Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего
Главная - Конкурсы - Королевский турнир - 4 - Обзор кураторов

"Время замедляет свой бег". Обзор кураторов. Королевский турнир - 4.


    
    Приступая к написанию обзорной статьи очередного турнира, мы сначала не ставили своей целью препарировать каждое стихотворение, подробно анализируя все художественные средства для раскрытия вечной темы любви. Каждое произведение содержало что-то ценное, и достаточно сложно провести анализ по всем. Мы решили более подробно остановиться на моментах спорных, требующих отдельных пояснений. Расположение стихов, заметим, не соответствует температуре наших предпочтений – порядок совершенно случаен.
    Итак, прозвучал сигнал, и рыцари скрестили копья… «Любовь, с сердцами наигравшись в прятки, /Внезапно стала делом наяву», и эти слова Б. Пастернака послужили бы хорошим эпиграфом к следующему стихотворению Павла Великжанина.
    
    Царица-ночь входила властно...
    (Великжанин Павел)
    
    Царица-ночь входила властно
    В мой дом средь зарослей осоки,
    И красный шелк потоком страстным
    Струился с плеч твоих высоких.
    
    И поцелуи были жарки,
    Как языки огня в камине.
    Дрожали смутных звезд огарки
    И растворялись в небе синем.
    
    С реки ползли ночные тени,
    Но нас они не потревожат:
    Гремит тамтам сердцебиений,
    И в темноте пылает кожа.
    
    Дыханье душ слилось навеки,
    Переплелись тела в экстазе…
    И лишь рассвет откроет веки
    Стыдливых роз в стеклянной вазе.
    
    Кто знает все тайники сердца? Пожалуй, их настолько много, и спрятаны они так глубоко, что раскрыть многочисленные тайны любви с ее неиссякаемыми противоречиями и новыми загадками – задача невыполнимая. Образно нарисовал Павел картину любовного свидания, в котором двое поднялись на новое небо ощущений, по-своему показал тончайшие нюансы высокого чувства. Стихотворение поразило изящной концовкой, и кураторы не могли не выразить восторг автору по поводу последних двух строчек – настолько гармоничная концовка удается далеко не каждому поэту!
    И все-таки не было бы в этом стихотворении двух небрежных штрихов, полотно можно было бы считать первым среди всех стихов с начала года, написанных на вечную тему. Кураторам, честно говоря, хотелось выгрызть – как Маяковскому бюрократизм – «струящийся шелк» и «тела в экстазе». Однако из песни «выкинуть слово» дано лишь автору творения.
    Не был бы Павел ярким помимо первого, весьма затасканного штампа и второго – слишком уж бесхитростного мазка – ведь озвученный экстаз и так был нарисован достаточно выразительно и притом художественными средствами, но он на свою беду вскрыл свой гений в других катренах.
    Мы не прошли мимо этого очевидного обстоятельства.
    
    В чем счастье поэта? В любви – считает Эдуард Учаров, и счастье это безгранично. В коротком произведении скрыта большая притягательная сила. Краткость строк – афористична, она врезается в память, и не случайно так много читателей отдало этому произведению свое предпочтение.
    
    Стихотворение о любви
    (Эдуард Учаров)
    
    Не с Евтерпой - искомее, с музой
    Не стихов – с королевой стихий
    Обретя долгожданные узы,
    Я прошу несмотря на грехи:
    И по ту вертикаль, и по эту
    На небесных весах обнови
    Безграничное счастье поэта –
    Невесомое чувство любви.
    
    Приятно наблюдать возросшее мастерство Эдуарда, который может выразить так много в немногом. И это стихотворение – несомненное пополнение «золотого фонда» сайта. Но пойдём далее.
    
    АС верен себе в словесном изяществе, но поигрывая яркими созвучиями, не забывает вести основную тему. Его стихотворение надо читать дважды. Трижды. И оно каждый раз поражает новыми оттенками чувств.
    
    Luci (Люси)
    (AC)
    
    Нам меньше надо пить, пить надо меньше,
    хотя бы через раз, а то и реже,
    с Luci не хулиган, но джентельмен же:
    железо ниже, не желе же !..
    
    Стриж чижику и голубь воробью,
    за зелень бивалюты и Шартреза
    с лица Luci воды во сне не пью,
    соскальзывая с лезвия железа.
    
    Когда, как снег, с утра свежа Luci
    с того конца стремительного жезла,
    луч улучу сквозь жалюзи,
    что уличил во ржавчине железо.
    
    Сам мимоходом по Руси
    в безумии затеи и идеи
    за тридевять, куда мою Luci
    намедни затащили чародеи.
    
    Шутя насмешничать не смей,
    по бровь обрею из обреза, -
    со мною меч, и забулдыга змей,
    и бес, изгой небес, не без железа ...
    
    Я о её изгибы тру усы
    и крутизною выше лезу,
    оценивая прелести Luci,
    шуршащей по шершавому железу.
    
    Нам меньше надо пить, чуть меньше,
    не чаще, чем хотя бы раз и через,
    жаль, разлюбить Luci мне лень же,
    как в молоко "попасть, почти не целясь" !.. (с)
    
    В образном мышлении критерием качества создаваемых образов является, по нашему мнению, их уникальность в сочетании с доступностью для понимания. Реальность образа тем сильнее, чем острее она пережита и прочувствована. И с этой точки зрения хорошо смотрится стихотворение Виталия Молчанова.
    
    Ни слова о любви
    (Молчанов Виталий)
    
    Дом – как замок, через лужу-ров –
    Мост дощатый. Cкрип дверей истошный
    Возвестил: «Следы её шагов
    Стёрли чьи-то грубые подошвы».
    Мне на пятый... Тёплый аромат
    Поглотило стен подъездных горло –
    Кашляет прокуренно подряд
    Гулким эхом в такт ступеням голым.
    Краска ядовитая перил
    Прилипает пятнами к ладони.
    Не щадя сороковаттных сил,
    Луч плафонный бросится в погоню,
    Натыкаясь слепо на кусты
    Чёрных и загадочных пролётов.
    Перед дверью – я, за дверью – ты...
    Дерматин холодного расчёта
    Подчеркнёт обманчивость глазка,
    И стократ умножит расстоянье –
    Вот стоит в пальто моём тоска,
    В шляпе – гордость, и в зрачках – желанье.
    Cам же я остался там, где ров –
    Лужа... Мост дощатый... Скрип истошный...
    Лёгкие следы её шагов
    Стёрли чьи-то грубые подошвы.
    
    Эпифора «скрип (дверей) истошный» усиливает смысловую связку и работает на усиление. Безусловно, сильное произведение магистра Молчанова, показывающая его Лирического Героя как неисправимого романтика.
    Ценность всех стихотворений, представленных на конкурс, в многообразии оттенков чувств, но отразить их необычно, свежо и ярко – сложная задача. Вот, например, следующее стихотворение.
    
    Я хочу...
    (Фома Ухмылкин)
    
    Я хочу, чтобы рядом мы были, как альфа и бета,
    Оттого и шепчу каждый вечер с улыбкой слова
    Лебединого пуха нежнее и слаще щербета,
    Охраняя те чувства, что в нас зародились едва.
    
    Лепестками от роз улетают к тебе СМС-ки,
    И для счастья порой на земле настают времена.
    Отдарили давно мушкетёры любимым подвески,
    А любовь, как и прежде, наивна и так же юна!
    
    Будет май, возвратятся домой перелётные птицы,
    Поменяют прикид, обратившись к услугам портних.
    Если вдруг упадёт на листок со стихами ресница –
    Мы с тобой загадаем желанье, одно на двоих.
    
    Сразу отметим неудачно, на наш взгляд, подобранное название произведения «Я хочу». Однако по прочтении можно понять, что автор рассказывает не о желаниях одного человека – но о чувствах двоих («Охраняя те чувства, что в НАС зародились едва…», «МЫ с тобой загадаем желанье, одно на двоих…» – выделено нами – А.К. & И.А. ) и пытается рассказать о том общем, что связывает эту влюблённую пару. Налицо явное несоответствие названия и содержания.
    Не вызвало восторга сленговое слово «прикид», не вполне уместное в данном контексте. Спорной для нас выглядит и метафора, описывающая слова, которые «слаще щербета». Образ приводит к навязчивой ассоциации с излишней приторностью, лестью. Впрочем, и это можно отнести к особенностям вкуса – допускаем: кому-то нравится словесная патока.
    Намеренно не анализируем синтактику текста, допуская, что автор нарочито использовал некоторый сумбур в развертывании основных мыслей, тревожащих Лирического Героя, чтобы подчеркнуть его растерянность и вполне объяснимое волнение.
    Но вот строки:
    
    «Отдарили давно мушкетёры любимым подвески,
    А любовь, как и прежде, наивна и так же юна!»
    
    в которых союз «а» играет роль противительного союза в значении «но» могут некоторых читателей ввести в заблуждение. Наивная и юная любовь – прекрасная аллегория. Но исходная посылка явно слаба для такого яркого и потенциально сильного образа. Возможно, речь вовсе не о романе А. Дюма, поскольку в нём мушкетеры возвращали алмазные подвески Анне Австрийской, а не дарили их. Предположим, речь о других мушкетёрах. И мы хотим сказать совершенно о другом. Посудите сами: поэт с сожалением – сама семантика слова «отдарили» носит печальный оттенок – констатирует, что времена ушли в прошлое («отдарили давно»). Однако автор противопоставляет факты дарения и то, что времена ушли в прошлое тому, что «любовь, как и прежде, наивна и так же юна». Ведь сам этот образ, как кажется, намного шире, богаче художественно, чем любые факты из времен мушкетеров.
    
    Концовка стихотворения не вызвала ничего, кроме улыбки.
    
    «Если вдруг упадёт на листок со стихами ресница –
    Мы с тобой загадаем желанье, одно на двоих»
    
    Мы представили: сидят двое и вглядываются в исписанный листок бумаги. Или хлопают глазами, ожидая, когда упадёт означенная ресница, которую разглядеть, между прочим, дано только человеку с острым зрением. Но по мысли автора, это необходимое условие для загадывания желания – одного на двоих. Впрочем, порадовал неиссякаемый оптимизм и позитивный настрой Лирического Героя, и как нам кажется, все у него в итоге будет хорошо.
    Поэт Михаил Галин – человек, умудрённый огромным жизненным опытом. Он мудр и меток в своих стихах, и в то же время оптимистичен.
    
    Когда жена меня ругает...
    (Михаил Галин)
    
    Когда жена меня ругает
    За то, что, в сущности, не нов,
    В душе я тихо вспоминаю
    Былую нежность наших слов.
    
    Жизнь безвозвратно изменила
    Тональность каждого из нас ?
    И я молчу, чтобы простила,
    Как я прощаю ей сейчас...
    
    Потрясающая концовка. Краткость и точность, достойная мастера. Нотка грусти и тут же нотка светлого воспоминания о былом. Поэт согревает в своих ладонях это теплое былое, и передает нам мудрость поступков. Немного слов, но каких!
    
    Лирический герой следующего участника, как и сам Александр Шведов в своих стихах часто самоироничен. Хотя картина, нарисованная поэтом, грустна, не случайно же «ночь была важнее дня», и было даже не принципиально: ночь ли, день ли, однако само «вчера» было так давно, и Шведов в полной мере проявляет способность возвыситься над обстоятельствами и посмотреть на происходящее свысока.
    
    да нет, да нет - я вовсе не про плоть...(cкороговорка)
    (Александр Шведов)
    
    да нет, да нет - я вовсе не про плоть...
    такую сочную... ведь так и не привык...
    иль не отвык... всё было точно в стык…
    но я теперь отрезанный ломоть…
    
    теперь с другой... почти что - все равно…
    ну не совсем… когда она в меня…
    с тобою ночь была важнее дня...
    ещё вчера…ну, в общем, так давно…
    
    вернее, день был вроде… как бы ночь…
    когда всё можно…даже говорить…
    а после…знаешь… молча покурить...
    я «после» покурить всегда охоч…
    
    ещё вчера…ведь это так давно…
    споткнулась мысль о глупые слова…
    про двор, траву…подмокшие дрова...
    теперь … с другой...мне стало все равно…
    
    Умение показать смятение своего героя и нарисовать его психологический портрет у Шведова не отнять. Нам это понравилось.
    
    А следующее стихотворение, точнее, отрывок, представленный на турнир, нас разочаровал. Если бы это был, например, Вася Козявкин, а не Артур Арапов – поэт сумасшедшей энергетики, художник слова, потенциально способный на гениальные строки, которые неизменно попадают в «золото», кураторы сдержанно похвалили бы такого Васю, отметив мягкую лиричность, точный ритмический рисунок и неплохой образный ряд. Однако Арапов под занавес прошлого года своими же стихами поднял для себя планку так высоко, что создавать стихи обычные теперь ему непозволительно. Время не простит. Читатели, «быстро привыкающие к хорошему», обидятся. А этот отрывок – рядовой, скажем так: проходной. Хотя всё вроде бы на своих местах, но почему-то нас не будоражит, как другие (ранешние) араповские строки. Возможно, всему виной, что был взят отрывок, и, будучи вырванный из контекста, он потерял свою прелесть.
    Попутно заметим: по отношению к количеству созвездий чаще употребляется слово «мириады», хотя можно отнести такое изменение к словотворчеству. Впрочем, не это главное, а то, что автор не проявил в полной мере своих способностей, чего мы от него ожидали на этом турнире.
    Не обижайся, Артур. Ты можешь и должен лучше. Михаил Жванецкий говорил: «ТщательнЕй надо работать, тщательнЕй!» а мы скажем: «Взялся за гуж…» и так далее…
    Всё у тебя впереди, всем очевидно.
    
    Отрывок из романа.
    (Артур Арапов)
    
    Сдувая тополиный пух,
    такой щекочущий и липкий,
    с её ресниц, с её улыбки,
    произносил он мысли вслух:
    - Какие дивные ресницы!
    Какие тёплые глаза!
    Как не поверить в чудеса?!
    А может, это просто снится?
    - Проснись! Я здесь. И я не снюсь.
    - Нет, нет! проснуться я боюсь!
    
    До птиц рассветных пела ночь
    замысловатые напевы.
    И новые Адам и Ева,
    одежды сбрасывали прочь!
    Но, стоит ли в постель к влюблённым
    заглядывать? Конечно, нет!
    Темно, чуть виден силуэт.
    Лишь, в свете Лунном, обнажённых
    груди и попы островки
    мерцают, отблеском реки
    с названьем ласковым - Любовь.
    (прошу не надо путать с сексом!
    Что не от Бога, то - от беса.
    И смысла нет от лишних слов).
    В окне созвездий мириада
    обожествляет тишину.
    И, вереницей, в глубину
    гарцует Неги кавалькада!
    И слово сладкое "Люблю"
    витает, где-то между губ.
    
    Проникновенно написал о любви следующий рыцарь, и в стихах Евгения это чувство, действительно, заразительно. Во всяком случае, поэту удалось передать волнение своего Лирического Героя, сумевшего отыскать, наконец, свое счастье. Радость женщины, которой могут быть посвящены такие сильные строки, трудно вообразить, и прекрасно, что любовь способна создавать такие стихи. Сильно!
    
     СЕРЕНАДА
    (Евгений Вермут)
    
    Я берег слова серенады,
    Много лет их в себе храня,
    Я же чувствовал, что ты рядом,
    Я же знал, что ты ждешь меня.
    Кто мне скажет, ну, отчего же,
    В час признанья в моей любви,
    Растерялся я и, похоже,
    Растерял все слова свои.
    Ветер свежий на ухо шепчет:
    - Что замолк, пацан или глуп…?
    Я прижму ее да покрепче,
    Вкус отведаю алых губ.
    Заражу ее дикой страстью,
    Окунусь в родник ее глаз,
    Я увижу в них свое счастье
    И добавлю лишь пару фраз:
    - Хорошо ли мне? Не то слово,
    Это в песне не передать.
    Я с тобою - мне это ново,
    Это - высшая благодать!
    Что-то с сердцем, но мне не больно -
    Это нежность через края.
    Вдруг устал я от жизни вольной,
    Тишины хочу и тебя.
    Ты наверно явилась свыше,
    Что б утешить и приласкать.
    Я люблю тебя, слышишь?
    Слышишь?!
    Я сумел тебя отыскать!
    
    Поэт Николай Трофимов также порадовал нас, и хотя стихотворение его короткое, он сумел вместить в него все чувства, которые испытывает Лирический Герой
    
     Я сгораю в объятьях твоих...
    (Трофимов Николай)
    
    
    Я сгораю в объятьях твоих,
    Полыхая костром одиноким,
    Приближается вечности миг,
    И становится сразу далёким.
    
    В окружении тьмы тишина,
    Отражает печальные звуки,
    И минута настолько нежна,
    Как любимые,нежные руки...
    
    Время замедляет свой бег в присутствии Любви. Вы чувствуете это? Мы чувствуем.
    А в следующем произведении Василий Алоев, умело манипулируя анафорой, по-своему ярко раскрывает вечную тему любви, но не распространенный прием поэтической фонетики, а оригинальные образы, душевность и напевность выделили это произведение из многих. Хорошее!
    
    Я люблю
    (Василий Алоев)
    
    Я люблю игривый ветер
    В золочёных волосах
    Лучшей балерины лета
    Загулявшей в чудесах.
    
    Я люблю встречать у двери
    Твой восторг к исходу дня,
    И твоим объятьям верить
    На коленях у меня.
    
    Я люблю вечерний сумрак,
    К нам крадущийся, как волк.
    Я люблю с надеждой думать,
    Что ждала и ты его.
    
    Я люблю твои ладони
    В зазвеневшей темноте.
    И, когда твой голос тонет
    В ожидаемой мечте.
    
    Я люблю в глазах слезинки
    Счастья милой госпожи.
    И, когда мой лоб в ложбинке
    На груди твоей лежит…
    
    Приятно сознавать, что рыцари на турнире вложили жар своей души в написание конкурсных произведений, и в то же время многие порадовали нас интересными рифмами и фонемами. Вот и в произведении автора под ником «Ходок» видим любопытные рифмы «колени – пленник», «повторять – не зря», «мою – приют». Разумеется, рифмы для оценки стихов вторичны, и важна общая гармония, но хорошее созвучие подчеркивает прелесть хорошей образной картинки. Вот прочтите:
    
     Я чар твоих навеки пленник.
    (Ходок)
    
    Тебя люблю… - в который раз
    Шепчу об этом неустанно,
    Смотря в озёра светлых глаз
    Всё той же ветреной и странной.
    
    Не утомляюсь повторять
    О чувствах, ставши на колени:
    Любить такую – жить не зря!
    Я чар твоих навеки пленник.
    
    Возьми, коль надо, жизнь мою,
    Да пригуби скорей дыханье.
    И пусть у ног твоих приют
    Найдёт душа моя лихая.
    
    Жалеть ли сердце для такой,
    Что мне вручила без остатка
    Свою любовь, забрав покой,
    Но, сделав ночь безмерно сладкой?
    
    Звезда срывается во мглу,
    И ты, раскрыв свои объятья,
    Роняешь нежный поцелуй
    Змеёю выскользнув из платья.
    
    Стихотворение гармонично и с великолепной концовкой. Хочется повторить и не раз последние две строки. «Роняешь нежный поцелуй/Змеёю выскользнув из платья»
    Не правда ли, хорошо?
    Мы уверены: не все будут согласны с нами по поводу частностей. Но восприятие стихов – дело субъективное. Также надеемся, читатели могут дополнить нас в нашем обзоре, и нам хотелось бы поблагодарить всех за участие. Турнир получился захватывающим и можно сказать, ожесточенным.
    Ну, а теперь – внимание! Оглашаем имена победителей.
    
    Первое место кураторы отдают рыцарю под именем АС. Ему теперь предстоит выбрать Королеву!
    Приз читательских симпатий на этом турнире – у Эдуарда Учарова.
    Мы еще раз сердечно поздравляем всех рыцарей. Вы сражались достойно…
    Звучат фанфары…
    
    Искренне Ваши
    Ира Арт и Александр Кожейкин
    

Напишите свой комментарий.
Тема:
Текст*:
Логин* Пароль*

* - это поле не оставляйте пустым

23.02.2010 15:23:57    AC Отправить личное сообщение    Тронут до глубины души ...
Публика и поэт - это как влюблённые:

- Ты меня любишь?
- Да!
- А за что ты меня любишь?
- ...
- Значит, ты меня не любишь, а только говоришь, что любишь, если тебе нечего сказать ...

Я дышу, а значит - я пишу, я пишу, а значит - я живу... Вот, оно самоосознание поэта, если перефразировать известный шедевр ВСВ. И какая разница поэту, читает ли, а если и читает, то любит ли его публика!

Тем паче нет любви среди собратьев по перу, один расчёт. Тем паче пуще собсвенного шедевра греет ясный образчик конструктивной и вменяемой критики. По себе знаю, как это, отойти в сторону, встать над битвой амбиций и, завязав глаза, взвешивать текст и только текст, ничего, кроме текста ...

Жму руку, Александру и целую руку Ирине за яркий и честный обзор. И вовсе не потому, что мне присудили первенство, - будь претендент меня первее, смирившись с поражением, порадовался бы за превзошедшего соперника от всей души, ибо все мы не за себя радеем, а за тексты, как зеркало возможностей родного языка!

:)
     
 

23.02.2010 16:28:31    Ира Арт Отправить личное сообщение    награда нащла достойного :)
О, благодарю Вас, мессир Рыцарь !
       

23.02.2010 18:08:49    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    АСу
Я и не сомневаюсь, что присуди мы первое место другому, АС не изменил бы и тогда своей позиции.

Это не каждому дано.

Снимаю кепи в почтении, коллега!
       

23.02.2010 18:41:07    AC Отправить личное сообщение    Да здравствует рыцарь, передавший эстафету, он славно обозначил свой этап! :)
Весна!
Время гулять без шлема :)
       

Главная - Конкурсы - Королевский турнир - 4 - Обзор кураторов

Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru