Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего
Главная - Перо Алконоста - Статьи - С хвостом и без него (русалки в славянской мифологии) (Ира Арт)


С хвостом и без него (русалки в славянской мифологии)

(Ира Арт)


    В детстве, читая Пушкинское «У Лукоморья дуб зелёный…» и рассматривая красочную иллюстрацию к нему, я всегда очень удивлялась тому, что Русалка сидит на ветвях. «Ах, бедная Русалка, — думала я, — как же она забралась на этот высокий дуб со своим рыбьим хвостиком? И для чего такие страдания?…», но при этом меня совсем не удивляло само наличие у Русалки этого самого хвостика! И не меня одну! Судя по многочисленным иллюстрациям к данному стихотворению, художники-иллюстраторы и редакторы изданий, вполне себе взрослые и образованные дяденьки и тётеньки, тоже не удивлялись садистическому образному видению Александра Сергеевича… И их можно понять. Вот определение из Малого академического словаря русского языка: «русалка – в народных поверьях — живущее в воде существо в образе обнаженной женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом».

Автор не указан

Руслан Агирба

    А между тем, Александр Сергеевич не был садистом! В славянских сказаниях встречаются, конечно, и хвостатые русалки. Вообще, русалки у славян отличаются большим разнообразием. Но всё-таки, в основном, русалка - это водный или лесной дух в образе молодой и прекрасной девицы без каких-либо признаков мутаций… А одним из излюбленных развлечений этих девиц было раскачивание на ветвях деревьев. И об этом прекрасно знал наш великий классик, получивший своё фольклорное образование практически из первоисточника — от Арины Родионовны и бабушки своей Марии Алексеевны Ганнибал.

Арина Родионовна.
Неизвестный художник.

Мария Алексеевна Ганнибал
Неизвестный художник


    Но если бы эти дяденьки и тётеньки копнули глубже и прочли определение из Большой советской энциклопедии, они бы тоже были в курсе дела. Там приведено определение из «Очерков русской мифологии» 1916 года издания Д.К. Зеленина, цитирую: «русалки — мифологический образ у восточнославянских народов (особенно у украинцев и южных русских). В образе Р. переплелись черты духов плодородия (полевые Р.), воды (речные Р.), представления о «нечистых» покойниках (в частности, об утопленницах), умерших некрещёнными детях и др.»…

Д.К. Зеленин (1878—1954) — этнограф, собиратель и исследователь русского фольклора. Фото 1912 г


    Мы ленивы и нелюбопытны, как сказал классик…
    Так современное сознание полностью и без остатка заполонил образ русалки – полурыбы-полудевы. Ведь, как правило, образ этот в детское сознание в советском прошлом приходил из прекрасной андерсеновской «Русалочки», а сейчас хуже — из голливудских мультсериалов. Свою же родимую мифологию наши чада даже в школе не изучают, в отличие от античной. А Большую советскую энциклопедию никто не читает. Зачем её читать? она же советская...
    Легенды и сказания о русалках у славян многочисленны и разнообразны, хотя происхождение этих существ всегда похоже, — в русалок превращаются прежде всего утопленницы, часто покончившие жизнь таким образом из-за несчастной любви, молодые женщины, умершие неестественной смертью, умершие до замужества девственницы, а также некрещеные дети.
    Характер у славянских русалок не простой. И хотя часто в различных словарях и справочниках их определяют, как зловредных существ, враждебных человеку, трудно с этим согласиться. В поверьях русалки, как правило, просто адекватно реагируют на поведение человека, вторгающегося в их владения. Путают сети рыбакам, портят жернова мельникам, могут затопить сухие места посредством расчёсывания своих волос гребнем. Праздно шатающихся могли и защекотать до смерти. Но всегда оставался выход — можно было гребнем откупиться или полынью напугать. А если специально гребень или полотно на рубаху подарить или русалёнка спасти, то пользы от русалок будет много, — пробегутся по лугам, и травы там гуще растут и сочнее становятся, пробегутся по полям, и урожай больше! А если за руку русалку схватить да в дом привести, целый год по хозяйству работать будет! И, заметим, на душу бессмертную никогда они не претендовали.
    По своей сущностной составляющей, русалки в большинстве преданий относятся к мёртвой нежити в одной компании с водяными, лешими да вурдалаками. Исключения составляют погибшие неестественной смертью молодые женщины, поскольку они крещённые, то нежитью не являются, а просто не могут успокоить свою душу. Но это скорее всего уже поздние наслоения на мифы, с коррекцией на христианское бытование после крещения Руси.
    Интересно в связи с этим отметить, что русалки весьма эротичные существа, несмотря на свою «мёртвость». Они прекрасны телом и лицом, хотя очень бледны. Глаза кошачьи и горят адским зелёным пламенем. И в мёртвом сердце бушует древний огонь неудовлетворённой страсти. Заманивают и губят молодых парней и мужчин, и перед их зовом не может устоять ни один. Иногда отпускают потом, но никогда уже такой человек не забудет своей русалки…
    Бабушка моя мне рассказывала, что бывали случаи, когда некрасивые девушки специально топились, чтобы стать красавицами-русалками и отомстить, таким образом, за неразделённую любовь (чего только не сделает женщина ради улучшения внешности и любви! что уж там подтяжки и липосакция!). В связи с этим возникает щекотливый вопрос, неужто славяне были некрофилами? Думается, что всё дело здесь в отношении древних славян к жизни и смерти. Ведь если вспомнить русские народные сказки, то очень часто, когда главного героя убивают коварные родственники, ворон (вариант – волк) приносит мёртвую и живую воду. Заметим, что сначала тело поливается мёртвой водой, от которой кровь возвращается вспять в вены, затягиваются, а потом исчезают все раны. И только после этого поливают живой водой. И герой оживает, становится краше прежнего и начинает новую счастливую жизнь. То есть, смерть воспринималась ни как небытие и альтернатива жизни, а как необходимый и органичный переход из одного состояния в другое, из одной жизни в другую – более прекрасную. Смерть как умиротворяющий отдых, сладостный сон пред чем-то новым и замечательным. Кое-что напоминает, не правда ли… Подтверждением этому может быть и то, то покровительницей русалок была Лада – богиня любви и плодородия в славянских мифах.
    
    Неудивительно, что мимо такого загадочного и манящего образа не проходили классики отечественной литературы. Пушкин, помимо уже упоминавшегося вступления к «Руслану и Людмиле», четырежды обращался к этому образу, Гоголь, Лермонтов, поэты серебряного века. Часто образ русалки встречается в современной рок-поэзии, прежде всего, хотелось бы назвать «Папоротник» Ольги Арефьевой, очень интересную песню «Русалки» украинской рок-группы «Мандры». Не проходили мимо и живописцы — Крамской, Маковский, Васнецов, Врубель, Константин Васильев.
    
    Использованные источники:
    
    Малый академический словарь русского языка, второе издание — 1981-1984
    Большая советская энциклопедия, 1969 — 1978
    http://ancient.astrostar.ru/slavjane/56273.html
    http://mythoweek.narod.ru/
    http://afield.org.ua/ist/sl_m2.html
    Устные рассказы моей бабушки


Напишите свой комментарий.
Тема:
Текст*:
Логин* Пароль*

* - это поле не оставляйте пустым

30.07.2009 18:27:10    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Прочитал с большим интересом.
Спасибо!
     
 

31.07.2009 11:52:56    Ира Арт Отправить личное сообщение    
Спасибо, Саша!!! Мне важно твое мнение. А то в прозе мне трудно...
       

03.08.2009 15:49:50    Екатерина Сеннова Отправить личное сообщение    
Ирочка, я слышала, есть такой праздник - русалья неделя. А что отмечают на нем? И еще какие-то похороны (проводы?) русалок - есть такое? и когда? Или я что-то путаю?
     
 

Главная - Перо Алконоста - Статьи - С хвостом и без него (русалки в славянской мифологии) (Ира Арт)

Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru