Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего
Главная - Конкурсы - Солнце - Обзор куратора

Время колокольчиков


Обзор куратора

    И в груди искры электричества.
    Шапки в снег – и рваните звонче.
    Свистопляс – славное язычество.
    Я люблю время колокольчиков.
    
    А. Башлачёв. Время колокольчиков

    
    
    Каковы критерии оценки творчества? Что есть поэзия? Каждый отвечает на эти вопросы по-своему, исходя из собственного интеллектуального потенциала, жизненного опыта, эмоционального состояния в данный конкретный период жизни, той точки на кривой графика духовного развития, которой достигла та или иная личность.
    Да и что главное в поэзии? Погоня за формой, оригинальностью или простотой и задушевностью? В поэтическом наследии есть всё: и строгость классических форм античности, и куртуазность средневековья, и французские проклятые поэты. В русской поэзии - моцартианство Пушкина и тёмный романтизм Лермонтова, замысловатость символизма, футуристические изыскания «Бубнового Валета» и густая насыщенность акмеизма, сверкающие вершины Блока, Ахматовой, Цветаевой и лирика Есенина и Рубцова… И всё это поэзия. И если кому-то непонятна поэзия Хлебникова или Хармса, то это не значит, что они хуже или лучше Есенина. «Непонятно» не означает априори «плохо», а задушевность и чётко выстроенные логические смыслы не означает априори «хорошо».
    
    Исходя из вышеизложенного делаю неутешительный для себя вывод, что судить о поэзии сложно, поскольку дело это очень субъективное. Я не претендую на объективность, но в своём обзоре попыталась привести некие технические аргументы, скорегированные, конечно, на коэффициент эмоционального восприятия, вкусовых и личностных пристрастий куратора.
    
    Да и поэзия ли то, чем мы здесь все пытаемся заниматься? … Вопрос, не имеющий ответа.
    
    "По ночам морозы те еще... " (Феликс Галахов)
    
    По ночам морозы те еще…
    Но не будем про закат!
    На усталый снег чернеющий
    Солнце смотрит свысока.
    
    От весны сто лет до осени,
    Плюс один погожий день.
    И девчонки шубки сбросили,
    А глазищи – обалдеть!
    
    Замирай от восхищения,
    Стылых луж не замечай,
    Чтоб ускорила движение
    Уходящая печаль.
    
    Насыщенное воздухом и светом стихотворение. Ощущение лёгкости, неопределённости колеблющихся, переплетающихся прохладных и тёплых воздушных потоков, насыщенных светом и будоражащих все клеточки организма, подчёркивают характерные для этого автора ассонирующие рифмы на две буквы ударного слога. Тот случай, когда выбор используемых рифм органично выстраивает настроение стихотворения. Правда, рифма «восхищения – движение», хотя и не выпадает из общего стиля рифмовки (*ще* – *же*), сама по себе всё же не является удачей, на мой субъективный взгляд. Конечно, ни рифмы, ни метафоры, ни другие технические приёмы не являются конечной целью, тем приятнее, когда всё это присутствует, а читатель этого не замечает.
    
    "Солнце." (Трофимов Николай)
    
    И ночь,и день,
    И солнце,и луна,
    Тепло и холод,
    Время и пространство,
    Огонь и просветлённая вода,
    А жизнь и смерть-священное убранство.
    Как в счастье- отражение беды,
    Так в зеркале-материи и духа,
    Рождение души- Его следы,
    А смерть-лишь увяданье и разруха.
    И Вера,и Надежда,и Любовь,
    В конце- потеря,скука и утрата,
    Всё повторяясь,возродится вновь,
    И всё умрёт в предверии заката.
    
    (Сохранена пунктуация автора)
    
    Стихотворение довольно точно раскрывает тему конкурса, я бы даже сказала, пытается поднять эту тему до высокой философии жизни и смерти.
    Но… Читая его, меня не покидало ощущение неряшливости… В правилах компьютерной пунктуации, при отсутствии на клавиатуре знака тире, его обычно обозначают знаком дефиса с пробелами по сторонам… В данном случае, при обилии этого знака препинания в ткани стихотворения (аж пять на, по сути, три четверостишия), он, практически везде записан, как дефис. Это мешает читателю, на мой взгляд, сосредоточиться на смыслах. Кроме того, такие рифмы, как «любовь – вновь» и, особенно, «луна – вода» не делают чести автору. Это пример того, как технические несовершенства и небрежность в оформлении текста (что, на мой взгляд, является неуважением к читателю) нивелируют смыслы, которые автор пытался передать своим стихотворением.
    
    "Греет солнечное бра..." (Эдуард Учаров)
    
    Будет зим истошный плач
    Лужей землю пачкать.
    Солнце правит медный луч:
    Правило не лучше…
    
    Оживают мертвецы!
    (Бору им не цыкнуть)
    По сугробам первоцвет
    Челюстями цедят.
    
    Защебечен югом смерд
    С перелётной смертью
    И ручьями в небо смыт
    Отморозок-мытарь.
    
    Греет солнечное бра
    Снеговую брагу –
    Где сосулькой под ребро
    Я под март заброшен.
    
    Интересный эксперимент. Автор демонстрирует виртуозное владение звуком, отсутствие рифмы в прямом понимании этого слова, ещё больше подчёркивает тонкость слухового восприятия автора. Стихотворение насыщенно нестандартными оригинальными метафорами и образами. Правда, мне было немного неуютно в резких поворотах лабиринта смыслов.… Мне нравится приём метафоричной ассоциативности, но всё же, последовательность ассоциаций в этом случае должна вызывать у читающего пусть свои, нетождественные авторским, аллюзии и смыслы. К сожалению, относительно одной из них у меня не получилось. Не поняла, почему правило править медный луч не лучше грязного плача зимы, если уж речь у нас идёт о возрождении. Хотя, наверное, это не вина автора, а моя, поскольку стихи, написанные в такой манере, требуют от читающего солидной интеллектуальной базы и ассоциативного мышления, которых мне явно не хватило… Но всё же.
    В остальном, блестящая работа.
    
    Весенний и тлетворный дух (с)" (AC)
    
    Как весна, так у Солнца бессонница:
    день длиннее земной,
    и не спит беспокойное Солнце,
    обоспавшись глухою зимой.
    
    Чтоб хватило горючей влаги
    для пожара нутра,
    самогонку из снежной браги
    Солнце хлещет с утра,
    
    и с шоссе из-под зимней резины
    тупо тянет до дна прогал,
    и бушует в весенней сини
    жгучий солнечный перегар.
    
    Воздух терпкий, хмельной и пряный
    непременно прими в налёт
    за весну, - и беснуется пьяный
    сибаритствующий народ.
    
    По июнь нет управы на Солнце,
    не владеет оно собой, -
    как весна, так у Солнца бессонница
    и до белой горячки запой ...
    
    Замечательная работа со звуком и владение ритмом, что является визитной карточкой этого автора.
    Разнообразие рифм от лёгкого ассонанса до густой полной рифмы, делают ткань стихотворения яркой, пульсирующей, живой. Этот приём играет на раскрытие одной, но строго выдержанной от начала до конца стихотворения метафоры – опьянения алкоголем весенней атмосферы в прямом и переносном значениях этого слова. Возникают ассоциации с Масленицей – традиционным русским языческим буйством накануне Великого Поста. Ощущение стихии, анархии народной гульбы-пьянки усиливается и особенностями ритмического рисунка. Подчеркну, что именно не безупречность гармонического построения выбранного ритма, а умелые его сбои, работают на главную метафору стихотворения, с раскачиванием и спотыканием в пьяном кураже гуляния. Мастерство не пропьёшь.
    
    
    "Гелиос" (Арома Лайм)
    
    Славься, всевидящий Гелиос,
    Радость дарующий всем!
    Бросит сокровища белые
    Март победителю в шлем!
    
    Яростной зелени полчище
    Копьями дружно взмахнёт,
    Птица воздаст небу почести,
    Празднуя солнцеворот.
    
    Весело с водами вешними
    Божья играет блесна.
    Как золотым откровением,
    Делится солнцем весна!
    
    Образец замечательной пейзажной лирики. Хорошо раскрыта тема блица, прекрасное чувство ритма, интересные рифмы. Собственно, критиковать не за что. Стихотворение хочется сравнить с искусным ювелирным изделием дома Фаберже, - изысканность и отточенность формы, академизм содержания, на которое указывает и выбор античного имени для солнца, как главного героя стихотворения - Гелиос. Но мне немного не хватило парадоксальности, внутренней энергии бурлящих весенних эмоций.
    
    
    "Солнце - рыжая девчонка..." (ludmila)
    
    Солнце - рыжая девчонка,
    Светлоглазая Ярила -
    На проталинах на тонких
    Томно блики растворила,
    Размахала на полнеба
    Золотистые ресницы,
    Обещая людям хлеба,
    Тучный урожай пшеницы,
    Смех лучистый расплескала
    В поле первыми цветами
    И к груди его припала
    Ненасытными устами.
    
    Чудесное, лёгкое, искристое стихотворение. С одной стороны, образ Солнца, как рыжего человека, не нов, но интересна новая его интерпретация, не как зрелого мощного мужчины-бога, а как юной, кокетливой, озорной особы с таким же именем. Долой дискриминацию по половому признаку.
    Из недостатков, на мой субъективный взгляд, могу отметить увлечение автора так называемыми грамматическими рифмами. Я понимаю, что это техническая вкусовщина с моей стороны… Но стихи и их восприятие, вообще, дело весьма субъективное.
    
    "Пришла весна..." (Уваркина Ольга)
    
    Февраль утих, оставив злость.
    Спал сном младенца дворник Гриша.
    Но ночью СТРАШНОЕ стряслось:
    Поехал снег…(а может, крыша?)
    
    Дом разбудил ужасный шум.
    Исподтишка (а вы не ждали?)
    Пришла весна - не наобум
    И без серьёзных аномалий…
    
    А в полдень солнце, не спеша,
    Сосульки смачные лизало
    И разбросало малышам
    Веснушки щедро на сусала,
    
    Акцизы выдало котам
    На все любовные утехи
    Без расписания, а там…
    Готовьте летние доспехи!..
    
    И с той минуты потекло
    Всё, что искрилось и лепилось…
    СлепИт от «зайчиков» стекло….
    Сдалась зима весне на милость!
    
    Ещё по-мартовски свежо.
    Есть сбой в кошачьей камасутре,
    Но тает сахарный рожок
    Под солнцем в шоколадной пудре…
    
    Весёлое, динамичное стихотворение. Бегущий, журчащий, как весенние ручьи ритм, передаёт радость повседневного бытия. Ощущение ярмарочной карусели жизненных наблюдений, маленькие искрящиеся бусины которых (от сладкого сна Гриши до кошачьей камасутры), складываются в эмоцию осязания обновления. Стихотворение насыщено интересными образами, как детская игрушка «Калейдоскоп» разноцветными стеклянными стразами, складывающимися в занимательные яркие узоры. Добротная во всех отношениях работа.
    
    "Моё Солнце" (Михаил Галин)
    
    Солнце нынче встало рано,
    День весенний разбудив,
    Каждый свой протуберанец
    Намотав на бигуди.
    
    На столе горячий завтрак,
    Впереди прекрасный день!
    Почитаю, что ли, Сартра –
    Уходить из дома лень…
    
    И никто не треплет нервы,
    И попрятались враги –
    Просто Солнце встало первой
    С правой, правильной ноги!
    
    Игра двойного смысла, присущая творчеству этого автора, и в этом небольшом стихотворении проведена безукоризненно. Бытовая зарисовка, которая начинается, как пейзажная лирика. Лёгкость, искренность и элегантная простота (в чеховском смысле этого слова) создаёт ощущение детской поэзии для взрослых. Весенняя теплынь семейных отношений, вне зависимости от реального времени года за окном. Рецепт перманентной весны. Само по себе замечательно, но, на мой взгляд, не совсем точно раскрывает тему блица, как обновления. По форме стихотворение, на мой вкус, безупречно.
    
    
    По итогам своих размышлений, должна сказать, что три стихотворения считаю достойными победы в данном блице (по мере регистрации на конкурсе): "Греет солнечное бра..." (Эдуард Учаров), "Весенний и тлетворный дух (с)" (AC), "По ночам морозы те еще... " (Феликс Галахов).
    Все они разные, а потому их нельзя сравнивать между собой, но все они понравились мне одинаково. Как я определила победителя? Я бы могла привести некие надуманные аргументы… но не буду. Всё очень просто, - не нарушая традиции субъективности, сложившейся на конкурсах. Кто более из достойнейших восхваляет мои опусы и меня – самой собой безмерно любимую и падкую на лесть и серенады? Конечно, АС.
    
    
    
    
    Победитель блица: АС.
    Приз читательских симпатий: Михаил Галин.
    
    С уважением,
    Ира Арт
    

Напишите свой комментарий.
Тема:
Текст*:
Логин* Пароль*

* - это поле не оставляйте пустым

08.03.2010 06:20:30    Ведущая раздела Клубочек в лицах Член Совета магистров Галина Булатова Отправить личное сообщение    
Ира, ты умничка! Обзору (подробному, обстоятельному, правдивому, с капелькой иронии) - браво! :-)
     
 

08.03.2010 11:00:36    Ира Арт Отправить личное сообщение    
Спасибо, Галя!
       

08.03.2010 12:33:56    AC Отправить личное сообщение    За что я люблю сайт Клубочек
За такие вот бередящие душу субъективные по форме, объективные по содержанию обзоры ... :)))
     
 

10.03.2010 15:16:21    Ира Арт Отправить личное сообщение    
Ну, в том, что тебе обзор понравится, я не сомневалась :))))))))))))
       

10.03.2010 16:11:31    AC Отправить личное сообщение    По мотивам песни Анны Герман
А ты мне нравишься, нравишься, нравишься,
И это всё, что я могу сказать в ответ :)
       

12.03.2010 19:45:15    Член Совета магистров Уваркина Ольга Отправить личное сообщение    
Мне очень понравился обзор: обстоятельный, мастерский, ироничный... А ещё больше понравилось то, что написали и моём стихотворении. Для меня это просто открытие себя:)) Я даже и не подозревала, что могу так писать, в том смысле, что хорошо и ...в общем, я запуталась))) Спасибо за замечательный отзыв!
     
 

12.03.2010 22:13:56    Ира Арт Отправить личное сообщение    СкромниЦЦа и волюнтаристка :)
Оля, Вы - скромница... :)
Вы пишете замечательные стихи, которые достойны и не таких отзывов! И заслуженных побед! Я даже не нашла, что бы мне покритиковать... потому, честно призналась в волюнтаризме :)
И спасибо, что похвалили обзор. Я старалась :)
       

Главная - Конкурсы - Солнце - Обзор куратора

Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru