезлюдевшейся битвы.
     
 

Главная - Кафедра - Обзор от 1 до 6 генваря (Игорь Древлянский)

Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru