Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего
Главная - Кафедра - Книга месяца - Граф Василий Алексеевич Комаровский. "Поэт, поистине воздушный…"

Граф Василий Алексеевич Комаровский. "Поэт, поистине воздушный…"

(Светлана d Ash )


    



    
    ( 21.03.1881 года [Москва]- 08.09.1914 года [Царское село])
    _________________________________
    Поэт, прозаик, один из блестящих представителей "Серебряного Века", "русский де Ренье", (по определению Н. Гумилева), сотрудник журнала "Апполон", автор романа "До Цусимы" и поэмы "Героические мечтания Тито Басси". (1913 - 1914 гг.) Ныне забыт.
     ****
    Начиная писать о нем, я все пыталась представить: каким он был?
    
    Каким же было его недолгое пребывание на Земле? О нем сохранилось очень мало свидетельств, нет документов в "Интернете", он знаком, как поэт, может быть, только дотошным историкам литературы, да и то не всем. И представить его всего удавалось с трудом, он в моих грезах был похож на едва уловимое облачко, может быть, шутки ради, нарисованное Провидением на одной из страниц Книги Жизни. Облачко с трагическими тенями. Растаявшее по капризу все того же Провидения - вмиг, словно и не бывало никогда!
    
    Граф Василий Алексеевич Комаровский, поэт и прозаик, которого в начале Серебряного Века многие называли с легкой руки "мэтра" Николая Гумилева "русским Анри де Ренье*" ( *см. очерк "Анри де Ренье.") был автором одной - единственной книги стихов - " Первая пристань" (1913 г.), удивительной, изящной прозы (новеллы " Анекдоты о любви", "Разговоры в Царском Селе", "Sabinula" - единственная дошедшая до нас прозаическая вещь Комаровского! - романа "До Цусимы"). Он был подлинным властителем своего Дара - так свободно и непринужденно владел словом, ритмом, рифмами, что это дало повод ближайшему другу, тонкому знатоку литературы, критику Дмитрию Святополк-Мирскому сказать о его творчестве после смерти поэта так:
    
    "Все это чистая, совершенно свободная игра, может быть, и имеющая какую-то подсознательную необходимость, но так как будто лишенная всякого "значения". Чистая свобода, то есть, творчество без "почему"...
    
    Стихи его называли " блистательными и ледяными" (Георгий Иванов), запоминали, твердили наизусть, просили записать. Он, улыбаясь, дарил листки. Рукописей поэтому почти не сохранилось!
    
    Сам его облик был таким же - совершенство и блистательность. Огромные глаза, всегда немного печальные, тонкий нос с едва заметной горбинкой, статная фигура. Все выдавало в нем подлинного аристократа, потомка древней фамилии. Но самая характерная черта - тонкое, изысканное внимание к другим и язвительная насмешливость над самим собой, с какой-то едва уловимой долей печали. У него было прозвище "царскосельский отшельник". О нем, внешнем, знали крайне мало: родился в 1881 году, в семье графа Алексея Комаровского, того самого, что в дальнем родстве с Веневитиновыми и Пушкиными. Получил отменное домашнее воспитание. Гувернер - француз. Свободно владеет древнегреческим языком, читает в подлиннике Гомера. Впрочем, об этом можно было бы догадаться по первым же стихам его сборника "Первая пристань." Они написаны образцово-безупречным гекзаметром.
    
    Размер этот древний и довольно сложен. Владение им предполагает в человеке не столько подлинное мастерство (научиться можно всему!), как истинный, ярчайший, неподдельный совершенно талант!
    
    До сих пор в инструментовке стиха-гекзаметра, в прасодической* виртуозности (прасодия - слог, ритм греческого стиха) мало кто может сравниться с Василием Комаровским! Вот маленький пример:
     "
     Видел тебя сегодня во сне, веселой и бодрой.
    (Белый стоял наш дом на горе, но желтый от солнца.)
     Все говорил о себе, да о том, что в тебе нераздельно.
    Трое живут: ненавистна одна, к другой равнодушен.
    Третья прелестна, и эту люблю старинной любовью."
    
    "Видение..."
    
    Завораживающая плавность стихов-пейзажей, характерные приемы перечисления заставляли современников Василия Комаровского, читающих и заучивающих на память его стихи, вспоминать не только Гомера, но и Анри де Ренье, кумира и властителя тогдашних поэтических умов...
    
    Но стихи Комаровского не были простым подражанием. Скорее это была "равноправная перекличка двух поэтических голосов", то, что встречается только на "воздушных путях" и только у настоящих поэтов.
    
    Именно Анри де Ренье и И. Аненнского считал Василий Комаровский, "тихий царскосел", как он сам себя называл, своими литературными учителями. Как и Анри де Ренье, граф тоже перелагает в стихи свои "Итальянские впечатления"... С той лишь разницей, что дальше окрестностей Петербурга за всю свою короткую жизнь Комаровский никуда не выезжал и побывал в Италии только с помощью воображения!
    
    Оно было таким сильным, его воображение, что он однажды написал Дм. Святополк-Мирскому: "Сочиняя, я несколько раз сходил с ума, и каждый раз думал, что умер. Когда умру, вероятно, подумаю, что сошел с ума!" Пророческая ирония...
    
    Лишь сильнейший дар воображения позволил Василию Алексеевичу Комаровскому начать блестящую поэму-хронику из жизни средневековой Италии - " Героические мечтания Тито Басси".
    
    Отзвук любимого им Торкватто Тассо. Причем "отзвук" столь талантливый, что друзья, читавшие отрывки в рукописи, думали, что это перевод с итальянского! Комаровский лукаво посмеивался...
    
    Работу над поэмой-хроникой прервал август 1914 года. Объявление о первой мировой войне впечатлительный и легкоранимый Комаровский воспринял так трагически, что не смог оправиться от депрессии и через несколько месяцев, осенью 1914 года, скончался в припадке безумия.
    
    Врачи называли быстро развившуюся болезнь "наследственным фактом" и недоуменно разводили руками. На письменном столе друзья нашли несколько фрагментов рукописи неоконченной поэмы, засушенные листья с деревьев Царскосельского сада - любимейшего места прогулок - и книги Анри Де Ренье: "Яшмовая трость" и "Дважды любимая". Это были настольные книги Комаровского. И творчество его, изящное, глубокое и в то же время - неуловимо-легкое - было чем-то похоже на творчество Ренье. Невидимое скрещенье "путей воздушных". Лукавая улыбка Провидения...
    
    P.S. Ни одна из дат короткой и блестящей жизни - 33 года! - забытого Поэта мне неизвестна.
    
    Отыскала только в одном из журналов краткое упоминание о нем.
    
    В статье В. Крейда ("Наше наследие © 5 .1991г. "Незвестные стихи известных поэтов") говорится, что второе издание стихов Василия Комаровского - "неоклассика по духу, блестящего мастера" вышло только 65 лет спустя после его кончины(!!), да и то не в России, а Мюнхене...
    
    Сначала было невыразимо грустно. Статья как бы неполна, не завершена: А потом подумалось: "А, может, это и есть путь настоящего Поэта, истинно "воздушный", неподчиненный земным критериям: строгости дат и сухих фактов?.. Так ли уж это плохо? Как Вы считаете?
    
    Светлана Макаренко -Астрикова. Член МСП " Новый Современник"
    
    _________________
    *В подготовке данной статьи использован материал приложения к V тому Собрания Сочинений Анри Де Ренье. С - Петербург. Изд - во "Северо -Запад" 1993 г.
    
    **Огромная благодарность профессору, кмн. Николаю Богданову за помощь в установлении точных дат биографии В.А. Комаровского!
    
    Copyright: Светлана Макаренко - Астрикова, 2008
    


Напишите свой комментарий.
Тема:
Текст*:
Логин* Пароль*

* - это поле не оставляйте пустым


Главная - Кафедра - Книга месяца - Граф Василий Алексеевич Комаровский. "Поэт, поистине воздушный…"

Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru