Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего
Главная - Кафедра - Беседы о поэзии - Девять десятых (о детской поэзии на Клубочке) (Александр Кожейкин)


Девять десятых

(о детской поэзии на Клубочке)
(Александр Кожейкин)

Есть чем гордиться
(вместо вступления)

    В данном эссе речь пойдёт о детской поэзии на Клубочке. Разве можно обойти в «беседах» эту интересную тему? Далеко не на каждом сайте собрана такая богатейшая коллекция замечательных детских стихотворений интересных поэтов! Среди них Нина Пикулева, Михаил Галин, Семен Венцимеров, Александр Шведов, Геннадий Михлин, Семён Островский, Юрий Юркий, Лия Мишкина, Марина Хабадаева, Николай Селезнёв, Арома Лайм, Ольга Уваркина, Фома Ухмылкин, Антосыч, Эдуард Учаров, Артур Арапов и многие другие.
    Давно уже никого не приходится убеждать в том, что писать детские стихи намного сложнее, чем «взрослые». Дойти до души самого маленького читателя непросто. В то же время такой читатель – самый благодарный и искренний – ведь лукавить в угоду интересам, не имеющим отношения к литературе, дети не могут.
    Роль детской литературы в воспитании огромна. Психологи утверждают: личность взрослого человека на 9/10 обусловлена заложенными в нас в раннем возрасте образами, представлениями, эмоциональными клише. И становится понятно: литература в целом и поэзия, в частности, представляет собой одно из мощнейших средств так называемого активного формирования личности, да простят меня читатели за наукообразное изложение.
    Если вспомнить биографии известных поэтов, нетрудно увидеть: многие будущие «таланты» формировались в самом раннем детстве – можно привести в пример А.С. Пушкина и его знаменитую няню – простую крестьянку Арину Родионовну Яковлеву, которая знала множество напевных русских песен, забавных побасенок, старинных былин и мудрых сказок. Примеров таких немало.
    Если прочесть «детские» стихи поэтов Клубочка, можно удивиться их широчайшему тематическому спектру: на сайте представлены стихи юмористические, сатирические, в чем-то парадоксальные, имеются так называемые страшилки и стихи-загадки. Однако есть и некоторые общие черты, свойственные детской поэзии сайта. В большинстве их отсутствует изрядная доля занудства, которое порой приходится встречать на Стихире. Многие стихи не поучают своего читателя напрямую: для воспитания человеческих качеств у поэтов находятся другие средства – юмор, ирония, загадка, наконец, игра.
«Покатайся со мной…»

    Игра. Именно игровое начало характерно для детской поэзии, и хотя у разных поэтов оно проявляется по-разному, увлекательная игра может стать основой сюжета, как в следующем стихотворении.
    
    Нина Пикулева
    
    Зима пришла!
    
    На горе ледяной
    Покатайся со мной –
    Эх, зима!
    
    Хочешь – лыжи возьми
    И меня догони!
    Эх, зима!
    
    И мороз – не велик,
    Да стоять не велит!
    Эх, зима!
    
    Красота – вокруг!
    И не снег, а пух,
    В эту снежную перину
    Да с разбегу – ух!!!
    
    Вслушайтесь! Это стихотворение не только описывает определённую игровую ситуацию, в данном случае, лыжные гонки – оно воссоздает даже ритм игры. И дети живо представляют зимний денёк, заснеженное поле или опушку леса и увлекательное состязание: кто кого перегонит на лыжах с горки. В строках приведенного выше стихотворения даже падение в снег передано весьма наглядно!
    Сила детского поэта, на мой взгляд, в умении переложить детские стихи на понятные визуальные образы. Это понятно, абстрактные стихи не смогут быть расшифрованы такой своеобразной аудиторией. И поэтому детские поэты пишут так, как будто рисуют книжку для детей: красочную, яркую с множеством забавных персонажей.
    Кстати, замечу, иллюстрация к стихотворению для детей лишней не будет. И не случайно в книгах Нины Пикулевой, изданных крупными издательствами страны, так много красочных рисунков. Они призваны еще более облегчить задачу маленькому читателю. Чем понятнее произведение и чем лучше оно перекладывается на образы, тем легче ребенку войти в мир поэзии, представить реальность «героев» стихотворения, заинтересоваться ими.
Бурундучки, «чучела-мяучела» и другие

    Мир, окружающий маленького человечка, огромен и непостижим. В нём так много интересного. Читая следующее стихотворение, я живо представил, как малыш впервые узнает про такого зверька, как бурундук. Марина Хабадаева изобразила его настолько ёмко, настолько интересно, что сразу становится понятен его характер («Он ворчлив, кряхтит, сопит/И все время сладко спит»)
    
    Марина Хабадаева
    
    Бурундучок
    
    В гнездышке из теплых рук,
    В мягкой спаленке
    Поселился бурундук —
    Маленький...
    
    Сжато счастье в кулачок
    Слабых пальчиков,
    А зовут пока еще:
    Мальчиком...
    
    ***
    
    Мальчик маленький — Матвей —
    Бурундук среди людей.
    
    Он ворчлив, кряхтит, сопит
    И все время сладко спит.
    
    Дверь закройте на крючок:
    Озорник-бурундучок
    
    Испугал малышку нашу –
    Старшую сестричку Машу:
    
    Он кусает маму в грудь —
    Эй, спасите, кто-нибудь!..
    
    Я уже не помню, от какого родителя мне пришлось услышать такую фразу. Он сказал примерно так: «Добывать детское духовное питание сегодня гораздо труднее, чем фрукты, соки и йогурты, но заниматься этим всё равно придётся, иначе ребенка наше телевидение незаметно превратит в нравственного урода...»
    Просматривая телеканалы, сразу приходишь в удручённое состояние. И многие родители согласятся со мной. Если вы хотите вырастить гармоничную личность из своего дитя, то за такую личность вам придётся побороться с нашими масс-медиа.
    К счастью, прилавки книжных магазинов, наряду с низкокачественной, содержат и образцы хорошей детской литературы. К тому же интернет, в частности, наш сайт, может существенно помочь. Вот, к слову, замечательный пример иронического детского стихотворения.
    
    Уваркина Ольга
    
    Кошкин дом ("На даче")
    
    Окотилась наша кошка
    На веранде под окошком.
    Пять на свет явилось крошек,
    Удивительных котят,
    Посадили всех в лукошко,
    Под бочок у мамы кошки,
    Пусть они поспят немножко,
    Отдохнут и поедят.
    Мы семье мешать не будем,
    Как – никак, мы всё же, люди.
    Молочко и корм на блюде,
    Мы на цыпочках уйдём...
    Только каждую минутку,
    Под любым предлогом чутким,
    Вот уже вторые сутки
    Навещаем Кошкин дом.
    
"Отгадайте, как их звали?"

    Невозможно не заметить: на Клубочке собрана настоящая сокровищница для детей. В ней меня особенно заинтересовали детские загадки в стихах. Всем понятно, какой это важный инструмент для развития ребёнка, и я просто приведу наиболее яркий пример таких замечательных стихов.
    Антосыч
    
    Детские загадки 1
    
    1.
    В чаще леса музыкант,
    Он трудяга и талант, -
    Даже утром рано-рано
    Слышно звуки барабана.
    
    2.
    Три хорошеньких зверюшки
    Долго строили избушки,
    И от волка убегали…
    Отгадайте, как их звали?
    
    3.
    Круглый, маленький, румяный
    По тропинке утром рано
    Быстро двигался без ног.
    Кто же это?...
    
    4.
    Не боимся больше лени,
    Не страшна нам больше скука, -
    По хотению, по веленью
    Все исполнит рыба...
    
    5.
    Это что ещё за птица,
    Если плачет, веселится,
    И в жару, и в январе
    Все кудахчет на дворе?
    
    6.
    Белобокие барашки
    Распустив свои кудряшки
    Стадом по небу бредут,
    Чудо темное ведут.
    
    7.
    Не руля, на теплом месте, -
    Не шучу, на самом деле, -
    За красавицей-невестой,
    Ехал с песнями...
    
    8.
    На плите стоит домишко,
    Вместо крыши - просто крышка.
    Открываем без труда,
    А внутри него – еда!
    
    9.
    Знает каждый это блюдо,
    Не кусочками, не грудой,
    Цветом – будто простокваша,
    Это – рисовая...!
    
    10.
    Вот загадочка, малыш,
    Непростая для тебя -
    На него ты поглядишь,
    А увидишь в нём себя!
    
    Ответы вразбивку: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф--Наф, Емеля, Кастрюля, зеркало, дятел, колобок, каша, щука, облака-туча, куры.
    
    Загадки – неотъемлемая часть детства. Они помогают понять окружающий мир, их можно загадывать ребенку буквально на ходу: по дороге куда-нибудь или во время длительной поездки в транспорте.
    На первый взгляд может показаться: загадывание загадок – всего лишь забава, не более того. Но талантливая загадка – это маленькое произведение искусства. Загадка умна, поэтична, она ненавязчиво учит ребенка думать и анализировать. А поскольку есть загадки почти о любом предмете и явлении, поиски ответов расширяют знания ребенка об окружающем мире.
Выбор за вами!

    Благодаря детской поэзии многие знания, накопленные человечеством, приобретаются детьми не пассивно, а с живым интересом. Благодаря ярким и выразительным описаниям в стихах будущий гражданин учится понимать красоту родного языка. Он понимает, как много разнообразных, самых удивительных сравнений можно придумать для самых обычных предметов.
    Разумеется, детская поэзия не самоцель. Она помогает обогатить речь ребенка, увеличивает его словарный запас наряду с другими средствами искусства. Нельзя не видеть ее огромную роль в пополнении детского словарного запаса. Многие детские стихи обладают важным качеством – они развивают чувство юмора.
    Не буду утомлять читателя нудными фразами и скажу только то, до чего дошел сам, воспитав двоих своих детей. Тот, кто желает правильно сформировать систему представлений об окружающем мире и стремится заложить у своего дитя основы миропонимания, неизбежно придет к лучшим образцам детской поэзии. Дети могут стать эгоистами или альтруистами, злопамятными или милосердными, храбрыми или трусливыми, раздражительными или терпеливыми, совестливыми или бессовестными. Всё зависит во многом от родителей, но детская литература, в смысле настоящая детская литература, в том числе поэзия, им только в помощь.
    Пользуясь случаем, разрешите поздравить пап и мам, дедушек и бабушек, сестёр и братьев нынешних школьников с предстоящим Днём Знаний и пожелать им всего самого доброго в преддверие этого значительного детского праздника.
    
    Александр Кожейкин (25/07/2010).
    


Напишите свой комментарий.
Тема:
Текст*:
Логин* Пароль*

* - это поле не оставляйте пустым

29.08.2010 20:37:55    Член Совета магистров Уваркина Ольга Отправить личное сообщение    
Саша, спасибо за добрый обзор! Сегодня сообщили, что нашу песню, написанную в соавторстве с Анатолием Ушановым, "Солнечный клоун" издательство "СЕМРИК"включило в выпуск газеты "Школьник" №34 с музыкальным файлом...
     
 

30.08.2010 06:23:24    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Ольга!
Поздравляю!
Это знаменательное и радостное событие и для тебя, и для Анатолия!
Желаю новых творческих успехов и новых замечательных стихов!

С теплом души
       

30.03.2011 00:10:24    Евгения Алёшина Отправить личное сообщение    
Мне на Клубочке именно детская поэзия нравится, даже больше, чем иная. Я сама стала для своих детей писать, только тогда поняла, как же это сложно!
     
 

01.11.2011 15:31:07    Нина Пикулева Отправить личное сообщение    
Александр, Вы сделали замечательный обзор, от души благодарю Вас. И за саму идею, и за желание высказать своё мнение, обобщить, поделиться наблюдениями, за добрый тон и добрые слова в адрес каждого детского автора. Временами казалось, что детские стихи на "взрослом" сайте не столь востребованы, поскольку под ними у меня, к примеру, очень редко появлялись комментарии. Несколько раз появлялось желание не публиковать больше стихов, раз они оставляют равнодушными читателей. Ваш обзор вселил надежду...
С благодарностью,
Ваша землячка.
     
 

Главная - Кафедра - Беседы о поэзии - Девять десятых (о детской поэзии на Клубочке) (Александр Кожейкин)

Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru