Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего
Главная - Перо Алконоста - Статьи - Весна священная


Весна священная


    
    Образ Ярилы в славянской мифологии
    Одним из наиболее важных в славянской традиции был культ солнца и его божественного воплощения Ярилы. Этот бог принадлежит к ряду богов славянского пантеона, которые олицетворяют плодородие, а потому это бог ежегодно умирающий и воскресающий. Ярило был богом весны, который приносил её с собой вместе с животворным теплом, а значит, обеспечивал плодородие во всех смыслах этого слова – вливал жизненные силы в растения, животных и людей, заставлял кровь бурлить, был источником молодой энергии, пылкости чувствований. Любви.
    Отцом Ярилы является бог Велес – покровитель домашнего скота и богатства, попечитель торговцев, скотоводов, охотников и землепашцев, а матерью в разных источниках богиня Дива (богиня охоты) или Додола (богиня дождя). Интересен миф и об истории рождения Ярилы, который был зачат от того, что его мать понюхала прекрасный ландыш, в который превратился Велес…
    Умирание и воскрешение, зачатие от запаха (духа)… неправда ли напоминает христианскую традицию понимания мира…
    История создания балета «Весна священная»
    Образ Ярилы, весеннего пробуждения волновал воображение художников, писателей, музыкантов. В нашей рубрике мы уже рассказывали об истории создания Весенней сказки «Снегурочка» Александра Островского, замечательной опере на этот сюжет Римского-Корсакого и декорациях к ней замечательного русского художника Виктора Васнецова в конце 19 века. После этого интерес к теме весеннего пробуждения в славянском антураже не был исчерпан. В 1910 году молодой композитор-новатор Игорь Стравинский и уже известный художник, академик Николай Рерих приступиди к совместной работе над балетом «Весна священная». Стравинский писал музыку. А Рерих стал автором не только декораций и эскизов к костюмам, но и автором либретто. Плод совместного творчества был предложен для постановки Сергею Дягелеву, и уже в 1913 году постановка была осуществлена в Париже в рамках знаменитых «Русских сезонов». Постановщиком этого балета был великий русский танцовщик и хореограф Вацлав Нежинский. Именно ему и его работе над этим балетом в том числе мы обязаны новым шагом в развитии искусства классического танца. Хореографическая концепция этого балета до основания поколебала сложившиеся к тому времени балетные традиции, и по сути, открыла путь ко всей хореографии 20 века. Однако, и здесь необходимо отметить, что на творческий подход Нежинского в данной работе огромное влияние оказал Николай Рерих.


И. Стравинский

    Однако, огромный труд трёх великих художников и великого продюсера поначалу не был оценён публикой по достоинству.


Сергей Павлович Дягилев

    Во время премьеры балета, которая состоялась 29 мая 1913 года в театре Елисейских полей, зрители пришли в негодование от музыки Стравинского и хореографии Нежинского, освистали балет. Пресса была разгромной. Несмотря ни на что, Дягилев считал этот балет своим любимым и писал друзьям: «Вот это настоящая победа! Пускай себе свистят и беснуются! Внутренне они уже чувствуют ценность, и свистит только условная маска. Увидите следствия.». И оказался прав.


Вацлав Нежинский

    В основу замысла балета лёг сон Стравинского, в котором он увидел древний ритуал — молодая девушка в окружении старцев танцует до изнеможения, чтобы пробудить весну, и погибает. Практически, балет не имеет сюжетной линии. Это музыкально-хореографическая фантазия на вечную тему возрождения природы к новой жизни, как определял Стравинский «стихийное воскрешение зачатия всемирного».


Николай Константинович Рерих

    Содержание балета
    Рассвет. Племя собирается на праздник Священной весны. Начинается веселье, пляски. Игры возбуждают всех. Действо умыкания жен сменяется хороводами. Далее начинаются молодеческие мужские игры, демонстрирующие силу и удаль. Появляются старцы во главе со Старейшим-Мудрейшим. Обряд поклонения земле с ритуальным поцелуем земли Старейшим-Мудрейшим завершает яростное «Выплясывание земли».
    Глухой ночью девушки избирают великую жертву. Одна из них, Избранная, представ перед богом, сделается заступницей племени. Старцы начинают священный обряд.
    
    Часть I. Поцелуй земли
  • Вступление
  • Весенние гадания. Пляски щеголих
  • Игра умыкания
  • Вешние хороводы
  • Игра двух городов
  • Шествие Старейшего-Мудрейшего
  • Поцелуй земли (Старейший-Мудрейший)
  • Выплясывание земли

    
    Часть II. Великая жертва
  • Вступление
  • Тайные игры девушек. Хождение по кругам
  • Величание избранной
  • Взывание к праотцам
  • Действо старцев — человечьих праотцов
  • Великая священная пляска (Избранница)

    
    Источники:
  • Википедия;
  • Мифологическая энциклопедия http://myfhology.narod.ru/gods/slavyans/slavyan.html)
  • Н.Рерих. Весна Священная Обращение в Аудитории Ваннамэкера на собрании Лиги Композиторов, Нью-Йорк, 1930 http://www.smr.ru/centre/win/books/nkr_17.htm


Напишите свой комментарий.
Тема:
Текст*:
Логин* Пароль*

* - это поле не оставляйте пустым


Главная - Перо Алконоста - Статьи - Весна священная

Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru