Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего
Главная - Конкурсы - Королевский турнир - 5 - Обзор кураторов конкурса

"И девы-розы пьем дыханье ..."


Обзор кураторов конкурса


    Как почти двести лет тому назад сказал классик, все возрасты покорны любви. Вот и мы подводим итоги 5-го (юбилейного!) Королевского турнира. 11 поэтов мужчин разного возраста, стиля и степени таланта представили на турнир по тексту о любви к женщине, даме сердца. Посему рассмотрим оные тексты в порядке подачи заявок на участие в турнире.
    
    Поскольку нас, кураторов, - пара, то следуя терминологии заокеанского полицейского детектива далее по тексту, подчёркивая мысли друг друга, мы будем зваться напарница и напарник.
    
    1. Зов / Сергей Тимшин (Мартовский)
    
    Далекая! Ты ли по жизни не знаешь,
    Что годы-мгновенья во сны убывают?
    И если любимых надолго теряешь –
    С другими любимые нас забывают…
    
    Я буду любить тебя неотделимо -
    От взгляда в упор, от горячего чувства!
    Ревниво и жадно, и неукротимо -
    До злого упрямства, до гневного буйства!
    Я буду дышать тобой кожно и венно,
    Даруя раба неуклюжие ласки!
    Я буду вбирать тебя самозабвенно,
    Как чуткий ребёнок вечерние сказки.
    Заботливей сына, отзывчивей брата,
    Несчастней отца, что дворцов не имею, -
    Я буду любить тебя тАк виновато
    За то, что любимей любить не умею!
    И трудно, и больно, и кровно, и грешно,
    В святую твою, прорастая природу,
    Опять целовать – зачаровано, нежно –
    Волос серебристость, морщин позолоту,
    И синюю струйку, бегущую шеей,
    И родинку-каплю, и детскость ключицы,
    Не мысля родней и милей украшений, -
    Тревожная, тёплая, поздняя птица!..
    
    Далёкая!.. Ты ли, кАк любят, не знаешь –
    За вечность небес, и за крыльев усталость,
    За то, что любимых так просто теряешь,
    За то, что мгновений так мало осталось…
    
    Мнения пары кураторов разделились. Напарница, склонная к тяжеловестно традиционной образности и по-дамски экзальтированно эмоциональная, в восторге. Напарник, напирающий на новизну и завуалированные аллюзии, отдавая должное композиционной завершённости и гладкости текста, считает оный добротным, но серийным. Однако поэт к поэту всегда предвзят, к примеру, Твардовский не любил Вознесенского. Что же до рядового читателя, особенно в возрасте, то тот наверняка почувствует по прочтении созвучие собственному настроению, а ведь ради этого и пишется текст.
    
    
    2. Серенада в готичном стиле / Тщеслав Поверхаев
    
    Придите в час, когда лицо и лик
    В личины превращаются луной,
    Вы, нежная, как горсточка земли,
    На promenade по кладбищу со мной?
    
    Я буду ждать на лавочке как раз
    У третьей справа гробовой плиты.
    Примите в дар букет пурпурных астр.
    Не правда ль - очень милые цветы?
    
    Озябли? Вот, возьмите мой пиджак.
    Не бойтесь. Это только листьев шум.
    Прильните к моему плечу, дрожа.
    Я Вас совсем не больно укушу.
    
    Пусть захлестнет нас нежности поток,
    И, сбросив хлам условностей и догм,
    Мы воспарим над этой суетой
    И облетим всю землю от и до...
    
    Кабак? Mon Dieu! Mais pourquoi кабак!
    Ведь я твержу о вечном, о душе...
    О времена, о нравы! Как же так!
    Helas! Marchez-vous au derriere, ma chere!
    
    Книжная вещица! Похоже, автор знает иностранный язык и не один, плюс довольно начитан и наслышан: "таится лицо под личиной" (с) - навеял первый катрен. Однако далее всё несомненно изысканно от строгой композиции до рифмы и неожиданной концовки. Не текст, а оригинальный французский сувенир, украшение книжной полки. Такой напарница купила бы себе, а напарник - знакомой даме в подарок.
    
    
    3. Он пришел как обычно, в четверг, со своими ключами / Александр Шведов
    
    Он пришел как обычно, в четверг, со своими ключами.
    "Рыбный день"- про себя прошептала она -"нескончаем".
    Что ключи-то... пускала его уж скорей по привычке.
    А привычка, кажись, пострашней самой ловкой отмычки.
    Раньше сохла, жалела, затем будто просто оглохла,
    раздвигая красивые ноги, как шторы на окнах...
    запуская в себя этот сбившийся с курса кораблик.
    Сколько дур, как она, наступило на эти же грабли.
    
    Он застрял до утра, ведь жена задержалась на даче.
    Эта ночь для мужчинки не стала большущей удачей.
    И под утро ушел...ох уж эти самцы-бандерлоги.
    А она раздвигала оконные шторы, как ноги.
    
    Доля ты русская, долюшка женская (с) ! Помнится, знаменитый тёзка автора, Александр Галич, отдал дань теме. Вот и данный текст так и звучит речетативом под гитару. Когда сочувственно о женщине и с укором о мужчине пишет женщина - это в порядке вещей. Но здесь - иная энергетика, та, что делает стихи - стихами, спасибо автору.
    
    
    4. Не осуждай за ложь... / Арсений Платт
    
    Милая, мало очень
    Было у нас ночей
    Летних, что дней короче
    И горячее, чем
    Солнце, такое рыжее.
    Их не хватило нам!
    Я обещал, что выживу?
    Тут правит бал война,
    И за победу, знаю,
    Жизнь заберет в залог…
    Я обещал, родная?
    Не осуждай за ложь.
    
    Признание в любви, письмо с войны. Второй мировой, Афганской, Чеченской?! Та самая, полная любовью светлая печаль. Просто и кратко, а значит - талантливо.
    
    
    5. Он все курил... / Влад Снегирев
    
    Он все курил, курил, как ненормальный,
    И все в глаза заглядывал с мольбой.
    Как он хотел любви моей печальной,
    Как не хотел он участи иной.
    
    И все ходил, шагами робко мерил
    Весь этот, им же созданный, уют.
    Я все молчала, глаз поднять не смея,
    Считая бег томительных минут.
    
    Но я могла лишь дать ему надежду -
    Холодную, как лунный, бледный свет.
    Он говорил, что будет все как прежде:
    Жизнь по привычке, - много, много лет.
    
    А я хотела только лишь вниманья,
    Немного ласки, счастья хоть глоток,
    Почаще слышать сладкие признанья,-
    Всего того, что дать он мне не смог...
    
    "Любовь сильна не страстью поцелуя! Другой любви вы дать мне не могли…" - "Что певалось дедами, то поётся внуками" (с) Вечная тема, раскрытая "старинным слогом русского романса", где и "холодный бледный лунный свет", и "сладкие признанья", и "счастия глоток", и "бег томительных минут". Здесь рояль нужен, тогда и текст зазвучит ещё более благородно.
    
    
    6. Ножницы / Цветков Леонид
    
    Отец тринадцатилетней дочери: "Ну, про что тебе написать стих?"
    "Ах, папа, отстань, пиши про что хочешь - ну, вон, хоть про ножницы..."
    Потом добавляет: "И про любовь, конечно"
    
    Иголки в подушечке – кожей ежа.
    Над тканью несчастной – расправа.
    За швейной машинкой сидишь, и лежат
    Блестящие ножницы справа.
    
    Ткань мнется, и нитка не лезет в ушко,
    И рез получается косо,
    Но режется нить разговора легко
    На ножницах острых вопросов.
    
    Неважно, какое из лезвий здесь – я,
    Когда отношения рвутся.
    Колечки на пальцах, как кольца блестят,
    То сходятся, то разойдутся.
    
    Вот щелкнули снова, и долго молчат.
    Но паузе длиться не вечно.
    Сверкнет, словно ножницы, режущий взгляд,
    И локона дрогнет колечко.
    
    И смолкнет машинка. И глупо острить
    По поводу дырки в сатине…
    Как прочно скрепляет нас что-то внутри,
    Как винтик блестящий в средине.
    
    Тема та же, что и у предыдущего текста: мужчина и женщина, их непростые отношения. Сравните и прочувствуйте разницу. Можно составить текст из набивших оскомину оборотов, что просто, сведя мораль к банальности, но если поднатореть, можно ввести в поэтический оборот новый необычный образ. Режущие кромки эгоизма, недоверия, подозрений, - сходящиеся и расходящиеся кольца, когда-то торжественно надетые друг другу, - и при всех неурядицах - любовь, накрепко соединившая две половинки целого. Совершенная метафора. И без эпиграфа ясно, что текст написан на одном дыхании, а значит вдохновенно. Так легко, наверное, декламировал на заданную тему Пушкинский импровизатор. В продолжение гитарной темы: в отличие от напарницы, напарнику-куратору довелось слышать романс на сей текст в исполнении автора, пение всегда сглаживает издержки текста, ну а если издержек нет, тогда и вовсе - фурор!
    
    
    7. Молитва / Kazimir
    
    Я любил и люблю, не устану любить,
    Я по-прежнему буду молиться...
    Александр Блок
    
    Пусть перекисью лет висок мой обесцвечен,
    Но все ж люблю через запрет одну из женщин.
    И даже крюк в полсотни верст – мне не преграда,
    Ее улыбка, голос, жест – моя награда.
    И в бурной жизни кочевой приют последний
    Набитой чушью голове –ее колени.
    Химеры предрассветных снов все чаще истины важней.
    Не обойди ты нас, любовь, монаршей милостью своей!
    
    Тема поздней запретной любви. Текст пересекается с первым текстом в данном обзоре. Нам, кураторам, по душе, когда кратко, а тем более так ярко и сочно. И точно, безрассудная любовь важней избитых истин, главное, самому любить, а любят ли тебя в ответ - дело десятое, полюбят, куда они денутся ...
    
    
    8. Зимняя любовь / Сэр Хрюклик
    
    Она пришла. С мороза. Раскрасневшись,
    Внеся холодный воздух и метель.
    Обыденного ужина поспешность,
    И лишь потом - заветная постель.
    
    Она пришла. Я чувствую украдкой,
    Держа пальто, что в бисере пурги,
    Сколь огненна атласная подкладка,
    Сколь горячи перчатки, сапоги.
    
    Жар-птица! Опьянён, хотя тверёзый!
    Я знаю, может, более чем кто,
    Как дышит страсть под шубой, на морозе,
    Как сладостно в парадной, под пальто!
    
    В любви не прекращаются сезоны,
    Она всегда на взводе, только тронь!
    Сожжёт мосты, разрушит все препоны
    Её неплатонический огонь.
    
    *****
    
    Она пришла. Кому какое дело?!
    Пальто - долой, наперекор судьбе...
    И нежный аромат духов и тела,
    И это всё - тебе! тебе! тебе!
    
    Интонации Игоря Северянина, а напарнику-куратору импонирует Северянин. Светло и страстно! И холодит в нынешнюю небывалую жару морозной свежестью! Мы рады за лирического героя и, естественно, за автора, ибо в лирическом герое всегда есть доля лирического героя, тем паче такая "картина маслом", как этот текст, могла быть написана только с натуры.
    
    
    9. Свободное падение / Николай Селезнёв
    
    Я любил, я падал в тебя,
    Был я ласков, шутливо груб,
    И травинку в руке теребя,
    Я смотрел красоту твоих губ.
    
    На втором этаже окно.
    Помнишь дым моих сигарет?
    Только это было давно,
    Может было, а может - нет...
    
    Помнишь тайну домашних стен?
    Ты тонула в моих словах.
    Я сидел у твоих колен,
    Я глаза твои целовал.
    
    Я просил за что-то простить,
    Говорил о любви слова.
    Помню - очень хотелось жить,
    Помню - крУгом шла голова.
    
    Вот оно, окно сентября!
    Снова хочется жить опять,
    Снова падать, падать в тебя,
    И глаза твои целовать.
    
    Просто, как городской романс, но не более. Искренне и чувственно, но технически не очень-то совершенно. "Тебя - теребя", "губ - груб" - в ушах навязло. Тем не менее, раз искра есть, то пламя разгорится, а техничность - дело тренинга.
    
    
    10. Не обнеси / Юрий Ходарченко (марсовой)
    
    Бокалом красного вина,
    Как жизнь моя – чуть-чуть с горчинкой,
    Июль я чествовать готов,
    Сквозь март, пробившийся ко мне.
    Дождя стена и дней стена –
    Все так торжественно и чинно:
    Есть серебро моих висков,
    Один бокал – тебя здесь нет.
    
    Тебя б на танец пригласить,
    А он, чтоб длился, длился, длился…
    Звон капель за моим окном,
    И ночь пугается свечи.
    Твой новый день – как он красив! –
    И ты летишь на колеснице,
    Летишь… Прошу лишь об одном:
    Меня судьбой не обнеси…
    
    Их столько было… Кто считал? –
    Рождений — я со счету сбился.
    Но где-то, на краю миров,
    Я за тобою не успел.
    Последняя ли здесь черта?
    Спешу к тебе, и снег искрится,
    И ноет «зыбкое» ребро,
    И край дороги мокр и бел.
    
    Красиво, не попишешь. Выверенная гармонией алгебра, серебряный век, июль сквозь март, осень, зима. Время, ускользающее сквозь пальцы. Недостижимый, как ни гонись, идеал. Фантастические, сюрреалистические образы. Тем не менее вся эта поражающая воображение конструкция зиждится на настоящем глубоком чувстве к Ней - Единственной! Не обнесли бы и нас судьбой любимые наши ...
    
    
    11. Cкупо плакала осень / Молчанов Виталий
    
    Скупо плакала осень в неполный бокал,
    Прижимая к глазам тучи скорбный сатин.
    «Закрываю кафе… Я за лето устал, –
    Мне сказал подошедший старик-армянин.
    И ещё он сказал: «Ты послушай дудук,
    Как страдают по близким, кого не вернуть».
    Скупо плакала осень – не громко, не вслух,
    А мотив, как кинжалом, колол мою грудь.
    Сотрясали рыданья хоромы души.
    Так срывается с круч родниковый поток,
    Превращается в сель, собирая гроши
    Капель слёз дождевых в миллионный оброк.
    Скупо плакала осень… Шипела листва,
    Словно змеи проснулись от быстрых шагов:
    «Не догонишь – ушла, круче нет волшебства,
    Чем испить пресный яд предстоящих снегов».
    Встать бы, стол отшвырнуть онемевшей рукой,
    Смыт с которой загар злым дождём добела,
    Побежать и вернуть… Змей шипящий конвой
    Проводил и улёгся опять у столба.
    – До свиданья, вернее, до лета, старик
    Вот тебе, дорогой, за вино и дудук.
    … Скупо плакала осень – не в голос, не в крик,
    Как мужчина, с любовью простившийся вдруг.
    
    Щемяще грустно. И подмывает скупо всплакнуть вослед за лирическим героем и осенью. Состояние героя, от которого вместе с ласковым летом ушла любимая женщина, передано опосредованно через образ плачущей нудным дождём серой тоскливой осени, скупая слеза, и всё разрушающие, как сель, рыдания внутри. И хотя только в конце текста появляется слово любовь, с первой строчки ясно, о чём идёт речь. А нахлынувшая было грусть сменяется неподдельным сочувствием лирическому герою и чувством радости за успех собрата по перу.
    
    
    12. Орг-выводы
    
    По итогам квалификации 7 достойных текстов вышли в плей-оф. Мы договорились о более тонких критериях оценки виртуозности авторов. Естественно, это наш сугубо субъективный взгляд на виртуозность. После первого тура осталость три текста - Шведова, Платта, Цветкова. В результате бурных дебатов с привлечением сторонней лексической экспертизы лучшим был признан текст "Ножницы" Цветкова Леонида.
    
    Поздравляем победителя!
    
    
    
    
    Надежда Буранова
    Александр Денисов (АС)
    
    
    
    

Напишите свой комментарий.
Тема:
Текст*:
Логин* Пароль*

* - это поле не оставляйте пустым

17.08.2010 08:27:37    Победитель конкурса Королевский турнир - 2015 Александр Шведов Отправить личное сообщение    
Надин и Саша. Как приятна Ваша высокая оценка моего стишка. Только на конкурсе у меня был выставлен другой.:
"А я подглядывал за ней".
«…И тихо, как вода в сосуде,
Стояла жизнь ее во сне». Иван Бунин


Запрятав, будто в алтаре,
свой сон в пушистые ресницы,
она лежала на ковре,
подставив взгляду ягодицы.

А я подглядывал за ней
за приоткрытой занавеской,
и распалялся всё сильней -
она ж была чужой невестой.

Но я был лишним. Был вовне
по уважительной причине:
стояла жизнь её во сне,
как в посеребренном кувшине.

Она была так хороша,
и не хотела пробуждаться.
А я смотрел, едва дыша,
чтоб красоте не расплескаться.

Придется турнир переигрывать:)))) (шютка).
Лёне Цветкову - мои поздравления. Теперь он царь до следующего турнира!



Комментарий изменён: Александр Шведов - 17 августа 2010 г. в 08:30:29
     
 

17.08.2010 09:59:10    AC Отправить личное сообщение     Глюк
Александр!
Помню, был вначале именно этот текст, но затем появился именно тот, какой дан в обзоре. Я так понял, что Вы его заменили, а если не Вы, то кто же?!
:)))
Комментарий изменён: AC - 17 августа 2010 г. в 12:55:02
       

17.08.2010 10:33:03    Победитель конкурса Королевский турнир - 2015 Александр Шведов Отправить личное сообщение    
Саня, всё было наоборот. Сперва был "Рыбный день", а потом он был заменен на "Подглядывание".
       

17.08.2010 13:04:01    AC Отправить личное сообщение    Первое слово дороже второго или пагубное действие перегрева
Да?

Помню, было 2 текста... Похоже, я первый текст скопировал для обзора, потом заметил подмену, но не удосужился скопировать, а когда после отпуска сел писать обзор, то начисто забыл о подмене. И Надежда написала мне на старый вариант, а потом в отпуске была без интернета. Короче, извини, обмишурились, но турнир без глюка, как ракета без боеголовки!
Впрочем, мне первый текст больше запомнился, чем второй :)
Комментарий изменён: AC - 17 августа 2010 г. в 13:04:46
       

17.08.2010 13:49:06    Победитель конкурса Королевский турнир - 2015 Александр Шведов Отправить личное сообщение    
Дык, я без "претензиев":)))
       

17.08.2010 22:51:23    AC Отправить личное сообщение    Товарищ Шведов, Вы большой писатель!
Паче чаяния, Sasha, растёшь над собой, Шведов времён подвала на Мытной и нонешний Шведов - это две большие разницы. В начале чтения очередного перла, думаешь, ну да, всё тот же Шведов, а с середины и к концу коришь себя за предвзятость: ай да Шведов, ай да Су-Сы !!! :)
       

29.08.2010 11:41:06    AC Отправить личное сообщение    И по совести, и по справедливости ...
Виват, Король, виват! Виват, Король! (с)
       

Главная - Конкурсы - Королевский турнир - 5 - Обзор кураторов конкурса

Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru