Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего
Главная - "Клубочек" в лицах - Виталий Жаров


Виталий Жаров


    Из недавно появившихся на Клубочке авторов обратил на себя внимание Виталий Жаров. Думаю, читатели помнят его «Письмо доктору N» с последующими двумя продолжениями, 198-строчную «Эпитафию» или «Пыльную элегию». Ярко выраженный почерк и своеобразная тематика Виталия заслуживают того, чтобы узнать об авторе немного больше.
    
    Виталий, мой первый вопрос: на Вашей страничке довольно неожиданное фото –гротесковый персонаж а-ля вампир в жанре фэнтэзи. Вы на самом деле ощущаете себя таковым?
    
    Ну, какой из меня вампир, тем более в жанре фэнтези? Дело в том, что и фотография сама по себе задумывалась не как отображающая что-то мистическое или стилизованное под фэнтези; цель преследовалась иная - показать печаль, мрачное состояние духа под нарисованной улыбкой.
    Если говорить о каких-либо изображениях (в данном случае - посредством фотографии), то я не могу причислить себя к сторонникам их размещения в рамках какого бы то ни было социального проекта. Однако рано или поздно сделать это пришлось бы. В большинстве случаев человек, читающий произведение, задаётся вопросом, как выглядит автор (если более конкретно - что представляет из себя его анфас). В моём случае, исходя из того, как и о чём я пишу, может быть создано несколько неверное представление. Мне бы не хотелось вводить кого-то в заблуждение. Это одна из двух причин появления фотографии. Вторая - гораздо сложнее. Видите ли, в изображении, которое было мною прикреплено к опубликованному в его «поддержку», наблюдаются две основных составляющих, а именно: субъект и окружающее данный субъект пространство. Между этими составляющими присутствуют некие, скажем так, взаимоотношения. Пространство довольно мрачное, холодное. Оно враждебно к субъекту и, как следствие этого, - субъекту (или наоборот). Пространство ничего не считает. Так считает субъект, исходя из опыта своих размышлений. Субъект не любит слишком просторных объёмов, они его пугают, и, повторюсь, они ему - враждебны (так же, как и трущиеся в этих объёмах о воздух и друг о друга чужеродные тела). Для субъекта желаннее закрытый куб или параллелепипед, в идеале - небольшая комната где-нибудь повыше, откуда он мог бы смотреть вниз или вверх, наблюдая за ходом событий в ожидании собственной смерти...
    
    Прочитав Ваше «Письмо доктору N» и другие стихотворения, некоторые могут Вас упрекнуть в попытке писать «под Бродского». Что Вы можете сказать по этому поводу?
    
    В таком случае я бы обратился к ним так: «Уважаемый читатель, не сочтите за труд соотнести во всех строфах моего «Письма...» первую строку с первой, вторую со второй и т.д.. Как Вы легко заметите (уверен, что заметили сразу), они абсолютно идентичны друг другу (размер, количество слогов, род рифм). Вместе с тем, каждая последующая строфа в целом является как бы отдельным блоком и повторяет предыдущую (ритмика, размер, порядок рифмовки). Данный принцип повествования (с использованием трёх, шести, семи и восьми строк в каждом блоке-строфе), не будучи ни у кого заимствован, был выработан лично мною на протяжении моего недолгого творческого пути...».
    «Напоминать Бродского» и «пытаться ваять под Бродского» - далеко не одно и то же. Смею надеяться, второго обо мне никогда не скажут. Для этого мне бы понадобилось, во-первых, сочинять несколько иным способом (т.е. далеко не похожим на тот, о котором шла речь выше); во-вторых, употреблять т.н. фразы-клише или отдельные слова, характерные для творчества И.Бродского (чем, к сожалению, часто грешат многие современные авторы) - таких фраз, равно как и слов, я принципиально не ввожу в свой лексикон (кстати, Бродский был не первым, кто сократил слово «прочее» до «проч.»); и, в-третьих, у Бродского, на мой взгляд, размер может свободно плавать в форме (строке, строфе), назовём условно это явление «ярко выраженным дольником», - в моём же случае всё подчинено строгой ритмике (циклично повторяющейся), а, следовательно, всей форме в целом. Причём чаще я использую более классические размеры (ямб, хорей, анапест, амфибрахий) - в крайнем случае, с усечением одного слога в конце строки (перед последним).
    
    И у Бродского, и у Вас стихи объёмные…
    
    В какой-то мере можно говорить о схожих объёмах. Пишут, что Бродский ввёл жанр «большого стихотворения» в современную поэзию. С этим, по всей видимости, не поспоришь. Однако объёмом своего «Письма...» я обязан в не меньшей мере и поэтам «золотого века». А также (что не менее важно) Лукрецию Кару с его «Природой вещей» и Эдгару По, а именно его поэме «Ворон». Наверняка Вы знаете, Эдгар считал, что идеальное стихотворение должно включать в себя порядка 120 строк, неповторимые образы, печаль от разлуки с любимым существом, обязательный рефрен и не употреблявшуюся никем ранее структуру строфы. Именно эти принципы стихосложения отображены в его критической статье «Философия творчества», где он подробнейшим образом рассуждает о них на примере всё той же поэмы «Ворон». Когда-то Эдгар искал такое "идеальное стихотворение". И нашёл (хотя первоначальный вариант никому не понравился, Эдгару пришлось работать над ним ещё шесть лет). Теперь вот ищу я. Вдобавок к вышесказанному хотелось бы отметить мою склонность (неудобную в беседе) говорить несколько длинно и витиевато, присущую мне с отрочества. Это также повлияло на манеру повествования в «Письме...».
    Думаю, что на параллели с И.Бродским может в некоторой мере навести употребление в моём произведении ряда сентенций и слегка, так сказать, «учёная» манера письма (где сентенция, там и манера соответствующая - одно вытекает из другого).
    Из всего вышеозначенного беру на себя смелость утверждать следующее: отнести, например, два наших (с И.Бродским) сочинения к одному авторству невозможно даже при поверхностном анализе. Прочитав стихотворение этого выдающегося поэта, никогда не подумаешь, что его мог бы сочинить я; прочитав моё - что его мог бы сочинить он. Дело в том, что мы пользуемся различными приёмами в стихотворчестве, ритмика и размер у каждого свои, темы часто не совпадают. В конце концов, наше ощущение пространства и времени принципиально отличны одно от другого. Для него важнее второе, для меня - первое.
    Хотел бы упомянуть здесь и о том, что «Письмо...» не было задумано как подражание И.Бродскому. Оттого и не могу, при всём уважении, согласиться с теми, кто рискнул бы сказать «...попытка под Бродского» - ведь эта неосторожная фраза была бы ни чем иным как «обличением» именно в подражании. Однако, нет смысла отрицать и того факта, что сочинить данное стихотворение вне влияния вышеупомянутого поэта (равно как и влияния, в моём случае, Лукреция, П.Вяземского, А.Пушкина, Е.Баратынского, М.Лермонтова, а также Э.По, о котором уже говорилось ранее) было бы крайне затруднительно. По сути же - невозможно.
    И последнее в отношении рассматриваемого вопроса. Оборачиваясь на свой недолгий творческий путь, я всё более и более уверяюсь в том (и это вполне естественно), что любой уважающий себя русский поэт, преследующий цель таковым называться, не может развить свой стиль повествования без влияния творивших до него. Начиная от Пушкина (в идеале - даже более ранних соотечественников или иноязычных поэтов) и заканчивая Бродским. Только опираясь на предыдущий опыт, представляется мне, возможно явление своего настоящего творческого стиля. В моём случае параллели со вторым действительно есть, их немало. Параллели, говорю я, и только. В отношении, например, темы, которая является как бы фундаментом «здания», мною отстраиваемого, с Вяземским (биография коего была мною дочитана не далее, чем вчера - до этого мне были известны лишь два его шедевра: «Я пережил и многое, и многих...» и «Жизнь наша в старости - изношенный халат...»), параллелей, как я не без удивления обнаружил, и того больше (есть даже своя «Эпитафия себе заживо»).
    
    Абсолютно согласна с Вами, что путь современного поэта невозможен без творческой переработки всего, что существовало в поэзии до него - а как же без этого? Вы довольно убедительно описали особенности своей манеры творчества, её отличие от манеры поэзии Бродского. Конечно, какие-то переклички чувствуются, но на мой взгляд, в этом присутствует скорее плюс, нежели минус. Переклички только полнее раскрывают особенности личные, индивидуальные…
    
    Касаемо темы индивидуальности позвольте сказать нижеследующее. Постепенно я пришёл к тому, к чему пришёл, а именно: впитав в себя весь прежний опыт стихосложения от Пушкина до Бродского с одной стороны и от Лукреция Кара до Эдгара По с другой, я попытался (и, смею надеяться, попытка моя оказалось удачной) выработать свой стиль, свою неповторимую манеру в построении и изложении в рамках стихотворческой формы. До 2007 года (к тому моменту мне стукнуло 27) из-под моего пера выходили несколько отличные от нынешних работы (более короткие, за исключением некоторых, более легко читаемые, что нетрудно отметить). И это несмотря на то, что с творчеством Иосифа я был хорошо знаком с 2002. Думаю, здесь не последнюю роль сыграло также и то, что к данному времени (к 2007 году) личность моя сформировалась, так сказать, окончательно; на двадцать шестом году я потерял мать; в том же возрасте (когда мужчина должен наконец-таки уже определиться с личной жизнью) произошла разлука с женщиной, которую я видел спутницей своего бренного существования (к счастью, впоследствии судьба соединила нас вновь); я оказался один на один со своим одиночеством и прожил около года в полном затворничестве (отсюда и закрытое пространство в виде пыльной комнаты с томящимся в ней субъектом - данный образ можно встретить чуть ли не в половине моих работ). Ну а смерть... Что ж, смерть, умирание как главная тема заинтересовала меня в день моего пятнадцатилетия, когда я впервые задал себе вопрос: «В чём смысл жизни?». Я выбрал для себя две-три основные, волнующие меня, темы: смерть, старение человека, разлука с любимым существом, одиночество в частности и одиночество вообще в пространстве. Так как по образованию я - географ, в последнее время появилась ещё одна, соответствующая вышеупомянутому образованию. Выбрал - и «пою» об одном и том же на разный лад. Таков мой выбор.
    
    Это выбор относительно молодого мужчины, только-только переступившего порог своего 30-летия. По стихам же Вы оставляете впечатление изрядно пожившего, возможно, даже уставшего от жизни человека. Скажите, лирический герой в Ваших стихах может быть соотнесён с Вами на 100 % или же имеет место быть авторский вымысел, фантазия, перевоплощение?
    
    Моя скромная персона и есть лирический, так сказать, «герой» в моих работах. И если я пишу, к примеру, что субъект находится в закрытом изнутри помещении (в моём случае - как правило, комнате), и, будучи в нетрезвом состоянии, в окружении книг, думает кое о ком, то так оно и было на самом деле, безо всяких преувеличений. Здесь я бы добавил: данный образ или обстановка, как будет угодно, «прилипли», если можно позволить себе так выразиться, к моему творчеству. Сейчас, несколько лет спустя, я к ним возвращаюсь время от времени. Здесь, как и в моих работах, присутствует некоторая цикличность, рефрен. Однако меня это устраивает. К слову сказать, я не вижу смысла в создании какого-либо из образов, ежели таковой, каким бы он ни был, и без того имеет (или имел) место быть в реальной жизни. Правдивая история, на мой взгляд, всегда лучше выдуманной, даже если она печальна. Совсем другое дело - умение её преподать.
    В отношении же возраста... Что ж, тут мне практически нечего ответить. Видимо, природа или чей-то промысел сыграли надо мною шутку (не думаю, что слишком уж злую): моему телу не повезло - в него поместили душу (ежели душа существует) старого человека; зато повезло моей душе - ей досталось молодая (пока) оболочка. Так случилось, так было угодно тем же природе или случаю (впрочем, правильнее, как мне кажется, говорить здесь о двух других, более логичных, составляющих - влиянии на субъект заложенного в нём генотипического фонда с одной стороны и внешней среды, внешних факторов, обстоятельств существования - с другой), что образ моего мышления со всеми его позициями и взглядами на что-либо сложился именно таким, каков он есть. И я бы не назвал его пессимистическим. Я просто предпочитаю реально смотреть на вещи.
    
    Вы упомянули, что в возрасте 15 лет задумались над смыслом жизни человека. А когда Вы поняли, что хотите выразить это в стихах? О чём были Ваши первые поэтические опыты?
    
    Мой первый более или менее сложившийся поэтический опыт относится к шестнадцати годам (были и более ранние - в том же возрасте, когда, собственно, и был задан самому себе «проклятый» вопрос). Я представил себя в образе дождя, сетующего на то обстоятельство, что он таковым стал. Стихотворение содержало в себе пять четырёхстрочных строф и заканчивалось следующим образом:
    Я знаю: завтра в солнце превращусь
    и буду весело смотреть на лужи, грязь и слякоть.
    Сегодня же я дождь. Сегодня я грущу.
    Я стал дождём, а значит - время плакать...
    
    То есть можно сказать, что увлечение поэзией пришло к Вам в школьные годы? Кому Вы показывали первые стихи, какие мнения слышали?
    
    Не совсем так. Увлечение поэзией пришло ко мне в день моего семилетия. Благодаря матери я оказался обладателем подарка в виде книги – «Русская басня» 1986 года издания. Данная книга и сейчас присутствует в моей библиотеке. Любимой оказалась басня А.Е.Измайлова «Чёрный кот», растянувшаяся на три страницы.
    Что же касается стихотворений, то, не считая вышеупомянутого «Я стал дождём...», они никому не показывались. Разве что двум-трём товарищам в бытность мою студентом и «дамам сердца», коим были посвящены некоторые из них. Правда, как-то раз (давно это было) моё тело занесло по дурости в один из местных т.н. «клубов любителей». Когда очередь дошла до меня (имеется в виду очередь «чтений»), я ничего не придумал достойнее, нежели отказаться декламировать. Дело в том, что, находясь вблизи других серобелоклеточных морщинистых сгустков, мой рассудок с удивлением обнаружил, что ему среди них как-то, по меньшей мере, неуютно. Человек, если мы говорим о поэзии, за рядом некоторых осмысленных исключений, должен творить в одиночку. Это моя сугубо субъективная точка зрения. Остаётся добавить, что в «клубе», о котором идёт речь, имелся свой «ментор». К тому времени ещё для одного места в моём сознании никак не могло оказаться, поскольку таковой у меня уже был, и не один - на пыльных полках, под шеренгой обложек...
    
    Есть ли у Вас изданные книги, публикации в периодических изданиях? Каков опыт в сетевой поэзии? Что думаете о разных интернет-проектах?
    
    Изданных книг нет. Публикаций в периодических изданиях - тоже. Сочиняя то, что сочинялось, я не преследовал (по крайней мере, изначально) цель довести сочиняемое до широкой аудитории. Достаточно было и того, что о моём скромном творчестве знали полтора-два десятка близких мне людей. И навряд ли без увещеваний некоторых из них я решился бы опубликовать что-то в рамках какого бы то ни было интернет-проекта. К принятию данного решения я шёл четыре года. Соответственно, опыта в сетевой поэзии у меня до сего момента не было.
    К слову сказать, данный интернет-проект был не первым, в рамках которого я попытался занять своё скромное место. Не потому, что он хуже, нет-нет, но в силу того, что на момент принятия мною такого решения (о публикации моих работ, которые, как Вы можете удостовериться по времени их создания, не были написаны для широкой аудитории) я знал только об одном поэтическом сайте – «Поэзия.ру». Тут вышла вообще странная история. Хотя, странная или нет... Словом, все мои попытки (а их было, кажется, пять) зарегистрироваться на нём по каким-то неизвестным мне причинам отвергались. Повторюсь: думаю, я из тех людей, что действительно привыкли реально смотреть на вещи. Завышать свои, так сказать, умения в области поэзии мне никогда не было присуще. Однако и занижать таковых я не намерен ни теперь, ни после. Я знаю своё место. Пусть и на периферии основных событий или чего бы там ни было, но знаю. Видимо, редколлегия вышеозначенного уважаемого сайта руководствуется определёнными критериями выбора. Что называется - дело вкуса. В конце концов, она имеет на это полное право.
    Что я думаю о разных интернет-проектах? Ничего плохого (включая и тот, где оказался не востребован). Настораживает только одно обстоятельство: как правило, на каждом из них присутствует свой, определённый, так сказать, «круг избранных», продвигающих друг друга «по службе». Игра должна быть честной. Таково моё мнение, не претендующее на объективизм. Мнение человека, не имеющего, как уже говорилось выше, до сей поры никакого опыта в подобных мероприятиях.
    
    По образованию Вы географ. Любите путешествия? В каких странах побывали и где побывать мечтаете? Ваши любимые города, страны, местности (пусть даже теоретически)?
    
    Да, образование у меня географическое. Путешествия люблю. Был везде, где только возможно. Однако лишь на глобусе. Видите ли, у меня нет практических пристрастий в отношении своей специальности. Этот вертящийся шар под названием, которое ему дало человечество, куда бы ни занесло на нём одного из его представителей, не сможет ответить на вопрос, где и как заканчивается пространство (если оно заканчивается вообще). Он, по всей видимости, и сам пребывает в догадках, где именно его вертит. Никаких координат пока не вычислено по причине того, что опять же пока неизвестно - относительно чего вычислять.
    Кроме страны, в которой на данный момент нахожусь, успел побывать только в одной - Союзе Советских Социалистических Республик. Впечатления остались неоднозначные, но в целом - хорошие. В этой стране прошло моё детство.
    Любимых городов, в сущности, нет. Если бы представилась такая возможность, не прочь был бы оказаться на побережье одного из небольших островов неподалёку от Новой Зеландии. Там суеты поменьше. Однако пока это представляется вероятным только путём тыканья указательным пальцем правой руки в раскрученный глобус (при этом желательно закрыть глаза). В последнее время глобус находится в состоянии статики, покрываясь пылью. Не удивлюсь, если, в конце концов, он в ней утонет...
    
    Чем увлекаетесь помимо поэзии? Любимые книги, музыка, фильмы? Что ещё хотели бы о себе рассказать? Что пожелать организаторам сайта, читателям, другим авторам?
    
    Есть некоторые увлечения. Большинство из них относится к перечисленным Вами. Любимых книг в прозе практически нет. Разве что рассказы о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона. В отношении прозы меня больше привлекают биографии. Если говорить о поэзии, то любимых книг много. Мне проще будет привести здесь ряд имён согласно хронологии их возникновения: Лукреций Кар, Хайям, Данте, Шекспир, Мильтон, Гёте, Байрон, П.Вяземский, А.Пушкин, Е.Баратынский, Эдгар По, М.Лермонтов, С.Есенин. Заканчивает этот список, что вполне логично, И.Бродский.
    Здесь я бы добавил ещё одно имя, которое к поэзии как таковой не относится - Артур Шопенгауэр. Мне в высшей степени импонирует его философия.
    Вторая стихия моих увлечений - музыка. С одной стороны классическая (Вивальди, Бах, Моцарт, Шопен, С.Рахманинов), с другой - та, которая сочетает в себе элементы предыдущей с элементами т.н. Heavy. Этому направлению дано имя Progressive metal.
    Третья стихия - изобразительное искусство - несколько видоизменённое, так сказать. Коллекционирую почтовые марки разных стран с изображением кошек и собак. Подспудно здесь даёт о себе знать моё образование... Увлекаюсь также конхиологией (это одна из географических поднаук, изучающая вымерших и ныне живущих моллюсков).
    Организаторам сайта хотелось бы пожелать новых идей, авторам - творческих успехов, читателям - оправдания их ожиданий.
    Спасибо Вам.
    
    
    
    Арома Лайм (23.05.2011г.)
    
    
Юбилейный блиц-опрос - 2

Юбилейный блиц-опрос

«Клубочку» – 10 лет!

Алексей Борычев

Юрий Лукач

Новогодний блиц-опрос 2012/2013

Александр Балтин

Татьяна Лобанова (Анна Плюско)

Татьяна Ротанова (Вирява)

Надежда Буранова

Ефим Хазанов

Филипп Пираев

Новый год-2012

Дмитрий Ильин

Виталий Жаров

индиго (Юлия Крылова)

Марина Хабадаева

Александр Шведов

Новогодний стол - 2011

Ася Павлова

Светлана Макаренко

Сергей Тимшин (Мартовский)

Виктор Калитин

Юрий Ходарченко (марсовой)

Леонид Цветков

АС (Александр Денисов)

Julia_forever

Игорь Царев

Эдуард Учаров

Арома Лайм

Новогоднее интервью 2010г.

Александр Крест

Геннадий Михлин

Екатерина Шталь

Ира Арт

Виталий Молчанов

Александр Кожейкин

Вежливец

Ольга Росс

Воронов Сергей

Уваркина Ольга

Фома Ухмылкин

Михаил Галин и Анатолий Ларионов

Алёна Сократова и Арсений Платт

Авторы Клубочка (новогоднее)

Создатели сайта

Напишите свой комментарий.
Тема:
Текст*:
Логин* Пароль*

* - это поле не оставляйте пустым

29.09.2011 20:31:22    Дмитрий Ильин Отправить личное сообщение    
Привет поэту-конхиологу от поэта-дилетанта! (ИБ утверждает, что «Поэзия – лучшая школа неуверенности.»)
Прочёл интервью.
Некоторый эпатаж в интервью вообще не вреден (типа «пространство враждебно к субъекту…») Вон С. Дали и Ф. Киркоров ещё не так отрываются… :))
Честно признаюсь, что на сайте я без году неделя, и сейчас исхожу исключительно из текста интервью…
Импонирует уважительное отношение к культуре, сложившейся к моменту рождения автора. :))
Думается в реальной жизни никаких образов не бывает – образ результат восприятия и обработки жизни душой человеческой… Почему, кстати, у кого с ней (душой) проблемы, поэзией – творчеством, образным по определению, не занимаются – занимаются прозой и то не всякой, а исключительно миметической, а ещё чаще – просто журналистикой… ИМХО, естественно.
Обратило внимание рассуждение о соотношении возраста тела и души – понятно и близко.
Совершенно замечательна строфа дождя…
По поводу всяких ЛИТО и поэт. тусовок опыт у меня (по возрасту) ба-ага-атый… Обхохочисься, Виталий… Отдельная глава биографии. Гомерически смешная.
Кстати о витиеватости и т.п. Помню в одном письме (не мне) К. Маркс заключил: Извини за длинное письмо не было времени подумать…» :) Шучу – думаю причина в другом: нам кажется, что мы можем выразить что-нибудь исчерпывающе, если побольше слов употребим… Неа! Речь принципиально неисчерпаема. Опять же ИМХО.
Заинтересовался, что за штука такая – Progressive metal. Посмотрю в инете.
Вообще завтра-послезавтра пойду смотреть Ваши стихи (признаюсь честно – однажды хотел, но отпугнуло фото!.. Не обижайтесь, пожалуйста, – всегда встречают по одёжке!)
До новых встреч

Дмитрий Ильин
Комментарий изменён: Дмитрий Ильин - 29 сентября 2011 г. в 20:36:43
     
 

30.09.2011 10:40:50    Виталий Жаров Отправить личное сообщение    ...
Мысль - исчерпаема. Если должным образом её закончить...
Комментарий изменён: Виталий Жаров - 16 октября 2011 г. в 08:30:51
       

Главная - "Клубочек" в лицах - Виталий Жаров

Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru