Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего
Главная - Кафедра - Масленица: кому герцы, а кому и градусы (по Цельсию) (AC)


Масленица: кому герцы, а кому и градусы (по Цельсию)

(AC)



    Год 2010 от Рождества Христова. Вторая неделя февраля. На дворе Масленица, а у нас на сайте - top! Так что начнём с конца ...
    
    Однако, напоминаю, что никак не я составляю недельные top'ы, я только иногда, оборзев, обозреваю представленные там тексты.
    
    
    1.
    На десятом месте опус "Луне" Алексея Леонтича Борычева.
    
    Льдистые ветки играют на лютне зари.
    Тьму обрезая, пыхтит оголтелая вечность.
    Странница!
    Снова взываю к тебе: «Одари
    Холодом утренних снов,
    бесконечных, беспечных!
    
    Тучей соблазнов плывут надо мной времена,
    Ливнями страсти питая иссохшее сердце,
    И прорастают порой до небес семена –
    Тонких гармоний астральных неспешные герцы!
    
    Странница!
    Стало пустынно мне в зимнем лесу,
    И небеса отливают зловещею, синею сталью…
    Светлые думы тебе я сюда принесу!
    Чёрные чувства на черни порога оставлю.
    
    Мыслей моих не приняв, удалилась она!
    Кровь проливая в небесные бледные вены.
    Бликами лунными пала на снег тишина,
    И расплескались по небу ночные мгновенья.
    
    …Тайна приходит сверкающей тенью миров,
    Что полыхает во сне, будто лунные блики,
    И вдохновений потоки в сердца мастеров
    В эти мгновения будут, конечно, пролиты…
    
    Но, уходя, хохотала в охотку луна,
    Тьму растворяя в отчаянном утреннем смехе,
    И уплыла белой дымкой опять тишина,
    И вдохновению снова – помехи, помехи!
    
    Монументально. И размер торжественный. Отражение внешнего Космоса во вселенной внутреннего мира поэта-мастера. Опять же волны, часТОты, герцы и обрывающие неустойчивую связь помехи, перефразируя классика, "и поэт с Луною говорит", по мобильнику, в духе времени.
    
    Правда, рифмы "вечность - бесконечность", "времена - семена" навязчиво шлягерные, у всех на слуху. "Вены - мгновенья" подмывает исправить на "вены - мгновенны", иначе стиль проседает. Ну а "блики - пролиты" и вовсе вне выбранного автором стиля, "блики - безлики", куда как более подошло бы.
    
    Кажется, нет лучше рифмы "сердце - скерцо", а вот "сердце - герцы" звучит, как нечто новое, в коем стоит повнимательнее порыться.
    
    Герц Генрих Рудольф БСЭ
    Герц, Херц (Hertz) Генрих Рудольф (22.2.1857, Гамбург, - 1.1.1894, Бонн), немецкий физик, один из основателей электродинамики. Учился в Высшей технической школе в Дрездене, в Мюнхенском, а затем Берлинском университетах.
    
    Герц (единица частоты) БСЭ
    Герц, единица частоты. Названа в честь Генриха Герца. Сокращённое обозначение: русское гц, международное Hz. 1 Г. - частота периодического процесса, при которой за время в 1 сек происходит один цикл процесса.
    
    Сердце по-немецки - с, Существительное Herz n
    
    Что у русского сердце, у немца - Херц! И ежели, кроме поэтов, все говорят прозой, то здоровое сердце стучит с частотой в 1 гц (Hz). Короче, "сердце - Герцен", тоже красиво!
    
    "Но, уходя, хохотала в охотку луна" - пожалуй, единственная удача. Остальной космогонии не вмещает мой слабый приземлённый ум. Про бесонные ночные думы мне ближе всё тот же классик: "Выхожу один я на дорогу; сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха." - далее по тексту.
    
    
    2.
    На девятом месте Игорь Царёв с пейзажно-философским опусом "Февральский эскиз"
    
    Ни тебе цыганской радуги,
    Ни веселого шмеля –
    От Елабуги до Ладоги
    Поседевшая земля…
    Но не все стоит на месте. И
    Больше веры нет вралю,
    Продувной и скользкой бестии,
    Пустомеле февралю.
    
    Пусть и звонкая от холода,
    Заоконная тоска
    Словно молотом отколота
    От единого куска,
    Но под снежными заносами,
    Попирая все права,
    Изумрудными занозами
    Пробивается трава.
    
    Не грусти, душа-наставница,
    Я не в теле, но живой.
    Ничего со мной не станется
    От метели ножевой.
    Промороженная выжженность,
    Синий иней на столбах…
    Среднерусская возвышенность,
    Среднерусская судьба…
    
    Игорь Царёв личность легендарная, мастер слова, классик жанра. Однажды и я, скромный автор сего обзора, имел честь пировать с ним за одним столом в известном поэзо-подвале на Мытной 25. Царёв пишет легко и внятно, "как птицы поют". И всё потому, что не шлягеры от Резника-Танича у него на слуху, а вовсе даже Цветаева и Есенин:
    
    "Ты запрокидываешь голову
    Затем, что ты гордец и враль.
    Какого спутника веселого
    Привел мне нынешний февраль!"
    (М.И. Цветаева)
    
    "Росла забубенная, цвела ножевая,
    А потом вдруг свесилась, словно неживая."
    (С.А. Есенин)
    
    
    3.
    Восьмое место, Марина Хабадаева, текст "Время для дождя"
    
    Настало
    Время для кристаллов:
    Снег замерзающий — и талой
    Вновь истекающий водой
    В ручей февральский молодой.
    И плачется
    Февраль, устало
    Кристаллы льдистые цедя:
    Настало время для дождя.
    
    Краткость - сестра, не попишешь. Точно и глубоко. В то же время буднично, как заметка фенолога:
    
    Фенология БСЭ
    Фенология (от греч. phainomena - явления и логия), система знаний о сезонных явлениях природы, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки.
    
    Вот только нонешниму московскому февралю далеко ещё до времени дождя. Тут одно из двух: либо автор живёт гораздо южнее, любо в жизни всегда есть место художественному вымыслу :)
    
    
    4.
    На седьмом месте тест Ольги Уваркиной "Картина"
    
    Под сенью акаций, хранящих от зноя,
    На столике с ножкой дубовой резною -
    Фарфор с позолотой - цветочная гамма.
    За чаем в саду две прелестные дамы…
    С изыском по моде пикантные шляпки,
    В батистовой пене воланы и складки
    Кокетливых платьев, достойных приёма
    У лорда и графа, не то, чтобы дома…
    Кулоны на шейках в разрезах перкали
    Бликуют на солнце лазурной эмалью,
    И веер изящный французской работы
    Порхает в руке, прикрывая зевоту
    И негу томленья от жаркого полдня…
    Столетье назад, но как будто… сегодня
    Надушенный август в кануне Успенья…
    И пахнет… Так пахнет вишнёвым вареньем!..
    
    Собственно, сама вдохновившая поэтессу картина маслом представлена по ссылке http://www.clubochek.ru/vers.php?id=32643, жаль только нет указания на живописца, время написания и название.
    
    Не Репин, не Суриков, не Крамской, но добротная зарисовка. Первые 4 строчки и вовсе - выше всякой бравуры, но не хватило автору запала на стильность: "шляпки - складки", "полдня - сегодня", "Успенья - вареньем", хотя вареньем действительно пахнет.
    
    Словом, а не замахнуться ли авторше на Эдуарда нашего, понимаете ли, Мане, не описать ли ей его "Завтрак на траве" столь же осязаемо выпукло?!..
    
    
    5.
    Шестое место, "Двадцатилетним", текст пера Санди Зыряновой, пунктуация оригинала
    
    Вся жизнь ложится паутиной липкой,
    А губы – рдяны и глаза – сухи.
    Мне слишком поздно исправлять ошибки
    И просто лень – замаливать грехи:
    Кто знает в двадцать лет, что дни умчатся
    Быстрее света, вечности верней?
    А я тружусь, выковываю счастье
    Не для себя – для близких мне людей.
    Кто знает в двадцать лет, чем обернется,
    Сгустившись до реальности, мечта?
    Зажгу для тех, любимых мною, солнце
    А о своем – забуду навсегда
    
    Вот только сегодня, общаясь виртуально с подругами, вывел формулу: своя ноша не тянет, бесконечные заботы о близких и любимых - это и есть счастье. Текст - о том же. Пусть рифма небрежная, зато житейски всё верно, многие благодарно отзовутся, прочтя, не на ассоциации и эстетические изыски, но на смиренную мудрость выстраданной автором мысли, вот и составитель top'а отозвался, типа, зато задушевно. А что до стиля, то у Санди Зыряновой отсутствие точки в конце текста тоже своего рода лейбл!..
    
    
    6.
    
    Пятое место: "Мачеха", Ольга Росс
    
    Свернулся калачиком
    Сонный плач его,
    Рожденный в хаосе.
    Мама, мамочка,
    Мачеха!
    Хочу покаяться:
    Я страшный пьяница.
    Молись, наставница
    За беспредельника.
    Я в роли пленника,
    А ты - красавица!
    К чему истерика?
    Твоё растение
    Сейчас упрямится.
    Мамуля, матица,
    Матушка,
    Мечеть, церквушка,
    Ратуша.
    В ушко игольное
    Продень косыночку,
    Пролей безвольную.
    Одну слезиночку...
    
    Текст а-ля-рюс оправдывает nick автора. Текст, как плач-причитание, или вроде бы бессвязное бормотание юродивого, из коего пытливый слушатель никак не ухватит смысл ответа на заданный блаженному вполне житейский вопрос. Стройная картинка, распавшаяся на пазлы, причудливо перепутанные умелой авторской рукой. Или вольная импровизация на тему заданную в названии. Кто-то, возможно, и не поймёт, но по мне, так журчит и ненавязчиво впечатляет, что-то в этом тексте эдакое есть!.. Как говаривал Манилов, "в душе паренье эдакое" ...
    
    И ещё. По прочтении возникает определённое настроение, значит это - стих (если не стих, то и настроения никакого гне возникает). Так вот это - настроение истерики, распавшихся связей и бьющегося стекла, осколки не соберёшь, а только порежешься.
    
    Вспомнились и собсвенные мозаично калейдоскопные эксперименты:
    
    Близко Церковь, идти дворами,
    к пастору или к ламе,
    финн, калмык будь ты,
    душа у Христа, у Будды ?!..
    (AC, "Церковь близко")
    
    
    7.
    На четвёртом месте текст Чёрного Георга "Смотрящему в лес"
    
    Родина...
    Как мало сердцу надо,
    чтоб подпрыгнуть. Краткое словцо –
    и уже летят за плоскость взгляда:
    улица, знакомое лицо...
    Стой, царевич, для чего всё это?
    С кем тут жить? И с чем тут воевать?
    Глобус – тоже чья-нибудь планета,
    проститутка – тоже чья-то мать.
    
    Сердцу мило, – да, но в то же время
    невозможно встрять, не растеряв
    общечеловеческое – с теми,
    кто присвоил кодекс правд и прав.
    Вот и мой тамбовский брат не хочет
    жрать объедки с рабского стола:
    сытость не смогла мой дух упрочить
    и найти себя не помогла.
    
    Постигай пути Гипербореи,
    где блажат, торопятся и пьют;
    год за три живут, за пять – стареют,
    отпевая молодость свою...
    Видишь, как всегда, в сухом остатке
    уши от убитого осла.
    Если воля – значит, беспорядки;
    если корни – значит, корни зла.
    
    Грязевые росчерки проталин
    на сыром, подтаявшем снегу...
    Отпускай назад меня, хозяин, –
    я тебе ничем не помогу.
    Здесь сады цветут не только в мае,
    и не только в августе жнивьё...
    Родину приезжие не знают.
    
    Вы
    . . . . . . . ещё
    . . . . . . . . . . . . . . . узнаете
    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . её.
    
    Название отражает содержание и метод изложения. Что ни фраза - то афористичная матрёшка, двойной, а то и тройной смысл, а это и есть - поэзия. Плюс об известном сказано по-новому, так что читать интересно. Ну и финальный аккорд, дорогого стоит: то ли отсюда кто уехал на новую родину, то ли сюда кто приехал обживаться, а не то - нам не дожить, но внуки тут до счастья, до поры прекрасной доживут ...
    
    Стиль автора навеял строчки Башлачёва:
    
    Искры самых искренних песен
    К нам летят как пепел на плесень.
    Вы все между ложкой и ложью --
    А мы все между волком и вошью!
    
    
    8.
    Третье место, тест "Маугли" от Екатерины Шталь
    
    Знаю пути-лазейки в страну блаженства.
    Страсть разжигаю исподволь, понемножку.
    Мысли могу читать по глазам и жестам.
    Маугли я. Меня воспитала кошка.
    
    Видишь, как я неслышно хожу по краю
    Времени и пространства, земли и неба,
    Чувствуешь, как невидимо я сгораю
    Ночи, тоске и вечности на потребу!..
    
    Беглой игрой коленей, ключиц, лопаток
    Прячу от света злую кошачью совесть.
    Знаешь ли, как немыслимо больно падать
    Лапами на булыжник немых бессонниц.
    
    Встретились мы по духу, как по одежке.
    Духом звериным нынче пропитан ветер.
    Ты – человек мой верный, земной, надежный.
    Маугли я, и ты за меня в ответе.
    
    Яркий образ. Как кадр из известного фильма про женщину-кошку. 20 строчек, а на сценарий сериала потянет. И как на всякую талантливую удачу - нет слов, одни восхищённые междометия :)
    
    
    9.
    Второе место, "Заблудшая" Иры Арт
    
    Февраль, и чай совсем остывший,
    И три-ноль-семь.
    Моей души никто не слышит,
    Зачем им всем?
    
    И я чужой души не слышу,
    И мне зачем?…
    А чёрный кот орёт на крыше
    Больной, ничей, -
    
    Блуждает он комком промокшим
    Там по ночам,
    Как мой фантом из жизней прошлых…
    И я ничья…
    
    И огоньки во тьме блуждают, –
    Душа блудит,
    И буквы десяти скрижалей -
    Почти петит...
    
    Все плохие тексты оригинальны по-своему, а вот все хорошие - одинаково хороши. Вечерне-ночное женское одиночество, мозг сам себя заводит, как будильник, пока пружина с треском не лопнет и не сорвётся бабочка-ведьма в ночной полёт. Тут ещё важно не ЧТО, а КАК это банальное, сто раз перепетое ЧТО сказано, хорошо, если не штампами, а новыми и потому яркими словами. Длинные строки шипят, а в финале жужат. Короткие - замыкаются на ем-ей-ам-я и на дит-тит в финале. Так что не только смысл, но и звук работают на впечатление, на передачу настроения.
    
    Фоносемантика стиха, как и фоносемантика имени - не есть выдумка обалдевших от безделия учёных, а вполне реальное явление, как холод или голод, - имеющий уши, да видит!
    
    
    10.
    Вершина top'а, "36, 6 °C" от ведущего орнитолога сайта Эдуарда Учарова
    
    В камнях, что одичалому кроту,
    На золото статья шипит: «Ату!»,
    Где день зачтён расстрельными годами -
    Цинготный воздух плавится в гортани
    И градус тела стряхивает ртуть.
    
    Отверженным и выгнанным взашей -
    Укороти язык и рот зашей.
    И латы залатай - пускай с кольчуги
    По кольцам возраст посчитает вьюга,
    За Колымой, где минус тридцать шесть.
    
    Хоть тресни, не трогает меня пафос, а подогретый метафорами тем паче. И потом, про латы и кольчугу - не въехал, намёк на кольца на пне с кольчугой как-то не вяжется. Былой птичьей лёгкости нет. Первая строфа ещё куда ни шло, вторая - ни в какие ворота. "По кольцам возраст посчитают вьюги" - так хотя бы. Как непропечёное тесто, сыроват стих и жуётся с трудом.
    
    11.
    Поверх top'а, лучшее недели: "Марк Шагал "Над городом", текст Виталия Молчанова
    
    … а время плакало, и влагу пил песок
    обычных дней, похожих друг на друга.
    Летала кисть – мазок, ещё мазок…
    Холст отвечал пружиняще, упруго,
    Чуть смазывая тёмные года
    Ворсинками шершавого пространства,
    И карих глаз блестящая слюда
    Лубочно попрощалась с ренессансом.
    Вписав отважно кривизну земли
    В наросты покосившихся избушек,
    Чей скучный быт заборы берегли
    Угрозами заточенных макушек,
    Кисть белое вдохнула в божий храм
    И алое – в кирпичный дом управы.
    Палитрой местечковых серых драм
    Окрасила и облака, и травы,
    Обрывки туч лизнула вдалеке,
    Подхваченная ветром захолустья
    В небритость превратилась на щеке
    Взлетевшего с любимой выше грусти.
    Туда, где солнца свет – со всех сторон
    И где черта осeдлости пропала…
    В зелёной блузе, в кофте цвета волн –
    Парят влюблённо на холсте Шагала.
    Картиной, песней, яркой вспышкой строк
    Талант прорвётся сквозь забор испуга.
    … а время плакало, и влагу пил песок.
    – Мы улетим – мы долетим, подруга.
    
    Достойный текст на достойном месте. Добротно сработано. С полунамёками и повторами, всё как положено. Будто живой классик в мастерклассе дал задание подающим надежды талантам и выбрал лучший текст. "Мы улетим - мы долетим, подруга", - вослед за Шагалом и Молчановым и читающая публика в подавляющем большинстве своём верит, что долетит!..
    
    Вот так, начал ещё в четверг, пока писал, пятница на исходе, прощёное воскресенье у порога, "а время плакало, и влагу пил песок" ...
    
    (11-12.02.2010)
    
    AC.
    


Напишите свой комментарий.
Тема:
Текст*:
Логин* Пароль*

* - это поле не оставляйте пустым

13.02.2010 16:31:28    Ира Арт Отправить личное сообщение    Банальность - проверенная временем истина...
... а истина достойна уважения :)

Ой, Саш, эко ты про Заблудшую... И Шуршащую шаль шорохов и окончательный жужжажий жест крылышек услышал... и короткие закрытые гласные всхлипов на короткой строке... Ухо, однако !!!
Имеющий крылья, да не упадёт :)))

СПАСИБО !
     
 

13.02.2010 23:48:53    AC Отправить личное сообщение    Не пей, не бейся, не блуди ...
Нет ничего банальнее, чем смысл в лоб, а звук - это всё, ибо поэзия не уступает музыке, а та - любви :)
       

14.02.2010 13:46:21    Член Совета магистров Эдуард Учаров Отправить личное сообщение    О вкусах спорят... :)
От Столбцов Заболоцкого я всё больше ухожу к поздней его Некрасивой девочке - где слова со смыслом - прямее не придумаешь, и к пастернаковским стихам доктора Живаго к Гамлету, н-ер, где тоже всё прямо в отличие от его ранних произведений.
Научится просто и ясно излагать мысли и образы в поэтической форме - не здесь ли собака зарыта? :)
       

14.02.2010 11:56:29    Член Совета магистров Эдуард Учаров Отправить личное сообщение    А кому и призраки... :)
Призрак ходит по Клубочку...
Призрак Пафоса.... :)
     
 

14.02.2010 13:35:17    Ира Арт Отправить личное сообщение    
"Пафос и Банальность" - триллер Клубочка
:)))
       

14.02.2010 13:39:00    Член Совета магистров Эдуард Учаров Отправить личное сообщение    
Здравствуйте, я трилер... :))
       

14.02.2010 13:55:47    AC Отправить личное сообщение    Скользкая дорожка обязанности быть гражданином: как бы в пафос не впасть :)
Я не против гражданственной лирики, как таковой. И анализируемая подборка демонстрирует нам два подхода. Но вот у Чёрного Георга с поэтизацией всё в порядке, а у Эдуарда Учарова, увы, не очень. Сравним с его же Птицами.

Типичная ошибка начинающего лирика взять умозрительную тему и вычурно её преломить. Тема по автору не проехалась, он наблюдает со стороны. Что впрочем никак не умаляет значимости иных его творений.
       

14.02.2010 13:59:16    Член Совета магистров Эдуард Учаров Отправить личное сообщение    А кому и призраки... :)
Высказано личное впечатление в качестве аксиомы. Против таких аргументов не попрёшь.
       

14.02.2010 14:15:39    Член Совета магистров Эдуард Учаров Отправить личное сообщение    А кому и призраки... :)
Высказано единственное сомнение: "не въехал, намёк на кольца на пне с кольчугой как-то не вяжется. "
Всем известный факт - одна из самых тяжёлых физических работ заключённых - рубка леса. Повсеместно распространенная. Отсюда пни. Как нельзя проще Кольца ассоциируются с Наруч-никами, Кандалами - символом несвободы. Наручники на тюремном жаргоне так и прозываются - кольца, браслеты... Кольчуга - стальная рубашка из колец - в неё заковано тело - несвободно оно под кольчугой... Явная ассоциация.

Если не мыслить прямолинейно, конечно... :))
       

14.02.2010 14:25:17    AC Отправить личное сообщение    Колыма без пафоса
Георгий Жжёнов, Саночки
http://shalamov.ru/context/5/

Так это декабристы в кандалах, и не лес рубили а руду киркой ... Хвала тому, кто въехал ! :)

Кольцо на пальце, браслет - на запястье... Первосоздателю метафоры всегда трудно с пониманием современников, но со временем изобретение становится общим местом и штампом, подождём-с ... :)))
       

14.02.2010 14:36:17    Член Совета магистров Эдуард Учаров Отправить личное сообщение    А кому и призраки... :)
Там всё делали - во времена репрессий. Или бараки в 30 - 40 из стеклопластика ставили? Я сказал одна из, а не единственная работа.

И лес рубили и в кандалах ручных и ножных и без оных. По двое к одним - чтобы не убежали. Либо к основной цепи. И в шурфы так опускали. Было по всякому...

Историю надо знать. Или предмет по поводу которого дискуссия завязалась...

Советую прочесть Колымские рассказы Варлаама Шаламова...

См про кольца выше.

Что-то мы как-то поглупели и стали всё буквально воспринимать... К чему бы это?:))
       

14.02.2010 21:40:50    Ведущая раздела Клубочек в лицах Член Совета магистров Галина Булатова Отправить личное сообщение    
Считаю Эда не столько "ведущим орнитологом", сколько ведущим драматургом в стихах, использующим языковые возможности в соответствии со своим вИдением. И видение это рождает точные, ёмкие, запоминающиеся строки. Ч.И.Т.Д.
       

14.02.2010 22:28:32    Член Совета магистров Эдуард Учаров Отправить личное сообщение    Кстати о птичках...
Как орнитолог - любителю:

Пойманной птице надевают на лапку(не на пальцы) лёгкое (обычно из алюминия) кольцо (с номером и условным адресом); регистрируют время и место кольцевания и сообщают в центры кольцевания...
И здесь сплошные метафоры и аналогии... :))




       

16.02.2010 16:35:11    AC Отправить личное сообщение    Драматург не только ведущий, но и сведующий
Ну, если "языковые возможности языка", тогда конечно ... :)))
       

17.02.2010 19:53:03    Ведущая раздела Клубочек в лицах Член Совета магистров Галина Булатова Отправить личное сообщение    
Как разногубы милые друзья,
Разноязыки и неповторимы… (Э.У.)
       

14.02.2010 21:05:54    Ольга Росс Отправить личное сообщение    
Спасибо, Александр!
Так неожиданно... Бывает иногда, кем-то раскиданное по ветру соберёшь, а куда это складывать - не иначе, как в русскую матрёшку. А название приходит уже потом, как итог сборки.
:)
     
 

16.02.2010 16:38:28    AC Отправить личное сообщение    Счастье - это когда тебя понимают с полуслова (с)
Главное - текст, а в тексте - звук, а в звуке - ассоциации, остальное - видимость :)
       

Главная - Кафедра - Масленица: кому герцы, а кому и градусы (по Цельсию) (AC)

Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru