Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего
Главная - Кафедра - Беседы о поэзии - Закончить стихотворение сложнее, чем его начать (Александр Кожейкин)


Закончить стихотворение сложнее, чем его начать

(Александр Кожейкин)

Что сказал Гадамер?
(вместо вступления)

    Тема настоящей беседы, на первый взгляд, проста – все пишущие стихи прекрасно понимают, для чего нужна концовка (завершение стихотворения или его финал – назовите, как угодно). С другой стороны, тема спорная. Кто-то скажет: именно в этой части поэтического произведения может находиться ключ к пониманию всего стихотворения. Другой заметит, что все уже сказано, и концовка произведения подобна затухающей мелодии. В то же время может прозвучать и такое мнение. В эпических произведениях концовка, как может показаться, почти не связана с действием, в отличие от развязки. В этом случае это может быть авторская сентенция.
    Но еще Ханс Георг Гадамер, касаясь проблемы интерпретации текста, заметил: «Целое надлежит понимать на основании отдельного, а отдельное – на основании целого». Эта мысль применима и к финальной части стихотворения, которому по определению должна быть присуща фонетическая и грамматическая законченность.
    В прозаических произведениях также есть концовка – завершающая часть художественного произведения, следующая за развязкой, эпилог, но стихотворцам куда сложнее: ведь хорошее стихотворение предполагает наличие особой внутренней логики и имеет куда более сложную структуру, отличающую стихи от профессиональной совершенной прозы.
Больше размышлять…

    Читать настоящее стихотворение – искусство, потому что нужно не просто прочитать произведение, но творчески осмыслить его, т.е. увидеть то, что спрятано между строк. Понять, что именно нам рассказывают или показывают, обычно не сложно, а вот догадаться, зачем это написано, для чего поведано нам, нужны усилия.
    «Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» сказал Рене Декарт, и если после прочтения стихотворения возникнут эмоции и мысли, которые могут быть и не обозначены непосредственно в стихотворении, стихотворец может поздравить себя с небольшой победой.
    Недосказанность часто нарочита и провоцирует читателя на размышления. Вот как, например, в следующем стихотворении:
    
    Арома Лайм
    
    Если женщина не права
    
    За небрежностью слов - провал,
    Бьются души о дно ущелья.
    Если женщина не права,
    Попроси у неё прощения.
    
    Подарил и забрал цветок -
    Без признанья осталась прима.
    Не каприз видит мудрый бог,
    А желание быть любимой.
    
    Те, кто были вчера близки,
    Разбредутся по разным тропам.
    Красным капают лепестки.
    Раскрывает объятья пропасть.
    
    Неприкаянно по земле
    Бродят сны и обиды-гости.
    Обернись, разгляди во мгле
    Перекинутый тонкий мостик.
    
    Здесь концовка видится закономерным завершением художественной картины. Лирическая Героиня видит тайное и скрытое – то, что не увидит простой человек.
    Поэт обращается с обращением к людям, предлагая после прочтения разглядеть мостик во мгле, который и остается многоассоциативным послевкусием произведения.
«А у кольца начала нет, и нет конца»

    Закольцованность сюжета используется часто в музыке, когда начальная тема повторяется в финале. Но часто такой прием используется и в поэзии. При этом повторение происходит порой на более высоком смысловом уровне. Вот характерный пример.
    
    Игорь Царев
    
    На Божедомке Бога нет
    
    ...На Божедомке Бога нет.
    И пешим ходом до Варварки
    Свищу, заглядывая в арки,
    Ищу хоть отраженный свет,
    Но свежесваренным борщом
    Из общежития напротив
    Москва дохнет в лицо и, вроде,
    Ты к высшей тайне приобщен.
    
    Вот тут и жить бы лет до ста,
    Несуетливо строя планы,
    Стареть размеренно и плавно
    Как мудрый тополь у моста,
    Во тьму, где фонари растут,
    Под ночь выгуливать шарпея,
    А после пить настой шалфея
    Во избежание простуд...
    
    Столица праздная течет,
    Лукаво проникая в поры:
    И ворот жмет, да город впору,
    Чего ж, казалось бы, еще?
    Зачем искать иконный свет,
    Следы и странные приметы?
    Но кто-то ж нашептал мне это:
    На Божедомке Бога нет...
    
    Здесь видно, как кольцевая композиция работает на общий смысл поэтического произведения. Афористическая концовка также весьма распространена среди поэтов, как, например, в следующем стихотворении.
    
    Юрий Ходарченко (марсовой)
    
    Ave Morituro
    
    Наш шаг натружен, пусть и без оков.
    Одежды мало, ненависти – меньше.
    Мы, дома, мастерили бы скворечни,
    Здесь мы – рабы и потрясатели основ.
    
    Идем гуськом. Кому идти назад?
    Толпе на откуп отданы итоги.
    Мы держим строй, а нас не держат ноги.
    И где-то дома полнится лоза.
    
    На местной почве, около трибун
    Оставим тех, кого судьба укажет.
    Суровой стражи плещутся плюмажи.
    Как волны на далеком берегу.
    
    Нас память возвращает вновь и вновь
    Под "шахматку" Помпеевых центурий
    За «Ave Cesar – ave morituro…»
    Хвала живым, идущим на любовь.
    
    Этот финал больше походит на громкий лозунг, и он достойно венчает стихотворение.
    А это произведение наглядно иллюстрирует другой тип финала – концовки-вопроса
    
    ladydi (Светлана Макаренко)
    
    "Я у другой украла этот день..."
    
    Я у другой украла этот день,
    И эту ночь. И просветы, и всплески.
    И вот луне совсем уже невмочь
    Лучом сбивать узор на занавесках.
    Я все украла. Сумасшедший тать!
    Я радуюсь мгновениям, что проходят…
    И как песок сквозь пальцы пропускать
    Мне надо их. А силы – на исходе.
    Я все украла…Чем же я живу?
    И что меня пьянит, и что волнует?
    Рифмованную, странную канву
    Мне сердце неспокойное диктует.
    Я крохами сыта, как воробей.
    Мгновениями из часов песочных.
    Я все краду. Но обвинять – не смей.
    Мне Бог судья. Но он судить – захочет?..
    
    Почему-то мне вспомнилось в этой связи замечательное стихотворение Владимира Солоухина «Слово», отрывок из которого великолепно отражает все перипетии творческого поиска поэта:
    
    «Сегодня утром я заканчивал стихотворение
    И долго мучился над словом, которое не хотело приходить.
    Я брал слова и пробовал их:
    На вес,
    На вкус,
    На запах,
    На цвет,
    На прочность,
    На оттенки вкуса, цвета и запаха
    Почти неуловимые оттенки, но в том-то и состоит
    Вся прелесть и вся соль
    Необыкновенного нашего ремесла…
    
    (с) В. Солоухин
Вместо эпилога

    Итак, мы можем видеть такие типы финалов стихотворений, как: афористическая строка, финальное назидание, характерное для басни, неожиданный остроумный вывод, допустим, в эпиграмме и вопрос в финале. Концовка может в точности повторять начальную строку стихотворения, а может быть приведена по отношению к ней с некоторыми изменениями исходного текста. Кроме того, концовка может содержать важный вопрос, поразмышлять над которым автор приглашает всех читателей. Вообще говоря, вариантов завершения стихов еще немало, и читатели увидят их в стихах других поэтов нашего сайта
    Возвращаясь к мысли Х. Г. Гадамера, очевидно, что взаимное согласие частей и целого помогает правильности интерпретации произведения. Если такого согласия не возникает, значит, понимание читателем авторского замысла может не состояться. Вот почему закончить стихотворение сложнее, чем его начать.
    
    Александр Кожейкин (08/10/2010).
    


Напишите свой комментарий.
Тема:
Текст*:
Логин* Пароль*

* - это поле не оставляйте пустым

08.10.2010 21:15:58    Ведущая раздела Клубочек в лицах Член Совета магистров Галина Булатова Отправить личное сообщение    
Иногда к созданию концовки приводят просьбы читателей, как например, в моём конкретном случае. Композитору для мелодии нужно было чётное количество строф. ) Но я рада, что вызрела именно такая концовка, которая не прошла мимо твоего взора, Саша. Спасибо тебе за использование меня в качестве примера - тронута и польщена!
С теплом, А.
     
 

09.10.2010 10:43:37    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Согласен.
Спасибо тебе за внимание, Галя!

С теплом
       

11.10.2010 07:06:07    Елена Костакова Отправить личное сообщение    
Прочитала с большим интересом.
Спасибо!
С теплом,
     
 

11.10.2010 08:16:46    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Я рад и признателен за отзыв, Лена!
       

19.11.2010 19:45:33    Leyla Begim Отправить личное сообщение    Отзыв
Саша, с большим интересом прочла твою статью. Я каждый раз, читая твои статьи про поэзию, ощущаю себя в аудитории, где лекцию читает потрясающий лектор! Восхищена твоим разносторонним талантом! ( и здесь понимаю - как Гадамер был прав!) С теплом и восхищением,

P.S. Случайно заметила. что я незалогировалась, написав отзыв) Катастрофическая нехватка времени приводит к недочётам) С виноватой улыбкой, Лейла
Комментарий изменён: Leyla Begim - 19 ноября 2010 г. в 19:47:42
       

03.12.2010 15:28:53    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Спасибо, Лейла!
       

30.11.2010 18:55:21    Лауреат Ежегодной премии Клубочка Михаил Галин Отправить личное сообщение    
Саша, привет!
Наткнулся на твою рубрику случайно: в дискуссиипосле обзора Оли Уваркиной тебя ругнула одна из санитарок сайта. Спасибо ей за PR!
Безусловно, я должен винить лишь свою невнимательность и недостаток времени. Прочёл только эту статью, и считаю, что ты молодец! Особенно важно, что ты иллюстрируешь свои мысли произведениями авторов сайта. Стоило бы поговорить по каждому стихотворению, по каждому извиву мысли, кое в чём и поспорить - но где взять столько времени.
Ты предлагаешь передать рубрику другому? Ну, и что будет: ярлычки "это гениально" и "это никуда не годится"? Не многие способны иллюстрировать свои мысли анализом, а не декларациями, жаль рубрики.
Но если ты её бросаешь (понимаю, у тебя временти тоже нехватает), может, заведёшь другую, например, "анализ одного стихотворения"? Было бы крайне интересно обсудить плюсы и минусы выбранного тобой опуса, может и автор вмешался бы и разъяснил что-то. Только не выбирай из обидчивых гениев, пусть сами себя и хвалят. А споры по одному стиху не требуют таких затрат времени, как обдумывание многих. Я в этой статье почти по каждому мог бы что-то сказать.
В заключение, замечание (как же я могу без него):
мне кажется, было бы нелишним акцентировать, что очень многие поэты пишут многие стихи начиная именно с ударной концовки. Я не раз с этим встречался и сам нередко так делаю. Начало - очень важно, но концовка - ещё важнее!
А вообще вопрос - с чего начинается пмсание стиха - тоже неплохая тема.
     
 

03.12.2010 15:26:22    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Спасибо за оценку, Миша!
Да, тема неплохая.
И вообще проблем и интересных тем в теории поэзии пруд пруди.
Но я больше не веду эту рубрику.
Мне было наглядно доказано, что я не вполне компетентно излагал суть предмета, и я предоставляю это право более грамотным филологам.
Комментарий изменён: Александр Кожейкин - 03 декабря 2010 г. в 15:27:13
       

09.01.2011 11:43:31    Элла Бит-Катча Отправить личное сообщение    
Александр, спасибо Вам большое за беседы!
Есть о чем задуматься. Не раз еще буду возвращаться и перечитывать.
Жаль, что Вы решили оставить эту рубрику…
Очень жаль((((
     
 

15.02.2011 17:36:57    Фоменко Оля Отправить личное сообщение    
Учусь писать стихи. Прочитала, чтоб дальше учиться писать. Большое спасибо.
     
 

Главная - Кафедра - Беседы о поэзии - Закончить стихотворение сложнее, чем его начать (Александр Кожейкин)

Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru