Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего
Главная - Кафедра - Книга месяца - Ольга Седакова "Апология разума"

Ольга Седакова "Апология разума"

(Светлана d Ash )


    Ольга Седакова - русский поэт, прозаик, переводчик, филолог, родилась в семье военного инженера. В 1973-м окончила славянское отделение филологического факультета МГУ, в 1983-м - аспирантуру Института славяноведения и балканистики АН СССР. Участвовала в международных конференциях в России и за рубежом, выступала с лекциями в университетах Европы и США, участвовала в международных поэтических фестивалях в Италии, Великобритании, Белоруссии, Нидерландах, ФРГ.
    До 1989 года в СССР как поэт не публиковалась, первая книга стихов вышла в Париже в 1986-м. Печатала переводы из европейской литературы, философии, богословия, статьи о творчестве Пушкина, Некрасова, поэтике В. Хлебникова, Б. Пастернака, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Цветаевой, П. Целана, мемуарные заметки о Венедикте Ерофееве, Леониде Губанове, Викторе Кривулине, Иосифе Бродском, Сергее Аверинцеве, Владимире Бибихине, Михаиле Гаспарове, Геннадии Айги.
    
    Отрывки из интервью с О. Седаковой, опубликованного в " Российской Газете":
    
    Моя крепость - не мой дом
    
    Российская газета: Ольга Александровна, чтобы ни говорили об истощении в современной жизни лирических и нравственных начал, поэзия живет!
    Ольга Седакова: Хорошо, если так. В Европе вслед за "смертью Бога", объявленной Ницше, говорят о "смерти автора", "смерти поэзии" и множестве других смертей. У нас композитор Владимир Мартынов говорит о "смерти музыки". Это уже расхожая тема - отчуждение нашей цивилизации от поэзии. После ухода великих европейских поэтов необсуждаемой величины, как Т.С. Элиот (последним из них был Пауль Целан ), таких авторов уже не появлялось. Целан погиб в 1970 году! Не слишком ли долгая пауза? Когда я спрашиваю моих просвещенных и любящих искусство европейских знакомых: "Кого вы читаете?", то слышу в ответ те же имена: Элиот, Целан, Мандельштам... Конечно, читают классику: Гельдерлина, Эмили Дикинсон... "А современников?" - "Нет, это не интересно: все это как-то слишком приватно". Я много бывала на международных фестивалях поэзии, и ничего похожего на Элиота или Ахматову там не встречала. Поэтического слова, от которого сердце замирает. Нет, одно исключение должна назвать: Ингер Кристенсен, недавно умершая датская поэтесса.
    РГ: Как-то, выступая на международной конференции, вы сравнили искусство со своего рода датчиком, который пишет кардиограмму эпохи...
    Седакова: Мы можем составить себе представление о времени по произведениям искусства не потому, что искусство исследует свое время: оно почти невольно записывает его ритмы, действуя как чуткий датчик. Эту "запись времени" несет и посредственное искусство. Но у большого искусства со "своим временем" более сложные отношения. Оно отвечает скрытой глубине времени, тому, что в нем действительно ново, - как особая, прежде небывалая возможность, как то, что в нем направлено в будущее. Но так происходит только в том случае, когда художник самостоятелен - и прежде всего независим от того, что обыватель называет "нашим временем" и самодовольно полагает, что про это "наше время" ему все известно. Как говорил Сергей Аверинцев, времени нужны не те, кто ему поддакивает, а "совсем другие собеседники". Обратите внимание: не спорщики, а собеседники. Мне кажется досадным недоразумением привычная присказка о том, что "в споре рождается истина". Ничего такого в споре обычно не рождается. Истина рождается в другом месте. Самостоятельных художников всегда очень немного. По разным причинам множество людей, выбравших своим полем действий искусство, времени поддакивают, то есть плетутся вслед за тем, что принято считать востребованным и "современным", за медийным образом современности. В этом смысле, на мой взгляд, особенно несамостоятельно то, что называют "актуальным искусством".
    РГ: И что прорицает о нас искусство?
    Седакова: Первое прорицание искусства касается его самого: есть оно сейчас или нет? звучит или не звучит? Если вы слышите вдохновенный голос, свежий, новый, сообщающий что-то неизвестное, это уже и есть прорицание, добрый знак. Это значит: жизнь не умерла, человеческий мир не покинут вдохновением. А это первостепенно важно. Современные христианские мыслители понимают, насколько это важно, присутствует ли в нашем мире вдохновение. Во время одной из встреч с Иоанном Павлом II нам довелось встретиться и с нынешним папой Бенедиктом XVI, тогда еще кардиналом Ратцингером, и меня представили ему: "Поэт". - "Настоящий? - спросил Ратцингер весьма серьезно. - Это очень важно". Я, удивившись, спросила, почему же это так важно. Он ответил: "Если в наши дни есть настоящий поэт, настоящий художник, то это другой мир. Не покинутый духом".
    РГ: О чем же свидетельствует наличие вдохновения в мире?
    Седакова: О том, что человеческий мир не замкнут. Что он сообщается с какой-то другой реальностью. Цивилизация стремится построить максимально безопасный для человека и тем самым замкнутый мир. Ее забота - оградить человека от угрожающих для него внешних сил, она строит крепости и защитные сооружения. К нашему времени эти крепости уже превращаются в тюрьму. Человек живет почти целиком в рукотворном и целиком социальном мире, отгороженном от всего "нечеловеческого". Все глуше и глуше заколачиваются двери и окна в то, что по-старинному называли "миром Божиим". Ситуация довольно новая, до такой степени дело еще не доходило. В конце минувшего тысячелетия и века на одном международном научном симпозиуме ученые, оценивая наше положение и его перспективы, нашли для всего этого удачные слова - "тупик прямого продолжения". Путь, который мы выбрали, направив весь гений человечества на изобретательство и технику, на "овладение средой", ведет в тупик. И одновременно отклониться от продолжения этого пути кажется уже невероятным. Разрушение среды обитания - ясный, но не единственный знак этого тупика "овладения миром". Из каждого поколения самые талантливые люди, как видно, выбирают себе этот путь работы, служение невероятным еще для наших родителей техническим достижениям. Но невероятные прорывы техногенной цивилизации (искусственный интеллект, машинный перевод, расшифровка генома) уже, кажется, никого не радуют. Дальнейшее прямое развитие в эту сторону инстинктивно пугает. А области гуманитарного творчества при этом заброшены. Историки, филологи твердят о кризисе. Давно нет больших и ярких идей, новых парадигм в философии, филологии...
    
    Читая в оригинале строки Сафо и Вергилия, разбираясь во фрагментах философской прозы и ранней историографии, то есть вникая в то, что как будто "бесконечно далеко от нашей жизни", ты встречаешься с другим человеческим опытом, чем тот, что тебе предлагает обыденность. Узкая, убогая лачуга обыденного опыта ведь ничего не предлагает человеку, кроме реакций на вынужденные обстоятельства. "Справляться с трудностями по мере их поступления", так об этом говорят. Обыденному человеку некогда подумать о том, о чем думали, скажем, греческие философы и поэты - о мироздании, о душе, о слове. Но есть другой род жизни, и именно его можно назвать человеческим. Без своего верхнего яруса - свободного созерцания, собеседования с миром смыслов - человек не полон, не образован (то есть не приобрел образа человеческого). Так думали гуманисты и еще несколько веков за ними. Гуманитарная педагогика должна была, в конце концов, дать не некую сумму знаний, не подготовку к какой-то практической деятельности, она должна была ОБРАЗовать, то есть создать образ человека в человеке. Это образование не могло быть утилитарным. Сначала нужно было образовать в человеке навык видеть, слышать, понимать - знать, в частности, что о разных вещах может быть много разных суждений. Обыденный человек отличается удивительной неспособностью представить, что нет на все одного ответа. Но если ему еще в школьные годы показать: Платон думал об этом так, а Аристотель иначе - он, может быть, задумается, а нужно ли искать этот единственно верный ответ на все случаи жизни. Из этого следует уважение к другому мнению, внимание и желание понять другого, а не приписать ему то, что тебе слышится в его словах. На мой взгляд, у нас крайне плохо обстоит дело с пониманием. С вниманием и пониманием. С нашим человеком что-то случилось. Похоже, что он хочет видеть только то, что и так уже знает, и совсем не настроен воспринимать новое для себя. Он встречает его отпором: "Непонятно! Заумь!". Эти слова я слышала с детства - и ни разу не слышала ничего подобного в Италии, скажем, в Англии или Франции. У нас произошла тяжелая варваризация…..
    Я не думаю, что судьба человека или нации фатально предопределена - языком или чем-то другим. Было бы желание, воля к изменениям. Я замечаю, что молодые люди в быту теперь социальнее и гуманнее. Не будут делать незнакомым людям замечаний на улице по поводу их одежды, например. У них есть какие-то начатки ощущения неприкосновенности чужой жизни. В Москве автоматическое "извините" люди молодые говорят чаще старших. Что-то происходит. Ветер мягкой социальности, ветер с Запада, что ни говори, понемногу веет. Лишь бы не закрыли границы. Конечно, открытый мир современности теперь тоже не слишком благополучный, но, тем не менее – это важно…...
    
    
    Источники:
    1. Интервью журналистки Е.Калашниковой в Рос. Газете. 20 01. 2011 года
    2. Копелиович М. Явление Седаковой // Знамя, № 8, 1996, с.205-213.
    3. Аверинцев С. «…Уже небо, а не озеро…»: риск и вызов метафизической поэзии// Седакова О. Стихи. М.: N.F.Q./Ту Принт, 2001, с. 5-13.
    4. Всемирный Биографический Энциклопедический Словарь. Стр. 681. Издательство "Большая Росийская энциклопредия". М. 2000 год.
    
    Светлана Макаренко (20.09.2011г.).
    
    


Напишите свой комментарий.
Тема:
Текст*:
Логин* Пароль*

* - это поле не оставляйте пустым

21.09.2011 12:10:43    Лауреат Ежегодной премии Клубочка Татьяна Лобанова Отправить личное сообщение    
Светлана, ОГРОМНОЕ спасибо за статью! Она так порадовала не обыденными взглядами и рассуждениями. Это и дает надежду ( возможно-призрачную),что выйдем из "тупика прямого продолжения". Господи, а мы живем себе, даже не подозревая, что существуют ТАКИЕ взгляды, да и порассуждать (обсудить) такое не с кем. И за размещенные стихи Ольги Седаковой спасибо. Впечатление: трудно выразить словами, что бродит неясной тенью в душе, но так хорошо, томительно.
Комментарий изменён: Татьяна Лобанова - 21 сентября 2011 г. в 13:07:25
     
 

22.09.2011 11:35:11    Светлана d Ash Отправить личное сообщение     Благодарность...
Анна, спасибо искреннее за прочтение.. Значит, рубрика нужна... Не зря пишу.
Насчет того, что - "выйдем из тупика" не очень верится. Хотя, пока есть ТАКИЕ Люди... Стихи ее потрясающи. Отражение ее Души...
       

22.09.2011 15:25:42    Лауреат Ежегодной премии Клубочка Татьяна Лобанова Отправить личное сообщение    
Что Вы, Светлана! НУЖНА-НУЖНА!!! Это ведь Золотой фонд страны,а мы знаем только тех,кто в телевизоре и на уровне- "всяк кулик свое болото хвалит"! И потом- такое разнообразие жанров и мировоззрения. Совершенно иной МИР. Даже думается, что мало кто о нем знает, во всяком случае, насчет себя я огорчилась. Рубрика еще и тем полезна, что образовательна, особенно для таких,как я - НЕ профессионалов.Спасибо!
Комментарий изменён: Татьяна Лобанова - 22 сентября 2011 г. в 15:32:15
     
 

23.09.2011 11:01:11    Светлана d Ash Отправить личное сообщение    
Тогда будем стараться дальше:)))))))))))))))))))))))))))))))))))). Спасибо Вам.
       

28.09.2011 07:54:36    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Очень познавательная и полезная статья, Светлана.
Особенно близка мысль:

"Седакова: Мы можем составить себе представление о времени по произведениям искусства не потому, что искусство исследует свое время: оно почти невольно записывает его ритмы, действуя как чуткий датчик. Эту "запись времени" несет и посредственное искусство. Но у большого искусства со "своим временем" более сложные отношения. Оно отвечает скрытой глубине времени, тому, что в нем действительно ново, - как особая, прежде небывалая возможность, как то, что в нем направлено в будущее. Но так происходит только в том случае, когда художник самостоятелен - и прежде всего независим от того, что обыватель называет "нашим временем" и самодовольно полагает, что про это "наше время" ему все известно..."

Спасибо Вам за большой труд, с теплом
     
 

28.09.2011 10:23:28    Светлана d Ash Отправить личное сообщение    
Александр, большое большое спасибо.. Я думала, что совсем не читают... Мысли О. Седаковой для меня как соломинка в море.. Читая ее труды и стихи . и труды ее учителя С. Аверинцева, я все еще надеюсь, что Все мы - духом живы и дух нам нужен...:)))))))))))))))))))))))))))))))))))))
       

Главная - Кафедра - Книга месяца - Ольга Седакова "Апология разума"

Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru