Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего
Главная - Кафедра - «Друзья, не бойтесь умереть» (Александр Кожейкин)


«Друзья, не бойтесь умереть»

(эссе о парадоксальной коммуникации и энергетике текста)
(Александр Кожейкин)

О колебаниях между отторжением и восторгом
(вместо вступления)

    
    
    Если меня прочтут поэты, соврать точно не дадут. Скорее, подтвердят замеченное многими: для стихотворца нет ничего хуже равнодушия к творениям его. Но поменяемся ролями. Предположим, вы – читатель и впервые знакомитесь со стихами нового для вас автора. Наиболее примечательный момент в таком восприятии – это мгновенное колебание между холодным отторжением и горячим восторгом, между яростным негодованием и радостным изумлением. Любопытное наблюдение: текст анализируется вами, и одновременно провоцирует обе эти реакции и на уровне содержания, и на уровне формы.
    Известный психолог Л. С. Выготский (1896 – 1934 гг.) в свое время писал, что такое сопереживание и эмоции по поводу воображаемого, если они разрешаются данной личностью в свете накопленного опыта, логически ведут к разрядке. По его словам, в этом случае «обретается личностная целостность».
    Лев Семенович имел в виду сферу искусства в целом, но разве мог он предположить, во что превратится современная поэзия, как высший, по выражению В.Г. Белинского, «род искусства». Иной даже не авангардистский текст, но опус, заставляющий испытывать сложные, противоречивые эмоции, не дает не только целостного впечатления, но и умиротворяющего состояния разрядки.
    На мой взгляд, это замечательно, так как уводит читателя…
…в сторону, противоположную равнодушию…

    О' Генри говорил: порядочный человек должен иметь врагов. А хороший поэт обязан иметь несколько внимательных и умных читателей, его не понимающих. Особенно, если такой поэт выходит за границы общепринятых концептуальных метафор с их шкалой сравнения, которая основана на приобретенном опыте и знаниях и употребляется без заметного усилия.
    Новаторская метафора в поэзии является расширением нашей общепринятой системы мышления, и она подразумевает понимание одной области знаний через призму другой. Призмы эти у различных людей разного цвета и разной прозрачности. Они преломляют мир по-разному. Поэтому восприятие стихотворения может быть неоднозначным. Усложненная метафорика, напряженный ритм и звукопись переживаются на уровне переплетения первичных и вторичных эмоций, и, разумеется, не всегда возможен резонанс восприятия.
    Есть поэты, подстраивающиеся, то есть подражатели. Есть поэты, которые пишут так, чтобы встряхнуть читателей, часто осознанно, желая шокировать их в той или иной степени. И порой основывают такой шок на механизме парадоксальной коммуникации, под которой я буду подразумевать не вполне обычный обмен информацией между поэтом и читателем.
    Вот весьма любопытное и показательное стихотворение талантливого поэта Клубочка Дмитрия Растаева, закавыченные строки из которого послужили заглавием моего эссе (да простит меня автор). Здесь налицо ситуация, когда мы имеем дело с художественным текстом, не лишенным претензий на эпатаж, но это не случай эпатажа ради него самого. Заумь в чистом виде не порождает таких эстетических переживаний, и хотя первая уже строка говорит о нарушении привычных этических и эстетических норм, удачное метафорическое завершение всей строфы может восприниматься, как реанимация личностной целостности. Читатель лишь на мгновение оказывается в пустоте, в состоянии ценностного разрыва.
    Итак, читаем.
    
    Дмитрий Растаев
    
    Здесь No Death
    
    Друзья, не бойтесь умереть:
    сгорев однажды,
    стать угольком в земной коре
    совсем не страшно.
    
    Когда трепещущую нить
    надрежет время,
    совсем не больно солью быть
    в кипящей пене.
    
    Смерть – не обрыв, а перевал
    к вершинам встречным.
    Кто никогда не умирал,
    тот не был вечным.
    
    И щекотливый колосок
    на грубой длани
    когда-то искоркой быть мог
    в лихом вулкане.
    
    И своенравные ветра
    из стай проворных
    торчали глыбами вчера
    в пустынях чёрных.
    
    И этот мальчик на краю
    дрожащей крыши,
    как эти бабочки поют,
    сейчас услышит...
    
    Куда нас гонит смена вех:
    не в рай, не в ад, но
    все превращаются во всех
    неоднократно.
    
    И что душа здесь - вот урок! -
    и что здесь тело?
    Всё здесь – во всём,
    и всякий – Бог,
    и нет предела...
    
    Попутно автор легко поигрывает сложной, составной рифмой «не в рай, не в ад но – неоднократно», хотя не это является главным для него, а «демонстрация поэтической силы» на художественном уровне. «Кто никогда не умирал, тот не был вечным», – нарушение ценностных табу не может не вызвать противоречивые чувства и мысли. Поэт на формальном уровне (экспрессия ритма и звука) усиливает это впечатление. Здесь могут возникнуть волны противоположно направленных эмоций: сознательного возмущения и бессознательного восхищения.
    Текст вызывает расслоенность эмоций, противоречивость переживаний и, как следствие, экзистенциальную драму самоопределения читателя. Если в итоге он задумался и определился, цель поэта достигнута.
    Разумеется, такое стихотворение далеко от буквального истолкования. Но метафорические выражения по своей сущности не правдивы, ведь правдивым может быть только буквальный язык. Но кому он нужен в настоящей поэзии?
    И основной эффект от стихотворения «Здесь No Death» – послевкусие, длинный энергетический «хвост» раздумий.
«Но я способен видеть звёзды в луже»

    Что позволяет разрешить парадоксальную ситуацию? Иногда – смех, даже в том случае, когда произведение не содержит никаких комических моментов, а шутка играет роль защитного механизма, точнее механизма, сглаживающего противоречия. Вот, например, в следующем стихотворении текст намеренно строится так, что с первых строк мы видим явные противоречия (разве романтика совместима с рынком?) и использование таких элементов настраивает на нужную тональность.
    
    Воронов Сергей
    
    Я прост
    
    Да, ты права, мне не освоить рынок
    Наполненных романтикой стихов.
    Не нанизать жемчужин нежных слов
    На строчки из воздушных паутинок.
    
    Всё это не моё. Словес ажур,
    Свисая бахромою с абажура,
    Рисуя абрис вычурной фигуры...
    О нет. Уволь. Но так я не гружу.
    
    Я прост и не гнушаюсь озорства.
    Но я способен видеть звёзды в луже.
    И верю, простота моя не хуже
    Ни зауми иной, ни воровства.
    
    Однако и это стихотворение из числа запоминающихся произведений. Оно вызывает настойчивое и приятное желание прочесть его снова и снова. Текст написан в само ироничной манере, а целостность и завершенность в трех строфах свидетельствует о мастерстве автора. Лирический герой выражает свое особое видение и свое сугубое ценностное отношение к миру, откровенно от него дистанцируясь. Он – другой, но возникает мысль: а может быть, и мы – другие?
    Здесь очевидна авторская интенция жажды сочувствия-понимания наряду с равноценной готовностью превращения происходящего в игру. Простую, но только на первый взгляд.
«Мышь умерла поздно ночью…»

    «Язык — это рельсы, по которым движется наша мысль», — говорил Э. Кассирер, но локомотив мысли спешит не прямой дорогой и не к идеальному пассажиру на станции, а к разномастной толпе на перроне вокзала. Предположим, не всем хватит места в вагонах, но машинисту поставлена задача из пункта А попасть в пункт В, а не перевезти определенное количество пассажиров.
    Как, например, следующему автору, стихи которого весьма специфичны и элитарны. Он не стремится всем угодить, пишет сочно, лихо и размашисто. Словно наглядно показывая, что художественный образ, как форма мышления, в поэзии часто иносказателен, и поэт сталкивает известные и неизвестные явления друг с другом, используя эффект от такого столкновения, и замечательно передается весь трагикомизм ситуации («так же, как мне наблюдать»)
    
    Чёрный Георг
    
    Мышь
    
    Мышь умерла поздно ночью, и было ей маетно, –
    так же, как мне – наблюдать её трудный уход.
    Ходики тикали, тихо постукивал маятник.
    Мыши казалось, что смерть никогда не придёт.
    Изредка дёргала тонкими лапками птичьими,
    мелкие зубы оскалив и часто дыша,
    слыша, как в лампе настольной поёт электричество,
    маялась мышь... Умирала живая душа.
    Хвостик подрагивал, усики слабо топорщились.
    Мука светилась в мигающих бусинах глаз.
    Спрятанный в маленьком теле, моторчик испорченный
    бился, расходовал жизни последний запас.
    Мерно тянулись минуты. Мышь знала, что близится
    время агонии; истину эту приняв,
    просто ждала, уповая, – вдвоём с несчастливицей, –
    сжавшейся серенькой мышкой – внутри у меня...
    
    Что тут сказать? Последние строки гениальны, и комментарии тут не нужны.
    Настоящие поэты ближе к небу, чем к земле. Если они способны не топтаться годами на месте и могут отойти от пустого времяпрепровождения на сайте с написанием бесчисленного количества экспромтов-рецензий, приблизившись собственно к творчеству, то неизбежно приходят к пониманию того, что кругозоры разных поэтов принципиально несовместимы.
    У неординарных личностей они взаимно отвергаются. Наверное, потому что настоящие поэты стремятся обрести суверенную свободу самоутверждения.
    
    
    
    
    Александр Кожейкин (21/05/2010).
    


Напишите свой комментарий.
Тема:
Текст*:
Логин* Пароль*

* - это поле не оставляйте пустым

22.05.2010 06:52:23    Ведущая раздела Клубочек в лицах Член Совета магистров Галина Булатова Отправить личное сообщение    
Всех, перечисленных тут авторов, люблю. Жаль, что они так редко появляются на сайте, читать их - всегда удовольствие. Как и удовольствие читать строки, посвящённые проблемам искусства!
     
 

22.05.2010 08:06:40    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Спасибо, Галя.
От того, что эти авторы редко появляются, их стихи не стали хуже. Настоящие сильные поэты далеки от окололитературной склоки, перепалок и частого "сидения" на сайтах. Иные бродят сами по себе и появляются как кометы, проскальзывая быстро-быстро и оставляя лишь яркие следы стихов и эмоции

Помнишь слова М. Цветаевой: "У лунатика и гения нет друзей"?
Но эти поэты есть, они творят, удивляют, и моя задача - рассказать и о них.
Я благодарен администрации за возможность анонсирования лучших из лучших.
       

22.05.2010 08:56:22    Ведущая раздела Клубочек в лицах Член Совета магистров Галина Булатова Отправить личное сообщение    
Ну не знаю, я вот стараюсь каждый день заходить - быть в курсе современной поэзии, оставлять отклики. Эх, не стать мне великой...:-)
       

22.05.2010 15:31:48    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Ты же понимаешь разницу... и что я имел в виду...
       

23.05.2010 13:08:10    Leyla Begim Отправить личное сообщение    
Cаша, спасибо огромное тебе! Получила огромное удовольствие...Стихи, которые ты привёл в качества примеров потрясли своей силой...Спасибо тебе, что ты открыл новых для меня сильных авторов..Как я благодарна тебе за знакомство с творчеством Алексея Порошина)

Ухожу задумчиво, с послевкусием бесконечно приятного и загадочного...
     
 

23.05.2010 16:00:41    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Спасибо, Лейла.
Считаю своей задачей обращать внимание на сильнейших поэтов Клубочка.
Особенно на тех, кто более, чем скромно себя ведут.
Про Алексея. Я сам его недавно для себя открыл.
Сильнейшая энергетика.

С теплом

       

23.05.2010 15:46:25    Член Совета магистров Уваркина Ольга Отправить личное сообщение    
Очень хорошая, умная статья. Стихи авторов, приведённые для примера, радуют душу и мысли.
     
 

23.05.2010 16:05:41    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Спасибо, Ольга.
Не кажется короче обычных? Вначале я ударился в дебри, но потом перечитал и вычеркнул главу про семиотику и ее "три кита" - я ее в сборник научных трудов с примерами из Клубочка собираюсь подготовить. Там термин на термине, часть тезисов вышла из дискуссий с профессором Дементьевым. Сам стараюсь уходить от зауми и говорить понятным языком, иногда получается.
       

23.05.2010 16:17:52    Член Совета магистров Уваркина Ольга Отправить личное сообщение    
Да, нет, Саша. Всё нормально и вполне достаточно. Конечно, я бы так не смогла написать))) Хотя, стихи авторов говорят сами за себя... Я их воспринимаю на своём духовном, душевном уровне и без комментариев, органично.
     
 

23.05.2010 16:52:19    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Чтобы найти эти стихи, понадобилось прочесть три сотни других.
И могу сказать, на Клубочке собрана уникальная коллекция.
А сколько мастеров! Здесь есть свой профессор по аллитерации, появился мастер акростиха, а сколько ярких художников слова - пытаюсь рассказать о них и через анонсы. Скажу так - если я задамся целью уйти в литературоведение (посещает такая мысль, интересно анализировать) на Клубочке всяких примеров предостаточно.
       

24.05.2010 06:36:22    Марина Хабадаева Отправить личное сообщение    
Саша, интересная, как всегда, статья. Читается на одном дыхании.
Заинтересовалась авторами, которых не читала — за эту подсказку огромное спасибо!
     
 

24.05.2010 10:39:54    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Спасибо, Марин!
Замечательные поэты.
       

25.05.2010 00:58:16    Дмитрий Растаев Отправить личное сообщение    
Отличная статья!

Вы не против, если я перепечатаю её в своём блоге?
     
 

25.05.2010 12:25:37    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Я только "за"!
Тем более, о Вас там речь.
Но со ссылкой на Клубочек.

С уважением
Комментарий изменён: Александр Кожейкин - 25 мая 2010 г. в 12:37:40
       

25.05.2010 09:13:50    Елена Костакова Отправить личное сообщение    
Александр, Ваши статьи украшают и питают Клубочек.
Такой труд достоин восхищения и благодарности!
С уважением к Вам,
     
 

25.05.2010 12:35:18    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Спасибо!
Твои слова я переадресую администрации в лице Екатерины и Андрея, которые поддержали саму идею создания такого раздела, направив творчество в нужное русло и оформив задумку технически.

И "беседы" будут продолжаться.

С теплом
       

20.06.2010 02:48:40    Жанна Баринова Отправить личное сообщение    Мышь
Не могу удержаться, стихотворение потрясающее! И так становится жаль эту мышь-умирает живая душа!
     
 

21.06.2010 12:21:12    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Да, произведение будоражит, заставляет перечитывать и передумывать!

Спасибо Вам!
       

25.06.2010 21:39:58    Екатерина Аркадьева Отправить личное сообщение    
Ой! Как всё мудрено.
Что-то происходит с моим поэтическим чувством. Приведённые Вами стихи мне кажутся слабыми, а
"Мышь" - ужасно.
И всё-таки, с уважением!
     
 

13.07.2010 23:48:21    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Возможно, это отттого, что я пока не достиг такого высокого уровня понимания поэзии, как у Вас, но я буду стремиться к этому, энергично занимаясь самосовершенствованием. Подскажите, пожалуйста, каких авторов, на Ваш взгляд, надо прочесть, дайте ссылки, если Вас не затруднит.

С признательностью за отзыв
       

23.07.2010 15:32:34    Сергей Богданов Отправить личное сообщение    
Разрешение парадоксов, в Агни Йоге примирение противоречий, показавтель роста, расширения сознания. Для доросших источник радости понимания, для др. объект нападок от непонимания зауми. Я догоняю, и это радует. И вам того же.
     
 

16.10.2010 12:36:57    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Спасибо.
Простите за столько поздний ответ - от этой рубрики извещения о комментах не приходят. наткнулся на Ваш пост случайно.

С уважением
       

16.10.2010 12:38:26    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Спасибо.
Простите за столько поздний ответ - от этой рубрики извещения о комментах не приходят. наткнулся на Ваш пост случайно.

С уважением
       

Главная - Кафедра - «Друзья, не бойтесь умереть» (Александр Кожейкин)

Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru