Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего
Главная - Конкурсы - Огонь - Обзор куратора

Блиу турнир "Огонь". Обзор куратора.


    
С одной стороны. И с другой стороны…

    
    Задание блиц-турнира только на первый взгляд было лёгким. Казалось бы, столько богатых ассоциаций связано у каждого со словом «огонь», что осталось лишь выразить их в стихотворении!
    Но, с другой стороны, как много на тему огня сложено песен, легенд, сколько написано стихов всеми поэтами, в том числе и признанными классиками русской поэзии! Это и эмоциональные строки Б. Ахмадулиной «Огонь, мой брат, мой пёс многоязыкий! / Лижи мне руки в нежности великой!», и сочная метафорическая картина Н. Гумилёва «Словно крылья пламенных стрекоз / Пляшут искры синего огня», и оригинальные образы И. Бродского: «Золотистые лошади без уздечек / масть в дымоходе меняют на масть вороную», и многие другие стихи.
    Прозвучать иначе и отразить свое личное понимание, нарисовать яркую картину и сделать это в сжатые сроки – не так уж и легко. Это непросто!
    На мой взгляд, все участники блиц-турнира с поставленной задачей в целом справились.
    
    
На полуслове…

    
    В самом начале стихотворения "Старик и саламандра" автор – Юлия Бровко мастерски рисует картину с акцентом на физическое выражение Огня, при этом читателям является его видимая, активная стадия.
    
    "Старик и саламандра" (Юлия Бровко)
    
    - Как от камина тепло!
    (Уж прогорает бревно...)
    Тихое пламя гудит...
    -Тсс... - саламандра сидит!
    Рыжая шкурка огня.
    Шелест чешуек золы.
    - Ишь ты! - глядит на меня,
    Угли хвостом шевелит.
    Тонкий язык режет плоть,
    Даже не режет, а жжет...
    Сладкая, легкая боль...
    Вместе с ожогом пройдет.
    - Вечный хранитель огня,
    Дай-ка тебя покормлю...
    - Вот - чушка. Ешь! Для тебя...
    (Кушай, а я подремлю...)
    
    Древний старик в кресло сел,
    Ноги он пледом прикрыл...
    Старый камин ночь горел,
    Лекарь застуженых жил.
    ...
    Что есть огонь для меня?
    Теплый домашний очаг.
    То, что накормит меня.
    Искры подарит очам.
    То, что под мудрой рукой -
    Вечный помощник в делах.
    Если в поход, так с собой...
    А без огня... Смерть и крах.
    
    Могу сказать – да, чувствую жар, слышу гул, и саламандра предстает передо мной, как символ некого волшебства перевоплощения и возрождения. Из огня все вышло, и в него все возвратится – вспоминаются древние поверья. Не случайно многие культы рассматривали Дух Огня как движущую силу Вселенной.
    Замечу, что меня нисколько не покоробили глагольные рифмы «покормлю – подремлю» – я отношусь к ним лояльно, более того, глагольные рифмы порой придают нужный динамизм строке, и для меня важнее общая гармония.
    Далее автор вводит в произведение старца. Он появляется как бы из темноты. Садится в кресло. Накрывает ноги пледом. Огонь сопровождал его в дальних походах и кострах в ночи. И сейчас пламя камина напоминает о них. О чем думает старик? Что беспокоит его сейчас у камина? Что для него огонь? Вот тут бы завершить стихотворение хорошей концовкой, которая связала бы все образы воедино! Но блестяще начатое стихотворение вдруг обрывается на полуслове, и концовка, которая, на мой взгляд, призвана вывести образы на более высокий уровень, скромна и упрощена до такой степени, что смазывает первое восторженное впечатление.
    Думаю, автору нужно подумать над тем, как доработать концовку, и в этом случае произведение Юлии займет свое место среди лучших стихов на тему Огня на сайте.
    
    
МВУ – Машина времени Учарова

    
    Участвуя в конкурсе с четверостишием, Эдуард Учаров поставил перед собой трудную задачу: на минимальном куске поэтического полотна набросать колоритную картину и рассказать о своем понимании Огня. Для поэта эта стихия видится ассоциативным рядом в прошлое. Машина времени Учарова переносит нас из времен газификации в мрачное Средневековье. Элементы произведения, на мой взгляд, выполняют две задачи: первая: выражения духовной энергии и установления истины, и вторую задачу – очищения, сжигания и уничтожения старого, чтобы могло проявиться новое. Икание мне представляется смелой, новаторской попыткой озвучивания картины, придания ей многомерности. И такой способ взбодрить читателей видится вполне естественным. На небольшом полотне находится место женским образам. Напомним, в эпоху Коперника все сексапильные и интересные дамы непременно считались ведьмами. Возможно, именно эти чарующие создания являлись виновницами перманентного икания, а не рукописи. Автор оставляет куратора блица и читателя наедине с этим вопросом.
    
    "И сам он ныне еретик..." (Эдуард Учаров)
    
    У газовой конфорочки с накалом,
    Столетьями ушедшими ретив,
    От рукописей авторов икая, -
    Соскучился по ведьмам еретик…
    
    
Огонь Веры

    
    Огонь может быть представлен энергией, существующей на уровне животных страстей. Но он способен предстать на более высоком уровне образного миропонимании – огня Веры, духовности. Такой Огонь может возвысить человека и придать ему новые жизненные силы.
    
    "ОГОНЬ" (автор – Трофимов Николай)
    
    Заброшены на дно все страхи и сомненья,
    Бушующей реки из пепла и огня.
    И вот я на краю, по божьему веленью,
    И вот я на краю и как бы нет меня.
    
    Но крест не на груди, а где-то в поднебесье,
    В крови тяжёлых туч пытается спастись.
    Я падать не хочу. ОГОНЬ. я вот он, здесь я.
    А ты, закрыв лицо рукой, перекрестись…
    
    Хорошо выражена основная идея, но есть мелкие замечания по техническому воплощению творческого замысла. Пять местоимений «я» в относительно коротком стихотворении мне не представились удачным рефреном, призванным подчеркнуть авторское начало, и хотелось бы добиться более четкого звучания в предпоследней строке.
    
    
Огонь поэзии

    
    Замечательно раскрыта тема Огня в произведении Ольги Уваркиной. Она чувствует огонь вдохновения, и слегка поигрывая известным изречением Декарта, формулирует основные жизненные приоритеты своей Лирической Героини, за которой легко угадывается сам автор. Огонь творчества освещает их. Он ведёт за собой, и это главное в судьбе.
    
     "Огонь..." (Уваркина Ольга)
    
    Огонь… Увы, он догорит
    Не духом в лампе Аладдина,
    Не жаром - в чёрный аконит,
    
    А незатейливой терциной…
    Грешно смеяться, но строка -
    Неопалимою Купиной
    
    Души моей - жива пока…
    Пишу, а значит - существую,
    Пускай, мгновенья - не века…
    
    Хотя, сама по существу я -
    Поэта робкий ученик:
    Грешу шпаргалкой, зачастую…
    
    И ты, Создатель, извини,
    За всё, что станет кучкой пепла.
    Рифмует всяк, кто не ленив.
    
    Запоминающееся произведение. Возможно, потому что созвучно моему пониманию поэзии.
    
    
Огонь в семейном очаге

    
    Огонь, как символ домашнего очага, благополучия и процветания в доме, присутствует в творчестве и в обычаях многих народов мира. Зажечь огонь семейного очага – это один из торжественных и красивых обрядов русской свадьбы. Эта тема нашла отражение в стихотворении Зинаиды Коннан. Но словосочетание «неопытное жилище» меня не порадовало. Пепелище родное, впрочем, тоже. Помнить его надо, если такое печальное событие имело место. А если нет, для чего? А может, не будить лихо и ограничиться образом тихого и ласкового семейного огня?
    Думаю, интересное по задумке стихотворение нужно доработать.
    
    "ТРЕБА СВАХЕ" (Зинаида Коннан)
    
    Зажги в семейном очаге
    Огонь, о Матерь Сваха:
    Пусть факел у тебя в руке
    Жизнь возродит из праха
    И пламень – твой хранит Супруг*
    В неопытном жилище,
    Чтоб вспомнили потомки вдруг
    Родное пепелище.
    
    Да будет нам во благо
    Вкушенье жертвы. Свага!
    
    
«Запредельного света ломоть»

    
    АС – мастер аллитераций, чудных рифм, и для него не составит труда (даже при нехватке времени на блиц) блеснуть ими. Одно только «щиплет щёки щекочущий пыл» чего стоит! Но это попутно, а что касается Огня, то он у АСа – суть энергетический поток от солнца, несущий животворную энергию преображения. Воздействие на человека так же двойственное. Как в строках «кроет пеплом поджаристый наст,.. /и искристая снежная пыль/ обжигает и уши, и (нос).» Хулиганистый АС зашифровал «нас». Но написал «нос».
    
    Вот и в стихотворении вроде бы, с одной стороны, весна идёт – ждём всеобщее преображение, а с другой – намек на грустные обстоятельства.
    «Запредельный ломоть» надо (в)кушать медленно, запивая искристым напитком удовольствия от такой многоассоциативной поэзии. Ай, молодец!
    
    "Изыск искры" (AC)
    
    Разгорается солнечный горн,
    будет ветрено наверняка,
    и играет на окнах огонь,
    и морозно сияют снега.
    
    Щиплет щёки щекочущий пыл,
    кроет пеплом поджаристый наст,
    и искристая снежная пыль
    обжигает и уши, и нос.
    
    Запредельного света ломоть,
    искры брызнули веером вверх -
    ночью стойло кобылы хромой
    сжёг холодным огнём фейерверк ...
    
    АС – он и в Африке АС.
    А там, «где морозно сияют снега» – с призом читательских симпатий.
    
    
«Не грусти, что в сердце боль осталась»

    
    
    Есть стихотворения, которые непостижимым образом действуют на мое подсознание, прокрадываясь в самые сокровенные его уголки. Таким стихотворением стало стихотворение Janny. Если его препарировать на отдельные строки, выделив стилистические фигуры, оно покажется самым обычным стихотворением. Между тем, интегрально оно настолько точно звучит в унисон душе моей, настолько поражает глубиной передачи чувств, что удивляет невероятной силой поэтического слова. Я могу поклониться каждой строчке, и хотя въедливый критик при желании может попенять на не оригинальность «горячего дыхания» огня и сердечную боль, решительно отдам этому стихотворению свое предпочтение. Хоть закидайте камнями – первое место.
    
    "Огонь души" (Janny)
    
    Зимний вечер. Тихий треск в камине
    И огня горячее дыханье...
    Будешь рядом ты со мной отныне,
    Позади - сомненья и скитанья:
    
    Километры выжженой равнины -
    Те, что предначертаны Судьбою...
    Но сегодня путь окончен длинный:
    В нужной точке встретились с тобою.
    
    Так позволь - стряхну с тебя усталость
    И налью в бокал вина скорее.
    Не грусти, что в сердце боль осталась -
    Я огнем души тебя согрею...
    
Александр Кожейкин. (01.02.2010г.)

    

Напишите свой комментарий.
Тема:
Текст*:
Логин* Пароль*

* - это поле не оставляйте пустым

01.02.2010 08:17:25    Член Совета магистров Уваркина Ольга Отправить личное сообщение    
Замечательный обзор. Я очень рада тёплым словам, сказанным в адрес и моего произведения тоже. Это вдохновляет. Спасибо!
     
 

01.02.2010 09:12:22    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Я рад, Ольга!

Каждый автор, что интересно, внёс свое понимание образа, и, наверное, Огонь, вспыхнувший от блица на Клубочке, может разгореться в новые произведения каждого этого поэта.

Спасибо администрации, которая способствует развитию творчества путем постоянной и интереснейшей работы по проведению блицев, поэтических карнавалов, рыцарских турниров, и других разнообразных конкурсов.

С уважением
       

01.02.2010 09:57:53    Janny Отправить личное сообщение    
Полностью согласна с Вами, Александр - задание, казалось бы, легкое, но так трудно не быть банальным! Спасибо за такой проникновенный отзыв - для меня это много значит.
     
 

01.02.2010 10:10:19    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Это Вам спасибо.
За участие и стихи.
С уважением
       

01.02.2010 10:34:01    Лауреат Ежегодной премии Клубочка Михаил Галин Отправить личное сообщение    
Саша, а для меня ты дал просто невыполнимое задание. Что бы я ни пытался написать, я "утыкался" в "Хромую лошадь", а об этом за три дня не напишешь (если ты не АС).
Извиняй!
     
 

01.02.2010 10:50:19    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Миша, зная твой огромный опыт в сочетании с имеющимся потенциалом, умение работать со словом и создавать интересные образы, как и способность четко излагать свои мысли, я отнес неучастие поэта Галина на сильную твою занятость на работе и хроническую нехватку времени. Думаю, мы еще с тобой поборемся (я уже как участник, естественно). Не было многих, например, в последнее время активной Марины Хабадаевой, победительнице конкурса экспромтов, от которой я ожидал яркого выступления. Талантливая Ира Арт чисто по недоразумению, внося добавления, ввиду технической ошибки "рассекретилась" с замечательным стихом и не стала участвовать по условиям конкурса. Не представили стихи то и дело удивляющие "публику" Артур Арапов и Виталий Молчанов, которые бывают, как и ты, загружены. Много сильных поэтов сайта не приняло участия по разным причинам, но те, кто выступил, показали образцы яркой поэзии.

Блицы еще будут, и хорошо, что они есть.
С теплом души!
       

01.02.2010 11:12:31    Ира Арт Отправить личное сообщение    Банальные истины
Честно говоря, не могу назвать победившее стихотворение небанальным... Но банально не значит плохо. Ведь, банальность - это проверенная временем истина :)
     
 

01.02.2010 11:52:20    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
ИрКо, я в своем обзоре подчеркивал это удивительное впечатление. Схожее с чувствами после прочтения одного стихотворения. Где было полно образов, давно использованных, но которые в сумме дали поразительный эффект. Как то, будучи по делам своего издательства в Москве и слоняясь по улочкам в районе Столешникова, вспоминая адреса букинистов, в одном из чудом уцелевших магазинов прикупил я толстенную (900 стр.) книжку "Три века русской поэзии" и не пожалел, что приобрел, несмотря на то, что путешествую налегке - с легкой сумкой через плечо. Я там прочел вот что:

(Не поленюсь, не пожалею драг. времени и наберу с книги текст для тебя, в инете вряд ли это есть).

Ушёл он рано вечером.
Сказал:
- Не жди, дела...
Шёл первый снег,
и улица
была белым-бела.

В киоске он у девушки
спросил стакан вина

"Дела..." - твердил он мысленно, -
и не моя вина".

Но позвонил он с площади:
- Ты спишь?
- Нет, я не сплю.
- Не спишь?
А что ты делаешь?
Ответила:
- Люблю.

(с) "Первый снег". Л. Мартынов

Прикинь, выставь этот поэт опус сей тут, что бы он услышал?
Что "белым-бела" замылено. Пара "сплю-люблю" не дала бы покоя тем, кто бичует глагольные и грамматические рифмы и вымучивает сложносоставные. Но не тронет меня никакая сложновычурная рифмовка так, как это предельно простое, душевное стихотворение. Возможно, я консервативен...а пример привел для того, чтобы понять что такое для меня есть хорошая поэзия. Она и версификация - разные вещи.

С теплом




       

01.02.2010 12:08:50    Ира Арт Отправить личное сообщение    
Саш, ну ты сравнил... Леонид Мартынов один из моих любимых поэтов советского времени. Он далеко не банален, он прост в изложении :)
А в сети много Мартынова. И это стихотворение есть :)
И насчёт версификации я не согласная. Версификация составная часть поэзии. Я так думаю.
       

01.02.2010 12:39:40    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Надо будет спросить у Яндекса. Меня смутил год выпуска книги - 1979.
Я как-то из озорства еще в студенчестве переписал на бумажку и одному "критику" одно стихотворение Блока, которым он прилюдно восторгался, подсунул. И критик сказал. что никуда не годится, но если этот поэт будет посещать наше ЛИТО, из него выйдет толк. Я выскочил в коридор и со смеху чуть не помер.
       

01.02.2010 12:52:01    Ира Арт Отправить личное сообщение    
Так он умер только в 85 или в 86... точно не помню. Наш современник, практически. А лаконичность (простота) и примитивность разные вещи, по-моему :)
       

01.02.2010 15:58:41    AC Отправить личное сообщение    re$:
Леонид Николаевич Мартынов (1905-1980)
http://www.litera.ru/stixiya/authors/martynov.html

ПЕРВЫЙ СНЕГ (1946 год)
http://www.litera.ru/stixiya/authors/martynov/ushel-on-rano.html

Если прочесть стих целиком, то ни о какой банальности нет и речи, наоборот - у Мартынова банальная житейская ситуация поэтически сжато трансформирована в факт высокого искусства, рядом с чем тексты текущего блица, как мне видится, и рядом не стояли именно в плане поэтизации банального сюжета, наоборот, даже и романтические сами по себе моменты тускнеют в пересказе, составленном из затёртых до блеска словесных штампов :)))

Впрочем, можно сослаться на вечные ценности в тысяча первый раз описанные вечными словами в удовольствие вечновосхищённому читателю, вечно считающему, что вечная поэзия - такая она и есть ...


       

01.02.2010 13:15:08    Юлия Бровко Отправить личное сообщение    C признательностью!..
Спасибо Уважаемому Куратору за верные замечания!

Действительно, тот кусочек, который стал окончанием, был на деле параллельной мыслью, которая не могла "отвязаться".
К сожалению, полуночные стихи наутро бывают не такими уж и гениальными, чем когда идут в голову... :)
Я хотела "додумать" "Старика и саламандру", но стих был уже предложен на конкурс и менять его "внутри конкурса" - мне показалось неверным - раз уж так вышло, надо было дождаться итогов.

Это правда, тема Блиц конкурса - очень объемная, на самом деле очень сложная в плане "собрать, что накопилось в цельное произведение"...
Я переживала по этому поводу, но, как выяснилось, это было нелегким не только для меня...

Отдельное спасибо тому единственному голосу, который был отдан за "Старика и саламандру"...



     
 

01.02.2010 14:28:21    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Я уверен, после доработки стих зазвучит.
С уважением и признательностью за понимание.
       

03.02.2010 06:30:37    Марина Хабадаева Отправить личное сообщение    
Поздравляю победителя и участников! Тема, считаю, была очень сложная — избежать в ней банальности почти невозможно. Было интересно прочесть все вариации на тему огня.
Спасибо!
     
 

05.02.2010 10:07:34    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Надеюсь, Марина, ты не откажешься стать участницей последующих блицев и еще всех порадуешь.

С теплом
       

04.02.2010 16:16:13    Зинаида Коннан Отправить личное сообщение    
Некоторые пояснения к недопонятым образам. Под "неопытным жилищем" я понимаю молодую семью, начавшую жить собственным домом, чей мир нужно оберегать и чей огонь в очаге нужно поддерживать, и эта роль отведена Агни, супругу Свахи. В древние времена отношения между молодыми складывались иначе, чем сейчас, но и тогда им требовалась нравственная защита, чтобы "не стали они друг другу противны". А пепелище здесь вовсе не означает пожар. Есть такое устойчивое сочетание "старое пепелище" (точнее - "на старое пепелище), что означает "родной дом", а устойчивое сочетание имеет право варьироваться. Как же не помнить о родном доме - в контекте данного произведение - свои корни? но даже если это и пепелище в прямом смысле, то что-то давно исчезнувшее и утраченное, но все равно - корни.
     
 

05.02.2010 10:04:37    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Зинаида, понимание того или иного образа автором и читателем разнится, и я ничего против этого не имею. Я высказал свое толкование метафор и добавлю, что приветствуя творчество в создании интересных образов в целом, эти образы, в частности, не считаю удачными именно на мой взгляд. Потому что опыт - это прерогатива все таки людская, даже при условии одушевления жилища и придания ему человеческих качеств. Пепелище также в моем пониманиии прочто связывается с разрушением. Ваше художественное воплощение темы в стихотворении в МОЕМ СОЗНАНИИ не могло сложиться в гармоничную картину, однако это не означает что я прав. Это я так считаю. Вы можете думать иначе. Именно по причине резкого недовольства моими, часто независимыми и порой нелицеприятными для авторов резензиями я объявил полугодовой мораторий на всякую критику от себя и не пишу более рецензий до 21 июля. Иключение составил конкурс, от кураторства в котором (и высказываний соответственно своей точки зрения) я не мог отказаться, потому что являлся победителем предыдущего блица.

С уважением
       

Главная - Конкурсы - Огонь - Обзор куратора

Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru