Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего
Главная - Кафедра - Жаркие тексты макушки лета (AC)


Жаркие тексты макушки лета

(AC)



    Вот и лета разгар, мая как ни бывало, много жаркого дня, а прохладного мало. Но к куплету куплет, как заслон катастрофе, наш кукует поэт то в анналах, то в top'е. Небывалая и долгая жара, рекорд тысячелетия, плавятся мозги, выплавляя жгучие тексты. Итак, top вершины лета 2010 ...
    
    Напоминаю, что не я составляю top, с вашего позволения я его только по возможности обозреваю.
    
    
    1. Девятое место, текст Леонида Тереха "лав стори"
    
    «…Он был задумчивый кокет,
    Она поклонница искусства…»
    Гоша Спектор (Из цикла "Параллельность")
    
    Он был галантен и высок
    Но беден (в обществе «нон грата»),
    Она – уже не первый сорт
    И несвободна, но богата.
    Едва ли их объяла страсть,
    Но и расчёт вполне пристоен,
    Чтобы из искры занялась
    Обыкновенная лав-стори.
    Она не тренькала рублём
    И обращалась с ним как с равным,
    Он был не то чтобы влюблён,
    Но на расходы брал исправно.
    
    Старик держался молодцом
    (Герой двенадцатого года),
    Хоть и премерзок был лицом,
    А вечерами на погоду
    Кусок свинца свербел в груди,
    Но, жизнь прожив, не ищут броду,
    А тут жена еще блудит
    С каким-то субчиком безродным –
    Шпиён всю плешь уже протёр.
    А ну как съездить на Волхонку?
    Хоть сам уже и не бретёр,
    Так хоть денщик намылит холку.
    
    «Мадам, я вынужден в связи
    С тем, что намедни, час неровен,
    Мне ваш супруг нанёс визит,
    Несовместимый со здоровьем,
    Почесть за долг предостеречь
    Вас от влюблённости беспечной, –
    О продолженьи наших встреч,
    Увы, не может быть и речи.
    И было б странной из причуд
    Не сообщить на всякий случай,
    Что я вас больше не хочу.
    За сим пардон. Целую ручки».
    
    В тот раз он бросил всё и сам
    Сполна помыкался по весям,
    Лет через десять стал писать
    И даже был вполне известен.
    Она не помнила обид,
    Чуралась сцен и уверений,
    А после, мужа схоронив,
    Совсем уехала в деревню.
    И где-то в прошлом прервалась
    В судьбосплетениях апреля
    Такая тоненькая связь
    Едва заметных параллелей…
    
    Достал тетрадь, перечитал…
    А ведь, пожалуй, вышло ловко
    Вломить соседа в ВЧК
    С абы какой формулировкой:
    Мол, деклассировал, стервец,
    Народ буржуйскими стихами, –
    Таким чтецам еще отец
    По наущенью чистил хари.
    Вот пусть земельку погрызут,
    И не с фарфоровой посуды…
    …А во Всевидящем Глазу
    Лишь лопнул маленький сосудик.
    
    Роман в стихах, сценарий сериала. Сюжет затягивает, лексика журчит, чёткие рифмы не сбивают. Композиционно безупречный основной текст, эпилог и послесловие не без морали, последнее вовсе неожиданно, из нео-жизни иной. Правда местами, как мне кажется, текст "туманится слегка", особенно в эпилоге и послесловии, тем не менее всё что до того говорит за себя. А "Всевидящий Глаз" с прописных букв и умелая стилизация выделенных частей текста, как нельзя кстати рекомендуют автора.
    
    
    2. Восьмое место, текст Эдуарда Учарова "Я"
    
    Я себя возлюбил с незапамятных пор -
    До росиночки пота из чувственных пор.
    
    И, лелея альтистый в себе голосок,
    По утрам выпивал крови ближнего сок.
    
    Мой язык наполнялся и чище звенел
    От любви, ничего не просящей взамен.
    
    Неизведанно прост или дьявола злей,
    Прирастая костями ушедших друзей,
    
    На высоты такие я ставил свечу,
    Где и страх упразднён за отсутствием чувств.
    
    И в глубинных открытьях разбитых зерцал
    Бесконечно ужасно себя созерцал.
    
    Вспоминается кадр французского сериала по роману Ги де Мопассана "Милый друг", где герой в начале своих похождений, будучи честолюбив но пока неизвестен, смотрится в искажающее черты его лица надтреснутое зеркало шифоньера...
    
    Вторая строка второго двустишия, видимо, выбивается: "крови ... сок", но сок, он из твёрдого, не из жидкого, даже "кровь, как сок" - переусложнённая натяжка.
    
    В остальном автор блестяще справился с поставленной задачей, отличный беспощадно исповедальный текст, приправленный горьчайшим сарказмом.
    
    
    3. Седьмое место, текст Геннадия Михлина "Зайчик"
    
    По городу гулял зайчик,
    метался по улице,
    шарахался от прохожих.
    Ясно, кого-то искал.
    И, наконец, нашел.
    Представляете, нашел-таки!
    Привязался к девушке.
    У-у, каков проказник!
    Преследовал ее этот зайчик
    нагло, не давал прохода.
    Хоть не выходи из дома.
    И вот, значит, девушку преследовал зайчик…
    Этакая непотребность!
    Ну, на кой был нужен девушке этот зайчик?
    А он цеплялся, бил в спину…
    по ягодицам…
    трогал ниже пояса…
    по бедрам… путался в ступнях ног.
    Пытался, подлец, заглянуть в глаза,
    в зеленовато-голубые девичьи глаза.
    Пошляк! А еще зайчик, называется!
    Косил под культурного.
    Ладно бы волчара - чудище сказочное,
    ловелас и угодник.
    А то что… зайчишка! Мелочь пузатая.
    Представьте только себе.
    Это он-то, смел вообразить…
    в эти глаза… глядеть… и гладить… эти ланиты,
    заползать в ее пышную прическу… за пазуху…
    Размечтался… косой…
    
    И вдруг он пропал, его не было несколько дней.
    Моросил дождь.
    Он не любил дождливую погоду,
    Не любил пасмурного неба,
    он любил солнце, яркую безоблачность.
    Вот такой был этот зайчик,
    хоть и негодяй, но не без романтики.
    И когда погода улучшалась,
    улучшалось и его настроение,
    он опять выходил на улицу
    и опять принимался за свое.
    
    Но вот, однажды, это был уже не зайчишка,
    а целый заяц, заяц–мерзавец!
    Забурел, матерым стал, зверюга.
    Он упорно, с удесятеренным упорством
    возобновил преследования девушки.
    Бедняжка! Все, что она могла,
    это показывать свой нежный кулачок
    и прыгать в трамвай,
    куда зайцам, кстати сказать, вход заказан.
    В трамвае зайцев ужасно не любили.
    Могли накостылять. Именно накостылять.
    Если бы поймали.
    У старичков на первых сидениях
    просто отвратительное было отношение к зайцам.
    
    Вот такая история.
    А закончилась она очень обыкновенно.
    
    В какой-то день девушка вышла на улицу
    уже не одна.
    Зайчик сразу сообразил,
    что его место рядом с девушкой занято,
    что он потерял ее навсегда…
    
    ***
    
    Я никогда больше не снимал
    зеркало метр на метр с крючка в прихожей,
    не выставлял его в амбразуру окна,
    как гиперболоид инженера Гарина.
    С того момента зайчика не стало.
    Я понял, что повзрослел
    и надо менять методику
    общения с девушками.
    
    Стихи - они и в прозе стихи. Не разбей автор текст на короткие строчки, не так читалось бы. Кроме одного чисто технического замечания: по яркому блику легко засечь "гиперболоид", - вопросов по тексту нет. Интересный, ностальгически грустный текст, текст загадка. Я так и не догадался пока не дочёл до конца, старость - не радость, ссохшаяся протоплазма уже не та ...
    
    
    4. На шестом месте текст Anatoly Larionov "белая гортензия"
    
    белая гортензия времени дыра
    тянет безотцовщиной с отчего двора
    утешенье саду и в промежутке сил
    белое затмение дворовых Сивилл
    
    день развеян по ветру скуки помелом
    киснет тень хозяина за пустым столом
    тонкая лиловая в уголочки рта
    вышла и не сношена не сбылась мечта
    
    оттого и сорваны с памяти очки
    оттого и прошлое белизной в зрачки
    время время времечко восковая быль
    реабилитация радуга-костыль
    
    ох как долго тянется эта канитель
    пол-страны уложено в мёрзлую постель
    белая гортензия бурелом тоска
    отличалась щедростью к топору рука
    
    Вспомнилось Есенинское, "Белая берёза под моим окном", 1913 год, предпоследние мирные зимние зори. Текст автора личное делает высоко гражданственным, простенький казалось бы пейзаж в каждом четверостишии исторически переосмысливается с позиции дня нынешнего. "Отличалась щедростью к топору рука" - вот так, итогово, не надуманно вычурно, а поэтически просто. И нет спорных провальных мест, кто бы ни прочёл, друзья, обожатели, или вечные искатели блох. Уровень текста явно выше среднего, что и делает его украшением сайта, привлекая искушённых ценителей поэтического слова.
    
    
    5. На пятом месте текст Александра Шведова "Исповедь кобеля"
    
    «Разве это любовь? Просто звуков пятёрка - и всё... « Тщеслав Поверхаев
    
    Ты сказала: «л' амур - это там, где страдает душа.
    Ну, а плотская страсть, это как-то совсем несерьезно…»
    Чисто женский сумбур… страсть - она, как исток Иртыша.
    Это самая сласть…и оставь свои глупые слезы.
    
    Я ж страдать не люблю. Потому что я вольный гусёк!
    Там еще столько баб в этой глупой пузатой матрешке…
    Что хотеть кобелю? Лишь ИНТРИЖКУ и, в общем-то, всё…
    Коль считать по слогам - набирается смятая трешка.
    
    Кратко и ясно. С двух слов узнаваемый лёгкий гламурный стиль. Ироничная пародия на строчку собрата по перу. И я не сдержался и продолжил:
    
    Кобель кобелю по кабелю
    
    Из катрена ни швов, ни заветов, ни подлых наветов,
    Но на запах словцо отдаёт неразменным рублём,
    Это снова в десятку пропал практикующий Шведов,
    Закадычный бобыль, притворившийся вдруг кобелём :)
    
    
    6. На четвёртом месте текст Сергея Тимшина (Мартовского) "С балкона"
    
    Душно в проклятом номере
    Пятого этажа.
    Плотно висит над городом
    Чёрная паранджа.
    Пышут печным дыханием
    Стены, асфальт, бетон.
    В пёстром электрозареве
    Плавает мой балкон.
    
    Ниже – напротив – улицы.
    Выпучив фар шары,
    В пасти им будто бусины
    Катят авто с горы.
    Слева – резным орнаментом
    Здание расцвело,
    В нём ресторан-аквариум
    Высвечен сквозь стекло.
    
    Там, в полумраке матовом,
    Тени живых людей.
    Там, в забытье заказанном,
    Бодрствует счёт рублей.
    Тени сидят и движутся.
    Тени жуют и пьют,
    В музыке гипнотической –
    Сервис, комфорт, уют...
    
    Душно мне в этом городе!
    Зрение, кожу, слух
    Плавит проклятый доменный
    Азии адский дух!
    Не потому ль натужно я
    Ярость сжимаю в горсть,
    Как на роскошном ужине
    Всеми забытый гость?!
    
    г. Нукус, гостиница «Ташкент», Июль 1984
    
    Яркая живописная зарисовка в тему с нынешней Московской жарой. Древне-доперестроечный, но отнюдь не устаревший текст. По-прежнему жмётся в горсть ярость позабытых гостей чужого праздника жизни. Недобор рифмы с лихвой комперсируется чёткостью чётных строк и лексической наполненостью нечётных.
    
    
    7. Третье место, бронза, Алена Сократова, "Дни нанизываешь..."
    
    Дни нанизываешь – и ждёшь,
    А могла бы бежать навстречу.
    Безоружна святая ложь,
    Будто время кого-то лечит.
    
    Дни похожие – ниткой бус,
    Никуда не ведущим следом...
    Дай им Боже, кому неведом
    Ожидания горький вкус...
    
    Текст из тех, что почёл и - запомнил. Кратко, чётко, ёмко, и так по-женски. Автор - мастерица афористичных миниатюр на вечные темы полёта души и приземлённого быта. Перечитал, и глубже колодец смысла, чего стоит одна только перекличка первой-второй - пятой-шестой, третьей-четвёртой - седьмой-восьмой строк ... Явно, дано не каждому. Ручная штучная работа на фоне штампованного ширпотреба, где расстоянья обязательно срифмуют с ожиданьем, а вёрсты со звёздами. Но к счастью есть и такие авторы, как Алёна Сократова.
    
    
    8. Второе место, серебро, Тщеслав Поверхаев, "Этюд"
    
    Рубаху синего муслина
    Рванув от ворота свою,
    Нагрянул полосою ливня
    Самонадеянный июнь.
    
    Смахнувши пыль с цветов и листьев
    Одним движением руки,
    Небрежною наносит кистью
    Аляповатые мазки.
    
    Органно застонали трубы,
    Потоки в улицы неся.
    Раскаты сочного профундо
    Заполонили всё и вся.
    
    И, несмотря на расторопность,
    Пробой небесного котла
    Напрасно силится заштопать
    Проворной молнии игла.
    
    Автор хорошо известнен в узких СТИХИРНЫХ Киевских кругах, хотя на сайте человек недавний. Однако успел себя зарекомендовать. Иглою штопают скорее мехи, а котлы лудят и паяют, но простим автору неточность метафоры, в конце концов це ж стих, а не диссертация. В остальном - потрясающий пейзаж, сразу же возникает ассоциация с громокипящим кубком Тютчева, и понимаешь, что, как пейзажная лирика, текст автора на уровне высоких образцов. Сейчас бы в засушливом июле нам бы такого ливня. Но похоже тут прав другой классик: "дождя ждала, ждала природа, снег выпал, только в январе" ...
    
    
    9. Первое место, золото top'а, Молчанов Виталий, "Синдбад"
    
    Глаза вцепились в потолок.
    Прожилками мясного студня
    пьют злобу трещин – чёрный сок
    рутинных заполошных будней.
    Лень обездвижила корабль –
    кровать бессонницы Cиндбада,
    и не поднимет с пола таль
    тяжёлый якорь. Нет возврата
    к безумству молодых морей.
    Под парусами-простынями,
    как в морге – штиль. Теперь Борей
    с другими пьянствует друзьями.
    Вскочить бы, распахнуть окно,
    и дверь открыть: «Входи без стука».
    Но страшно на родное дно
    впустить раскаркавшихся рухов,
    циклопов-дворников, шаги
    чужих скелетов в форме власти...
    А в полушариях пески,
    пересыпаясь пеплом страсти,
    воспоминаньями текут,
    итожа, приближая к смерти:
    «Синдбад был мореход и плут,
    но сел на мель и свыкся с этим».
    
    Текст вызывает цепь ассоциаций: "Седьмое путешествие Синдбада" - кино отрочества, "И от египетской земли опять уходят корабли в великолепную Бассору" из "Ослепительного" Гумилёва. Умело передано состояние усталости от собсвенной старости, "были когда-то и вы рысаками ..." Однако, за знакомыми внешне образами таится второй и третий смысл. Суровый, резкий, саркастичный, своеобразный текст. Главное, колкий сарказм направлен лирическим героем внутрь себя, а не на внешние неблагоприятные обстоятельства.
    
    
    10. Текст недели сверх top'а, Anatoly Larionov, "Дед"
    
    тонут слова в стаканах
    бьются о край стола
    в вечно пустых карманах
    свечи судьба зажгла
    голос давно невнятен
    и к переменам глух
    воздух дрожит от вмятин
    и дорожает слух
    дом тебе купим ну же
    ставь свою подпись cмерд
    
    вывезли деда в Южу
    дальше — на небе след
    
    Снова Анатолий Ларионов, почти все тексты которого - классика наших дней. То самое неуловимое, когда тесно словам, но просторно мыслям и образам. Эпоха итога жизни, гражданская лирика плавно перетекает в философскую и обратно. Хочется, наслаждаясь, рассасывать текст на языке и раз, и два, и десять. Но всякий раз что-то да ускользает, а это и есть - Поэзия !..
    
    * * *
    В заключение, пользуясь случаем, приглашаю господ сочинителей сравниться текстами на "Королевском турнире 5", удачи, господа!
    
    (14.07.2010)
    
    AC.
    


Напишите свой комментарий.
Тема:
Текст*:
Логин* Пароль*

* - это поле не оставляйте пустым

16.03.2013 07:33:28    Лауреат Ежегодной премии Клубочка Татьяна Лобанова Отправить личное сообщение    
Жаль, что таких обозрений больше не делается. Интересно ведь!
     
 

Главная - Кафедра - Жаркие тексты макушки лета (AC)

Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru