Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего
Главная - Кафедра - Поэзия – это живопись, которую слышат (Александр Кожейкин)


Поэзия – это живопись, которую слышат



(беседа о композиции стихотворения на основе анализа стихов авторов сайта)

(Александр Кожейкин)

О простоте, как эстетической ценности, или вместо вступления

    Третью беседу мне хотелось бы начать с любимой цитаты. «Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат», – заметил Леонардо да Винчи, и я не случайно привожу эти слова в начале своих набросков о поэзии. Именно набросков, потому что я не ставлю своей задачей детальное разъяснение сути поэтических понятий. Любой читатель сайта легко может это сделать, отыскав, например, лекции Ю. Лотмана по структуральной поэтике или труды других известных филологов. Немало теории и на нашем сайте. Я, пожалуй, подобно лунной дорожке, бегло пробегусь по морю текстов авторов Клубочка. Богатейший, поверьте, материал для анализа, и каждое талантливое стихотворение сродни мастерски написанной картине.
    Стихотворение и картина. Оба этих произведения искусства рождают массу ассоциаций, ведут за собой, а после первого знакомства не отпускают. В идеале они не должны иметь ничего лишнего, отвлекающего внимание от главной цели их творца. Но один неумелый мазок может испортить все полотно.
    По собственному опыту знаю: чем сложнее текст, тем больше требований предъявляется к нему. В том числе и потому, что стоит читателю один раз «споткнуться» о непонятную строку или же явный «ляп», и ваше произведение не оставит в его душе ни следа – одно только разочарование. То же самое произойдет, если текст окажется перегружен композиционно, неоправданно затянут. Истинный ценитель поэзии может впоследствии вообще не зайти на вашу страницу, причислив вас к поэтам «не своим», если только между вами не установились дружеские и неплохие неформальные отношения.
    Как известно, композиция стихотворения складывается из двух составных: композиции стихов в строфе и композиции строф в произведении. Понятно, что они тесно взаимосвязаны, как и то, что за формой и неординарностью образов не должен теряться смысл. И понимание композиционной простоты, как эстетической ценности, на мой взгляд, должно восприниматься, как решительный отказ от украшательства.
    Но важно понять: для того, чтобы сложное расшифровывалось удачно, а в сознании воспринималось именно, как простое, но не примитивное (!), нужно, чтобы оно было достаточно доходчивым, в некоторой степени даже упрощенным. То есть, чтобы поэт сознательно не употребил определенные сложные элементы построения, вдумчиво отказался от избыточного количества красивостей или, например, аллитераций, а читатель или слушатель спроектировал бы его текст на фон своего личного поэтического восприятия.
    Как решается эта задача у поэтов нашего сайта?
«И хочется слушать…»

    Помнится, в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров призывал Аркадия Кирсанова «не говорить красиво». Я не последую его примеру. Говорить красиво в стихах надо. Как иначе дойти до сердца? Но говорить нужно вместе с тем доступно. И если сложная, вычурная структура самореализуется только в тексте, то простая – за его пределами, воспринимаясь, как нечто, посланное свыше. Можете смеяться, но я верю: слово и в философском, и в научном понимании МОЖЕТ БЫТЬ материально.
    Но не каждое слово и не каждая фраза.
    Первый пример из творчества моего любимого автора. Римляне говорили, что «любовь и кашель не скроешь», но кидайте камни – не страшно: текст талантливой Иры говорит сам за себя! Да и мне пояснить на таком ярком примере свою мысль, вскрыв художественную природу созвучного душе произведения, будет значительно легче.
    Алгоритм прост. Сначала читаем. Потом я комментирую, как умею, памятуя из древнеримского: «Я сделал все, что мог… пусть, кто может, сделает лучше» и, конкретизируя призыв – высказаться можно ниже текста, ведь все, что я хочу сказать – имховые мысли, то есть сугубо мои ощущения.
    
    Ира Арт
    
    Осенний фокстрот
    
    
    Надменная Осень,
    И в Городе новый хозяин –
    Октябрь. Не просит,
    И нет никаких притязаний
    
    На сочную мякоть
    Души у спешащего беса…
    И хочется плакать,
    Забыться и вены порезать.
    
    Но слышатся снова
    Фокстрота скользящие звуки…
    Скажите же кто Вы,
    Я к Вам благосклонна… от скуки.
    
    Вдвоём поскучаем,
    Вдвоём так изысканна осень,
    И сладость печали
    Сочится… Куда-то уносит
    
    Уставшие души, –
    В туман, – сладострастная нота…
    И хочется слушать
    Скользящие звуки фокстрота, –
    
    И им отвратима
    Отвратная мысль суицида…
    Чего же хотим мы?
    И стоит ли так суетиться?…
    
    И думать не стОит…
    За столиком в старой кофейне
    Прислушайтесь, – стонет
    Фокстрот вне пространства и времени…
    
    Одна из важнейших проблем, стоящих перед любым поэтом – удачный выбор названия стихотворения. «Как вы яхту назовёте – так она и поплывёт», – говорил незабвенный капитан Врунгель. Но присвоить название поэтическому кораблю можно и после сотворения опуса, другое дело – с чего начать его постройку. К этой теме я еще вернусь ниже, замечу, что в приведенном стихотворении и задача подбора названия и творческая проблема построения удачной завязки-начала решены блестяще. Название сразу диктует ритмический рисунок, придавая особый шарм строке.
    Мы видим осень. Конкретизирован ее период – октябрь. Звучит первая грустная нота. А далее поэт осознанно строит смысловые переклички и в соответствии со строгой композиционной схемой и связующим – рефреном «хочется» увязывает смысловые связи, повторения, стимулируя динамику движения и развитие словесных образов, словом, все эти семантические процессы, давая ключ к композиции произведения и помогая читателю вычленить его простейшие компоненты – символы.
    Второй рефрен «вдвоём» звучит на уровне строфы, и он также ассоциативно оправдан, давая ключ и к раскрытию замысла и к пониманию состояния души Лирической Героини. Мы видим, как простые символы объединяются в символы более сложного строения
    Концовка не эпатирует, как порой у некоторых авторов. Но она не спокойна, не уравновешенна, и вывод завершения стихотворения на смысловые связи «вне пространства и времени» заставляет понять, что спокойствие только кажущееся. Время ещё предъявит счёт, а пространство предоставит для решения новых задач иные возможности. Всё впереди!
    Что мне видно? Строфы своеобразными эмоциональными нитями связаны с общей динамикой сюжета и также изменяют свое лицо под влиянием этих сложных частей.
    «И хочется слушать...»
«Подчистили хату»

    В стихах (я не имею в виду поэмы) не обязательно выстраивать произведения строго в соответствии с намеченным сюжетом, как в романе или рассказе. Подобно некоторым прозаическим произведениям право на жизнь имеют стихотворения-наброски, некие моментальные фотографии из жизни поэта или его лирического героя, есть, в конце концов, коротенькие стихи, обыгрывающие одну мысль. И проблема поэтического сюжета, как такового, касается только тех стихов, которые изначально строились по такому сюжету.
    Но я не стану злоупотреблять вниманием дорогого мне читателя и рассматривать те стороны сюжетологии, которые одинаковы и для стихов, и для прозы. Я хочу сказать лишь о том, что коли ты решил действовать по сюжету в стихотворении, будь любезен идти в своем творческом замысле до конца.
    Приведу конкретный пример. Пунктуация и орфография авторов здесь и ниже бережно сохранены.
    
    В.Стр@нник
    
    Последнее лето детства
    
    
    мне мама сказала, что в этом году
    мне купит портфель, и я в школу пойду;
    учебники, ручки, резинки, тетрадки,
    я взрослый уже, так прощайте детсадки!
    прощайте в песочницах детки-малышки,
    друзьями мне стали давно уже книжки,
    мне папа нотбук подарил, и теперь:
    окно Интернета – в познание дверь,
    из ламера в хакера вырасту я,
    и там виртуальная будет семья,
    прощай моё детство! тебя провожая,
    в страну взрослой жизни я смело въезжаю,
    я выпью пивка, и пройдусь по Арбату,
    мы в прошлом году здесь “подчистили хату”.
    
     Если сюжет в «больших» жанрах прозы складывается, как последовательность повествовательных эпизодов, построение поэтического текста происходит иначе. В основе лежат сюжетные кирпичи низшего порядка, сопоставление (и противопоставление) которых составляет этаж – эпизод. При этом противопоставление сюжетной и так называемой бессюжетной поэзии отнюдь не столь абсолютно, как кажется. И бессюжетный отрезок текста может иметь сложную семантическую структуру. Кроме того, любому бессюжетному поэтическому тексту свойственно определенное смысловое движение, да и сама разница между бессюжетной и сюжетной поэзией относительна.
    Сопоставление элементарных сюжетных единиц составляет поэтический эпизод. Эпизоды, в свою очередь, складываются в сюжет.
    А теперь вернемся к стихотворению Вадима. Название говорит о последнем лете детства и мне сложно сказать, к какому периоду это относится: детство у каждого заканчивается по-разному. Кто-то пребывает в нем достаточно долго. Кого-то жизнь вынуждает рано повзрослеть. Но в самом начале автор рисует явно начальную школу.
    Сначала мне показалось: автор хотел сказать о трёх периодах жизни своего Лирического Героя: раннем детстве, граничащем с детским садом, более поздник период, в котором «папа нотбук подарил» и, наконец, «в страну взрослой жизни я смело въезжаю, я выпью пивка, и пройдусь по Арбату» – пора взросления.
    Но не сложилось что-то. Вновь перечитал я стихотворение и «все смешалось в доме Облонских» – пиво пролилось на портфель, «учебники, ручки, резинки, тетрадки», ламеры повздорили с хакерами, а будущее время с прошедшим. Пример того, как не надо строить композицию. А концовка просто провальная. Если таков был творческий замысел – смешать все в кучу, то не хватило смысловых связей для вычленения отдельных эпизодов, важных для понимания.
     Немало на Клубочке современных поэтических Дали, которые смогли бы не «подчистить хату» моего воображения, а обогатить ее новыми впечатлениями, но к данному стихотворению это явно не относится. А жаль. Потому что некоторые строки автора наводят на мысль, что он способен на бОльшее.
    Также неудачным представляется мне композиция стихотворения Артемьевой Ирэны (не путать с Ирой Арт) под длинным названием:
    
    Однажды ночью, ровно в полночь, ко мне явился граф
    
    
    Посвящается графу Анри де Ламор
    
    Однажды ночью, ровно в полночь, ко мне явился граф Анри,
    В огромном, полутемном зале, звучали гулкие шаги.
    Отбросив маску, лик прекрасный он мне торжественно явил,
    Кумир желанный, долгожданый любовь свою мне подарил.
    
    Он на турнире одержал победу и в замок свой меня умчал,
    Мой рыцарь пылкий ненаглядный в награду ласк моих желал.
    Восторгам не было предела, в его объятья падала дрожа
    И закружилось счастье каруселью, я в ореоле розовом плыла.
    
    Он приходил, я голову теряла, шелка и бархат падали к его ногам,
    Судьба сменила гнев на милость и благосклонно улыбалась нам.
    Арни Ламор волшебным баритоном мне днем и ночью голову кружил,
    Мерцали свечи и глаза сверкали, отважный рыцарь был мне мил.
    
    Не буду останавливаться на детальном анализе этого произведения – он был бы разрушительным, хочу сказать о другом. Выбор названия обязывает автора на соответствие ему в тексте. Этого не наблюдается. Что же касается композиции, то прочитав начало, я ждал развития сюжета. И мог бы понять еще некоторую ретроспективу, однако увидел только хаос. Поэтические элементы оказались разрозненными. То ли рыцарь пришел, то ли приходил. Я не понял, простите.
«Он хотел созорничать, но не знал, с чего начать»

    Если мой текст прочтет больше десяти человек, надеюсь, по крайней мере, один поэт, кроме меня, признается, что мог бы подписаться под таким монологом:
    
    Я часто вижу картины во сне и в своем воображении. Мне они кажутся прекрасными и необычными. Я многое могу рассказать о мире своей души, однако воплощать все эти переживания в стихи, надеясь, что они станут шедеврами, не могу по двум причинам. Во-первых, я недостаточно профессионально пишу. Вторая причина: я не могу утверждать, что мой опус будет не похож на то, что было до него, то есть, я не буду оригинальным.
    
    За много лет экспериментов поэты перепробовали столько всего, что трудно удивить все более требовательную публику. Кто-то вымучивает аллитерации. Кто-то трудится над изощрёнными образами, кто-то конструирует сложнейшие рифмы, забывая о том, что стихи – не геометрия, и мастерски сверсифицированные строки, сочиненные по всем правилам, будут мертвыми без того, что называется душой. Потому что техника вторична. Это ее поэт заставляет служить вдохновению, но никак не наоборот. Техника стихосложения ниже, чем высшие вещи, и находятся в подчиненном положении.
    В моем понимании профессионализм в поэзии – то, что поможет поэту перевести на понятный язык те картины, которые явились в виде откровения. Важно при этом главное – чтобы отсутствие техники не мешало воплощению моих замыслов.
    Теперь о второй причине, по которой отсутствие профессионализма мешает писать хорошие стихи. Через опасение оказаться не оригинальным, вторичным проходили многие, и многие задумывались, как, с чего начать строку. А многие признавались, что начало и весь замысел явились внезапно.
    Возможно, они были сокрыты в подсознании, а потом освобождаются. Человек – сплошная загадка. Это небольшое отступление необходимо для того чтобы высказать важную мысль: поэт может дойти до читателя в первых же строках, а может первыми же строками отвратить от себя навсегда. Хороший поэт – тот, кто сразу же настраивается на одну волну с читателем, он способен использовать всю силу своего вдохновения и многократно вызывать сопереживание, бурю эмоций и множество мыслей.
    Ниже пример хорошего начала, после прочтения которого хотелось вновь читать этого автора, несмотря на то, что его стихи не всегда технически безупречны. Здесь картина нарисована сочно и ёмко. Она – хороший пролог в дальнейшее. Название подобрано также довольно удачно.
    
    Шут
    Трещины
    
    
    Теплыми нитями вдруг, отчего-то
    Небо заплакало,
    Струйка с отмерзшего трубопровода
    Тонкая капала.
    След заметая морозу вчерашнему
    Брызги летели,
    И потекли по асфальту озябшему
    В стороны щели.
    Скоро, наверное, раны весенние
    Будут залатаны:
    Хрупкому камню придут во спасение
    Люди с лопатами.
    Может, завалят обломками всуе
    То, что поломано,
    Или надежно покров зарубцуют,
    Словно по-новому.
    Как же от нежного солнца весеннего
    Чувства отвыкли:
    Только растаявши, все до последнего
    В сердце проникли.
    Льется тепло, будто в небе засвеченном
    Вырвало краны,
    Плавит разлукой забитые трещины,
    Старые раны.
    Вширь расползаются с новыми силами
    Шрамы по кромке,
    Только чужому не станутся милыми
    Эти обломки:
    Сколько ни прячь за огнями бесцельными
    Зимнюю серость,
    Боли сердечной страстями поддельными
    Ввек не заделать.
    
    Психологи утверждают: человек способен особенно внимательно слушать от 4 до 6 минут. Далее его внимание падает по экспоненте. Поэт-мастер тем и отличается от поэта-ремесленника, что не просто удерживает внимание гораздо дольше – он заставляет перечитывать и перечитывать, рождая новые ассоциации и эмоции. А хорошее начало стихотворения – как упругий ветер в паруса.
Выстроить солдатиков
(или короткий эпилог)

    Не буду утомлять читателя пространными рассуждениями. Я и так сегодня написал довольно много. Говоря о композиции, добавлю, что в поэзии не существует никаких четких регламентов, как нужно её строить. Есть общие рекомендации, но как часто мы видим развязку в начале, а не в конце. И в оценке композиции в поэзии приходится полагаться, помимо всего прочего, и на вкус.
     Рассуждая о взаимосвязи мастерства и вдохновения, мастерства и искренности в поэзии, я не случайно сравнил её с изобразительным искусством. По этому поводу мне припомнился рассказ об одном художнике. Этот художник занимался рисованием всяческих кружочков, линий, пятен, в общем, творил в духе абстракционизма. Но при этом не мог нарисовать лошадь или собачку. Зато к нарисованным линиям и пятнам мог придумать глубокомысленные пояснения.
    Помните эпизод на теплоходе из романа «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова? Остап Бендер что говорил? Художник ТАК видит мир. Но видеть мир по-другому – одно. Видеть мир иначе и удивить души, выстроив все выразительные средства поэзии, как оловянных солдатиков на картонном поле, самым сильным образом и при этом найти ключик к крепости души – вот где задача задач.
    Малевич, Дали, Пикассо, как известно, рисовать собачек не умели, но могли находить ключ к душам. Значит, это главное? Или я не прав?
    
    
    
    Александр Кожейкин (19/01/2010).
    


Напишите свой комментарий.
Тема:
Текст*:
Логин* Пароль*

* - это поле не оставляйте пустым

19.01.2010 18:44:25    Член Совета магистров Эдуард Учаров Отправить личное сообщение    
Очень хорошая статья, заставляющая задуматься над многими вопросами, Саша! Очень нужная!
Может я и не прав, но мне кажется, что с собачек начинать и надо. Уверен, что перечисленные сюрреалисты и авангардисты собачек рисовали прекрасно. Овладел безупречной техникой классической версификации - вперёд поэт, дерзай! Над тобой более ничто не довлеет. Ты в свободном полёте...

Как-то так....
     
 

19.01.2010 20:00:55    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Cпасибо, Эд.
Главное - как нарисовать эту самую "собачку".
Можно ведь ее так изобразить, что любой задумается.
А можно просто. Без души. Четыре лапы и хвост.

Вопрос старый: почему иные стихи будоражат, а другие - нет?
Может, потому, что их композиция на первый взгляд проста, но заключает в себе ключ к открытию алгоритма дальнейшего размышления.

С дружбой
       

20.01.2010 09:34:15    AC Отправить личное сообщение    re$:
Ежели за душой нет, что сказать, то будет свободный полёт ужа, а не сокола :)
       

20.01.2010 12:12:14    Ира Арт Отправить личное сообщение    
Замечательная статья, Саша!!! Наверное, можно научиться выстраивать стихотворение композиционно, если над этим поработать. Правда, мне кажется, что то, что пишет автор - это от архитектоники его внутреннего духовного пространства. Возможно, и его можно научиться выстраиввать, а может быть, это даётся от природы...
Но всё-таки, думаю учиться (как умно сказали дедушка Ленин) никогда не помешает - и в плане техники версификации и в плане архитектуры и инженерии своих ощущений :)
Но согласна с Эдом, что инструментарий нужен для обретения свободы. Для того, чтобы вырваться за пределы схемы, сначала нужно эту схему построить...
как-то так...
Сашуль спсибо тебе за такое доброе отношение к моим опусам :) Мне безумно приятно слышать это от профи !!!
       

20.01.2010 12:44:11    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Спасибо, ИрКо.
Ну какой я профи.
Одна местная детская поэтесса на полном серьёзе сказала, что мне не помешало бы пройти школу ЛИТО и т. д.и т.п. Видимо, плохо выходит (входит хорошо). Я не считаю себя ни профи, ни профаном, а просто пишу. Как умею и что на ум приходит, не забывая благодарить администрацию сайта за предоставленную возможность высказаться, а читателей за то, что прочитали мой скромный экзерсис.

С ответным теплом к СолнышКо ИрКо
       

20.01.2010 13:47:01    AC Отправить личное сообщение    Советы бывалого
И самое главноое, Александр, ни при каких обстоятельствах не слушайте никаких литтёрш, особенно "детских" ! :)
       

20.01.2010 17:03:34    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Коллега, я и не слушаю.
Если бы я их слушал, то писал бы хуже их, и можно было бы тогда с тоски повеситься в каком-нибудь ЛИТО.
       

20.01.2010 09:32:19    AC Отправить личное сообщение    Как критик - критику
Браво, Маэстро!
     
 

20.01.2010 12:06:37    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Снимаю кожаную кепку с наушниками в совершенном почтении, Коллега!
       

21.01.2010 06:50:26    Ведущая раздела Клубочек в лицах Член Совета магистров Галина Булатова Отправить личное сообщение    
Колоссальная работа, Саша! И как качественно всё! Восхищаюсь!
     
 

21.01.2010 08:16:00    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Спасибо, Галя.
Ты преувеличиваешь, но мне приятно.
Пытаюсь, как могу, внести свою лепту в развитие любимого сайта.

С теплом
       

21.01.2010 09:24:08    AC Отправить личное сообщение    Подзаголовок ...
Имеющий уши, да видит ! :)))
       

22.01.2010 17:57:42    Василиса Куренкова Отправить личное сообщение    

     
 

22.01.2010 23:28:17    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Спасибо, Наташа.
Рад.
       

23.01.2010 11:37:15    AC Отправить личное сообщение    Заметки на полях
Умел ли рисовать собачек Пиросмани - вот в чём вопрос ! :)
       

23.01.2010 11:39:59    AC Отправить личное сообщение    Заметки на полях
Касаясь косвенно кистей косых,
но не впадая в прикус пресно присный,
скажу, что обожаю русский стих
квадратный, чёрный или живописный!

:)
       

23.01.2010 13:10:55    Василиса Куренкова Отправить личное сообщение    :)
:)
     
 

23.01.2010 23:09:11    AC Отправить личное сообщение    RE$:
Счастье - это когда тебя понимают с пол-оборота !
(к/ф "Доживём до понедельника")
       

24.01.2010 11:15:30    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
"Если тебя не понимают с пол оборота, значит, надо добавить оборотов, то есть налить ещё"
(выражение хабаровских лесорубов)
       

25.01.2010 17:17:12    Василиса Куренкова Отправить личное сообщение    
:)
     
 

05.02.2010 09:53:38    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Спасибо!
       

28.01.2010 19:54:40    Великжанин Павел Отправить личное сообщение    
Спасибо, интересная и полезная статья!
     
 

05.02.2010 09:49:28    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Благодарю Вас, Павел!
       

26.04.2010 11:52:42    Leyla Begim Отправить личное сообщение    Отзыв
Хочу найти ключик к крепости души читателя! Саша, я восхищаюсь как ты легко и красиво излагаешь очень важные ньюансы в поэзии...И очень нравятся твои поэтические заключения к каждой раскрытой теме....Упругий ветер подул в паруса моей яхты!)

С теплом и восхищением, Лейла
     
 

02.05.2010 13:30:11    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Спасибо, Лейла.
Я только сегодня случайно обнаружил твой отзыв, извнини за задержку с ответом.

С теплом
       

02.05.2010 13:30:26    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Стер дубли.
Комментарий изменён: Александр Кожейкин - 02 мая 2010 г. в 13:31:58
       

02.05.2010 13:31:30    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Комментарий изменён: Александр Кожейкин - 02 мая 2010 г. в 13:32:22
       

Главная - Кафедра - Поэзия – это живопись, которую слышат (Александр Кожейкин)

Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru