Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего
Главная - Кафедра - Обзор семнадцатый (знойно-флегматичный)


Обзор семнадцатый (знойно-флегматичный)

(Фома Ухмылкин)


«Каждый обзор – это всего лишь
моё субъективное мнение, не
претендующее на истину в
в последней инстанции»

Фома Ухмылкин




     Ну, что ж, начнём, пожалуй. И начну я этот обзор с нового автора, ник которого созвучен моему. Отношение к творчеству Тщеслава у меня пока противоречивое, но это произведение я оценил по достоинству, и считаю, что оно с честью может пополнить раздел «Золотые строки»!
    
    1. Тщеслав Поверхаев «Камень»
    
    Правдою сдобрить вздор
    Просто и вместе трудно.
    Сага и анекдот —
    Аверс и реверс руны.
    
    В путанице путей,
    Замыслов и исканий
    Слились и те, и те
    В теле граненном камня.
    
    Знать бы сквозь бархат мглы
    Ту роковую дату:
    Сколом какой скалы
    Был он рожден когда-то?
    
    Где на пути возник,
    Вехою иль помехой?
    Чей одинокий крик
    В нем отозвался эхом?
    
    Граней его игра
    Вечно в себе скрывала
    Тайну идеограмм
    Кварцевой пекторали.
    
    Взглядом пронзи его —
    Наверняка увидишь
    Каина произвол
    Или триумф Давида,
    
    Крах Ерихонских стен
    В гибельном труб аккорде,
    Мрачной Голгофы тень
    Или Синайский кодекс.
    
    Помнит он мудрость вед
    И позабудет вряд ли
    Стоунхендж и Тибет,
    Храмы Кецалькоатля.
    
    В сторону ту ли глаз
    Бросишь или иную —
    Гиза, Галикарнас,
    Скифия, Рапа-нуи…
    
    Канет звезда Полынь,
    И по степи кипчакской
    Мимо гранитных глыб
    Всадники вдаль умчатся.
    
    Сменит версту верста,
    Смолкнет акынов пенье —
    И поглотит Тартар
    Наше чумное время.
    
    Станет иным баланс
    Суши и океана —
    И все, что было в нас,
    И все, что было нами,
    
    Вдруг оживет на миг
    В яркой крупинке кварца.
    Притча, легенда, миф
    Будущих эр скитальцам.
    
     Специально не стал разрывать стих комментариями, дабы не нарушать целостность. Поговорим о достоинствах вышеозначенного творения. Во-первых, глубокий философский смысл, который я здесь усматриваю, начиная с названия. Камень – этот предмет настолько древний, что знавал динозавров и птеродактилей. Если представить, что камень способен впитывать информацию, а я склонен считать, что так оно и есть, то он может очень многое поведать человечеству, но молчит, хотя человек и пытает гранит, стремясь узнать как можно больше о прошлом. Кое-что ему удаётся. Во-вторых, меня подкупила информативная составляющая. Здесь есть, чем пополнить багаж. Умный и эрудированный, ну, например, как Платт или АС с удовольствием покачаются на волнах ассоциаций: кому, как не им предназначены эти замечательные ссылки-аллюзии; середнячок, стремящийся к развитию, к коим я отношу и себя, попросит помощи у поисковиков, а глупый, пожав плечами, пройдёт мимо. В-третьих, трудновыговариваемые названия в этом стихе читаются на удивление легко!
    
    Помнит он мудрость вед
    И позабудет вряд ли
    Стоунхендж и Тибет,
    Храмы Кецалькоатля.
    
    В сторону ту ли глаз
    Бросишь или иную —
    Гиза, Галикарнас,
    Скифия, Рапа-нуи…
    
     Как вы думаете, почему?! Да потому, что автор выстроил строку таким образом, где не только каждое слово, а каждая буква на своём месте! Это признак высокого мастерства.
     В-четвёртых, рифма, которой я всегда уделяю большое внимание. Здесь много глухих рифм. Гурманы, безусловно, это оценили.
     Есть ещё и в-пятых, в-шестых и в-седьмых, но я, пожалуй, ограничусь, чтобы не обижать других авторов.
    
    2. Сергей Богданов «Алушта»
    Алушта (Крым)
    Утро рано пробудилось, в море быстренько умылось,
    Вышло из-за тучи, увидало кручи,
    Солнце бросило с носка, осветило скал оскал,
    Звонкогорлыми горнами разбудило море Чёрное.
    И раздвинув туч постель, встал над морем Кастель,
    Только шапку держи, вымахнул Демерджи,
    И как старый дедуган, сгорбился Бабуган.
    «Как их держит суша?» - дивится Катюша.
    На западе просто так растянулся Чатырдаг –
    Море охраняют, ветры отгоняют.
    И серебряный Джур-джур уж щебечет свой бонжур
    Городу у моря, что с ветрами спорит.
    Как в масле галушка, нежится Алушта.
    Курортник с котомкой трусит к ротонде,
    Не выложишь грош, на пляж не попадёшь!
    Народу на пляже не представить даже,
    Кое-где лежат аж в три этажа,
    В море моют пятки, играют с солнцем в прятки.
    Кипарисами и дубом весь зарос Рабочий угол,
    Высока и важна старая Башня.
    Катит огненный шар – вот где жизнь хороша!
    
     Чем-то мне это набор скороговорок напомнило. «Без окон, без дверей – полна горница людей.» «В море моют пятки, играют с солнцем в прятки.»
    И, конечно же, примитивные рифмы: «умылось-пробудилось, охраняют-отгоняют». Но больше всего я смеялся над «дедуган-Бабуган»! Так и хотелось продолжить:
    
    И, как старая каргаг, «растянулся Чатырдаг»…
    
     Хотя и здесь информативность присутствует, но способ её подачи меня не впечатлил.
    
    3. Сергей Тимшин (Мартовский) «Чужие»
    
    
    По селу чужому
    К дому не родному
    Я иду подмерзший.
    Вечер сине-лунный,
    Как пьянчуга блудный,
    Звёздами обросший.
    
     Если «По селу чужому», то и ёжику понятно, что родным домом там и не пахнет. А «не родному» можно было и слитно написать, раз нет противопоставления. «Подмёрзший» по отношению к человеку…ммм, как-то не очень: это же не ледок на лужах.
    
    Переполошившись,
    Воодушевившись,
    Псы вдогонку лают.
    В окнах разноцветных
    Нет мне глаз ответных,
    Здесь меня - не чают!
    
    Ждущие – далече,
    Сон их безупречен.
    Вымерзла округа.
    Только я да вечер
    Мёрзнем, вжавшись в плечи, –
    Два приблудных друга…
    
     Где у вечера находятся плечи, в которые он вжимается? Страсть как хочется посмотреть! А как вам «приблудный друг»?! Тот ещё образ, смею заметить. Я-то, по своей наивности, полагал, что приблудными только псы бывают, ан нет! И друзья, оказывается, тоже! Зачем пуд соли съедать, да в беде познаваться?! Приблудился – и готово! «Не разлей вода», как говорится. А воды в представленном опусе разлито изрядно. И темка, и её развитие, и рифмочки… И ничегошеньки нового.
    
    4. Уваркина Ольга «Вина»
    
     Вот, на мой взгляд, образец, какими должны быть рифмы. Это – моя мечта! Стремлюсь к ней, да плохо выходит, а у Ольги – ни одной грамматической. Браво, маэстро!
    
    Среди миров в мерцании светил
    На тропах вечной Млечности белёсой
    Дай тайный знак, что уходя - простил,
    И я больным не мучалась вопросом...
    
    Сгорает день... И действие старо...
    Вращением земли в полоборота
    Стирает ночь запёкшуюся кровь
    Заката в тишине небесных гротов...
    
    Из немоты в тревожный сон - на стык,
    Из мрака безвозвратности далёкой
    Вселенскою виной приходишь ты -
    Виденьем состраданья и упрёка..
    
    Как во плоти - не тенью из угла...
    Смиренно скорбь и муку принимаю.
    Прости за то, что не уберегла...
    Прости за то, что я ещё живая...
    
    Кому могу на это попенять?..
    Из памяти калёными клещами
    Ты тащишь боль и мучаешь меня,
    А я себя до смерти не прощаю...
    
    5. Изгой «Сказ юродивого»
    
    Очинно длиннючее произведение, этакая баллада о юродивом.
    
    Что ж ветра так по трубам взбесились,
    что ж так грозы вовсю разгулялись,
    врата радуг на серость сменились,
    а окресты в грязи извалялись…?
    Ты послушай блаженного тихо,
    на юродство ни сколь не пеняя.
    Вон ведь как он проворно и лихо
    всё значение местом меняет:
    
     Вот опять таки образец, в пику Ольге, как не нужно рифмовать. «Лихо-тихо, разгулялись-извалялись»… А где изюм?
    
    «Разуверились…? Экое диво…!
    А была ли ль та вера в начале?
    Может, словом лишь в вере ретивы,
    а живёте в неверий печали?
    
     Что-то я не замечал, чтобы люди неверующие постоянно пребывали в состоянии печали. Улыбаются, как миленькие! И отсутствие религиозных убеждений в душе нисколечко не влияет на их настроение.
    
    Может все вы на круги обманщики…?
    За глаза ведь хуля да злословя,
    равно пришлым скитальцам-шарманщикам
    упражняетесь лишь в пустословие?
    
     Существуют слова-затычки. Все про них знают, да не все пользуются, но вот что удивительно: здесь даже затычка-ведь не смогла дырку заткнуть! Это ещё надо постараться, чтобы так-то суметь.:)) Рассуждения юродивого о пользе поразмыслить своим умишком опускаю: пространно и размыто. А вот дальше:
    
     «Кликни, кликни…!» - взревели вдруг те,
    кто до этой поры всё молчали
    пряча лики в густой темноте
    старых древ, что у края торчали:
    «В цепь безумца, а лучше… в острог!
    Чтоб не видеть его и не слышать.
    Наш урядник с смутьянами строг,
    да и с теми, кто вровень не дышит!»
    
     «Дышать вровень» - это сильно! Да и прячущиеся тоже хороши: то молчали-молчали, и вдруг как взревут! На протяжении всего опуса меня неотступно преследовала мысль: почему всё это в темноте-то происходит? Ну, оказался юродивый на паперти в тёмное время суток, так на то он и юродивый, а остальные-то для чего туда припёрлись? Или малахольный светлым днём объявления всюду расклеил? Дескать, сегодня в 23.00 на паперти местной церкви состоится проповедь, докладчик – я. Явка стого обязательна.
    
    «Кликни, барин…» блаженный глаза
    потихоньку от дола приподнял:
    «Делай дело, коль слово сказал.
    Всякий мыслит лишь так, как он понял
    то, что рещено в мир хоть бы кем.
    
     Это что ещё за зверь такой – «рещено»?! Аж «Ворд» покраснел! Видимо, речено. Тогда уж – изречено. «Мысль изречённая есть ложь» (Тютчев).
    
    Я ж не стану противиться вовсе.
    Быть хоть здесь, хоть в темнице, никем,
    для меня, уж поверь - не в вопросе.
    
    Довольно странная стилистика, согласитесь. Нет, что бы там ни говорили, а у Некрасова лучше получалось.
    
    6. Сергей Курдюков «Слепец»
    
    Господь прошу, поговори со мной…
    И травы луговые вдруг запели,
    И нежно зашептал ночной прибой
    Под музыку небесной карусели.
    
    Я громче крикнул, - Господи, молю,
    Не слышу глас Твой я за этим шумом.
    Спросил и в ожидании стою,
    Но голос Твой сокрыт раскатом грома.
    
     Тема сложная, религиозная. Любит к ней обращаться время от времени пишущая братия. Вот ещё один образец. На мой взгляд, слабенький. «Глас Твой», «голос твой» - всё в одном катрене, через строчку. «Шумом-грома» - одной согласной для звучной рифмы маловато, а «молю-стою» так и вовсе примитив.
    
    Позволь тогда увидеть мне Тебя…
    И ярче засияли звёзды в небе.
    Но тщетно, среди них не вижу я
    Твой лик, а так хотелось мне бы…
    
     Постойте-постойте! Откуда звёзды в небе, если гром только что был? А раз гром, значит, гроза? А если гроза, то откуда НЕЖНЫЙ шёпот прибоя?
    
    Яви мне чудо или намекни…
    Вокруг весна хвалилась новой жизнью,
    А я всё жду и жду, проходят дни.
    И думаю о Боге с укоризной.
    
     Ага. Оказывается, дело весной происходило. Из серии «Люблю грозу в начале мая…» Новой жизнью весна ещё только хвалится, а травы луговые уже вовсю колосятся! И когда только вызреть успели?! Да и времена смешались: «хвалились, жду». Так герой и прождал гласа господня несколько дней. Хорошо, если в отпуске находился. А ну, как в рабочее время? Вот тебе и прогулы! Поговорил со Всевышним, называется.
    
    Господь прошу, дотронься до меня,
    Дай знать мне, что Ты здесь, что Ты со мною…
    Но бабочку смахнув рукой с плеча
    Слепец! Стоял я к Господу спиною.
    
     Не совсем понятно, то ли Господь в образе бабочки, то ли она сама по себе. «Смахнув рукой» - к чему это уточнение? Конечно, можно и ногой смахнуть, есть и такие ловкачи, но наш герой вряд ли к ним относится. В общем, диалога с Богом не получилось.
    
    7. Сэр Хрюклик «Зимняя любовь»
    
    "Она пришла с мороза, раскрасневшаяся"
    
    А.Блок
    
    Она пришла. С мороза. Раскрасневшись,
    Внеся холодный воздух и метель.
    Обыденного ужина поспешность,
    И лишь потом - заветная постель.
    
    Она пришла. Я чувствую украдкой,
    Держа пальто, что в бисере пурги,
    Сколь огненна атласная подкладка,
    Сколь горячи перчатки, сапоги.
    
    Жар-птица! Опьянён, хотя тверёзый!
    Я знаю, может, более чем кто,
    Как дышит страсть под шубой, на морозе,
    Как сладостно в парадной, под пальто!
    
    В любви не прекращаются сезоны,
    Она всегда на взводе, только тронь!
    Сожжёт мосты, разрушит все препоны
    Её неплатонический огонь.
    
    *****
    
    Она пришла. Кому какое дело?!
    Пальто - долой, наперекор судьбе...
    И нежный аромат духов и тела,
    И это всё - тебе! тебе! тебе!
    
     Всегда приятно, когда кто-то испытывает те же ощущения, что и ты. А если это ещё и в стихах – приятно вдвойне.
    
    8. ladydi (Светлана Макаренко) «Ну а мы с ней поменялись местами...»
    
     Перед стихом размещена преамбула автора: «Я убедительно прошу, читая стихи, соблюдать интонацию. Простую, глубокую как речь...» Так и сделаем.
    
    
    Ну и мы с ней поменялись местами:
    Я - любовница, она - как супруга.
    Или нет, наоборот! Мы же сами
    Говорили, что плохая подруга
    Зависть-ревность... Ну вот я и решила
    Поменяться с ней местами, играя.
    Только очень, милый друг, я спешила,
    На себя иную роль примеряя...
    И свой нрав я переделать забыла.
    Что поделать, милый друг, я - такая!
    И врывалась в тихий дом я ночами,
    Как гроза, что рушит черное небо.
    Твои губы мое имя шептали...
    Ну, а с нею ты мне клялся, что - не был!
    Или нет, наоборот, боже правый!
    Я ночами тебя к ней провожала.
    Ты смеялся. И обманом лукавым
    Кутал плечи мне, чтоб я не дрожала...
    Сочинял мне про друзей и дежурства,
    И про чувства, что вовек не остынут.
    Я кивала. Мне твое балагурство.
    Было камнем, что с души отодвинут
    Лишь на миг, пока я роль доиграю,
    Пока звезды за окном не погаснут.
    Что же делать мне, родной, я - такая;
    И живу я и играю - со страстью!
    Как смешно, мы поменяться местами
    С ней решили - кто кого переборет?
    Так играли, что запутались сами:
    Смех - любовь? Или - великое горе?
    Так и стоит ли шутить с ней, любовью?
    И не лучше ль отпустить на свободу?
    Я тобою отболела, как корью,
    Испила тебя, как в жар летний - воду.
    Ей тебя отдам, любимый, утешься,
    Как игрушкою, как новым нарядом
    Или яблоком, которым наешься
    Через десять лет, и будет - не надо!
    Ей отдам тебя и сцену закрою.
    Ах, как жаль, что этот занавес пыльный!
    
     Обычная история, коих тысячи на просторах нашей необъятной страны. Ударения местами, видимо, от жары, сползли в сторону, чем вызвали неудобоваримость:
    
    ТвОи губы мОе имя шептали...
    
    Я ночами тЕбя к ней провожала.
    
    ПОка звезды за окном не погаснут.
    
     Ну, и, конечно же, рифмы: «супруга-подруга, решила-спешила, утешься-наешься». Восторга они не вызывают. Но и отвращения нет. Обычный проходной стиш, отточка мастерства, так сказать.
    
    9. Арома Лайм «Грейпфрутовой грусти шабли»
    
    Центрифуга небес облака разметала по краю,
    Время плавится, словно часы на картинах Дали.
    Ни дождинки - всё насухо выжато, мир умирает,
    И до капли испито грейпфрутовой грусти шабли.
    
    Но откроется памяти бар, и опять заискрится
    Чаша неба, где долька лимонная - солнечный круг,
    Где летят поцелуи мои - перелётные птицы:
    От виска, по щеке, по губам - и всё дальше на юг...
    
     Поразительные стихи! И лиричность, и образность, и лаконичность, соединяясь воедино, вызывают полный восторг! А сколько нежности в концовке! Многое бы я отдал, чтобы оказаться на месте этого лиргероя. Но… «овому – овое», а Фоме – фомово. Название шикарное. И «центрифуга небес» подкупает. «Я говорю – да!
    
     На этом, пожалуй, и закончу. Прячьтесь от жары, наслаждайтесь окрошкой с ледяным квасом, но помните: «Душа у поэта должна быть чувствительной, как пальцы шулера». Это сказал Сергей Нежинский. А я напомнил.
    
    Фома Ухмылкин.
    


Напишите свой комментарий.
Тема:
Текст*:
Логин* Пароль*

* - это поле не оставляйте пустым

30.07.2010 23:39:45    Ведущая раздела Клубочек в лицах Член Совета магистров Галина Булатова Отправить личное сообщение    
Ну, спасибо, наконец-то я попала в твой обзор, Фомуш, да ещё в приличном виде. :-) Рада несказанно, ибо признание читателя - оказаться на месте лиргероя - дорогого стоит.

     
 

01.08.2010 09:50:03    Член Совета магистров Уваркина Ольга Отправить личное сообщение    
Фома! Ты меня смущаешь... Ну, из меня маэстро, как балерина.:)) Скажем так, получилось более удачное стихотворение, чем некоторые предыдущие... Буду стараться...
Обзор очень понравился. Вот это у тебя получается мастерски!
     
 

04.08.2010 23:50:36    Тщеслав Поверхаев Отправить личное сообщение    "Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит" ©
Спасибо, Фома! Не скрою, мне было несказанно приятно!
Что до противоречивого отношения - это абсолютно нормально.
Всё нравиться не может и не должно! :)
Сам обзор интересен! Как подбором материала, так и оценкой рецензента.
Особенно порадовался за Ольгу и Арому, чьи стихи меня тоже привлекли!
"Алушта" убила наповал. Почему-то вспомнился спародированный мною "Геленджик". :)
Извините, что не откликнулся сразу - был на отдыхе. Еще раз спасибо! И - так держать!
С уважением, Виталий (Тщеслав)
     
 

10.08.2010 23:38:34    Юрий Ходарченко (марсовой) Отправить личное сообщение    
Не перестаю удивляться и дивиться:
когда Ухмылкин ухмыляется?
Когда Фома - фомит?
Я уже и не говорю о попытке виртуального адюльтера. Но обзор - действительно хорош!
Очень хорош!
     
 

Главная - Кафедра - Обзор семнадцатый (знойно-флегматичный)

Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru