Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего
Главная - Конкурсы - 1-ый поэтический конкурс имени Игоря Царёва - Поэтический конкурс им. Игоря Царёва. Обзор первых работ от Владимира Гутковского

Поэтический конкурс им. Игоря Царёва. Обзор первых работ от Владимира Гутковского


     Прежде чем приступить к этим заметкам, я перечитал некоторые стихи Игоря Царёва. Что произвело самое сильное впечатление? То, с каким высоким достоинством он проносил по жизни своё поэтическое предназначение. Поэт по самой сути своей, он не стремился выделяться, избегал внешних эффектов, подчеркнутой аффектации. Каждое слово в его стихах звучало проникновенно и неотразимо.
    Вообще, когда читаешь Царёва, создается впечатление, что он знал о мире и человеке что-то очень важное. Но делился этим своим знанием со слушателями и читателями раздумчиво и неторопливо. Чтобы лучше усваивалось и глубже проникало в душу. О его совершенной поэтической технике и говорить не приходится.
    Тем большая ответственность лежит на тех, кто решился принять участие в поэтическом конкурсе, посвящённом его памяти. Не думаю, что организаторы конкурса рассчитывали на произведения, соразмерные таланту Игоря Царёва. Но заслуживают быть отмеченными стихи, пронизанные искренней любовью к поэту и его творчеству.
    Имеются ли такие? Сейчас посмотрим. Но вспомним для начала и формулировку темы конкурса, которая звучит следующим образом: «Ты прости меня, Господи, грешного...» Эпиграфом для неё является четверостишие из стихотворения Игоря Царёва «Снежное»:
    
    Обретаясь у края безбрежного,
    Сам себе я успел надоесть:
    Ты прости меня, Господи, грешного,
    Если знаешь, вообще, что я есть!
    
    Предусматривается, что участники конкурса могут интерпретировать предложенные строки по своему усмотрению. Возможна перекличка, иное осмысление, развитие темы.
    Итак, первая партия текстов.
    
    Участник № 1.
    
    Творчество. Графомания
    
    Храню я тайный клад на самом дне души
    Среди своих долгов, сомнений и прелюдий
    И, выбирая лот, пытаюсь разрешить,
    Воистину ли он служить достоин людям?
    
    Вновь недосмотрен сон на утренней заре,
    Прикармливаю мысль, ища свою удачу
    (Которая нужна, зараза, позарез –
    Иначе просто не о чем судачить!)
    
    У психики моей одно из глупых свойств –
    Поить живой водой, давно уже спитою, –
    И сорная трава досужих беспокойств
    Заполоняет мозг шуршащей суетою.
    
    Просить особых льгот у неба не люблю,
    Давно привычен сам тащить свою телегу
    А мыслей коль, увы, зачётных не ловлю
    Учусь завидовать талантливым коллегам…
    
    Но страсть крадёт покой, как верная жена,
    И близкий результат дурманит, словно водка,
    И снова пелена, и я опять без сна
    Запутался в словах, как в неводе селёдка.
    
    Я рад её ловить, как Летика ловил,
    И слышать лишь стихи да капитана Грэя –
    Но ведь и без меня у нас полно светил,
    Которые, увы, не светят и не греют…
    

    Если автор и интерпретирует тему конкурса, то очень уж произвольно. Лично мне никак не удаётся уловить, какое отношение всё изложенное в его тексте имеет к тем проблемам, которые воссоздавал в своём многогранном творчестве Игорь Царёв. Автору явно не достаёт техники стихосложения и навыков поэтического мышления. Даже когда его мысль прослеживается, она выражена настолько сумбурно, что приобретает комичное звучание. Показательна строчка «…Среди своих долгов, сомнений и прелюдий …».
    Прелюдий? А они как сюда затесались? На будущее замечу, что составляющие перечислительных конструкций должны быть очень точно выверены и плотно пригнаны друг к другу. Иначе получается набор совершенно произвольных слов и понятий. Короче. Можно согласиться с авторской самохарактеристикой: «Запутался в словах, как в неводе селёдка…». Запутался и не распутался. Конечно, претендентом на отличие в конкурсе ни в коей мере не является.
    
    Участник № 2.
    
    Корона стала мне мала (памяти Игоря Царева)
    
    Кто знал, что, закапризничав, весна
    не даст мне шанс закончить этот вечер.
    Поэта Бог простил за всё сполна
    и, говорят, слегка увековечил.
    А я его, конечно, извинил
    за то, что, недодав мне горстки славы,
    забрал тетрадь и не долил чернил.
    Ведь всё же не отверг мой слог шершавый.
    
    Ухватисто гусиное перо,
    очинено согласно Пайасону.
    Уехав на работу на метро,
    оставил дома царскую корону.
    
    Теперь корона стала мне мала.
    Ведь я попал в другое измеренье,
    иная применяется шкала
    для вечности...
    Да, в виде "поощренья"
    себе мы дозволяем полетать
    и побродить по черепичным крышам.
    Ты скажешь - это мне не по летам?!
    Так все летают! И чего я – рыжий?
    
    А ты меня, пожалуйста, прости.
    За что? За то, что оказался первым
    на финише совместного пути.
    Пути, в котором оставался верным
    
    тебе одной…
    
    И все-таки весна -
    и чувствую земное притяженье,
    и чувствую такое искушенье.
    Поэтому ты снова не одна.
    И, значит, у нас будет продолженье…
    

    Этот текст написан на более высоком техническом уровне, чем предыдущий. Но и в нём тема конкурса прослеживается с трудом. Лирические переживания автора, безусловно, сами по себе заслуживают всяческого уважения, но переход от общего к личному выглядит не слишком хорошо замотивированным. А достаточно грубый перенос ударения в последней строке довершает неоднозначное впечатление от этого текста.
    
    Участник № 3
    
    Снежное
    
    За окнами кружится снег,
    из льдинок сотканный туман.
    Навряд ли я грешнее всех,
    чтоб верить - горе от ума.
    С пророком ли не повезло.
    Судьбы ль ленивы линии.
    Сон улетучится, и злость
    заполонит извилины.
    
    Злой снеговар всю ночь не спит,
    мешает неба марево.
    Черпак скребёт по дну степи,
    где варвар варит варево.
    Он притаился у костра,
    от снега в пламя спрятался.
    Их дружба древняя остра,
    искрит и пляшет радостно...
    
    За окнами кружится смерть.
    Я в схроне клети каменной.
    Со степью сшиблась круговерть.
    А варвар шкварит с пламенем.
    Смогу ль надежду излечить?
    Ведь вижу в снег сквозь злобу я,
    как варвар скалится в ночи,
    горячий ужин пробуя.
    

    Вариации на тему варварства, заполонившие извилины, к теме конкурса тоже вряд ли имеют отношение.
    
    Участник № 4
    
    Молитва 8-я Макария Великого ко Господу
    
    Многомилостиве Боже!
    Ты спасаешь по любви…
    Знаю – грешен я, но всё же,
    Доброту Свою яви!
    
    По делам моим, в Завете,
    Смерть – заслуженный удел;
    За меня теперь в ответе
    Моя вера вместо дел!
    
    Я в ночи непостоянный,
    Но я верю в свете дня:
    Не похитит окаянный
    Из руки Твоей меня!
    
    Оправдаюсь не делами;
    Каждый шаг и каждый вздох –
    Это в сердце веры пламя,
    От рождения мой Бог!
    
    Путь к Причастию длиннее, –
    Светом жизни напои!
    Дай любить Тебя сильнее,
    Чем люблю грехи свои!
    
    Преклоню свои колени…
    Послужил я сатане;
    Дай служить Тебе без лени!
    Будь со мной! Твори во мне!
    

    Этот текст с темой конкурса хотя бы увязывает обращение к Господу. Но глубины и искренности религиозных реминисценций, свойственных Игорю Царёву, ему явно не хватает. И выглядит он достаточно шаблонно и декларативно.
    
    Участник № 5
    
    Игорю Царёву
    
    Весь апрель никому не верь,
    Да не верится в ту примету.
    За поэтом закрылась дверь.
    Светлым был — и ушёл по свету.
    
    Несусветная наша жизнь,
    Суета, маета, работа...
    Вспоминаем опять кого-то,
    Лишь споткнувшись о край межи.
    
    В сотый раз — тот же самый ход,
    Не убавить и не прибавить.
    Верный рыцарству Дон Кихот
    Был всегда равнодушен к славе.
    
    И — взаимно. Она к нему
    Тоже нежности не питала,
    Потому что ничтожно мало
    Её блеска — рассеять тьму.
    
    Нужен свет — не слепящий, нет:
    Мы и так, как щенки, слепые.
    Нужен тихий, спокойный свет, -
    Отряхнуть от чердачной пыли
    
    Наши души, заштопать их,
    Сердцу певчему дать свободу
    И, как будто живую воду,
    Пить пригоршнями чистый стих.
    
    Но часы на стене — тик-так,
    Волос бел и спина сутула.
    Позабытый его пиджак
    Остаётся на спинке стула.
    
    Стали светлыми небеса,
    Принимая легко поэта.
    В этот день было столько света,
    Что слезились у всех глаза...
    

     Пожалуй, единственный текст, в котором тема конкурса раскрывается достаточно последовательно и личностно. И пусть в этом стихотворении нет особых образных находок и отточенности поэтического стиля, но всё же на своём уровне он выглядит вполне гармонично и сбалансированно. И его я бы выделил из первой партии текстов.
    
    Владимир Гутковский,
    
    поэт, прозаик, критик, член Национального союза писателей Украины,
    
    лауреат премии Волошинского конкурса 2005 года, лауреат премии имени Н. Ушакова
    

    
    

Напишите свой комментарий.
Тема:
Текст*:
Логин* Пароль*

* - это поле не оставляйте пустым

12.06.2013 07:23:36    Лауреат Ежегодной премии Клубочка Татьяна Лобанова Отправить личное сообщение    
Читать обзор было интересно, но получается, что ничего не получается...пока.
     
 

12.06.2013 22:15:27    Ведущая раздела Клубочек в лицах Член Совета магистров Галина Булатова Отправить личное сообщение    
Критик строг, Татьяна - ему всё равно, что мы привыкли только к "добрым" обзорам. )
Лишь бы авторы не испугались и продолжили присылать произведения на конкурс. Обзоры обзорами, а решение будет выносить коллектив жюри (4-5 человек). Да и зрительское голосование никто не отменял, голосуйте, поддерживайте то, что вам понравилось - количество голосов от одного читателя не ограничено.
       

03.07.2013 18:44:15    Марк Шехтман Отправить личное сообщение    
Я СЧИТАЮ КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕПРИЕМЛЕМЫМ ДЛЯ ЛЮБОГО КОНКУРСА - В ТОМ ЧИСЛЕ, И ДЛЯ ЭТОГО - СИТУАЦИЮ, ПРИ КОТОРОЙ СТИХИ ПУБЛИЧНО АНАЛИЗИРУЮТСЯ ДО ВЫВОДОВ ЖЮРИ.
ВО-ПЕРВЫХ, ЛЮБОЙ "ДОСРОЧНЫЙ" АНАЛИЗ, БЕЗУСЛОВНО, ПОВЛИЯЕТ НА РЕШЕНИЯ ЖЮРИ, А, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, НА ИТОГИ КОНКУРСА.
ВО-ВТОРЫХ, КРИТИК, ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ В ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ, ПОЛУЧАЕТ НЕКУЮ МОНОПОЛИЮ В ПЛАНЕ ОЦЕНОК.
И, НАКОНЕЦ, В-ТРЕТЬИХ, ВСЕМ ИЗВЕСТНО, ЧТО ДЛЯ В.ГУТКОВСКОГО "ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ" И ЛИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ВСЕГДА ВАЖНЕЕ ОБЪЕКТИВНЫХ, И ЭТО АПРИОРИ ДЕЛАЕТ ЕГО ОЦЕНКИ СУГУБО СОМНИТЕЛЬНЫМИ.
Я ДОСТАТОЧНО ДОЛГО РАБОТАЛ НАД СТИХАМИ ДЛЯ ЭТОГО КОНКУРСА, НО ВЫСКАЗАННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЛАЮТ УЧАСТИЕ В НЁМ НЕВОЗМОЖНЫМ ДЛЯ МЕНЯ.
С УВАЖЕНИЕМ К ОРГАНИЗАТОРАМ,
МАРК ШЕХТМАН.
Комментарий изменён: Марк Шехтман - 03 июля 2013 г. в 19:37:59
     
 

03.07.2013 22:11:49    Член Совета магистров Эдуард Учаров Отправить личное сообщение    
Марк, "Клубочек" - это очень демократичный сайт, здесь любой может стать куратором предложенного им конкурса. И его право определять концепцию, тему, жюри, порядок голосования и обзора присланных работ.
Ты тоже можешь провести свой конкурс, и если мне что-то не понравится в нём, я уж точно не буду заявлять об этом публично.
Далее.
Почему досрочный анализ должен БЕЗУСЛОВНО повлиять на решение жюри. У нас г-н Гутковский мессия что ли? Не думаю что кто-то из членов жюри смотрит ему в рот. Абсолютно спорное утверждение.
Далее.
Не в единственном. Любой может с обзором поработать, я думаю. Если ты поработаешь на этой ниве - опубликуют и твой обзор, я уверен.
Далее.
А вот твои личные отношения с Гутковским - это твоё частное дело - и к конкурсу отношения не имеет совсем.
С уважением ко всем.
       

Главная - Конкурсы - 1-ый поэтический конкурс имени Игоря Царёва - Поэтический конкурс им. Игоря Царёва. Обзор первых работ от Владимира Гутковского

Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru