Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего
Главная - Кафедра - Книга месяца - Маргарита Иосифовна Алигер – Макарова. "С пулей в сердце на свете живу"…

Маргарита Иосифовна Алигер – Макарова. "С пулей в сердце на свете живу"…

(Светлана d Ash )


    


    
    
    Маргарита Иосифовна Алигер (* Настоящая фамилия поэтессы Зейлигер-Макарова) родилась 7 октября н.с. 1915, в Одессе, в семье служащих.
    В 1934–1937 годах училась в Литературном институте им. А. М. Горького. Печаталась с 1933 года. А в 1938 году вышел её первый сборник стихов «Год рождения». В центре её стихотворных сборников с самого начала – героико-романтический образ современника.
    
    В 1942 году написала поэму «Зоя» о 3. А. Космодемьянской, за которую в 1943 году удостоена Сталинской премии. Благодаря этой поэме, после которой её имя получило широкую известность, Алигер стала символом сталинской патриотической пропаганды. В 1942 году вышел её сборник «Памяти храбрых», в 1945 году поэмы «Сказка о правде» (вновь о Космодемьянской) и «Твоя победа», в 1953 году сборник «Ленинские горы».
    
    


    После смерти И. В. Сталина известность Алигер сразу же сошла на нет, а поэма «Зоя» была объявлена критикой «посредственной».
    
     Маргарита Алигер была членом редколлегии альманаха «Литературная Москва», который был провозвестником «оттепели». Когда Хрущёв решил подморозить собственную оттепель, Маргарита Иосифовна мужественно выступила против него на правительственном банкете-дискуссии с писателями в 1956 году.
    
    В 1970 году Алигер выпустила сборник «Синий час» о «нравственных исканиях советского человека».
    
    В личной жизни она была глубоко несчастна. Её первый муж, композитор Дмитрий Ракитин-Макаров, был убит на фронте. Из-за этого события родилось стихотворение "С пулей в сердце я живу на свете"
    
    


    Их дочь - талантливая поэтесса Татьяна Макарова – трагически рано ушла из жизни от острой лейкемии. Отец её второй дочери - Александр Фадеев - покончил жизнь самоубийством. Его дочь Мария выйдя замуж за немецкого поэта Энценсбергера, и не найдя за границей своего места в жизни, тоже ушла из жизни по своей воле.
    1 августа 1992 года Маргарита Алигер трагически погибла в результате нелепого несчастного случая (упала в яму неподалеку от своей дачи в подмосковном посёлке Мичуринец). Похоронена она на Переделкинском кладбище. Маргарита Алигер сердечно дружила с А. А. Ахматовой, которая высоко ценила ее вкус и знание литературы, теплые встречи в ее доме. Бесприютная в своей горечи житейских испытаний, Анна Андреевна высоко ценила несломленный дух Маргариты и ее лирику, "выкристаллизованную страданиями". В доме Маргариты Алигер Анна Андреевна познакомилась с Марией Петровых.
    Маргарита Иосифовна занималась также переводами.
    Она тонко чувствовала ритм слова и успешно, много переводила поэзию Арчибальда Маклиша, Пабло Неруды, Эдны Сент-Винсент Миллей, Эдуардаса Межелайтиса, Ганса Магнуса Энценсбергера, Десанки Максимович и других современных ей азербайджанских, американских, сербских, узбекских, украинских поэтов. За обширную и успешную переводческую деятельность была награждена международной премией имени П. Неруды (1989). О лирике самой Алигер, Вольфганг Казак, немецкий литературовед и славист, пишет следующее:
    "В своей лирике Алигер придерживается середины между личным и политическим, причём ещё в ранних её поэмах современность тематики не была навязчивой, а в поздних перевес на стороне вневременных, вечных тем. Её поэзия близка к прозе, но ни в поэмах, ни в стихотворениях, навеянных путешествиями, повествовательности нет, им присуща скорее описательность и рефлексия. Эта поэзия бедна метафорами, но в целом зачастую символична, как, например, стихотворение «Искусство составлять букеты» (1963), где искусство икебаны становится напоминанием о том, что в поэзии должно оставаться только самое существенное."
    В лирике Маргариты Алигер часто используются глубоко переосмысленные личные мотивы. Так, например, в основу поэмы «Зима этого года» (1938), которая рассказывает о переживаниях и силе духа матери, потерявшей первенца, легли трагические повороты судьбы и переживания самой Маргариты Иосифовны.
    …Меня постигло несчастье, страшнее которого ничего не могло быть, — после долгой тяжелой болезни умер мой маленький сын, Дмитрий.. Горе, потрясшее меня, перевернув мою душу, открыло в ней, видимо, новые источники жизненной и творческой энергии, и меня словно что-то швырнуло в работу. Это была бессознательная форма самозащиты, потому что работа, и только она, могла меня поддержать и спасти в то время.
    


    
    Источники текста:
    © Светлана Макаренко Астрикова. Авторский текст.
    Е. А. Евтушенко. Антология русской поэзии.
    " Песнь любви" Антология лирики. М. Издательство " Правда" 1988 год. Личное собрание автора статьи.
    В. Казак Лексикон русской литературы XXвека.
    ______________________________
    Стихи Маргариты Алигер:
    
    С пулей в сердце (отрывок из стихотворения)
    
    С пулей в сердце
    я живу на свете.
    Мне еще нескоро умереть.
    Снег идет.
    Светло.
    Играют дети.
    Можно плакать,
    можно песни петь.
    Только петь и плакать я не буду.
    В городе живем мы, не в лесу.
    Ничего, как есть, не позабуду.
    Все, что знаю, в сердце пронесу.
    Спрашивает снежная, сквозная,
    светлая казанская зима:
    - Как ты будешь жить?
    - Сама не знаю.
    - Выживешь? -
    Не знаю и сама.
    
    ****
    Светлые, прозрачные глаза
    твёрдости остывшего металла...
    Не о вас ли много лет назад,
    смолоду, я думала, мечтала?
    Поздно мне пришлось вас повстречать,
    да и посветили вы мне скупо...
    Что же, мне об этом закричать?
    Зарыдать?
    Не стоит.
    Поздно.
    Глупо.
    
    1954
    
    Люди мне ошибок не прощают.
    
    Люди мне ошибок не прощают.
    Что же, я учусь держать ответ.
    Легкой жизни мне не обещают
    телеграммы утренних газет.
    
    Щедрые на праздные приветы,
    дни горят, как бабочки в огне.
    Никакие добрые приметы
    легкой жизни не пророчат мне.
    
    Что могу я знать о легкой жизни?
    Разве только из чужих стихов.
    
    Но уж коль гулять, так, хоть на тризне,
    я люблю до третьих петухов.
    
    Но летит и светится пороша,
    светят огоньки издалека;
    но, судьбы моей большая ноша,
    все же ты, как перышко, легка.
    
    Пусть я старше, пусть все гуще проседь,
    если я посетую - прости,-
    пусть ты все весомее, но сбросить
    мне тебя труднее, чем нести.
    
    1946-1955
     Повесть.
    
    Я помню сырую комнату с огромной дымящей печью,
    где на одну стипендию мы жили с тобой вдвоём.
    Пустую и темноватую, обжитую, человечью,
    с любительской фотографией на старом столе твоём.
    
    Беззубые наши вилки, погнутые наши ложки.
    На крашеном подоконнике от чайника круглый след.
    Я даже припоминаю вкус холодной картошки
    и давнишних рыбьих консервов противный томатный цвет.
    
    Я помню тебя тогдашнего, родные твои привычки.
    Как ты меня окликаешь, глаза приоткрыв едва.
    Как ты грызёшь папиросы, как ты ломаешь спички,
    как говоришь глуховато ласковые слова.
    
    И свет той бессонной ночи, томящий и мутноватый.
    В портфель запихавши вещи, я тихо ушла поутру.
    Первую гололедицу посыпал песок красноватый,
    и замерзали слёзы на ледяном ветру.
    
    Одно только я забыла:
    за что я тебя любила.
    
    1940
    Прошу тебя,
    хоть снись почаще мне.
    Так весело становится во сне,
    так славно,
    словно не было, и нет
    нагроможденных друг на друга лет,
    нагроможденных друг на друга бед,
    с которых нам открылись рубежи
    земли и неба,
    истины и лжи,
    и круча, над которой на дыбы,
    как кони, взвились наши две судьбы,
    и ты,
    не оглянувшись на меня,
    не осадил рванувшего коня.
    1967
    
    За какие такие грехи....
    
    За какие такие грехи
    не оставшихся в памяти дней
    все трудней мне даются стихи,
    что ни старше душа, то трудней.
    И становится мне все тесней
    на коротком отрезке строки.
    Мысль работает ей вопреки,
    а расстаться немыслимо с ней.
    Отдаю ей все больше труда.
    От обиды старею над ней.
    Все не то, не к тому, не туда,
    приблизительней, глуше, бледней.
    Я себе в утешенье не лгу,
    задыхаясь в упреке глухом.
    Больше знаю и больше могу,
    чем сказать удается стихом.
    Что случилось? Кого мне спросить?
    Строй любимых моих и друзей
    поредел... Все трудней полюбить.
    Что ни старше душа, то трудней.
    Не сдавайся, не смей, не забудь,
    как ты был и силен и богат.
    Продолжай несговорчивый путь
    откровений, открытий, утрат.
    И не сдай у последних вершин,
    где на стыке событий и лет
    человек остается один
    и садится за прозу поэт.
    
    1954-1956гг.
    
    Опять они поссорились в трамвае,
    не сдерживаясь, не стыдясь чужих...
    Но, зависти невольной не скрывая,
    взволнованно глядела я на них.
    
    Они не знают, как они счастливы.
    И слава богу! Ни к чему им знать.
    Подумать только! - рядом, оба живы,
    и можно всё исправить и понять...
    1956г.
    Не лишай меня права тебя ревновать,
    задыхаясь от каменной муки.
    Прикажи мне уйти для того, чтоб узнать
    освежающий холод разлуки.
    
    Иль тебе непонятно, что значит любовь,
    от которой нам некуда деться?
    Это легкое тело, тяжелая кровь
    и крылатое светлое сердце.
    
    Это раннее утро и ранящий нож,
    разрезающий душу на части.
    Это храбрость и страх, это пламень и дрожь,
    униженье, величье, и честность, и ложь,
    из которых слагается счастье._
    
    ____________________
    Стихотворения цитируются по изданию:
    "Три века русской поэзии". М. Издательство "Правда".1989 г. Личное собрание автора статьи.
    **Большинство стихотворений называются по первой строке.
    
    


Напишите свой комментарий.
Тема:
Текст*:
Логин* Пароль*

* - это поле не оставляйте пустым

13.11.2013 14:36:25    Победительница конкурса Белый танец-2015, королева сайта (2015) Ольга Галицкая Отправить личное сообщение    
Светочка, спасибо Вам огромное за Маргариту Алигер! Узнала о ней так много благодаря Вам... Какие тяжёлые судьбы были у всех трёх поэтесс , собиравшихся за чаем в доме Маргариты Иосифовны... Какое тяжёлое время было, и вспоминается судьба Марины Ивановны Цветаевой и многих, многих других тонких и очаровательных женщин... Какое счастье, что времена эти прошли! Будем же радоваться и ценить каждый свой день! "Они не знают, как они счастливы./И слава Богу! Ни к чему им знать./ Подумать только - рядом, оба живы,/ и можно всё исправить и понять..." Я поздравляю Вас сердечно с юбилеем Клубочка, для которого Вы столько делаете, и желаю Вам большого личного счастья! Спасибо Вам за то, что включили меня в дружный круг поэтов Клубочка, что уделили мне столько внимания в Вашем авторском выпуске, а ведь я совсем ещё новичок! С чувством глубокой признательности, Ваша О.Г.
     
 

14.11.2013 14:39:29    Светлана d Ash Отправить личное сообщение    Благодарю Вас..
Это Вам спасибо, Ольга, что Вы все читаете.. Мне очень приятны Ваши слова поддержки. Иногда думается, что все незаметно и не замечено, а благодаря таким словам, как Ваши, обретаю желание писать еще...
       

14.11.2013 08:28:23    Лауреат Ежегодной премии Клубочка Татьяна Лобанова Отправить личное сообщение    
Спасибо за публикацию.
     
 

14.11.2013 14:40:46    Светлана d Ash Отправить личное сообщение    
Вам спасибо за прочтение...
       

Главная - Кафедра - Книга месяца - Маргарита Иосифовна Алигер – Макарова. "С пулей в сердце на свете живу"…

Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru