Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего
Главная - Кафедра - Формулы поэзии (Александр Кожейкин)


Формулы поэзии

(Александр Кожейкин)

Вместо вступления

    Я так часто говорил, что поэзия не геометрия, что решил заманить редкого на Кафедре читателя оксюмороном заглавия. Оксюмороном в самом простом смысле – как сочетание не сочетаемого. Коли вы дошли до этого места, откроюсь – это провокация, направленная на привлечение внимания. И пока не отыщется на свете художник, способный нарисовать на холсте человеческую душу, нет у поэзии никаких формул. Более того, для многих стихов характерны нечеткость граней, размытость красок и господство полутонов.
    Это неудивительно, если под поэтической картиной мира понимать психическое отображение действительности через призму сознания поэта, концепция мира которого соотносится с его пониманием творчества, как отражения. Разное отражение не может быть выражено одинаковыми формулами.
    У многих поэтов их Лирический Герой противопоставляет себя миру, но в то же время и отражает его. Передать картину полно, в точности и в деталях сложно. Уметь мастерски работать с со словом дано не каждому. И обратите внимание, в фольклоре не сохраняются сложные конструкции. Народ любит и охотно создает короткие песни – своеобразные, густые, отжатые от лишней воды поэтические эссенции, где нет ни одного лишнего слова. Из народной поэзии эти песни переходят в литературную среду, продолжают развиваться в ней и, привлекая внимание, дают начало новым поэтическим формам.
Лишняя «вода» поэзии

     Древнеримский поэт Марк Валерий Марциал (40 г. – 104 г. н.э.) написал как-то другу: «Те лишь стихи коротки, где не сыщется лишнего слова, а у тебя, мой друг, даже двустишья длинны».
    Сказанное любопытно, но нисколько не относится к ниже представленному стихотворению Влада Снегирёва, которое в целом достаточно удачно, но пусть простит меня автор, я все же зацепился за три строки, чтобы рассказать о моём понимании лишних слов в стихотворении на достаточно показательном примере. Но сначала – всё произведение.
    
    Влад Снегирев
    
    Простой парень
    
    Он был простым советским парнем,
    Любил семью, но водку пил.
    И на станке своем токарном
    Трудился из последних сил.
    
    Хотел он в годы перестройки
    Богатым стать, – не удалось.
    И вот опять – друзья, попойки,
    А жизнь идет то вкривь то вкось.
    
    Но он нисколько не жалеет,
    Завод ему – как дом родной.
    И после смены, поскорее,
    Спешит к друзьям, но не домой.
    
    Уже и дети повзрослели
    И семьи есть свои у них.
    Жена ушла, а дни летели,
    Но он не знал путей иных.
    
    Эх, водка, водка, скольким людям
    Ты поломала их судьбу.
    Но пили, пьем, и пить мы будем,
    Хоть кол теши у нас на лбу.
    
    Мы пьем за Родину и веру
    И чтоб ушла чужая власть,
    За все несчастья и потери,
    За то, что жизнь не удалась...
    
    На первый взгляд, всё нормально. А теперь я докопаюсь до обещанных трёх строчек. Что мне в них не нравится, наверное, станет понятно, если попробовать выбросить слова, заключенные в круглые скобки.
    
    И на станке (своем) токарном/ трудился
    И семьи есть (свои) у них.
    Хоть кол теши (у нас) на лбу.
    
    Получится вот что:
    
    И на станке токарном/ трудился
    И семьи есть у них.
    Хоть кол теши на лбу.
    
    Выбросили? А смысл остался прежним. Понятно, что «простой советский парень» трудился не на чужом, а на собственном станке, и семьи есть у людей свои, и где именно «тесать кол» также всем читателям ясно. Мне могут возразить, мол, и так тоже можно. Верно. Только не следует сбрасывать со счетов и приемы звуковой организации стиха, его инструментального оформления без лишних, необходимых для заполнения пустот звуков.
    Не следует забывать, что хороший поэт стремится добиться максимума выразительности при минимуме средств.
    В этих целях М. Цветаева предельно сжимала, уплотняла свою речь и жертвовала всем, чем только могла, – эпитетами, прилагательными, предлогами и прочими «поясняющими» языковыми элементами. Она часто строила неполные предложения, порой выбрасывая ненужные слова, и как раз такие умолчания и подразумевания и превратили ее поэзию в живую звучащую речь.
    Зачем ходить далеко, то есть к классикам? На Клубочке есть мастера-поэты, ярким творчеством показывающие пример того, как надо строить стихотворение без единого лишнего слова. Хотите проверить – протестировать? Попытайтесь выбросить любое слово из строки – смысл тогда нарушится. Вот Игорь Царёв, например.
    
    Игорь Царев
    
    Ячменное зернышко
    
    Непонятную силу таят ковыли...
    Притяженьем каких половецких корней
    Вырывает меня из арбатских камней
    Постоять на открытой ладони земли?..
    И таращится полночь вороньим зрачком,
    Наблюдая, как я без царя в голове -
    Босиком, по колено в вихрастой траве,
    До зари с деревенским хожу дурачком,
    И палю самосад, и хлещу самогон,
    И стихи в беспредельное небо ору...
    А с утра от стыда и похмелья помру,
    Упакованный в душный плацкартный вагон...
    И огня не попросит уже табачок...
    И засохнет в кармане зерно ячменя....
    Дурачок, дурачок, ты счастливей меня,
    И умнее меня... Но об этом молчок!
    
    В создании сочного звучания без слов-наполнителей я вижу важную составляющую поэтического творчества, и в поэзии Игоря Царёва мне видится огромная итоговая работа по упорядочиванию звуков, слогов и ритмов. Конечно, каждый поэт идёт своим путём, но у Царёва есть что почерпнуть тем, кто только приступает к построению собственной «студии звукописи». И главное умение, которому я советую поучиться у мэтра – способность слить лишнюю «воду» – здесь он вне конкуренции.
    
«И оставались многоточья, где недосказаны слова»

    Вильям Эмпсон, яркий английский поэт был к тому же филологом. Как-то в одной из бесед с коллегами он расценил семантическую неопределенность – ambiguity, как неотъемлемое свойство сильной поэзии. Я заметил, в последнее время интерес к ambiguity растет и у поэтов, творящих на русском языке по всему свету. И сильно обрадовался, прочитав на Клубочке новое стихотворение Марины Хабадаевой. Его в качестве яркого примера мастерской работы со словом мне просто Бог послал.
    
    Марина Хабадаева
    
    Что за молчанием осталось
    
    Отболевало по кусочкам —
    А в том никто не виноват.
    И оставались многоточья,
    Где недосказаны слова.
    
    Что за молчанием осталось,
    Куда вела какая дверь —
    Когда в душе одна усталость,
    Какая разница теперь?
    
    Ведь невозможно догадаться
    И даже описать суметь
    Сухими тезисами, вкратце:
    Рождение, любовь и смерть.
    
    «Отболевало по кусочкам». Что же «отболевало»? Вот здесь и есть самое интересное. Содержательная неопределенность стихотворения ведет к многоассоциативному толкованию. Надо сказать, в русской поэзии такая традиция присутствует давно, и всякого рода намеки, недомолвки, эвфемизмы, составляющие смысловую недоговоренность, определяли издревле нетривиальность подхода того или иного поэта. По сути, они нередки в обычной разговорной речи, но в результате создают ДЛЯ КАЖДОГО ЧИТАТЕЛЯ свою систему ориентации в поэтическом времени и пространстве.
    Поэтический мир в целом характеризуется особыми измерениями. Он может быть смещён или перевернут, привычные точки опоры также могут не находиться на местах. Тогда неопределенность и поливариантность сможет стать для каждого читателя способом построения своего понимания.
    Но прочтем до конца, и станет понятно, для чего нужна была автору такая поливариантость. Концовка потрясает своей жуткой скоростью и вполне однозначным прочтением.
    
    Сухими тезисами, вкратце:
    Рождение, любовь и смерть.
    
    Неужели при огромном разнообразии вариантов в остатке имеем три сухих тезиса – одни для всех нас? Да, это так, в этом жуткая правда жизни!
    Если бы я оказался на собрании иркутских литераторов, и мне надо было бы голосовать именно за это стихотворение Марины, я мечтал бы стать на секунду двенадцатируким. Поднял бы за него тогда всю дюжину рук. Сильнейшая в философском и поэтическом смысле вещь, сжатая, как пружина.
    
Вместо заключения или Парадоксы поэзии

    Главный парадокс поэзии состоит в том, что поэтический текст соответствует достаточно строгим правилам русского языка, но поэт, подчиняясь им, одновременно пытается непременно сконструировать новые формы. Взять того же Велимира Хлебникова или Владимира Маяковского. На поэта, как хомут, накладываются такие дополнительные, по отношению к языку, ограничения, как требование соблюдать определенные метро-ритмические нормы, написать свой опус на дОлжном фонологическом, рифмовом, лексическом и образно-художественном уровне.
    Авторы Клубочка не понаслышке знают, как сложно бывает найти нужное слово, а другое слово, наоборот, мешает, как соринка в глазу. Искусство подбора слова подвластно ищущему. И до чего же приятно бывает, вглядываясь в привычное и, казалось бы, понятное, неожиданно открывать в нем странное и необъяснимое.
    А потом постигать то, что делает поэтический текст волшебным, а его творца – волшебником. Хотя бы потому, что простые на первый взгляд слова, могут приобретать в поэзии иное, дополнительное значение и другой смысл.
    
    
    
    Александр Кожейкин (25/02/2010).
    


Напишите свой комментарий.
Тема:
Текст*:
Логин* Пароль*

* - это поле не оставляйте пустым

25.02.2010 19:51:16    Ведущая раздела Клубочек в лицах Член Совета магистров Галина Булатова Отправить личное сообщение    
Саша, и стихи твои, и проза, и особенно литературоведческие статьи - меня покоряют! Приманки для читателя всегда интересные, примеры яркие, свежие. Спасибо за развитие наших литературных вкусов и за вклад в изящность поэзии! )
     
 

25.02.2010 20:15:27    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Спасибо, Галя.
Стараюсь быть чем-то полезным сайту и его авторам.

С теплом
       

25.02.2010 19:52:43    Игорь Древлянский Отправить личное сообщение    
Александр, если первые Ваши статьи мне показались, при всей их правильности, несколько абстрактными, оторванными от реальной поэтической жизни (в том смысле, что они были скорее теоретическими по своему характеру, чем практическими), то вот эта статья - блестяща. На мой взгляд, очень актуальная статья, и примеры подобраны весьма уместные. Добавил бы еще, что упомянутая Вами семантическая многозначность тоже сопровождается своего рода парадоксальностью: эта самая многозначность отнюдь не означает неточности в плане выражения мысли. Их не следует смешивать, путать.
При этом неточность мысли, фразы очень часто ведет не к такой многозначности, а к усилению семантического "шума", к появлению ненужных для конкретных поэтических образов референций.

P.S. Статья понравилась еще и потому, что сам немало сейчас занят проблемой точности языковых средств в поэзии.
     
 

25.02.2010 20:13:46    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Игорь, честно говоря, эту тему именно Вы мне подсказали памятной нам обоим дискуссией под одним (не моим и не Вашим) стихотворением, и речь в наших постах шла как раз о словах-наполнителях.

Мне всегда была интересна эта проблема, и я был бы очень рад, если бы Вы продолжили разговор на эту очень важную для всех тему. Мне кажется, Вы могли бы весьма интересно развить ее.

С благодарностью и уважением
       

26.02.2010 10:38:45    Член Совета магистров Эдуард Учаров Отправить личное сообщение    
Отличная статья, Саша, и очень верная!
Жду статью о пунктуации именно в поэтическом языке. Ты очень помог мне в этом компоненте, и не только. Очень интересны твои мысли на этот счёт. Что скажешь?
     
 

26.02.2010 10:49:15    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Говорить тут долго не придётся. Есть узаконенная сводом правил Академии Наук пунктуация в русском языке. Базовый учебник Д.Э Розенталя даёт по этому поводу если не исчерпывающие, то вполне достаточные пояснения. А к поэзии правила пунктуации в отдельных случаях, когда авторы хотят добиться неоднозначного толкования текстов, условно могут быть не применимы. Классический пример - "Казнить нельзя помиловать" - многие поэты (и я к этому с пониманием отношусь, а порой и сам так поступаю) идут на это, но надо понимать, что есть случаи, когда это художественно оправдано, а есть случаи слепого следования модной, как некоторым кажется, тенденции, и это надо различать.

Вот и всё.

Благодарю за отзыв.

С уважением
       

26.02.2010 10:54:03    Член Совета магистров Эдуард Учаров Отправить личное сообщение    
Ок, раз меня ткнули носом в учебник - пойду штудировать.

И к вам с уважением.
       

26.02.2010 11:13:06    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Мне кажется, я о другом сказал.
С уважением
       

28.02.2010 11:59:58    AC Отправить личное сообщение    re$
В учебник носом никогда не поздно. Господа сочинители, давайте жить дружно, ворон ворону глаз не выклюет :)))
       

01.03.2010 09:12:13    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Тезка, видит любой - я корректен и подробно объяснил, почему данная тема не нуждается в том, чтобы творить вокруг оной пространное эссе.

Мне остается только пожать плечами и поразмышлять о нюансах восприятия и отчего моя подробная информация об имеющихся трудах Розенталя стала именоваться как "ткнуть носом в учебник"?

В недоумении, но с неизменным уважением
       

01.03.2010 09:25:20    AC Отправить личное сообщение    re$
Сомневающийся в себе графоман из учебника не вылезает, в то время как популярному таланту открыть учебник - ниже собственнго достоинства :)
       

01.03.2010 09:30:57    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
В таком случае я - сомневающийся в себе графоман, из Ожегова и Розенталя не вылезаю, и они на протяжении последних 15 лет на расстоянии локтя на моем столе.

Что делать? Я ведь не филолог, а базовое журналистское образование не дало филологических знаний в том объеме, который необходим мне в работе.

А для популярных талантов есть редакторы.
       

01.03.2010 09:56:23    AC Отправить личное сообщение    re$
Вот и мы, "ниверситетов не кончали, мы всё нутром", посему и не вылазим из ГРАМОТА.РУ и энциклопедий ЯНДЕКСА :)

Блажен талант, когда он популярен! :)))
       

01.03.2010 09:56:57    Член Совета магистров Эдуард Учаров Отправить личное сообщение    
Ниже собственного достоинства передёргивать слова и говорить их за меня, АС.
       

01.03.2010 14:48:31    AC Отправить личное сообщение    Повторение - мать учения
Не о тебе речь, Эдуард, а об абстрактном "популярном таланте", пренебрегающим учебником. Зачем же чуть что, сразу на свой счёт.
       

01.03.2010 17:28:35    Член Совета магистров Эдуард Учаров Отправить личное сообщение    
Выражайтесь яснее, Александр. Без полунамёков. Тогда никто ничего не будет воспринимать на свой счёт.
Вы комментарий поместили конкретно к этому диалогу, поэтому его участники, (логично), ваши эпитеты с собой соотносят.

Разговор выеденного яйца не стоит. Я попросил Александра поделиться мыслями по интересующей меня теме. Он вежливо меня послал к Розенталю. Я пошёл.
На этом сказке конец.
       

26.02.2010 16:25:00    Ира Арт Отправить личное сообщение    как всегда
Саша, Очень познавательно! Просто и доступно и мне на пользу :)))
     
 

26.02.2010 17:24:30    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Спасибо, Мирко.
(где М - мудрая).
       

28.02.2010 12:09:48    AC Отправить личное сообщение    Просто о сложном
Спасибо, вот и до меня дошло, наконец, "КАК делать стихи", "ЧТО делает стихи стихами", и "ЧТО делать НАМ с бессмертными стихами" ...

Как и Арома Лайм, я покорён ...

Дальнейших удач на поприщах стихосложения, прозописания и литературоведения во славу отечественной словесности!
     
 

01.03.2010 08:04:21    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Спасибо, Тезка.
Даже если это и ирония, то добрая.
На самом деле, я не претендую на то, чтобы стать учителем или проповедником.
Эссе в "беседах" - не более, чем мои попытки самому разобраться, упорядочив собственные мысли.

С улыбкой и дружеским рукопожатием
       

01.03.2010 09:27:55    AC Отправить личное сообщение    Просто о сложном
Ну если придание должного порядка собственным мыслям и ещё кому-то на пользу, то почаще наводите порядок, Маэстро! :)))
       

01.03.2010 09:35:11    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Стараюсь, коллега.
Мне кажется, совместными усилиями мы сможем сделать литературно-критический контент Клубочка одним из самых авторитетных среди подобных сайтов.
       

01.03.2010 14:52:55    AC Отправить личное сообщение    Просто о сложном
Не до жиру, быть бы живу, блогов - пруд пруди, как звёзд на небе, и если звезда дальше, это не значит, что она не ярче родного наблюдателю Солнца :)
       

02.04.2010 13:19:59    Leyla Begim Отправить личное сообщение    Отзыв
Александр, с огромным удовольствием и интересом прочла Вашу статью (перечитываю её во в второй раз). Хочу Вам сказать слова благодарности, очень доступно Вы всё объяснили, и хорошо, что теорию подкрепляли отличными примерами!

С теплом и уважением, Лейла
     
 

08.04.2010 21:17:54    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Лейла, спасибо.
Сегодня я еще одну статью опубликовал тут.

С теплом
       

16.11.2010 20:59:36    Ольга Божко Отправить личное сообщение    
Спасибо, Саша. Прочитала с удовольствием. А ваш диалог с АСом - с чувством горечи по ушедшему взаимопониманию.
     
 

03.12.2010 15:21:54    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Спасибо, Оля.
Я случайно сюда зашел - отыскивая одну мысль.

С теплом
       

13.03.2011 15:47:19    Knight Virgus Отправить личное сообщение    Теперь Ваш читатель...
Уважаемый Александр! С удовольствием прочёл Вашу статью.Ни добавить ,ни прибавить.Точно,кратко,в-цель.Как стих.Но пишу не с целью прокомментировать."Повёлся " на провокацию.Формулы поэзии не существует,как не может существовать формулы геометрии.Геометрическая -пожалуйста,поэтическая - само-собой!Любая закономерность таковой и является.У любимого мною М.Веллера есть великолепное сочинение - "Технология рассказа".Если не читали,завидую,не упустите это удовольствие! Думаю,Вам по силам будет поработать над темой "Технология современного стихосложения" или ,,скажем,"Поэзия
. каменного века.Третье тысячелетие".Суть не в названии,а в направлении.Желаю творческих восхожденийй,с почтением.Вячеслав,теперь Ваш читатель.
Комментарий изменён: Knight Virgus - 13 марта 2011 г. в 15:50:47
     
 

Главная - Кафедра - Формулы поэзии (Александр Кожейкин)

Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru