Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего
Главная - "Клубочек" в лицах - Алексей Борычев


Художественный текст – лишь тень личности поэта в тусклом свете истории…

Знакомьтесь: Алексей Борычев – поэт, физик, математик, кандидат технических наук.

    Алексей, давно обратил внимание на твои стихи – качественные, классического покроя, я бы сказал. За ними сразу чувствуется школа, а не самодеятельность.
    Расскажи для начала вкратце, кто ты в социальной жизни и как пришёл в литературу?
    

     С шести лет полюбил астрономию. Хорошо знал её. Кое-что помню и сейчас. Это длилось девять лет: с семи до шестнадцати, когда учился в школе. Строил телескопы, наблюдал…
    Я занимался в планетарии, участвовал, иногда побеждал в различных
    олимпиадах. Для меня астрономия была скорее не областью знаний, а гранью эстетического
    восприятия. Однако в детстве я этого не понимал, и начал интересоваться физикой, точными науками.
     Догадываясь, что астрономия в жизни мне вряд ли пригодится,
    я окончил МГТУ имени Баумана, получив специальность «оптика лазеров». Я уже упоминал о том, что в астрономии меня сильно привлекало телескопостроение, поэтому я выбрал из всей физики оптику как специальность.
    После работал в институте общей физики РАН инженером, преподавал в различных ВУЗах. За семь лет обучения в университете и нескольких лет последующей работы в ИОФ РАН
    у меня накопилось много материала по оптике лазерного излучения, и я написал и защитил диссертацию. Опубликовал 15 статей по оптике, математическому моделированию преобразования лазерного излучения в различных журналах (пять из них были переведены на английский язык и опубликованы в Великобритании). Выступал на конференциях, чтениях…
    
     Во время учёбы в университете активно играл в шахматы, получил первый разряд, но дальше играть не стал – наскучило. Литературу я воспринимал тогда как отдых от постоянных расчётов по работе, не более, не читал поэзию, предпочитая прозу. Что-то записывал сам для себя в дневник из личных впечатлений, воспоминаний.
    Так начали изредка получаться ритмические строки… Не думал, что буду
    пытаться писать всерьёз. Однако в 2000 незабвенном году я стал читать поэзию символистов, она оказалось мне очень близкой, понятной. В символистской поэзии
    меня привлекала возможность объёмно почувствовать бытие, ощутить что-то новое,
    то, что неподвластно науке. И вдруг я понял, что сама наука могла бы стать одной из тем литературы. А поскольку регулярный стих позволяет наилучшим образом выразить
    самые эфемерные, тонкие эмоции, переживания и – главное – мысли, я стал осваивать
    версификацию, обратился именно к СТИХУ.
     Вот таким необычным путём я «пришёл в литературу».
    
    Ну, я бы снял кавычки на приходе в литературу. Поскольку на твоей сайтовской страничке нашёл то, что всколыхнуло мне давнюю память:
     «…с 2005 года - член Союза писателей России, московской городской организации СП РФ, общества словесного искусства (ОСИ) под руководством Льва Аннинского, Валерия Дударева».
    
    Лев Александрович!.. Как же мне интересен этот человек, это мастер слова, этот высочайшего класса литературовед! И мне посчастливилось с ним общаться, встречаться, переписываться, взять интервью, которое хранится до сих пор в моём архиве «нераспечатанным» на магнитофонной кассете аж на 180 минут рабочего времени!
    Для меня, Алексей, ты собрат по нашему Союзу и мне очень хочется узнать и о Московской писательской организации, и об обществе словесного искусства, и, разумеется, о Льве Анненском, здоровья и сил ему! Расскажи обо всём понемногу.
    

    Приход в литературу я взял в кавычки потому, что это сначала произошло в моём сознании в 2000 году. Про московскую писательскую организацию ничего сказать не могу.
    Поскольку я попал в неё формально из федерального СП РФ при содействии Л. Г. Барановой-Гонченко – статс-секретаря СП РФ после совещания молодых поэтов в Волоколамске, на которое я был приглашён ею и участвовал в нём.
    Оно состоялось в 2005 году, и было организовано также Ларисой Барановой-Гонченко.
    Получив удостоверение СП РФ, то есть, вступив непосредственно в сам Союз писателей России, я по правилам этого союза должен был быть закреплён за какой-нибудь местной организацией, входящей в СП РФ.
    Поскольку я живу в Москве, то ей и стала Московская писательская организация.
    Это не Союз писателей Москвы, членом которого является Лев Аннинский.
    В мероприятиях самой московской писательской организации я почти не участвую.
    В федеральный СП РФ я пришёл в 2003 году исключительно за рецензией на мои тексты по своему желанию, поскольку мне нужно было знать – имеет ли смысл заниматься в литературе тем, о чём я говорил при ответе на первый вопрос. Мне необходимо было мнение профессионального критика.
    Все остальные союзы, редакции газет, в частности "Литературная газета", «оценивали творчество» за большие деньги, что меня категорически не устраивало.
    Лариса Баранова-Гонченко рецензировала стихи, давала советы, устраивала и приглашала на совещания, писала предисловия к моим книгам совершенно бесплатно.
    Она ввела в литературу многих известных ныне поэтов, таких, например, как Владислав Артёмов (ныне главный редактор журнала «Москва»).
    Через год после вступления в СП РФ я принёс стихи в редакцию «Юности».
    Там я был тоже приглашён участвовать в литературных вечерах, которые
    проводились Валерием Дударевым, Инной Ростовцевой, Львом Аннинским.
    Я посещал эти вечера. На них выступали молодые поэты и прозаики, читали свои произведения, получали советы, оценку - так сказать - в режиме «он-лайн».
    Оценивали Инна Ростовцева и Валерий Дударев. Они разбирали каждое стихотворение.
     Лев Аннинский давал лишь интегральные оценки. Он больше занимался тем, что рассказывал о литературе, выдающихся поэтах, прозаиках.
    Я не любитель каких-либо компаний, встреч. Поэтому ходил туда не за общением,
    а за знаниями, за советами.
    
    Да, я уже не первый раз перепутал писательские организации мегаполиса. Извини. Но в рамках живого разговора ничего править не будем. Столичная литературная среда – это та благодарная аура, где молодые литераторы растут буквально на глазах. Я это увидел после поступления одной своей подопечной по лито в московский литинститут им. Горького.
    А у тебя за плечами «Бауманка»! Это же огромный показатель! Расскажи об учёбе в университете, о его литературных объединениях, если есть там такие и, конечно, чуть конкретней о полученной профессии и о достижениях на научном поприще. Где и кем работаешь в настоящее время?
    

    Когда я учился в университете, я не писал стихов и вообще не слишком увлекался художественной литературой. Закончить с отличием МГТУ имени Баумана было бы весьма затруднительно, если бы я «самообразовывался» параллельно в других сферах, тем более в гуманитарных. Художественная литература была моим отдыхом, кажется, я об этом уже упоминал. Кроме этого, играл в шахматы, много бродил по лесам, иногда лишь записывал свои впечатления в виде ритмизованных строк.
    Их было невозможно структурировать в стихотворения или – тем более – называть стихами. Я не посещал никакие студии – ни во время обучения в университете, ни после, хотя литературной студией в МГТУ имени Баумана в то время руководила известная поэтесса Елена Исаева.
    Стихи я стал учиться писать позже, где-то в 2000 году.
    Что же касается профессиональных достижений – я никогда не делал карьеру. Наверное, не умею. Меня всегда интересовали непосредственно наука и литература – то чем я занимался: содержание, а не форма. И – тем более – не выгода. Я долго нарабатывал теоретический материал для диссертации, публиковал статьи, преподавал, занимался частной преподавательской деятельностью: физика, теоретическая механика, математика, электроника…
    Этим я занимаюсь и сейчас. Главное достижение – защита диссертации.
    Это было сделать сложно, потому что теоретические исследования я проводил один,
    без какого-либо руководителя, на стыке многих наук: физическая оптика, техника и математика.
    Решена была крупная теоретическая научно-техническая задача. Какая? Здесь сложно об этом рассказать. Это ведь литературный сайт. Могу дать ссылки интересующимся.
    Отмечу, что после защиты, которая состоялась в 2007 году в Москве, я не занимался наукой,
    поскольку понял, что в сложившейся ситуации это никому не нужно.
    Да и наука меня перестала интересовать. Конечно, можно было убить ещё кучу времени, чтобы расширить - написать докторскую диссертацию, но нового в ней было бы мало.
    
    Да, очень интересно всё это, но коль сайт литературный, то и ближе к теме подойдём.
    У тебя издано 7 книг. Пик издания их пришёлся на 2008 год – сразу 3 книги! Что это было? Появилась неожиданная возможность издаться? Или острая необходимость показать миру всё и сразу. Вообще, расскажи о своей первой и о седьмой книгах – о младшей и о старшей своих творческих доченьках. Чем они дороги, в чём похожи и чем рознятся, ведь и родитель их меняется с возрастом и литературным опытом…
    

    
    Книги… В 2003 году, когда на сотню черновых вариантов текстов приходилось всего 2-3 более-менее приличных (устраивающих меня), необходимо было понять, надо ли продолжать писать стихи? Потому что написано было уже достаточно много, времени потрачено тоже немало, а «глаз замылился»! Тут нужна оценка профессионала. Я не предполагал тогда издавать книгу.
    Во всяком случае, яркого желания и необходимости не было. Но знать – что со всем этим делать, продолжать или нет – надо. Поэтому я и пришёл за рецензией в СП РФ.
    Когда посмотрели мои тексты, мне был дан ответ, что стихи во многом несовершенны по форме, но интересны, а главное - не банальны.
    Поскольку текстов было много, предложили отобрать из всего, что я написал,
    несколько десятков ДЛЯ КНИГИ. Согласились отредактировать, написать предисловие (всё бесплатно!) Естественно, что при таком раскладе у меня возникло желание издать книгу,
    пусть небольшим тиражом.
    Денег на 200 экземпляров при мягкой обложке необходимо было совсем немного.
    Меня несколько озадачило только одно – по какому принципу отбирать стихи.
    Сам я хотел напечатать только философские тексты. Но мне сказали, что желательно пропорционально представить всё – и пейзажную, и гражданскую лирику тоже.
    Подумав, я согласился, и не зря: напичканная одной лишь философией и эзотерикой книга
    была бы совершенно скучна. Кроме того, я никогда не писал эпос, в стихах отсутствует
    явная психологизация, - поэтому разнообразие тем должно быть обязательным.
    Отобрав около двух сотен текстов, я разделил их тематически и отдал в СП для редактирования.
    Потом договорился с издательством, напечатали. Часть тиража развезли
    в книжную палату, по библиотекам и центральным магазинам (по три-пять экземпляров в каждом).
    Часть распространил я сам. Название книги «Иду на восток» - по названию одного из моих стихотворений. Его предложила Лариса Баранова – Гонченко. Книга разошлась примерно за год.
    В 2008 году я издал три книги сразу. Тогда была возможность их распространить и – главное – умеренные цены типографий.
    Последняя книга (2008 г.) называется «Солнечные слёзы». Название дал сам.
    Издательство уже другое. Тираж 500. Принцип отбора стихотворений – тот же.
    Осталось – менее 60 штук – дома лежат.
    Все книги распространены по центральным библиотекам, в книжной палате, у всех наличествуют соответствующие коды.
    Из семи книг не полностью разошлись только две: «Сонеты» и «Солнечные слёзы».
    

    
    Всё разъяснилось. Все мы проходили через это и - особенно памятно - через редакторские руки: кто менее, кто более, но всегда небезболезненно. А со временем оказалось, что редакторам нашим, если это настоящие редакторы (здесь уж, как повезёт) нам руки эти надо целовать и сетовать, что мало нас «бивали» и чистили…
    Самое время Алексей, показать читателями несколько стихотворений – любимых ли тобой, программных ли, или то, что сейчас лежит на душе.
    А после расскажи о публикациях в периодике. Библиография на твоей страничке показана довольно широко и впечатляюще. Приятно обнаружил, что в нескольких центральных изданиях, публиковавших твои стихи, печатались и мои.
    А как ты связываешься с зарубежными изданиями? И что опубликовали они?
    
    Война

    
    Куда ни посмотри – везде святынь
    Лучистые забытые останки…
    От воли очумев, цветут цветы,
    Наполнив ожиданьем полустанки.
    
    Здесь время, откричав, отголосив
    Сирено-канонадным плачем, воем,
    Бродило вдоль запретной полосы
    Под памяти всевидящим конвоем.
    
    Здесь небо, утолив печаль по дням,
    Когда мертвящий дух стоял в пространстве
    И рок войны над всеми меч поднял,
    Оглохло, пребывая в скорбном трансе.
    
    Кто знает – над болотами потерь –
    Ещё, быть может, мгла воспоминаний
    Рассеется, но крикнет: «Нет, не верь!..»
    Нам ворон, пролетев над валунами.
    
    Куда ни посмотри – сквозь пламя дней –
    Иных огней мерцающие знаки…
    О мире вспоминаем на войне,
    Покуда мир бесчинствует во мраке.
    
    Война – не поругание святынь,
    Не смерть людей, не плач вдовы солдата…
    Война – когда в лугах цветут цветы
    Ни для кого… и ничего не свято!
    
    Прогулка
    
    Настоящего нет. Обручаясь с прошлым,
    Я ступаю по старой, сгоревшей роще
    И вдыхаю событий грядущих запах,
    Позабыв в темноте, где восток, где запад.
    
    Впереди огоньками болота блещут,
    Открывая, насколько первичны вещи:
    Травы, мох, небеса, осины…
    В лихорадке туманов дрожат трясины.
    
    Как стрелой, я пронзён уходящим летом,
    И луна острие заостряет светом.
    Понимаю – былые событья всё же
    Мне больнее сегодняшних и… дороже.
    
    В этом мире и звёздный покой не вечен.
    Каждый зверя числом навсегда отмечен,
    Потому что всегда на него делимы
    Все просторы и жизни людей, и длины
    
    Тех предметов, которых никто не знает.
    Не помеха незнанье (иль новизна их),
    И, затёртые мыслью, событья, даты -
    На века на кресте бытия распяты!
    
    …Как сгоревшая в прошлом когда-то роща -
    Никогда о пожаре былом не ропщет,
    Дым рассеяв по воздуху в тех пределах,
    Где душа никогда не покинет тело,
    
    Так и я в настоящем - грядущим связан,
    О прошедшем своём позабыть обязан,
    Доверяя реальность какой-то точке,
    Словно та до вселенной разбухнет точно.
    
    Настоящего нет! И в сознанье пусто.
    Старой мухой под снегом уснуло чувство...
    Я, в былом проживая, творю законы,
    От нелепых картин отличив иконы.
    
    Захожу в позабытую сном сторожку,
    Тихо дверь открываю в ней. Осторожно
    Зажигаю в киоте огонь лампады,
    Понимая, что большего и не надо…
    
     Оттенки
    
    Ловец хрустальных состояний,
    Не кратных тридцати семи!
    Поймай пятнадцать расставаний,
    А на шестнадцатом – пойми,
    
    Что обретенья и потери
    Взаимно отображены
    То многоцветностью истерик,
    То белым тоном тишины.
    
    Когда в пыли угрюмой ночи
    К нам страх врывается, как тать,
    То все оттенки одиночеств
    По пальцам не пересчитать,
    
    И опрокинутое завтра
    В ещё глубокое вчера
    Чернильной каплею азарта
    Стекает с кончика пера.
    
     Мысли…
    
    Не обратится вода в вино, а солнце в темень.
    След поцелуя отцвел давно — замерло время.
    На бархатистых ресницах звезд тают столетья
    И упрощают любой вопрос до междометья…
    В глянцевых снах неземных пространств мягкие тени
    Судеб ложатся тоской на страх — так на колени,
    Тихо мурлыча, покой храня, кошка ложится.
    Жизнь, это можно понять-принять, вовсе не птица…
    Стынет небесных загадок ртуть между созвездий,
    Бабочкой летней стремясь прильнуть к миру соцветий.
    Полнится тайной, едва дыша, звездная млечность.
    И — ни забыться, ни сделать шаг и ни отвлечься —
    В дольних пределах не можем мы, волей рассудка
    Втиснуты в стены вербальной тьмы, горестно-жуткой.
    Тихой толпою немых теней — прошлого знаки
    Явью забытых осколков дней бродят во мраке,
    Где почему-то со всех сторон — тусклая память —
    Не забирает их в свой полон, но и оставить
    В тесных покоях земного сна — тоже боится.
    Жизнь (нелегко так порой познать) вовсе не птица.
    Мало пустот в бытии земном. Не развернуться.
    Что — пять стагнаций — мне все равно! — что революций…
    Кроме прохладной струи времен — нечем напиться
    Духу, принявшему явь за сон. Стерты границы
    Между мирами, где я и ты — вечный двойник мой,
    Где перспективы судеб пусты, некою сигмой
    Обозначается то, чего слухом и зреньем
    Нам не постигнуть, и нет его — нет озаренья!
    
    Там, далеко, где не быть — нельзя, прошлое наше,
    Памяти скользкой тропой скользя, — сколько я нажил
    И потерял — мне покажет, но… после подсчета
    Ясно, что плохо: не всем дано — по звездочету!
    
    Подвал
    
    Никакого намёка мне никто не давал
    На простое сравненье: время – это подвал.
    Не скользящая лента неудач и потерь,
    На которой – и «завтра», и «вчера», и «теперь» –
    Словно кадры на плёнке чередой пронеслись
    Через кинопроектор под названием жизнь,
    Не предмета над тенью превосходство, и не
    Вертикали над плоским превосходство вдвойне,
    Не блестящие грани многомерных пространств,
    Не побед над случайным неизменная страсть…
    Время – это лишь погреб, на полу в нём лежат:
    Кукла детская, компас… и какой-то ушат,
    Два набора для шахмат, и один – домино,
    Мячик, детский конструктор, и билетик в кино…
    И ещё – в виде пыли – мысли, мысли одни…
    Мне их жалко, поскольку позабыты они,
    Или вовсе их нет там? да и быть не должно?
    Ведь в подвале хранится, что хотелось мне, но
    Не сбылось, не случилось… Даже в памяти нет!
    Время это ещё и – в неизбежность билет…
    Но, минуя сознанье, пролетают года,
    Оседают в подвале,
    не оставив следа
    На окраине тихой, где стоит некий дом,
    На стенах и на крыше, да и в доме самом.
    
    Странный пейзаж
    
    День лениво доедал ягоды заката —
    Медвежонком по сосне на небо залез.
    Звездным платьем шелестя, ночь брела куда-то
    И платок лиловой тьмы бросила на лес.
    
    В белом рубище туман шастал по низинам,
    Бородатый и седой, — прошлый день искал.
    Космы длинные его путались в осинах
    И клубились над водой, будто облака.
    
    Замолчало все вокруг, словно ожидая,
    Что появится вот-вот из иных миров
    Что-то важное для всех: искра золотая?
    И сорвется с бытия таинства покров.
    
    Колдовская тишина взорвала пространство.
    И оттуда полетел темных истин рой…
    Но в лучах зари он стал быстро растворяться,
    А потом совсем исчез в небе над горой.
    
    Поглотил его рассвет, крылья расправляя
    Над туманом, над рекой, над ночною мглой…
    И падучая звезда — точка голубая —
    Вмиг зашила небеса тонкою иглой!
    
    
    Наблюдение
    
    Я видел, как, зажженная зарею,
    Горела ярым пламенем роса
    И над травой, спешащая за роем
    Каких-то мошек, мчалась стрекоза.
    
    Переливаясь радугой, сверкала,
    Разбившись отраженьями в росе;
    И понял я, что целой жизни мало —
    Увидеть мир во всей его красе.
    
    
     Сны Марии
    
    Мария! бархат летних снов, тебя окутавший, непрочен.
    Твой гость, молчащий до поры – уже устал, уже сердит.
    Смотри: осенние огни – сжигают дни, сжигают ночи.
    И сквозь слезу пустых лесов луна озябшая глядит.
    
    И только тени тишины на облетевших листьях пляшут
    Под вой осиновых ветров, под плач берёзовых лучей.
    И журавлиный клин, как кисть, крылами птиц стирает сажу
    С твоих задымленных высот и полирует тьму ночей.
    
    Ты говоришь: «мой мир погиб, душой и сердцем я ослепла».
    Но это сон – пойми – лишь сон, его слова пусты, мертвы.
    Среди осенних облаков, среди бессмысленного пепла
    Найди, найди клочок своей неповторимой синевы.
    
    И лёгкий трепет бытия, тобой забытый, вновь вернётся.
    Сыграют на семи цветах твою мечту лучи зари.
    Рассеяв дым и облака, в твоих очах проснётся солнце.
    И гость, молчавший до поры, повеселев, заговорит.
    
     Весенние строки
    
    Весна возвращается белой стрелой,
    Небесной, воздушной, крылатой,
    Пронзая ледовый звенящий покой
    Кристально морозных закатов.
    
    И тихо бегут по полям, по лесам
    Лимонные сполохи марта;
    И дни, расправляя свои паруса,
    Срываются с зимнего старта,
    
    Плывут и плывут осиянные дни
    По небу, по солнечным водам
    Туда, где мечты разжигают огни,
    Где пьяные мреют восходы.
    
    Там бликами полный блистает апрель,
    Мерцает и пляшет по лужам
    Под шорохи мглы, под лесную свирель,
    Нелепо, смешно, неуклюже.
    
    И ландыш, собрав ослепительный май
    По каплям росы на листочках,
    Поспешно уходит в июневый край
    Последней весеннею строчкой.
    
    Сладкая сказка
    
    Солнце рыжей кошкой
    Щурится в окошке…
    Сахарная вата - эти облака.
    
    День походкой бравой
    Правой, левой, правой –
    Марширует бодро – прямо на закат.
    
    Пусть дожди прольются, -
    Выпьем их из блюдца, -
    Дождик будет – сладкий ароматный чай,
    
    Потому что тучи
    Мёдом смазал лучик –
    Из небесных ульев – собран урожай!
    
    …Вот на небе чисто.
    Лапкою пушистой
    Солнышко умылось, – спать ему пора.
    
    И луна на троне
    В золотой короне
    Будет этим миром править до утра.
    
     В периодике стал публиковаться с 2005 года. У большинства толстых журналов – «свои» авторы и жёсткая редакционная политика. Особенно это касается тех журналов, которые входят в «Журнальный зал». Хотя многие издания, входящие в этот проект – новодел, почти не имеют подписчиков и выходят – как следствие –микроскопическими тиражами: «Дети Ра» 200 экз., «Зинзивер» 200 экз., «Волга 100 экз., «Крещатик» около 500, «Новая юность», «Интерпоэзия» вообще выходят в электронном виде, и лишь два-три раза в год выпускают обзорные альманахи на базе электронных номеров.
    Поэтому особенно стремиться публиковаться в них нет смысла.
    Хорошие тиражи у «Нового мира», «Знамени» (4500 экз.), «Невы» (3500 экз.).
    А вообще, если не брать в расчёт ЖЗ, то самые популярные журналы:
    «Наш современник» (9000 экз.), «Новый мир» (8000 экз.) и «Юность» (7000 экз.).
    Каждый даёт сольные подборки «своих» авторов или – для «не своих» на конкурсной основе (одно-два стихотворения).
    По одному разу публиковали: «Наш современник», «Нева», «Московский вестник», несколько раз «Юность». С провинциальными изданиями, не входящими в ЖЗ, несколько проще.
    Могут опубликовать, если подборка приходит к ним по электронной почте.
    С зарубежными изданиями связываюсь также через интернет. Некоторые присылают мне авторский экземпляр бесплатно на почту, некоторые просят заплатить за пересылку.
    В журнале «Окна» оказался финалистом их бесконечных конкурсов и был опубликован дважды.
    
    В общем-то, знакомое положение вещей с периодикой и, в частности, с журналами. Просто я давно уже не обращался к ним. Но в своё время был автором в «Нашем современнике», в «Неве» и «Невском альманахе», в «Литературной России». А в прошлом году приятно обнаружил свои стихи, опубликованные в «Российском писателе» и «Литературной газете».
    Однако давай ближе познакомимся с тобой с другой стороны. Кто такой Алексей Борычев в быту? Или правильней поставить вопрос так: твои другие интересы, кроме работы и литературы, твои увлечения?

    

Лосиный остров 2012

    
    
    Свободное время стараюсь проводить в лесу. Один. Я люблю одиночество. Не люблю людей. В Москве и за её пределами на северо-востоке есть заповедник «Лосиный остров». В нём много болот, озёр. Обитают олени, лоси, кабаны, бобры, много птиц…
    Я люблю болота. Они как бы накапливают, замедляют время. Это помогает ощутить себя вне его. Лес я полюбил с детства, с трёх-четырёх лет. Особенно нравятся заболоченные леса с берёзами, елками, в которых много мха. Люблю также чистые ельники, но под Москвой они почти все погибли из-за жуков-короедов. В настоящее время более никаких увлечений не имею.
    
    Да, ты предоставил немало чудесных фотографий. Это твои снимки? А прозу ты не пробовал писать?
    

    Прозу пробовал очень давно, когда учился в школе. Но в прозе я «расплываюсь» по теме. Прозу писать труднее для меня, потому что нужно внимательно и долго продумывать композицию и т. д. Мне стихи нравятся своей возможностью ёмко и рельефно выразить многое – то, что прозой порой и не передашь. Причём люблю афористичные стихи нежели стихи с гипертрофированной образностью. Прозу я люблю читать, а не писать.
    

Лосиный остров 2012

    
    Алексей, а фото, сам снимаешь природу? Как фотолюбитель? И - твоё отношение к музыке, к живописи?
    

    В детстве, когда увлекался астрономией, я фотографировал лунные затмения, звёзды, туманности, поэтому в каком-то прикладном смысле я увлекался и фотографией.
    Однако сейчас я ею не увлекаюсь. Эти фотографии были сделаны моими друзьями, которые пару раз изъявили желание посмотреть заповедную зону «Лосиного острова».
    Понимаешь, если я буду фотографировать природу, то я не обрету того состояния умиротворенности, не смогу, фигурально выражаясь, совершить путешествие в прошлое, поскольку буду отвлекаться. В лес я вхожу как во Храм, как бы пафосно это ни звучало. Лес для меня источник духовных и душевных сил.
     Музыку люблю классическую. Из российских композиторов – Рыбникова, Артёмова, Дольского.
     Из бардов – только Визбор и Дольский. Высоцкого не люблю – тяжеловат для меня.
    Из эстрады – Павел Кашин, некоторые романсы Малинина, Александр Новиков.
     Что касается живописи, то я неплохо рисую карандашом портреты,
    но вдохновляюсь на это редко. Из художников – Саврасов нравится больше других.
    

Лосиный остров 2012

    
    Кое в чём у нас вкусы совпадают, кое в чём – нет. Но тем и интересны люди, что похожи и непохожи, как и писатели, как и поэты. Из переписки с тобой знаю, что ты не очень любишь шумные литературные мероприятия. Скажи подробней об этом.
    

    Да, я люблю покой, это верно… Не люблю фестивали, тусовки, вечера… и вообще – все компании, даже не шумные. Люблю быть либо один, либо вдвоём.
    Все эти мероприятия отвлекают от творчества. Вносят суету, которую я ненавижу.
    Как там у Шиша Брянского в «Нежном мареве»:
     Хочу сказать вам, братья мои, что я не имею никакого отношения к этому поэтическому вечеру. Я встретил бы поэтическое утро, но его в ближайшее время не предвидится; так что приходится одному гореть слабым лучиком. Но это я, конечно, шучу.
    
    Ну и, ближе к завершению нашей встречи, традиционный вопрос. Как ты пришёл на «Клубочек» и что бы пожелал нам всем накануне Дня поэзии? Но, я хочу услышать и твоё мнение о ЗС, куда мы (я представляю ещё и Совет магистров сайта) не только рекомендуем достойные работы, но и выбраковываем из фонда не совсем, скажем тем же словом, достойные, поскольку планка художественного уровня на сайте постоянно поднимается. А ты в комментариях совершенно к месту недавно посетовал на качество ЗС...
    

    В 2008 году я впервые в жизни купил компьютер. Это было в июне. В интернете нашёл «Стихи. Ру». Там был несколько месяцев. Потом на этом сайте надоело находиться, поссорился с одной поэтессой, стихи которой мне очень нравились. Там же все играют в любовь друг к другу.
    «Любовь» кончилась. Нашёл Яндексом Ваш сайт. И попал… Платту и Сократовой. Они впустили. И вот я здесь.
    По поводу ЗС… Это та же суета и вкусовщина, потому что иначе и быть не может.
    Насколько хорошо стихотворение – может быть проверено только временем.
    Помню по телевизору в «Культурной революции» были приглашены главные редакторы двух крупнейших популярных литературных журналов – «Нового мира» и «Юности».
    Вот ссылка:
    http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20862/video_id/156034
     И Дударев говорил о том, что художественность текста можно объективно оценить, а Василевский возражал ему. Каждый остался при своём мнении.
    Я думаю, что нельзя. У Надсона, Городецкого, Фофанова и многих других - объективно много слабых в художественном отношении текстов, однако, пошёл уже второй век, а их печатают и читают.
    Художественный текст – лишь тень личности поэта в тусклом свете истории, не более.
    Поэтому рациональной оценке не поддаётся. Это моё мнение, которое многим может показаться ахинеей. Со мной можно спорить, но со Временем – главным объективным судиёй по определению – не поспоришь…
     Поэтому все конкурсы, списки бессмысленны. Они лишь тешат самолюбие, сеют суету и раздор.
    А в интернете – где сегодня «есть», а завтра «нет» - подобное бессмысленней вдвойне.
    Вот и всё относительно ЗС.
    
    Спасибо за прямой ответ. Где-то я согласен с тобой, где-то нет. Но ЗС и конкурсы, на мой взгляд, всё же нужны, они стимулируют авторов к творческому соперничеству и порой к настоящему вдохновению, а в целом – к повышению уровня работ, хотя бы техническому.
    Но - твои пожелания «Клубочку» в его юбилейный год.
    

    «Клубочек» очень хорош своим спокойствием, дружелюбен очень. Такого, наверное, и не встретишь нигде более.
    Хочется, чтобы было меньше мишуры в виде корон всяких и т. п. Не отменить, а заменить на менее кукольные атрибуты.
    Магистры пусть станут редакторами, образуют редакционную коллегию, например. Корона (как там, царь или королева) пусть возглавят редакционный совет и т. п.
    Хотелось бы, чтобы статистика по читателям выводилась на страничке пользователя не только по каждому произведению, но и суммарно по всем.
    

    
    Отдельно хочется поблагодарить создателей сайта за ту приятную атмосферу, которой всё-таки удалось, наконец, добиться.
    Тебе, Сергей, спасибо за вопросы. Удачи всем!
    
    Сергей Тимшин – Алексей Борычев, 19 марта 2013 г.
    

    
Юбилейный блиц-опрос - 2

Юбилейный блиц-опрос

«Клубочку» – 10 лет!

Алексей Борычев

Юрий Лукач

Новогодний блиц-опрос 2012/2013

Александр Балтин

Татьяна Лобанова (Анна Плюско)

Татьяна Ротанова (Вирява)

Надежда Буранова

Ефим Хазанов

Филипп Пираев

Новый год-2012

Дмитрий Ильин

Виталий Жаров

индиго (Юлия Крылова)

Марина Хабадаева

Александр Шведов

Новогодний стол - 2011

Ася Павлова

Светлана Макаренко

Сергей Тимшин (Мартовский)

Виктор Калитин

Юрий Ходарченко (марсовой)

Леонид Цветков

АС (Александр Денисов)

Julia_forever

Игорь Царев

Эдуард Учаров

Арома Лайм

Новогоднее интервью 2010г.

Александр Крест

Геннадий Михлин

Екатерина Шталь

Ира Арт

Виталий Молчанов

Александр Кожейкин

Вежливец

Ольга Росс

Воронов Сергей

Уваркина Ольга

Фома Ухмылкин

Михаил Галин и Анатолий Ларионов

Алёна Сократова и Арсений Платт

Авторы Клубочка (новогоднее)

Создатели сайта

Напишите свой комментарий.
Тема:
Текст*:
Логин* Пароль*

* - это поле не оставляйте пустым

20.03.2013 17:55:47    Ведущая раздела Клубочек в лицах Член Совета магистров Галина Булатова Отправить личное сообщение    
Сергей, Алексей, спасибо за новое интервью! Это удача - разговорить автора, выпытав из него интересный материал, где человек раскрывается с другой стороны.
Из приведённых стихотворений понравились "Оттенки". Вот я и хотела спросить Алексея: а что означают эти странные числа: 37, 16..? Наверняка, кто-то уже задавал такой вопрос?
     
 

21.03.2013 09:02:13    Борычев Алексей Леонтьевич Отправить личное сообщение    
Галя, эти числа чаще других соответствовали многим значимым событиям. Разумеется перечислять и подробно рассказывать о них затруднительно. Здесь присутствуют и личные моменты,
которые могут быть понятны только в контексте длительных разговоров, историй.

Пусть читатель сам наполнит их своим смыслом.

С ув. Алексей
       

21.03.2013 09:54:32    Ведущий раздела Клубочек в лицах Сергей Тимшин (Мартовский) Отправить личное сообщение    
Спасибо ,Галя! Ты же знаешь, как мы обогащаемся друг от друга! С праздником тебя, Алексея и всех наших читателей!
       

20.03.2013 18:02:57    Лауреат Ежегодной премии Клубочка Татьяна Лобанова Отправить личное сообщение    
Человек дела - Алексей, что и приятно! От вдумчивых, доброжелательных ответов, и самой как-то спокойнее стало.
Интересно было познакомиться.
Успехов!
     
 

21.03.2013 09:05:34    Борычев Алексей Леонтьевич Отправить личное сообщение    
Татьяна, я человек, идущий на поводу своих увлечений, интересов...
Это не совсем соответствует фразеологизму "человек дела".
Просто старался рассказать логично, без эмоций. Поэтому сложилось такое впечатление
       

20.03.2013 21:36:56    Дмитрий Ильин Отправить личное сообщение    
Приветствую, Алексей!

Интервью - отличная штука при любом обороте: человек виднее многосторонне!
А подборка стихов в нём - собрала всё (по-моему) лучшее из Пру и Клу, где как-то было рассеяно в общей массе текстов. И, думаю, (мы уже говорили об этом и, кажется, не раз), что всё-таки интеллектуальная (философская, эзотерическая, символисткая и проч.) поэзия - нонсенс. Во-первых искусство не терпит прилагательных (ещё Бродский заметил), а, главное - человек существо больно уж многогранное глубокое и разветвлённое... Чего уж ограничиваться одним-двумя аспектами? Сам же отказался сперва от шахматной, потом научной карьер :)))...
Рад был хотя бы виртуальной встрече (а то сейчас текучка прилично заносит - полоса видимо такая). Летом, может, по Лосинке погуляем - "в тусовках правды нет, но правды нет и выше"... :)))
И тебе, Сергей, спасибо за выбор достойного собеседника.
Клубочек поздравляю с очередной удачей!

P.S. По поводу названия интервью не могу удержаться
http://www.clubochek.ru/photo.php?us=dmin1&page=3
::))))))))))))))))
Комментарий изменён: Дмитрий Ильин - 20 марта 2013 г. в 21:41:02
     
 

21.03.2013 09:16:58    Борычев Алексей Леонтьевич Отправить личное сообщение    
Здравствуйте, Дмитрий!

По поводу прилагательных... Они есть и несут смысл, значит,
такая градация имеет место быть, если не всегда,
то в некоторых случаях.

От карьер я не то чтобы отказывался.
Дело в том, что на теоретической науке карьеру сделать
трудно. Тем более в России - почти совершенно невозможно.
Это должно быть обязательно сопряжено с чиновничьей работой,
причём последняя должна главенствовать.
Это вообще трудно сочетаемые вещи.
А шахматы - увлечение, не более.

Про компании... Я люблю спокойно проводить время.
А подавляющее большинство людей любят веселиться.
У них даже лес это - шашлыки, вино...

Благодарю за то, что прочитал
Комментарий изменён: Борычев Алексей Леонтьевич - 21 марта 2013 г. в 09:20:11
       

21.03.2013 09:57:01    Ведущий раздела Клубочек в лицах Сергей Тимшин (Мартовский) Отправить личное сообщение    
Дима ,посмотрел по ссылке. Вот за что я тебя обожаю, так это за юмор и добрую иронию!
       

20.03.2013 23:35:47    Член Совета магистров Эдуард Учаров Отправить личное сообщение    
Прочитал с интересом, спасибо Сергею и Алексею!
     
 

21.03.2013 09:21:17    Борычев Алексей Леонтьевич Отправить личное сообщение    
Спасибо тебе, Эд, что прочитал
       

21.03.2013 09:58:05    Ведущий раздела Клубочек в лицах Сергей Тимшин (Мартовский) Отправить личное сообщение    
Эдуард, а я с интересом читаю твои эссе о поэтах. Доброго!
       

21.03.2013 09:12:21    Лауреат Ежегодной премии Клубочка Татьяна Лобанова Отправить личное сообщение    
Алексей, и я - идущая на поводу... как ни странно (а больше - радостно) и дела при этом делаются. Разнообразные!!!
С Днем поэзии!
     
 

21.03.2013 09:37:52    Борычев Алексей Леонтьевич Отправить личное сообщение    
И Вас, и Всех с этим Днём поздравляю!!! :-)))
       

08.08.2015 08:37:40    Рауза Хузахметова Отправить личное сообщение    
"...целой жизни мало —
Увидеть мир во всей его красе."
Да... В мире столько прекрасного! Хочется любоваться и любоваться.)
     
 

Главная - "Клубочек" в лицах - Алексей Борычев

Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru