Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего
Главная - Конкурсы - Конкурс экспромтов №8 - Обзор куратора

Конкурс экспромтов №8. Обзор куратора.


    Дорогие участники 8-го Конкурса экспромтов!
    
    Ох, и тяжелая это работа - оценивать сотоварищей! Тем более если не являешься критиком, знатоком теории и мастером-практиком стихосложения, а ориентируешься лишь на собственные предпочтения и вкусы. Исходя из этого, приступим к разбору полетов. То бишь экспромтов, написанных для 8-го конкурса.
    
    Экспромт, по моему мнению, не претендует на особое поэтическое мастерство, изысканные рифмы, но иллюстрирует свежесть восприятия, оригинальность развития темы, быстроту реакции, наконец, его автора. Разумеется, все это при владении элементарной техникой.
    
    Итак:
    
    Стихи, пришедшие вчера,
    Дожили только до утра,
    Хотя всю ночь в тяжелом сне
    Настойчиво являлись мне:)
    
    Банальное задание, на мой взгляд, позволяло лишь, с долей иронии, пофантазировать, откуда "берутся стихи", что с ними происходит потом и куда они деваются в конце концов. Но, несмотря на незатейливость темы, в конкурсных экспромтах были и интересные рифмы, и изящный слог, и соответствие заданному размеру, и точное попадание в тональность исходного.
    
    Интересно, что авторы в большинстве своем одушевляют стихи — они обладают характером, темпераментом, мыслями, совершают поступки, делают все, что присуще одушевленному существу. Вот, например, они "пришли" к Борису Булатову (он откликнулся первым) — в образе безнадежного больного на приеме у знающего себе цену врача:
    
    Ко мне вчера явился стих,
    Он вроде был не из плохих,
    Немного кашлял - ерунда!
    Хромал - и это не беда.
    
    Спасать - вот мой первейший долг,
    Душой вникая тонко в слог,
    Безделиц сор и хлам отсечь,
    Чтоб стих, шутя, являлся в речь.
    
    Я с ним возился, как умел
    Не раз в сердцах менял размер,
    И так, и сяк - нехорошо,
    Он стих к утру и отошёл.
    
    Тоска... Печаль... Но, видит Бог,
    Я сделал всё, что только мог.
    
    Сердитый доктор хорошо знает свое дело, однако... пациент не выдержал его манипуляций:) Хотя и впрямь был не из плохих:)
    
    У Ольги Уваркиной, напротив, — это "шалый малый", который бесцеремонно заявился в гости и даже занял хозяйскую кровать, доведя чувствительную даму до нервного срыва и неотложки:
    
    Явился Он, едва легла,
    Отдавши телеса морфею…
    Как чёртик, стих - из - за угла,
    Что норовил не в бровь, а - в глаз,
    В места другие, как игла,
    Свербел то шилом, то - репеем…
    
    И мысль: куда б его послать,
    Всю ночь меня одолевала…
    Подушки сбились, одеяло…
    Я все молитвы прочитала…
    Стих оказался «шалым малым»,
    Завоевав мою кровать…
    
    В бреду предутреннем, крича
    Аллитерациями, дико,
    Забыла я и день, и час…
    В мозги ударила моча…
    Соседи вызвали врача…
    А глаз с тех пор косит от тика.
    
    Хозяйка дома не властна над своим гостем, напротив, он вершит ее судьбу.
    
    Во втором же экспромте Ольга уподобляет стих петляющему зайцу, и автор-философ отпускает его наконец на волю, не желая более гнаться за шустрой дичью. То есть снова стих одушевлен и обладает собственной волей:
    
    Стих приходит не бесом полуденным,
    И в ночИ сто причин увязаться…
    Уличённый как будто во флуде он,
    В сновиденье моём скачет зайцем…
    
    Не догонишь ушасто - раскосого,
    А петлёй, не возьмёшь, тем более…
    Круглосуточно буду философом:
    Пусть гуляет стих вольной - волею…
    
    Интересным показалось упоминание беса полуденного (частенько так называют леность), которому вроде бы не место в ночи, но он (а другими словами, философский настрой ЛГ) все же и тут проявляет свою сущность: и автор отпускает — стих на волю, а себя — на отдых от тщетной погони:)
    
    Продолжая тему одушевленного и не зависящего от нашей воли стиха, читаем Аркадия Бельмана — здесь на чаепитие вдруг пришел занимательный гость...
    
    Открыл вчера случайно дверь,
    И не закрыть ее теперь.
    Ко мне на чай явился стих--
    Он идол чаяний моих.
    
    В нем было все: минуты боль
    И мира смертная юдоль,
    Печаль полей, разливы рек
    И горний молнии ночлег.
    
    Как человек, был прост и горд,
    Был брату-- брат, был волку-- волк,
    Был смел-- на солнце мог глядеть,
    Во тьме был тьма, на солнце-- медь.
    
    Он сразу дом весь оживил,
    Он всем живым себя явил:
    Кошачий визг, собачий лай
    И детских игр смешной раздрай.
    
    Был утончен, как скрипки гриф,
    И было в нем безумье рифм.
    Безумье кончилось, и вот--
    Опять один,а жизнь... идет.
    
    ...но почему-то покинул дом. А после его исчезновения хозяин недоумевает — может, безумье поразило его? И... был ли на самом деле собеседник?
    
    У Александра Кожейкина стих тоже одушевлен, но строчки принимают форму разных существ; автор твердой рукой или усилием разума лепит, творит, одевает и изменяет их; однако, в конце концов, и они все исчезают, подобно искрам от костра или... йети — в существование которого верит только столкнувшийся с ним. А много ли таких? :)
    
    Стихи, пришедшие вчера,
    столпились на одной странице.
    Строка взлететь хотела птицей –
    – убита росчерком пера.
    
    Другая строчка под зонтом
    спасалась от пурги банальной.
    Мечтала стать оригинальной –
    одета в серое пальто.
    
    Глаголы придержали стон,
    в бумагах прячась от народа,
    пытались жечь – дурная мода,
    их заклеймив, прогнала вон.
    
    Природа слова не проста –
    попробуй ухватить рукою!
    Смотри – ползёт, полуживое,
    на край помятого листа.
    
    Слова – как искры от костра.
    Бывают призраками йети.
    
    …Вот так исчезли на рассвете
    стихи, пришедшие вчера.
    
    Да уж, многим из нас знакомо это ночное озарение, но утром остается только пепел — и только мы одни твердо знаем, что был, был костер... и таинственный ночной гость.
    
    А ведь этот таинственный ночной гость, невесть откуда появляющийся и невесть куда затем исчезающий, может быть и совсем нереальным, призрачным. Как у Феликса Галахова, размышляющего, "откуда стихи берутся?":
    
    Нам в темноте
    Не разминуться.
    Давай вертеть
    Дурное блюдце.
    
    Придут стихи
    Из преисподней,
    А петухи
    Молчат сегодня.
    
    Им до утра
    Не кукарекать.
    Завесит мрак
    Поля и реки.
    
    Запомнить нам
    Успеть бы вирши,
    Пока луна
    Летит над крышей.
    
    Начнет светать
    Под утро ало –
    Стихов опять
    Как ни бывало…
    
    Разумеется, мистические посетители — из преисподней, откуда же еще? Не властны мы над ними, приходят сами когда хотят, и — бесы — исчезают с рассветом; бесполезно стараться запомнить и их образы, и открытые ими нам истины... Да и истины ли это? Стоит ли о них жалеть?
    
    Бесы, не иначе, стараются внушить нам также, что мир одномерен:) А вот Аркадий Бельман во втором своем экспромте ясно показывает нам, что одно-дневность — одно-ночность — одномерность чувств, желаний, мыслей, существования и не может создать многообразный, многомерный мир. Разве что — многоточие остается...
    
    Костюмы у нас-- однобортные,
    Верблюды у нас-- одногорбные,
    Зима у нас-- одноцветная,
    Семья у нас-- однодетная.
    
    В желанья мои одномерные
    Приходят стихи однодневные,
    Приходят стихи одноночные,
    А утром в мозгу-- многоточие.
    
    Увы, показалась далекой от темы загадка от Аси Павловой:
    Подглядывал за таинством рассвета,
    корил за блуд разнузданную ночь,
    легко взлетал на крышу и дуэтом
    с другим таким же песни пел про лето,
    и про весну мотив сложить не прочь.
    
    Не комкал слог, не брал за горло рифму,
    в отчаянье на сайтах не впадал,
    не размещая с Гугля тайны мифов,
    не разбавлял стихи пустой олифой,
    не заводил с поэтами скандал.
    
    Загадку отгадайте мне скорей!
    Нет, не поэт.
    Конечно, воробей.
    Хотя этот воробей показался мне забавным:) По крайней мере, стихов не мучает — в отличие от меня, не грешен.
    
    Симпатичен мне и сарказм Андрея Конопатова, развившего тему тяжелого сна как причины творчества:
    
    Когда б не мрак кошмарных снов,
    Я б сроду не писал стихов,
    Но благо,что кропал вчера
    Запомнил только до утра!
    
    Снова примерив на себя, соглашусь с Андреем: эх, как часто благом для читателя является плохая память автора... :)
    
    А Михаил Галин стихописание сравнил с добыванием огня древним способом: несмотря на утомительность подобного занятия, упорный автор бессонной ночью посреди затихшего города не оставляет своих попыток "запалить пару строк".
    
    Всю-то ночку моросил какой-то псих,
    Нехватало талых сил на целый стих,
    Город стих давно, а я всё тру и тру –
    Может пару строк и запалю к утру…
    
    И ему это удается:) Перед мысленным взором сразу возникает картинка: туземец, склонившийся над тлеющим куском трухлявого дерева:)
    
    И трезвый подход Бориса Булатова, и размышления Аркадия Бельмана, и изящная отделка Феликса Галахова, и всегдашняя глубина Александра Кожейкина, и сарказм Андрея Конопатова, и аллюзия Аси Павловой, и упорный труд Михаила Галина: все это я оценила в полной мере! Но только логическое завершение темы Ольгой Уваркиной во втором ее экспромте показалось мне наиболее близким: да не станем же мучиться, стараясь пленить ускользающую добычу — пусть гуляет она на воле, на радость другим охотникам.
    
    Присоединяюсь к Ольге: станем же философами! И объявляю ее победительницей в 8-м конкурсе экспромтов — иногда, отказываясь от гонки за вполне материальным, можно получить нечто большее!
    
    Поздравляю, Оля!
    
    Спасибо всем!
    
    С уважением и признательностью за участие, Марина Хабадаева.
    
    

Напишите свой комментарий.
Тема:
Текст*:
Логин* Пароль*

* - это поле не оставляйте пустым

08.04.2010 17:45:50    Член Совета магистров Уваркина Ольга Отправить личное сообщение    
Марина! Спасибо за оценку, за прекрасный обзор. Я вполне понимаю, что выбор был не из лёгких... Мне понравились все стихи наших коллег и любой из них вправе претендовать на первое место. Конкус был интересным, как и сама тема. Поэтому, не удержалась))), написала своё виденье проблемы в различных ракурсах...
     
 

08.04.2010 22:08:21    Борис Булатов Отправить личное сообщение    
Присоединяюсь к Ольге - конкурс удался, тема оказалась интересной, близкой многим. И итог весьма впечатляющий - сразу несколько незаурядных стихотворений "с пылу - с жару". Всем спасибо!
       

09.04.2010 05:57:47    Марина Хабадаева Отправить личное сообщение    
Оленька! Это Вам спасибо за участие и за строчки, которые немало меня позабавили:) Думаю, что и не меня одну. И до сих пор вижу Вашу даму, отбивающуюся от назойливого гостя:))) Зайца также:))))
А определить победителя, и правда, было очень трудно.
Марина
       

09.04.2010 06:03:30    Марина Хабадаева Отправить личное сообщение    
И Вам, Борис, спасибо за участие! :)
       

13.04.2010 13:20:30    Елена Костакова Отправить личное сообщение    
Оля, с победой!!!
       

13.04.2010 17:46:26    Член Совета магистров Уваркина Ольга Отправить личное сообщение    
Ася! Спасибо!
       

09.04.2010 10:39:59    Марина Хабадаева Отправить личное сообщение    
Андрей, Вам также благодарна за теплые слова:) И за участие, конечно!
Комментарий изменён: Марина Хабадаева - 09 апреля 2010 г. в 10:40:22
       

09.04.2010 11:34:06    Аркадий Бельман Отправить личное сообщение    
Поздравляю Ольгу с победой,Марину благодарю за прекрасные разборы экспромтов.
Предлагаю проводить такие конкурсы один раз в месяц.
Постараюсь писать еще лучше!
     
 

12.04.2010 05:30:33    Марина Хабадаева Отправить личное сообщение    
Это Вам спасибо, Аркадий, за участие, да еще и в двойном размере! Конкурс получился, кажется, многомерным:)
А писать еще лучше — это процесс бесконечный:)
       

13.04.2010 13:18:22    Елена Костакова Отправить личное сообщение    
Марина! Замечательно проведён конкурс! Спасибо!
С теплом,
     
 

Главная - Конкурсы - Конкурс экспромтов №8 - Обзор куратора

Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru