Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего
Главная - Кафедра - Беседы о поэзии - Структура его – энергетика (эссе о верлибрах и белых стихах) (Александр Кожейкин)


Структура его – энергетика

(эссе о верлибрах и белых стихах)
(Александр Кожейкин)

Новое – хорошо забытое старое (или вместо вступления)

    Если рассуждать о поэзии в целом, разговор не может не коснуться такой важной темы, как роль верлибров и белых стихов в этом виде искусства. Тем более, на нашем сайте немало поэтов, пишущих в такой манере.
    Бытует мнение: повышенное внимание к этой форме организации поэтической речи в наши дни – не что иное, как дань скоротечной моде. Но не зря говорят: новое – это хорошо забытое старое? Вспомним историю многих народов. В начале пути развития поэтического слова лежал белый стих – обычное метрическое стихотворение, но без рифмы и верлибр – стихотворное безрифменное произведение со свободной ритмической организацией.
     Если обратиться к поэзии Киевской Руси, то «Слово о полку Игореве» да и «Слово о погибели русской земли» – типичный верлибр. Такова была литературная традиция того времени и несмотря на то, что были тогда попытки создания первых рифмованных стихов, например, раешник, всерьёз они не воспринимались и почитались, как весёлые и непринуждённые упражнения скоморохов.
    Так писалась ранняя поэзия многих народов, которые затем, с развитием языка, пошли по пути усиления и регламентации ритмической структуры, придя со временем к твердым формам. Впрочем, несмотря на то, что в XVIII столетии в русской поэзии укоренились ростки силлабики и силлаботоники, поэт и директор первого русского театра Александр Петрович Сумароков (1717 – 1777 гг.) в конце жизни возрождает и традиции верлибра, публикуя в семидесятые годы своего века переводы псалмов.
    Из «Литературных мечтаний» В.Г. Белинского запомнилась фраза, что «поэзия на нашей почве – растение не туземное, а привозное». Критик имел в виду, что силлабическая система сложилась под влиянием польских традиций и продвигалась Симеоном Полоцким, а силлаботонические стихи – в немалой степени Михаилом Ломоносовым, который перенес на русскую почву германские традиции стихосложения.
    В следующем столетии верлибры не были в особом почете, но появлялись-таки время от времени, скорее, в качестве экзотической приправы в разделе поэзии того или иного литературного журнала. Внимание к ним усилилось к середине века.
    Однако настоящая лавина верлибров хлынула на российскую землю под влиянием французских модернистов конца XIX – начала XX столетия.
    И заканчивая, дабы не утомлять читателей, свое вступление, подытожу. Верлибр, как и белый стих, по сути своей, – старинная и естественная для русской поэзии форма. Таким образом, верлибры и белые стихи в русскоязычной поэзии легли на готовую почву, а зарубежный стихотворный опыт подсказал русско-пишущим поэтам новые возможности их использования.
Когда рождается поэт?

    Попробуем ответить на этот вопрос. Кто-то скажет – он рождается, если почувствует в себе талант мыслить образами. Кто-то будет считать – когда появится способность быстро и часто рифмовать желчные эпиграммы на других поэтов. Но всякий настоящий поэт рождается в тот момент, когда находит адекватную для себя форму. Потому что искусство всегда связано с формой, и оно предполагает особую форму такого мировосприятия.
    Иосиф Бродский как-то заметил, что «поэт является орудием языка». Спорное утверждение, ведь и язык – орудие поэта. А может, они союзники?
    То, что язык – инструмент и материал поэта, а верлибр, обходящийся без многих вторичных признаков поэтической речи, может сказать не меньше рифмованных строк, мы убедимся на примере следующего стихотворения.
    
    
    Марина Хабадаева
    
    Умения и навыки
    
    Спицы держа, научилась вывязывать петли —
    Раппорт повторив, интерес потеряла к вязанью.
    
    Шелковой нитью вышила малый лоскут —
    И он запылился в корзинке с шитьем.
    
    Хлеб выпекала, варила похлебку, стирала и мыла... —
    Да сколько же можно? Устала.
    
    Целовала нежнее жены — расплавился каменный гость,
    Помахала рукой на прощанье — как скоро наскучил!
    
    Складывать песни,
    Думать стихами
    И жить научиться —
    
    Никак не могу.
    
    Может, и к счастью…
    
    Мастерски поставленные акценты и интонационные замедления доказывают: поэзия следует законам, лежащим глубже законов языка.
    Как тут не вспомнить и расхожую мысль, что при любой работе к свойствам материала, к инструменту сначала прилаживаешься, а только потом выбираешь оптимальные методы. Приноравливаешься, как говорят в народе.
    Русская поэзия весьма вариативна. Есть возможность раздвинуть жесткие рамки метрической системы? Поэт идет на это, если такие меры диктует художественный замысел. Мерилом является его вкус. Можно ведь и «переборщить», тогда пропуск и добавление внесистемных слогов потеряет свою прелесть.
    У произведения Марины Хабадаевой форма автором выбрана адекватная, и содержание с ней пребывает в гармонии. Вот почему не могу согласиться, что «складывать песни,/Думать стихами» у поэтессы не получилось. Все вышло прекрасно!
     Укоренилось мнение – верлибром писать проще, но оно от непонимания. На самом деле верлибр – сложная поэтическая форма, сложная не только в создании, но и в восприятии. Но если читатель вдумчивый, он сразу может обратить внимание, как поэт мыслит, чувствует и сопрягает образы. Это относится и к белым стихам.
«Бог тебе ниспосылает форму»

    Читая белые стихи двух других сильнейших поэтов Клубочка – Юлии Волковой-Арсентьевой и Михаила Галина, понимаешь: словесный эквивалент их произведений уже обладает ритмом, и ритм этот значим и не переводим ни в какой заданный размер. Я не случайно поставил рядом эти произведения, и не только потому, что в них превалирует философская основа. Главное – общее начало в подходе к творчеству.
     Банальная мысль: поэтическое восприятие мира поэтом должно быть доступно на разных уровнях в массах читающих, и она не потеряла своей актуальности. Перегрузив стихотворение аллитерацией ради самой аллитерации, в пылу азартной погони за эффектной рифмой или самодовлеющим образом, плохо связанным с остальными, можно уйти он самого важного – от художественно сочной передачи образа.
    Не оттого ли отдельные эффектные достижения в аллитерации и рифмах некоторых поэтов подобны ярким бабочкам-однодневкам? И совсем иное послевкусие остается от глубоких по содержанию стихов М. Хабадаевой, Ю. Волковой-Арсентьевой и М.Галина.
    Время проверит всех, и проверит на сущность, поскольку форма – вещь второстепенная. Временем будет востребован смысл. А этот смысл у одного поэта оформляется верлибром, у другого белым стихом, у третьего ямбом или амфибрахием...
    Разумеется, содержание и форма – две гармоничные составляющие. Понятно, что у авторов, творящих образ, особенно, пишущих белым стихом или у верлибриста, тон задает содержательная, художественная сторона творческого процесса, а у версифицирующего – вторая. И очевидно, что в стихах, представленных ниже, конструкция оправдана художественным замыслом.
    В чем их основа? На мой взгляд, энергетика и есть сама их внутренняя структура.
    
    
     Юлия Волкова-Арсентьева
    
    Белый холод
    
    Когда на землю станет падать снег
    И к белому цвета Земли сойдутся,
    Я в мир вернусь из глубины себя,
    Где только буквы, как осколки слова,
    На камне сердца оставляют след.
    
    Когда не землю станет падать снег,
    Не разобьют гармонии ни люди,
    Что вечно в чёрном к пропасти спешат,
    Ни хриплым криком чёрные вороны -
    Чернила капли на бумаге белой.
    
    Когда на землю станет падать снег -
    Я знаю, это будет очень скоро -
    Сотрётся память мира о прошедшем,
    О том, что всё когда-нибудь пройдёт,
    О том, что всё уже сейчас проходит
    И ускользнёт, как в пригоршне песок.
    
    Когда на землю станет падать снег,
    Я выйду в чёрном, как одна из стаи,
    И в снегопаде силуэт истает...
    Направлюсь против ветра и метели
    Туда, где белый холод правит бал.
    
    
     Михаил Галин
    
    Женева. Бродячие артисты.
    
    «Формула «деньги – товар – деньги» лучше,
    чем формула «товар – деньги – товар»,
    потому что в первой больше денег.
    (из КВН).

    
    В чужой стране, не зная языка,
    я праздно брёл по улицам уютным,
    глазея на прохожих, на дома,
    а больше – на витрины магазинов,
    где цены, если не сошли с ума,
    всё ж были недоступны пониманью…
    Какой здесь чисто южный культ воды!
    Струятся, бьют и капают из камня
    фонтаны и фонтанчики, как брызги
    фонтана-джинна, что с утра дежурит
    над озером Женевским…Тут мазурка
    случайно привлекла моё вниманье.
    На пятачке перед кафе открытым
    под резкие, простые звуки скрипки
    плясала группа уличных артистов.
    Сейчас уже не помню, что они
    показывали… В памяти остались
    лишь выбросы огня, как будто с ними
    был вместе дрессированный дракончик.
    Я засмотрелся. Вдруг со мною рядом
    нарисовалась милая фигурка
    в неброском гимнастическом трико.
    Она ко мне протягивала шляпу
    и молча, выжидательно глядела
    без тени попрошайничества… Чуть
    поплавав в этих синих небесах,
    в цилиндр я бросил два швейцарских франка
    (цена одной автобусной поездки).
    Она улыбкой поблагодарила
    И отошла. Я, затаив дыханье,
    уже не наблюдал за представленьем,
    боясь расколдовать тот миг волшебный.
    Мне думалось: как просто всё на свете!
    За труд их отдал я свою монету,
    в которой скрыта часть моей работы.
    И знать не надо языка и нравов,
    чтобы добром друг с другом обменяться.
    Я шёл по тихим улицам Женевы,
    пронизанный взаимопониманьем,
    и был воздушным жителем Эдема,
    где счастье – синий взгляд за пару франков.
    
    В журнале «Арион» была опубликована статья о творчестве литовского поэта Айдаса Марченаса, и он высказал мысль, которая точно отражает суть процесса создания белых стихов и верлибров. «В силлаботонической поэтике, – сказал поэт, – мысль следует за наитием, иными словами, уже в процессе писания Бог может послать тебе мысль, а в верлибре – наоборот – в процессе мышления Бог тебе ниспосылает форму».
    Удивительно точное высказывание.
Верлибр пишется душой
(вместо заключения)

    Многие читатели Клубочка, вероятно, задумывались, не станет ли увлечение верлибрами и белыми стихами преходящим, как быстро меняющаяся мода? Мне хотелось бы сказать несколько слов в заключение о потенциале этой формы.
    Скажу так: поэзия это не только многообразные размеры с изощренной рифмой, которые подчеркивают внутреннюю ритмику стиха и расширяют выразительные возможности, хотя и моментально стирающиеся при злоупотреблении и рифмо-творчеством, и размеро-изяществом. Это, в первую очередь внутренняя энергетика стихотворения.
    Верлибр (а равно и белый стих) – как и русский язык – пластичен и дает огромные возможности. Чуть ли не все слова могут меняться местами в предложении, и перемена мест таких слагаемых, в отличие от арифметики, может изменить суммарный эффект от прочтения. Но даже не это самое важное, а богатство интонационных оттенков, что можно видеть на примере стихотворения Михаила Галина.
    Верлибр пишется, на мой взгляд, душой поэта, и для многих авторов это своего рода медитация. Вот когда особенно остро понимаешь: настоящая поэзия, а не жалкие шаржи на собратьев по перу, требует, скорее, предельной концентрации чувства, чем удачной аллитерации, необычной рифмы и экзотического слога.
    Впрочем, каждый видит мир и пишет по-своему...
    
    
    Александр Кожейкин (25/07/2010).
    


Напишите свой комментарий.
Тема:
Текст*:
Логин* Пароль*

* - это поле не оставляйте пустым

25.07.2010 08:37:34    Елена Костакова Отправить личное сообщение    
Как же нужно любить Слово, чтобы написать такое эссе!
С огромной благодарностью и восхищением,
     
 

25.07.2010 13:28:44    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Спасибо, Ася.
И слово, и наш сайт, и умных, понимающих читателей - люблю.

С теплом
       

25.07.2010 16:01:11    Ведущая раздела Клубочек в лицах Член Совета магистров Галина Булатова Отправить личное сообщение    
Читая твои обзоры, всегда стараюсь найти что-то полезное для себя, запомнить какую-то мысль. В данном случае очень понравилось и запомнилось вот что: "Всякий настоящий поэт рождается в тот момент, когда находит адекватную для себя форму". И ещё спасибо за Бродского - "Поэт является орудием языка". Порой всего одна-две фразы дают богатейшую пищу для размышлений. На самом деле это - ТВОЯ рубрика!
     
 

25.07.2010 16:43:29    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Спасибо, Галя.
Бывает, одна мысль способна перевернуть судьбу человека.

С теплом
       

08.07.2011 13:28:33    Юрий Юркий Отправить личное сообщение    
Спасибо автору за статью о верлибре и белых стихах, в которой ему удалось кое-что прояснить об этих туманных жанрах.
С уважением, Юрий.
     
 

08.07.2011 13:55:07    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Благодарю Вас, Юрий!
С уважением
       

Главная - Кафедра - Беседы о поэзии - Структура его – энергетика (эссе о верлибрах и белых стихах) (Александр Кожейкин)

Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru