Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего
Главная - "Клубочек" в лицах - Ефим Хазанов


«Поэтом меня сделали женщины»


    Интервью-беседа с Ефимом Хазановым

    
Ефим Хазанов. Портретное.
Ефим Хазанов. Портретное.

    
    Ефим, меня приятно поразило, что мы с тобой оба – мартовские! Но ты старше ровно на 10 лет (и 3 дня, если уж точно совсем). Для меня 10-летняя разница в возрасте – это очень весомо, это, если дистанция не в поколение, то - в полпоколения…
    1949 год… Наша страна ещё не поднялась полностью из руин, в которые Вторая мировая война обратила её города и веси, война жесточайшая в истории планеты, и - война Великая Отечественная для нас.
    И вот в те труднейшее послевоенные годы в стране вновь поднимаются, восстанавливаются дома, школы, больницы, клубы, корпуса заводов и производственных предприятий, и вместе с ними рождаются и растут дети, дети уже нового, мирного времени, то есть первое послевоенное поколение.
    Чем была война и то время после неё для твоих родителей, кем были они, как растили детей, как рос ты и как помнишь 50-е годы?
    

    50-е смутно, но помню уже, будучи двух лет от роду. Мать, когда жива была, всё удивлялась: «Ты и это помнишь?! Как? Откуда?» Точно и ярко помню одно: холодно и скудно. Во всяком случае, так жили мы. О войне мама говорить не любила, слОва не вытащишь. Обмолвилась как-то, что всё это время они бежали. Сначала из Белоруссии, где жили в маленьком местечковом городишке Черикове Могилёвской области (где, кстати, родился и я), а по мере приближения немцев всё дальше, дальше на Восток. Так что рассказов матери о её военной жизни не жди. Зато послевоенную жизнь помню и могу поделиться своими детскими впечатлениями о ней. Один маленький эпизод, думаю, скажет тебе многое (если не всё). Представь: мне два годика, а мать кормит меня отнюдь не молоком – она разжёвывает сало с чёрным хлебом и эту смесь в меня вталкивает. А я давлюсь. А она шлёпает: «Ешь!».
    Уже переехав в Россию, в небольшой городишко Новозыбков Брянской области, помню длиннющие очереди за продуктами. Мука, сахар, крупы – всё было в дефиците. Давали строго по лимиту и - на душу семьи только определённое количество. Я был единственным ребёнком, и мать растила меня без отца. Посему ни свет, ни заря, в лютый мороз поднимала она меня, кутала во всевозможные поддёвки, пальтишко и женские платки (так, что не разобрать было, кто там – девочка или мальчик) и вела к магазину. А я упирался и плакал. Очень хотелось спать, и было жутко холодно. Как было объяснить мне, мальчугану, что ещё один рот в семье давал маме право на лишние килограммы продуктов.
    Конец 50-х. Стало жить чуть получше. В доме время от времени стала появляться мука и всевозможная выпечка, изредка стол радовала колбаса, и мама меня всё учила: «Сынок, ты хлеба кусай большой кусок, а колбаски маленький». Это чтобы я наелся с наименьшим количеством колбасы, чтобы можно было съесть катышочек ещё раз. Через всю свою жизнь я пронёс эту мамину науку. И даже в нынешнем, казалось бы, изобилии я так и ем мясное: «колбаски маленький кусочек, а хлеба большой».
    Школа. Сначала была начальная (до 5-ого класса), её я закончил с «Благодарностью». Был такой наградной документ в советское время. Он выдавался тем, кто до «Почётной грамоты» не дотягивал. Ну а уж в начале шестидесятых, когда перешёл в нормальную общеобразовательную школу, началось у меня самое интересное.
    
Новозыбков, милая сердцу Брянщина. Именно здесь я впервые взял в руки перо.
Новозыбков, милая сердцу Брянщина. Именно здесь я впервые взял в руки перо.

    
    Да, Ефим, как я и чувствовал, разница у нас - не в возрасте, но в том отрезке времени, в котором мир переживал свои минуты роковые(Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые… Тютчев) – колоссальная. И здесь ещё стихи приведу – уже Александра Межирова. Позволь полностью прочесть:
    

    Возраст
    
    Наша разница в возрасте невелика -
    Полдесятка не будет годов.
    Но во мне ты недаром узрел старика, -
    Я с тобой согласиться готов.
    
    И жестокость наивной твоей правоты
    Я тебе не поставлю в вину, -
    Потому что действительно старше, чем ты,
    На Отечественную войну.
    
    Какие строки! Правда? Так просто и так ясно сказано о том, что разделяет и в тоже время объединяет судьбы людей того времени. Я вот в детстве, играя с пацанами в «войнушку», смотря кинофильмы о войне, ах, как же жалел, что родился поздно и не смог повоевать с проклятыми фашистами! И не один я, конечно. В начале 70-х, в Крыму, где рос, и где в войну проходили жесточайшие бои, мы собирали артиллеристский порох на ЖД-станции (продолговатый такой в виде рубленных кусочков проволоки; порох тот после давнего крушения-разбомбления эшелона с артиллерией остался) и делали из него взрывпакеты. И патронов всяких мальчишество наше имело, оставшихся с войны, и даже, помню, ржавый, нерабочий пистолет был у кого-то из нас…
    Но ваше поколение находило, вероятно, намного больше подобного опасного мусора войны…
    Расскажи об этом, а потом давай на время нарушим хронологический рассказ о твоей дальнейшей жизни. Мне, как и читателям нашим, будет интересно узнать, есть ли в твоем творческом багаже произведения о войне и если есть, покажи нам, пожалуйста, что-то из них.
    

    Неужели же и в 70-х порох находили? А у нас на Брянщине (кстати, тоже у Ж.Д. вокзала) была своя «пороховая дорога». Это мы, пацаны её так промеж себя звали. Бывало, наделаем кулёчков - и айда порох собирать. За пару часов ползания на четвереньках по кульку, а то и по два набирали. Мастерили самопалы (или их ещё пугачами называют), засыпали в дуло, наталкивали туда кусочки рубленного свинца и палили по консервным банкам. А по лесам много находили землянок да окопов. Видимо от партизан остались. Находили и бомбы, и гранаты, и ржавое оружие. Однажды пришли в школу в классе седьмом в первый же день после каникул, а наш одноклассник без двух пальцев – только шрамы розовеют на их месте. Он так с гранатой побаловался…
    А о войне я начал писать очень поздно, до 1997-го года всё больше «личностные» стишата крапал, всё с любовями своими разбирался да сам себя в поэзии искал. Если интересно, вот одно из них:
    
    
    * * *
    Через огненную круговерть
    Убегал от войны медведь,
    Пробирался сквозь бор косолапо,
    Он бежал и бежал на Восток.
    То и дело садясь на пенёк,
    Кровяную обсасывал лапу.
    
    Он, оглохший в огне и в дыму,
    Не слыхал, как сквозь ветки к нему
    Подлетела певучая мина…
    Вот и «Утро в сосновом бору»:
    Шерсть да кровь на стволах поутру,
    Только… это другая картина.
    
    ….Вот как ещё гибли ни в чём не повинные братья наши меньшие… Такую картину и представить больно, Ефим. Мать моя, как и я, всегда жалеем гибнущих животных в фильмах о войне – лошадей, коров. Людей – врагов по сюжету – не жалко, а за животных сердце болит...
    Давай возвратимся к мирному времени, к твоим жизненным «университетам». Ты остановился на рассказе об общеобразовательной школе. Что было в ней, запомнившегося тебе? Что было после окончания её? Я где-то подсмотрел в твоих ответах на комментарии к стихам, что ты учился в театральном училище…
    

    Театральное училище – это уже 66-ой. Мне семнадцать. А до этого – школа, мои первые шаги по сцене… Шарахало меня то туда, то сюда. Сам не знал, чего хотел. То я видел себя вторым Муслимом Магомаевым и усиленно занимался вокалом в Гор. ДК. И даже звучал на Брянском областном радио. Приз победителя пришёл мне уже в Иркутск, именно в театральное училище. Был он в виде грамоты и двухтомника «Хвала и слава». Двухтомник уже где-то посеял, а вот пожелтевшая грамота хранится до сих пор – память. Помню, в классе девятом впервые взял в руки томик Есенина – просто так взял, от нечего делать. Прочёл пару стихов и… задохнулся от красоты. Жадно проглотил Его всего, всё, что им было написано. Ах, как завидовал! Втайне решил: умру, но писать нечто подобное выучусь. Отсюда и берут старт мои первые поэтические потуги…
    Потом записался в Заводской ДК в театральную студию. Сыграл главные роли в нескольких спектаклях, решил: буду актёром. Недоучившись в школе, после 9-ого класса уехал за пять тысяч км. от дома – в Иркутское театральное училище. Поступил довольно-таки лихо, а дальше началась и интересная, и голодная моя студенческая жизнь…
    
На родине. Улица Кубановская. У родной калитки. За нею был когда-то мой дом.
На родине. Улица Кубановская. У родной калитки. За нею был когда-то мой дом.

    
    Расскажи подробней о ней. В студенчестве, особенно вдали от родного дома, начинается первое настоящее познание окружающего мира и определение себя в нём. Я вот после 8-го класса оторвался от матери, у которой тоже рос один, то есть без отца, и укатил на чужбину в училище. Только у меня было горное ПТУ… Я так же, как ты, влюбился в Есенина в уголке студенческой библиотеки, а потом стал в училище первым хулиганом и… первым поэтом, и грамоты тоже были… Но в моём ПТУ несколько другая среда окружала - не столь творческая, как, вероятно, в театральном училище. Мы были «бурсаки», а это в основном «трудновоспитуемые» подростки, как нас называли тогда…
    И на 90% – пацаны. Лишь две «девчачьи» группы имело училище – маляров-штукатуров… А как у вас?
    

    У нас, Сережа, девчонок было хоть отбавляй. Достаточно сказать, что при поступлении их насчитывалось около 200 на место, а парней едва ли не в четыре раза меньше (если не подводит память). Но курс у нас подобрался примерно фифти-фифти...
    Сергей, я, как и ты, уже с восьмого класса мечтал о самостоятельности. Манили гудками поезда (жил недалеко от ЖД), звали дороги. Хотелось романтики. И даже мои первые голодные вечера во время учёбы не могли омрачить мысли: «Я САМ ПО СЕБЕ».
    Однако проучился я в Иркутске всего-то полтора года. Никак не хотел сидеть на одном месте, всё время болел какими-то идеями «фикс». И потянуло парня в режиссуру. Несмотря на уговоры друзей и директора театрального училища, забрал документы и сиганул в Свердловск. Думал: «Уж там-то я…» Откуда было знать мне, что там 11-летка обязательна, а у меня 9 кл. и полтора училищных. Одним словом, возвращаться обратно было стыдно. И домой стыдно. И вспомнил я про папочку в Куйбышеве. Вот и рванул туда на последние гроши. Как оказалось, ему я был в тягость и, промыкавшись по «папиным квартирам» с его разномастными любовницами, сам явился в военкомат и к немалому удивлению военкома заявил на слезе: «Возьмите меня в армию!».
    Дальше уже был Ансамбль Песни и Пляски.
    
Новозыбков. 308 лет городу.
Новозыбков. 308 лет городу.

    
    ЗдОрово! Ансамбль песни и пляски - здорово! А в Иркутске я тоже учился – техникум там закончил, но уже в относительно зрелом возрасте. Так что в одних местах мы бывали с тобой, каждый в своё время. Ведь и по Свердловску я гулял неоднократно - и при том его названии, что от Советской власти, и при нынешнем, что от российской истории, то есть Екатеринбург… И в Белоруссии был, в Минске, под Минском, на Нёмане... Но интересно, куда же всё-таки определил тебя призыв в СА? И, конечно, конкретней об Ансамбле песни и пляски расскажи!
    

    В ансамбль, Сергей, меня брали солистом, а пришлось, кроме этого, ещё и конферировать, и сценарии писать, и режиссурой заниматься. Вот где я прошёл настоящую творческую школу. И именно там я написал основное количество стихов (я не имею в виду 1997 год, с которого я и начал заниматься поэзией всерьёз). В общем, в Ансамбле я всего вдоволь нахлебался: и славы, и унижения. Слава – это зрительские аплодисменты, унижение – притеснение и зуботычины со стороны «дедов». Здесь, как нигде, пожалуй, цвела дедовщина. Но я на это обращал мало внимания. Главное, что у меня было – это сцена и осознание собственной значимости. Каждую осень и весну наш Ансамбль гастролировал. В основном, это было Поволжье, ведь и мы состояли при Куйбышевском головном полку дивизии. А гастроли хороши по первоначалью. Потом они выматывают, и ты уже ждёшь не дождёшься возвращения в родную часть, в милую сердцу ансамблёвскую казарму. Вот так и пролетели мои два года службы. Оставляли на сверхсрочную – не соглашался, даже вызывали по этому вопросу к начальнику политотдела дивизии, но я и там стоял на своём: «Я сугубо штатский человек, товарищ полковник» - так (или примерно так) отвечал я на уговоры. Словом демобилизовался, вышел за ворота части, сдвинул фурагу на затылок: «А куда ж теперь?»… Однако, кто ищет – тот всегда найдёт. И попал я, Серёга, во Дворец Культуры к нефтяникам…
    
    К нефтяникам… Вот же как всё пересекается у нас... А я к городскому Дому Культуры нефтяников был привязан многие годы на Севере, литобъединение города и района вёл на их площадях и под их покровительством в трудные времена, в концертах принимал участие - и как поэт, и как автор-исполнитель песен… Но прежде покажи нам хоть одно стихотворение, написанное в армии, и затем ждём рассказа о твоей деятельности во Дворце культуры…
    

    В рубрике «Раннее» я как-то уже выставлялся на сайте со стихами того армейского периода («Я возьму тебя на руки сонную…»). Повторяться не хочется, так что. Предложу тебе нечто иное из того цикла…
    
    * * *
    Поезд всё дальше - в ночь,
    Сердце всё больше – в грусть.
    Мне бы тревогу – прочь,
    Но говорю я:
    - Пусть!
    
    Бледные пятна лиц,
    Хмурые взгляды вскользь.
    Мы ведь с тобой вдали,
    Мы ведь друг с другом врозь.
    
    …Пальцы прижав к вискам,
    Слушаю ритм колёс.
    Мне до тебя – века,
    Как до далёких звёзд.
    
    Как неказист и пуст
    Этот маршрут тоски!
    …Сердце зажав в тиски,
    Я повторяю:
    - Пусть!
    
    Глухо стучит вагон,
    Я сам с собой борюсь
    И сквозь тревожный сон
    - Пусть, - повторяю, -
    Пусть!
    
     1970 г.
    
    Это – что выше - «гастрольное», крик из поезда.
    А это – ниже - о гастрольном блуде:
    
    * * *
    Ты умело пытаешь нервы,
    Ты забыться со мной не прочь.
    Ты прости, что я был не первым
    В эту первую нашу ночь.
    
    Ты прости - я растратил лужи,
    Размонетил их, как рубли,
    Этот блеск мне теперь не нужен,
    Ты меня без него люби.
    
    Ты мне пой в огневом экстазе,
    Под распутицу брось стихи...
    Кто же в юности девку сглазил
    И в какие завлёк грехи?
    
    Ах, голубка, часы решёны,
    Но зачем ты мне их дарИшь?
    Мне твоя столюбовь - решётка,
    Ею ты меня решетишь.
    
    ...Коротки у дивана тени.
    Всё я выпил - и ночь к концу.
    Ой, как ласка горит на теле!
    Как ладонь скользит по лицу!
    
    Я и груб, и безмерно жаден,
    Я то жгуч, то ленив и вял...
    А меня поцелуи жалят
    И, как пули, разят наповал;
    
    И лечу я то ввысь, то в бездну,
    Для тебя я и царь, и Бог...
    Ты не верь мне. Я просто бездарь,
    Если жить без тебя не смог.
    
     1970 г.
    
    Да, Сергей, бывало и такое…
    ….Во Дворец меня принимали руководителем Агиттеатра. Помнишь, тогда ещё агитбригады были в расцвете? А это нечто среднее между обычным концертом и эстрадным представлением. Я делал, в основном, спектакли на местном материале. Вроде бы получалось неплохо, завоёвывал призы, награды… Знаешь, о работе мне что-то писать особо не очень хочется. Работа – она и есть работа, какою бы ни была…
    А вот вторая часть твоего вопроса – это уже для меня теплее. Начну с того, что человек я по характеру ужасно влюбчивый, восторженный какой-то. Порою до наива. Согласись, не всегда внешность совпадает с внутренним содержанием. А я влюблялся чисто по внешнему, и даже если впоследствии и замечал в своей пассии нечто совершенно полярное, тотчас срабатывал инстинкт оправдания. Даже самые неблаговидные поступки своей любимой я оправдывал. Любил бурно и безголово. Ради одного часа с НЕЮ мог рвануть чуть ли не в Хабаровск. Когда на творческих вечерах или на презентациях книг меня иногда спрашивают: «Как вы стали поэтом?», я всегда отвечаю: «Поэтом меня сделали женщины». И при этот нисколько не кокетничаю. Я безоглядно влюблялся, и, вдохновлённый, забрасывал свою подругу стихами. Остывал – и уже забрасывал ими себя. Отчаянными, горькими… Но вот приходила новая любовь, я снова, как в омут, бросался в Поэзию, и мне казалось, что я в ней уже стал на ступеньку выше. Очевидно, так оно и было.
    И женился-то я тоже безголово. После месяца знакомства потащил девушку в ЗАГС, абсолютно не реагируя на многочисленные: «Ты с ума сошёл! Да знаешь ли, кто она такая? Да она до тебя и с тем-то, и с тем-то…» Я отмахивался: «Но это «до меня», а со мною всё будет иначе».
    Иначе не было. Прожив четыре года, разошлись.
    А вообще-то, Серёж, «мои Любови» - это целая отдельная книга. Не хочу утомлять. Скажу лишь, что в настоящий момент женат третьим браком и после двенадцати лет совместной жизни, наконец, понял: это ОНА.
    
    Эх, Ефим, ну до чего же бывают похожи поэты! Нет, не голосом – боже упаси! - а именно душой, влюбчивостью души, одержимостью в любви, честностью в любви и, конечно, разочарованием, и снова – озарением ею, вдохновением в ней… Слушаю тебя и будто о себе рассказ листаю… Я так же мотался – и под Хабаровск, и дальше за Хабаровск – на край света буквально, в Колымский край... И меня Любовь (любовь, прежде всего к женщине) сделала поэтом - как хорошо ты сказал об этом! И у меня было три жены и два официальных брака, и, коль я помоложе – надеюсь, и третий официальный союз впереди, и будет он, как у тебя, последним… Но чтобы ни говорили моралисты, я знаю, Ефим, что всё в жизни было не напрасно, что все наши любимые женщины обогащали и облагораживали нас собой, очищали нас от многих пороков, и иногда своими слезами… И всё это не кануло в песок времени: всё это ушло в стихи…
    Ефим, одно из своих любимых стихотворений о любви процитируй, и вновь перейдём непосредственно на твою библиографию. Где и когда ты увидел первую публикацию своих стихов или иных произведений? Как начинал входить в литературу – в кружки, в литобъединения, в писательские организации? Когда увидел первую свою книгу, и чем стало для тебя её рождение?
    

    Сначала стих… Причём, лучше в тему:
    
    * * *
    Не замести, не замести
    Тропинок талых скудной вьюге.
    Прости!
    Прости меня!
    Прости,
    Что мы не знали друг о друге,
    Когда в стремительном пути
    Мы были на сто вёрст моложе,
    И я не смог тебя найти
    Ни в час дождя,
    Ни в день погожий.
    Из дома выйдя в полутьме,
    Я дверью-скрипкою пиликнул,
    Тебя в вечерней кутерьме
    Я не узнал и не окликнул;
    О плащ твой тёрся рукавом,
    Трясясь в полуденном трамвае,
    Ни беглым взглядом, ни кивком
    В тебе Тебя не признавая;
    Под неуютную свечу
    Душой о душу я елозил,
    По незнакомому плечу
    Рукой скользил, как по занозе
    И знал, непрочные мосты
    Из жарких тел сооружая,
    Что это всё не Ты, не Ты,
    Что в эту ночь со мной ч у ж а я…
    
    …Так в полудрёме, в полусне
    Леплю я память из мгновений,
    А вьюга кружит, кружит снег,
    Но он на старте, день весенний.
    И вьюге зиму не спасти,
    Ей ни к чему её услуги…
    А я шепчу тебе: прости,
    Что мы не знали друг о друге.
    
    А вообще-то, всё началось вовсе и не со стихов. Первый мой серьёзный прорыв состоялся в сценарной области. Как-то году этак в 1990-ом в одной газетёнке (едва ли не туалетного чтива) прочёл, что некий Московский Культурно-коммерческий центр «Блиц» объявляет Всесоюзный конкурс на лучший сценарий. Первая премия 3000 р. (помнишь те номиналы?), вторая – 1500, третья – пятьсот.
    Дай, думаю, пошлю. Послал на всякий случай три своих сценария: два новогодних и один к Проводам зимы. Особо на печать и вознаграждение не рассчитывал и вдруг… Получаю довольно-таки пухлый конверт, а в нём три договора – каждый на пятьсот рэ. Для меня в ту пору это были просто дурные деньги. Сам посуди: однокомнатка стоила 3500, а тут ПОЛТОРЫ ТЫСЯЧИ!!! Знаешь, и даже дело не в деньгах. «Ура! Меня напечатают!» - вот первое, что садануло в сердце. Вот так я впервые и издался. И не где-нибудь – в Москве. В Москве же (правда, уже в другом издательстве) в небольшом альманахе «Хлопушка» меня снова напечатали. И тоже сценарий. А самая первая моя книга стихов и песен вышла в 1997 году. И если бы не одна звёздная ночь, когда я вызвался проводить до дому знакомую мне пожилую учительницу, страстную любительницу Поэзии, вряд ли бы я когда-нибудь хоть кому-то стал известен. Она дорогою читала мне стихи. Я набрался наглости и сказал, заикаясь: А можно я вам свои почитаю?» Она была просто ошеломлена. Зная меня как режиссёра, не предполагала, что я могу что-то творить ещё.
    - Что ж, прочти – сказала.
    И я робко прочёл ей своё раннее, из 70-х. А другого у меня в ту пору, кстати, и не было. Она остановилась и, с подозрением глядя на меня, несколько изумлённо спросила:
    - Это… ты написал?
    - Я – отвечаю ей.
    - А ну-ка, прочти ещё что-нибудь…
    И пока мы шли к её дому, я читал, читал, читал…
    Прощаясь, она сказала мне так: - Тебя обязательно нужно печатать. Твои стихи достойны быть услышанными.
    Уж не знаю как, не знаю где она доставала деньги на издание моей книги, но именно благодаря ей зимою 97-ого я получил пахнущую краской новенькую в твёрдом переплёте свою первую книгу. В неё вошли все ранние стихи, а также мои авторские песни. Да и название я дал сборнику по одной из песен. «И давайте, давайте любить…» - так назвал я свою книгу. Радости моей не было предела. Я клал сборник под подушку, спал с ним, чтобы утром снова вытащить, пошелушить странички, вдохнуть типографский запах…
    Однако и тогда я ещё не верил, что в Поэзии чего-то стою. Но вот друг притащил меня в одно маленькое любительское литобъединение. Там, кроме поэтов-любителей, были и довольно маститые поэты, члены Союза писателей. Робея и заливаясь краской, я прочёл им несколько своих стихов из книги и… ушам своим не поверил, когда похвалили.
    А события тем временем стали развиваться с невероятной быстротой. В 1998 году в Самару приехала Римма Казакова. Была «Творческая встреча», куда был допущен и я. После интересного разговора с Риммой Фёдоровной, все стали дарить ей свои книги, набрался наглости и я – подарил своего первенца. На другой день она уезжала и уже у вагона провожающей её моей знакомой сказала: - Передайте Ефиму, что стихи его мне понравились, но ещё передайте главное: пусть он в них не зацикливается на своих чувствах. Поэзия это не только «Я» со своими личными переживаниями. Поэзия – гораздо шире».
    Навсегда запомнил я эти её слова и в 2001-ом году выходит уже вторая моя книга «Мой старый дом» - полная противоположность первой. Здесь уже нет моих «любовных слюнок», здесь стихи более зрелые, более философские (хотя некоторым больше нравятся мои ранние работы).
    Дальше – больше. Была у меня встреча и с моим кумиром Евгением Евтушенко. И я до сих пор бережно храню наши с ним совместные фотографии. Но о встрече с ним (если интересно) я мог бы рассказать в отдельном интервью. А фото мог бы отсканировать и выслать…
    2004-ой год и моя третья книга. И это не Поэзия - это юмористический сборник «Час пик». В нём – сценки, эстрадные монологи, юморески, фельетоны, просто сатирические рассказы и кое-какие сценарии.
    2007-ой. Выходит моя четвёртая книга «Станция «Дальняя». Здесь – поэзия, а между разделами – поэтическая проза, предваряющая каждый раздел.
    
С Евгением Евтушенко.
С Евгением Евтушенко. 1999 год. пос. Ширяево под Самарой, дом-музей им. И.Е. Репина.

    
    Сколько всего было в твоей «дописательской», а затем писательской судьбе! Если бы мы с тобой сошлись наяву, то засели бы за разговоры за чаем (крепче напитков уже давно не употребляю, смею предположить, как и ты) не на один вечер. Я тоже помню немало встреч с известными отечественными (и даже зарубежными!) литераторами – с поэтами, прозаиками, критиками, руководителями писательских организаций, с руководителями СП России. Поговорить об этом было бы замечательно, но, разумеется, в отдельной беседе или интервью. Будем надеяться, что ещё найдём с тобой время и возможности для этого. Но сегодня хочется узнать всё-таки больше о тебе, о том, например, кем и как ты помимо нечастых гонораров, зарабатывал на жизнь, вышел ли на трудовую пенсию, как и на что живёшь сейчас? Быт и социальное положение очень влияют на творчество человека. И есть ли у тебя дети и внуки?
    А потом вернёмся к твоим книгам и, конкретно, к находящемуся на конвейере издательства двухтомнику, который ты уже пообещал подарить мне - ещё до этого нашего разговора…
    

    Серёж, а знаешь, у меня ведь в жизни была полоса (1977 – 1985), когда я, как говорится, не просыхал. И не то, чтобы я любил это дело пагубное-окаянное, а просто от тоски, от того, что «не состоялся» (так мне думалось). А ещё просто потому, что окружение у меня было уж чересчур пьющее. Хотя сам организм у меня, видимо, так устроен, что он всё, что припахивает спиртным, тут же начинает отталкивать. Упрётся ручонками в рёбра, настукивает в черепушку: «Не пей! Не мучай меня…» А я мучил – до рвоты, до свинства мучил. Посадил и печёнку и поджелудочную… Слава богу, взял себя в руки. Получил квартиру и друзей всех резко отшил. А чаёк я – с превеликим моим удовольствием. На дню по семь-восемь чашек выпиваю…
    Ну да хватит об этом. О чём бишь? Чем и как зарабатывал? А пахал, как папа Карло всё в той же Культуре по Дворцам да Домам Культуры. У меня было три трудовых книжки (ТРИ!!!) Прямо-таки трёхтомник. Хватал по пять-шесть работ. Фурцева культработникам платила ничтожно мало – 66 рублей с копейками (это помню точно). А если полторы ставки – 99. Выше не моги, закон не позволяет. Вот и приходилось гарцевать. За день по трём таким работам намыкаешься – свет не мил, а назавтра ещё две-три таких же. Да всякие левые подработки подворачивались – то сценаришко накрапаю да сам его и срежиссирую (да ещё и проведу Тамадою), то с концертиком куда выеду – проконферирую или спою чего-нибудь… В общем, крутился, как и многие мои коллеги. Преподавал в Академии Культуры и Искусства, работал в Областной филармонии артистом разговорного жанра. Много чего в жизни испробовал, а теперь вот прибило меня к «тихой заводи» - жена, дом, работа. А работаю я теперь, Серёжа, в школе с детишками. Здесь у меня детско-юношеский театр-студия «Дебют». А ещё преподаю в двух платных театральных классах – мастерство актёра, сценречь, сцендвижение. Деток обожаю, да и они меня тоже. Как в фильме: «Что ещё нужно человеку, чтобы спокойно встретить старость!»
    Вот и встретил я её, Серёга. В 2009-м ушёл на пенсию, а школу так и не бросил – жалко.
    Однако всё больше и больше тянет меня к домашнему покою – к моим тапочкам, к телеку, к компу… Опять же внуки. Их у меня два – Никитка (4 года) и Дениска (2 годика).
    Появилось побольше времени для серьёзного занятия Поэзией. Да и спонсор мой вдруг однажды мне заявил:
    - Пора тебя издавать всего, Ефим.
    - Как это «всего»? – не понял я.
    - А всё, что тобой за все годы твоего творчества было написано…
    Я прямо-таки чуть со стула не упал. Слово за слово – договорились: в 2012-м издаём всю мою Поэзию (это два тома), в 2013-м – всякие мои поздравлялки (ещё том),
    И в этом же году сборник моих песен с нотами. В 2014-м юмористический сборник… Итого 5-томник. Да под одну обложку, да твёрдый переплёт… Словом, сказка!
    Вот и всё о моём «личном» (если кратенько)…
    
    Кратенько-то кратенько, но скОлько за этим стоит! И какАя всё-таки судьба! Вроде, как у любого «средне-статистического» россиянина, да не совсем так: здесь прослеживается непростой и достойный путь творческого человека, одарённого человека, сделавшего свою жизнь своими руками. Ведь не спился, как миллионы наших мужиков, не погряз в нытье и нищете, благодаря своей воле, трудолюбию, ответственности за жизнь – свою и дорогих тебе людей. Вообще, творческий человек никогда не живёт для себя, как бы он ни замыкался в себе, в своих трудах, в своём вдохновении... Знаешь, Ефим, так хорошо, светло с тобой общаться, и такие добрые, мудрые и в тоже время простые у тебя стихи. Настоящие стихи! Это доказывают многочисленные отзывы на них не только на нашем сайте, не только читателей и молодых стихотворцев, у которых все «университеты» в нашем деле ещё впереди, но и комментарии профессиональных писателей, мнения которых, как правило, объективны.
    И твоя работа с детьми, твой детско-юношеский театр-студия, говорят о многом. И удивительно же – всё подтягиваю свою судьбу под тебя: и я очень долго боролся с этим проклятым болотным Змием-Алкоголичем, пока не понял, что не обороть его. Но если игнорировать, не замечать его присутствие и одновременно люто ненавидеть – можно взять верх над ним; и у меня пара трудовых книжек и уйма записей в них – от грузчика до преподавателя в детско-юношеском центре. Да-да, Ефим, и у меня были - и литературный кружок, и детско-юношеское лито, и газета детско-юношеская – литературная, заметь! - районного масштаба…
    И подарок судьбы тебе в лице спонсора по изданию твоих книг правомерен. И внуки твои, а затем и их внуки, будут читать эти книги и гордится своим замечательным дедом! А я горжусь и радуюсь уже сейчас, что обрёл доброго старшего друга-собрата, у которого есть чему поучиться и которого есть за что благодарить. И имя ему – Ефим Хазанов.
    Но, прежде чем мы перейдём к заключению нашей встречи-беседы, - хоть одно стихотворение о детях, Ефим.
    А потом скажи, что ты думаешь о сетевой литературе, о поэтических сайтах и – традиционно - о нашем «Клубочке»…
    

    Спасибо на добром слове, Серёжа! Я тоже рад необычайно, что обрёл в твоём лице искреннего друга. Поверь, друзей у меня не так уж много – по пальцам одной руки могу пересчитать. Зато приятелей и товарищей – хоть отбавляй. Я вообще по природе своей человек коммуникабельный, легко схожусь с людьми. Возможно, потому, что, идя на Человека, заранее считаю, что он х о р о ш и й. И как же больно бывает потом разочаровываться. А я всё не унимаюсь: «Да хороший он, хороший! Просто это его обстоятельства вынудили…». И вот так всю жизнь: себя обвиняю, других оправдываю.
    Ну да бог с ним.
     …Серёж, а давай тебе две свои песни покажу: «Доченьки» и «Ты родился, мой сынок».* (ссылки даны в конце материала С.Т.) А также прикреплю и стих, он тоже посвящён дочурке (младшенькой).
    
    Дочке Леночке
    
    Кто рассеет скуку,
    Прочь прогонит ночь?
    Рюка-маривука,
    Моя кроха-дочь.
    В полусонном мире
    Вьюга завилась,
    В крохотной квартире
    Сказка родилась.
    Засветились глазки,
    Округлён роток –
    Мне вещает сказки
    Дочкин шепоток.
    Ходит-бродит Рюка,
    Скуку гонит прочь,
    Чудо-маривука,
    Лепетушка-дочь.
    Серебрист и светел
    Лунный полукруг…
    Сколько же на свете
    Этих маривук!
    
    Сказка-заковыка…
    Но перед тобой
    Андерсен великий
    Шляпу снял долой.
     1981 г.
    
    …О сетевой литературе. Скажу для начала, что в сети я совсем недавно – с 2009 года. Когда подключился - жадно напал на всевозможные поэтические сайты: «Общелит.ру», «Стихи.ру», «Стихослов»… Это то, с чего я начинал. Думал: «Ух! Щас выскажусь! Щас все меня кинутся читать. Набросятся!» Набросились. И ещё как набросились! Вот только с оплеухами да зуботычинами. Ага, ты считаешь, что лучше всех?! Так на ж тебе, получи! Это я про «Общелит. Ру». Более грязного сайта в интернете я ещё не видел. У меня сложилось впечатление, что там только и живут драчками да подлыми междусобойчиками. И администрация это поощряет. Знаешь, кто-то из великих однажды высказал очень верную мысль: «Талант уже сам по себе раздражает». А я-то! Я-то в своих отзывах! И «миленькие» и «родные»… И посчитали меня каким-то лживым, подлизой, что ли… Хотя, согласись, ну к чему мне льстить кому-то и подлизываться. Я ведь в Поэзии не слабак, и мне ни к чему вымаливать: «Ну, почитайте меня!». Я в том счастливом возрасте (не биологическом – творческом), когда могу объективно смотреть на свои работы и сам для себя (по-тихушному, конечно) знаю, чего я в Поэзии стою. Я вообще резко отрицательно отношусь к чёрной критике. Есть, есть на сайтах этакие «правдорубы». Помнишь, как в фильме: «Резать к чёртовой матери!». Так ведь и резать-то надо весьма осторожно. Я, например, в детстве был страшно закомплексован – стеснялся всего и вся. С ужасом думаю: «А что если бы в моё время уже были компьютеры?! А что если бы я, совсем ещё юный и по возрасту, и по поэтическому опыту вышел на таких вот «критиков». Да я знаю точно: бросил писать бы немедленно. Кстати, на «Клубочке» выставил я как-то только-только свежеиспёченный стих, как говориться «с пылу, с жару». «Саксофонист» называется. Хорошие были отзывы, добрые. Но, увы, кроме восклицательных знаков, ничего более. И вдруг читаю отзыв одного из авторов-пользователей… Поверь, он для меня дорогого стоил. Все восклицательные знаки мира ничто по сравнению с его дружеским и весьма полезным для меня советом. Он посоветовал мне заменить одну из строк. И не просто посоветовал, а предложил уже готовую. И я взял её, не возгордился, типа «вот, чужое – не возьму!». Тем более что в то время уже верстался первый том. Некогда было самому додумывать. Не представляешь, Сергей, как же я был ему благодарен – расцеловал бы за такую нужную, такую талантливую строку. Вот каким я вижу общение поэтов на сайтах – и начинающих, и профессионалов.
    А зависть, Серёжа? Эта гадкая, липкая, чёрная гадина зависть? Ой-ой-ой, сколько я таких «бумагомарак» с этой гадиной перевидал на сайтах! А почему не по-доброму, конструктивно, с пользой для начинающего? Да пусть даже он никогда и не станет поэтом, но ведь тянется же человек к прекрасному, ведь трудился же ночкой звёздной над своим, пусть корявеньким, но стихом! Мечтал человек: «Сейчас потрясу сайт!» А ему по соплям, по соплям! Да так некрасиво, едко по соплям. Потирая ручки от удовольствия (ура, нагадил!)… Не приемлю я это, Серёга! Всей своею душою против. Я лучше войду к нему, начинающему, на стих и, если уж совсем стих никуда не годится, уйду с его страницы молча, на цыпочках. Но если там можно хоть что-либо поправить, - обязательно подскажу.
    Знаешь, никогда не писал эпиграмм и пародий. Считал это низкопробщиной, но когда мне пришлось отбиваться от целой своры «критиков-правдорубов», очернивших, изгадивших мой стих - дитя моё рождённое в муках, пришлось-таки с гневом ухватиться за перо, чтобы дать им достойный отпор. Так что, я им, этим чёрным критикам, даже благодарен. Благодарен за то, что научили, заставили овладеть новой, доселе непаханой мною, поэтической нивой.
    А на «Клубочке», скажу откровенно, мне нравится. В целом поэтическая дружина здесь подобралась сильная, хоть и разномастная. Но это и хорошо, что разномастная – у каждого свой почерк, а, значит, есть чего почерпнуть, у кого поучиться…
    Видимо, чересчур размазюкал я свой ответ на твой вопрос, Серёжа. Но, прости, не сказать этого я не мог. Об этом я уже не шепчу, как раньше, - кричу на всех сайтах. «Давайте будем добрее, терпимее друг к другу!» - вот что кричу я.
    
    Спасибо, Ефим, - это я о твоих словах по поводу дружбы, мы как бы признались в ней друг другу на глазах наших читателей…
    Очень своевременен твой взгляд на положение дел и работу литературных сайтов. Я согласен с тобой по всем, выстраданным тобой определениям. Лишь добавил бы, что сайт сайту разница именно в творческом потенциале. Есть сайты «типа молодёжных», молодёжным же сленгом говоря. «Автор», например. Там преобладает публика молодая, дерзкая, у них и эпиграф такой на титуле:
    Мы - активная молодежь с уклоном в творчество.
    Созидаем, публикуемся, общаемся!
    Так вот там вход без пропуска. То есть, регистрируйся, заходи и публикуй всё, что тебе заблагорассудиться (даже сквернословь, пока не увидят и не сотрут мат модераторы). Я очень люблю нашу молодёжь в большинстве её, Ефим. О социальном негативе, проявляющемся в определённой части молодёжи не здесь говорить нам. Да и «пишет каждый в 19 лет», как подмечено в популярной песне наших юностей (юностей во множественном числе – это, учитывая разницу в возрасте между нами, которая отмечена в начале беседы). Но я пришёл в инет из реальной писательской жизни, где прежде, чем кого-то опубликовать или рекомендовать к публикации, произведения проходят известные редакторские «институты». То есть там прошмыгнуть с малохудожественным произведением на страницы газеты, журнала, альманаха не так-то просто, а, скорее всего, невозможно. Здесь я говорю сугубо о писательской периодике. А на большинстве сайтов инета графоманам воля вольная! И не только юным графоманам… Хуже гораздо, когда есть проход престарелым, съедаемым невостребованностью и амбициями рифмачам. Отзывы - иногда и многочисленные на их относительно ровные произведения - они считаю критерием, показателем своего успеха у читателей, признанием ОБЩЕСТВЕННЫМ, если вообще не народным, и на этой волне возносятся до небес. И тогда плевать им на все авторитеты, ранги и критические замечания… Мне искренне жаль таких, Ефим, вот если бы они ещё и нервы не трепали своим пасквилянтством и «правдоискательством». От юных графоманов ещё можно ожидать к определённому сроку «выхода в свет» стандартного стихотворца или, по крайней мере, относительного кругозора и вкуса любителя поэзии. И это лучше, чем, если бы они, я имею в виду юных, выросли в наркоманов и преступников, шляясь по подворотням. Поэтому мне хочется, чтобы ВСЕ юноши и девушки писали стихи! Но я не хочу, чтобы графоманы заселяли сайты серьёзные - те, где публикуются действительно одарённые авторы, а зачастую и настоящие профессионалы, заслуженные люди, или хоть и не надёлённые званиями и наградами, но - Поэты Истинные! И одним из таковых сайтов считаю наш «Клубочек». Ты ведь на себе испытал, Ефим, как могут графоманы грызть и бить достойного автора и его произведения. И не только графоманы, но частенько и вполне талантливые люди, в кого вселился вирус ЗАВИСТИ, ВЫСОКОМЕРИЯ, ЧЕСТОЛЮБИЯ. Но о последних тоже не здесь говорить… Увы, творческая среда испокон веков кишит страстями, и только время охлаждает всех и расставляет по своим пОлкам «гениев и злодеев»…
    Потому, на мой взгляд, на серьёзных сайтах просто необходима модерация, причём весьма ответственная. Ведь если мы пропускаем к нам в дом честолюбивого, а потому и скандального графомана любого возраста, это чревато нешуточными последствиями. У нас в реале в писательских организациях недаром проводятся семинары молодых литераторов. Это условно «молодых», там бывают авторы и значительного возраста, волею судьбы поздно входящие в литературу, или наоборот, настойчиво - из года в год - обивающие порог на входе в неё, но и о таковых тоже отдельная тема и не здесь. На семинарах сразу выявляется, кто есть кто. Буквально с первого раза. Но всякий достойный автор может находиться на разной стадии своего творческого развития. И вот такому – очень нужны определённые авансы и поощрения, для укрепления веры в себя. А вот графоманам – их тоже видно без увеличительных стёкол очков – похвала и снисхождение идут в непоправимый вред…
    Но то в писательских организациях… А в инете другая специфика и мне могут сказать: ну и шуруй к себе в организацию, а здесь требования иные: общение, вежливость, интересы и т. п., и т. д. – и всё о благородном, и все правильно, если бы… если бы всё действительно соблюдалось, в смысле этики, прежде всего… И ещё скажу, всё-таки надо различать авторам куда они приходят «по интересам»: на кулинарный сайт или на сайт поэтический…
    Всё, а то я что-то разошёлся и уже больше тебя наговорил, Ефим.
    В заключение нашей беседы - за тобой «последнее слово». А я хочу пожелать тебе здоровья и ещё раз здоровья, как и твоим родным и близким. Всё остальное у тебя есть: и творческий огонь, и книги, но, самое главное, - благодарные читатели и друзья.
    

    Полностью с тобою согласен, Серёжа. Более того, я искренне рад, что мы с тобой и мыслим, и двигаемся в одном направлении. Стало быть, мы больше, чем друзья, мы – ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ.
    А в заключении хочу сказать, что я благодарен судьбе за то, что именно через интернет она послала мне и замечательных поэтов, и благодарных читателей, и новых верных друзей. Много я почерпнул из своих блужданий по самым различным сайтам – и хорошего, и плохого. Но больше, конечно, хорошего. И я не только виртуально общался со своими вновь обретёнными друзьями – я выезжал к ним и, как мог, помогал словом и делом. Я ведь, как и ты, Серёжа, по знаку овен, а овны умеют дружить и ценить дружбу, пожалуй, как никто. И поскольку мы – «Клубочек», то пусть, как и в клубке, мы все – поэты этого сайта - будем сплетены в один единый организм, в одно целое. Именно о таком добром, отзывчивом, чутком сайте я и мечтаю, Сергей. Уверен: всё в наших же силах. Если захотим, все получится.
    
С улыбкой, Ефим Хазанов.
С улыбкой, Ефим Хазанов.

    
    *Ссылки на авторские песни Ефима Хазанова:
    Доченьки
    Ты родился мой сынок
    
    Март 2012 года.
    Сергей Тимшин (Мартовский), Ефим Хазанов
    
Юбилейный блиц-опрос - 2

Юбилейный блиц-опрос

«Клубочку» – 10 лет!

Алексей Борычев

Юрий Лукач

Новогодний блиц-опрос 2012/2013

Александр Балтин

Татьяна Лобанова (Анна Плюско)

Татьяна Ротанова (Вирява)

Надежда Буранова

Ефим Хазанов

Филипп Пираев

Новый год-2012

Дмитрий Ильин

Виталий Жаров

индиго (Юлия Крылова)

Марина Хабадаева

Александр Шведов

Новогодний стол - 2011

Ася Павлова

Светлана Макаренко

Сергей Тимшин (Мартовский)

Виктор Калитин

Юрий Ходарченко (марсовой)

Леонид Цветков

АС (Александр Денисов)

Julia_forever

Игорь Царев

Эдуард Учаров

Арома Лайм

Новогоднее интервью 2010г.

Александр Крест

Геннадий Михлин

Екатерина Шталь

Ира Арт

Виталий Молчанов

Александр Кожейкин

Вежливец

Ольга Росс

Воронов Сергей

Уваркина Ольга

Фома Ухмылкин

Михаил Галин и Анатолий Ларионов

Алёна Сократова и Арсений Платт

Авторы Клубочка (новогоднее)

Создатели сайта

Напишите свой комментарий.
Тема:
Текст*:
Логин* Пароль*

* - это поле не оставляйте пустым

23.04.2012 22:12:47    Ведущая раздела Клубочек в лицах Член Совета магистров Галина Булатова Отправить личное сообщение    
Всё как на ладошке... Спасибо, дорогие Ефим и Сергей!!!
     
 

27.04.2012 09:23:08    Хазанов Ефим Отправить личное сообщение    
Галочка, спасибо! А дифирамбы, думаю, более заслужил Сергей, нежели я. Я, что? Только лишь отвечал ему. Всё выстроил он.
       

27.04.2012 09:58:35    Ведущий раздела Клубочек в лицах Сергей Тимшин (Мартовский) Отправить личное сообщение    
Спасибо ,Галь, Ефим - замечательный собеседник!
       

25.04.2012 18:16:03    Ольга Росс Отправить личное сообщение    
С большим интересом прочитала. Романтичное повествование, Ефим. Читаю и радуюсь. За то, что есть такие авторы, что всё сложилось, что реализована возможность донести чувства до читателя. За настоящие и будущие публикации, которыми и я, и думаю, многие другие с удовольствием пополнили бы личную библиотеку!
     
 

27.04.2012 09:25:17    Хазанов Ефим Отправить личное сообщение    
Спасибо, Оленька. Думаю, любого автора сейчас копни и у каждого найдётся что порассказать - и о своей судьбе, и о своём творческом пути. Каждый человек интересен по-своему.
       

03.05.2012 12:04:32    Ведущий раздела Клубочек в лицах Сергей Тимшин (Мартовский) Отправить личное сообщение    
Добрых прочтений, неисвестный (но, наверное, всё-таки, известный) друг!
       

06.05.2012 17:50:29    Хазанов Ефим Отправить личное сообщение    
Присоединяюсь к Серёже и кланяюсь неизвестному другу!
       

03.05.2012 10:26:04    Член Совета магистров Филипп Пираев Отправить личное сообщение    
Замечательное интервью! Очень доброе и мудрое. На душе - светлей. Спасибо, Сергей и Ефим! Всего вам самого радостно-творческого!
     
 

03.05.2012 12:11:42    Ведущий раздела Клубочек в лицах Сергей Тимшин (Мартовский) Отправить личное сообщение    
Пока там Ефим занят на даче с грядками и в школе с учениками, я первым тебя поблагодарю за добрый отзыв, Филипп! Сам знаешь: с одной стороны интервью, а со второй - это всё-таки, работа. Удачи!
       

06.05.2012 18:20:40    Хазанов Ефим Отправить личное сообщение    
Филипп, дружище, прости, пожалуйста, что так поздно отзываюсь на твой дружеский визит! Совсем одолела работа-окаянина! Просто страшнющая нехватка времени... Спасибо, друг мой, за такой приятный нам обоим с Сергеем отзыв. И вообще, я рад знакомству! Всех благ и удачи тебе, друг!
       

04.05.2012 11:47:57    Олег Бондарь Отправить личное сообщение    Приступ симпатии к двум хорошим людям
И таки да, Фима, лучше меня тебя никто не сфотографировал (портретно и с улыбкой)!
А всё потому, что это было во дворе Дома учёных, в котором тебя встретили с улыбками.
А вот теперь ждём Сергея...
Спасибо, что позволили прикоснуться к вашему внутреннему миру.
С уважением,
Олег Бондарь
     
 

04.05.2012 15:26:06    Ведущий раздела Клубочек в лицах Сергей Тимшин (Мартовский) Отправить личное сообщение    
Так, значит ,твои снимки, Олег? Извини ,упустили указать авторство. Но теперь с удовольствием подставлю физию под твой объектив - при встрече в реале, Олег! Спасибо за добрые слоова! Удачи!
       

06.05.2012 18:28:56    Хазанов Ефим Отправить личное сообщение    
Олежа, друг ты мой дорогой-бесценный! Как же я рад, что ты откликнулся на наше с Сергеем интервью! Это и словами не передать... Спасибо, дружище мой верный! А фото - истинно твоё, мастерское. Ты сумел меня, абсолютно не фотогеничного, поймать на том самом месте, где я, видимо, вовсе и не позировал. Благодарен тебе за всё и жду не дождусь новой встречи в милом сердцу моему Харькове.
Всецело ваш (харьковский)!
       

04.05.2012 21:33:38    Маргарита Шульман Отправить личное сообщение    
Почему-то мой комментарий опубликовался от анонимного пользователя. :)
Подписываюсь своим именем: Маргарита Шульман.
       

05.05.2012 13:39:15    Ведущий раздела Клубочек в лицах Сергей Тимшин (Мартовский) Отправить личное сообщение    
Добрых прочтений, Маргарита! Ефим обязательно отзовётся, а пока он занят, извините. Благ Вам!
       

06.05.2012 17:49:22    Хазанов Ефим Отправить личное сообщение    
Маргаритка, милая, спасибо!
Простите, что несколько припозднился с ответом. Работы - не продыхнуть. За приглашение - кланяюсь вам. У меня там дочь с детишками - внуком и внучкой.
С теплом!
       

07.05.2012 16:22:40    Член Совета магистров Уваркина Ольга Отправить личное сообщение    
Последнее сообщение моё. Почему-то не авторизовалось...
     
 

07.05.2012 18:10:36    Ведущий раздела Клубочек в лицах Сергей Тимшин (Мартовский) Отправить личное сообщение    
Спасибо,Оля, за доброе прочтение! Мы, мужики, тоже иногда любим "поболтать".))) Доброго настроения тебе!
       

07.05.2012 18:47:15    Хазанов Ефим Отправить личное сообщение    
Оленька, милая, спасибо, что заинтересованно относитесь не только к моей поэзии, но и нашли время, чтобы узнать обо мне с точки зрения моего внутреннего содержания, моей судьбы, всей моей бесшабашной жизни. Если б можно было, с удовольствием бы узнал побольше и о вас, поскольку и ваша поэзия мне интересна. Об этом я уже писал вам в моих отзывах.
Кланяюсь вам!
С искренней признательностью!
       

07.05.2012 18:50:22    Член Совета магистров Уваркина Ольга Отправить личное сообщение    
Ефим! Моё интервью здесь есть в колонке справа.
       

17.05.2012 08:37:41    Фоменко Оля Отправить личное сообщение    о прочитанном диалоге
Спасибо вам, Сергей и Ефим. Ефим, очень рада была, когда увидела это интервью - это Вы. На одном дыхании читала ваш диалог. Интересно, поучительно и откровенно. Спасибо Вам, Ефим.
     
 

17.05.2012 12:30:36    Ведущий раздела Клубочек в лицах Сергей Тимшин (Мартовский) Отправить личное сообщение    
Добрых прочтений, Оля! Дорог читатель отзывчивый!
       

18.05.2012 10:01:26    Хазанов Ефим Отправить личное сообщение    
Оленька, спасибо! Моей заслуги тут нет. Разве что, нечаянная: моя жизнь и судьба. Вот уж не думал, что когда-нибудь это будет хоть кому-либо столь интересно.
Кланяюсь вам!
       

27.05.2012 12:17:07    Надежда Буранова Отправить личное сообщение    
Ефим, Сергей! До чего же интересно с вами! Прочитала это интервью и словно наяву встретилась с двумя замечательными друзьями. Какие интересные биографии, какие мятущиеся, лирические дУши! Удачи вам и всего доброго! И, конечно же, новых стихов, новых книг!
     
 

27.05.2012 16:46:52    Ведущий раздела Клубочек в лицах Сергей Тимшин (Мартовский) Отправить личное сообщение    
Спасибо ,Надюш (опять поперед батьки Ефима лезу отвечать, но он простит "юношу"). Приятно читать такие отзывы-признания-пожелания. И тебе - всего, всекго, всего доброго! Смело могу сказать: мы тебя любим!
       

31.05.2012 12:10:00    Хазанов Ефим Отправить личное сообщение    
Наденька, землячка моя милая, спасибо!!! Уж простите, что так поздно заметил ваш отзыв... Так получилось. "В груде дел, суматохе явлений..." Впредь буду внимательней.
Обнимаю!
       

01.06.2012 00:44:59    Лисин Виктор Отправить личное сообщение    
Почему-то мой комментарий оказался неопределенным.
Комментарий изменён: Лисин Виктор - 01 июня 2012 г. в 00:45:12
       

01.06.2012 12:39:25    Ведущий раздела Клубочек в лицах Сергей Тимшин (Мартовский) Отправить личное сообщение    
Спасибо. Доброго Вам, Виктор!
       

11.11.2012 14:07:49    Дмитрий Ильин Отправить личное сообщение    
Содержательно и выразительно!
Диалог настоящий получился - а не просто"Скажите, а..." и три страницы ответа. Выпукло и значимо - оба участника.
Полезно начинать (для меня, например) знакомство с авторами и сайтом именно с интервью - стихи-стихами (фрагмент-осколок), а жизнь-судьба делает и стихи более зримыми, аргументированными и содержательными.
Рад был познакомиться, Ефим, и поучительно пообщался, Сергей.
Благодарю за науку обоих и до новых встреч на бесконечном Клубочке
     
 

28.11.2012 20:22:37    Ведущий раздела Клубочек в лицах Сергей Тимшин (Мартовский) Отправить личное сообщение    
Спасибо, Дима! Вот заглянул случайно и на твой отзыв наткнулся...
       

Главная - "Клубочек" в лицах - Ефим Хазанов

Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru