Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего
Главная - Кафедра - Текст, как объект наивно-догматического антропоморфизма: те же яйца, вид сверху (AC)


Текст, как объект наивно-догматического антропоморфизма: те же яйца, вид сверху

(AC)



    
    1.
    К итогам предыдущего обзора, см. "22.12.2009 Гоп с топ topless". Первое лирическое отступление
    
    Наивно-догматический антропоморфизм во взрослом возрасте есть признак инфантилизма. И кто только не грешит последним в наше смутное время, а поэты, как люди искусства, в особенности. Так, задетый за живое текст, вдохновил одного из авторов, судя по всему - даму, на иронично-эротичный "наш ответ Членберлину", своего рода манифест аморфно-антропоморфной "поэтичности", синтаксис и орфография оригинала:
    
    Критику-мужчине
    
    Ложатся стихи на седую бумагу,
    За каждою рифмой – то шрам, то морщина.
    Зарубки судьбы – мои строчки-бродяги,
    Которые так невзлюбили мужчины.
    От века умея Ничем сделать Нечто,
    Смеются, плюют, глупо тщатся унизить,
    По рифмам моим пресмыкаются вечно,
    Огрехи ища средь нехитрых коллизий,
    Шипят, поучают… Все верно: я – баба!
    Любить рождена. Размышлять – не по чину.
    Но строки упорно ползут по бумаге, –
    Зарубки судьбы, где не властны мужчины
    
    (с)
    
    Речёвка, а не текст: "Бумагу, бродяги! Я - баба бумаге!" Вот только "По рифмам моим пресмыкаются вечно" - что бы это значило?
    
    Большой толковый словарь
    ПРЕСМЫКАТЬСЯ, -аюсь, -аешься; пресмыкающийся; нсв.
    1. Устар.
    Влачить жалкое существование, прозябать. П. в нищете и неизвестности.
    2.
    Раболепствовать, угодничать, унижаться. Он не умел лицемерить и п. П. перед высшими чинами. < Пресмыкание, -я; ср.
    
    Как говорится, контекст ну никак не катит... И никакому критику не снилось так кого-то унизить, как унижает себя сам автор, выставляя на общее обозрение свой несостоятельный текст, корявому тексту пот мук творчества и чистое сердце - не оправдание, "всяк осуждается своими же словами". Или те же сапоги тачать тяп-ляп никак нельзя, а стих - можно ?!..
    
    Кстати, всегда в текстах данного автора в конце последней строки пусто - ни точки, ни отточия, - будто обрыв в бездонную пропасть пространства-времени, что запросто завораживает читателя, как всякая неизвестность.
    
    Впрочем, последнее обстоятельство напомнило мне одну из сюжетных линий военного сериала "Вариант "Омега" с Олегом Далем (Скорин/Крюгер) и Игорем Васильевым (фон Шлоссер), когда точка в конце шифрограммы означала работу под контролем врага, и герой Васильева фон Шлоссер догадался писать радиограммы предварительно на магнитофон, а потом вырезать эту самую сигнальную точку, чем и переиграл нашего разведчика. Вот и тут, не то тексты верные, без точки, не то прозаически подконтрольные, а должная предупредить о провале точка ловко удалена сотрудником анти-поэзо-спецслужбы...
    
    Однако, вернёмся к нашему top'у. Середина января, старый Новый год, Святки и разгаре, не до текстов вроде бы, но - кое-кто вирши выложил, а составитель отобрал, что понравилось, в top ...
    
    
    2.
    На десятом месте текст "Девятнадцать, или Эпоха земляники" Екатерины Шталь
    
    Все пути пред тобой – открыты,
    Для тебя – зажигают звезды.
    Девятнадцать – опасный возраст
    Из подводных камней и рытвин.
    
    Что тебе – серебро и злато!
    Ни к чему для румянца – маски.
    Не нужны алкоголь и смазки –
    И без них ты… вполне крылата!..
    
    От любви – зеркала двулики…
    Взглядов острых в упор – не бойся.
    Люди – хищники, но, небось, им
    Тоже хочется… земляники!
    
    От тебя отлетают искры…
    Ты спешишь – как в Тибет скитальцы.
    Время – сахар-песок меж пальцев –
    Тает медленно… тает быстро!
    
    Где – души твоей половина?
    Счастье грезится где-то возле.
    Девятнадцать – прелестный возраст
    для ошибок… непоправимых.
    
    Замечательно! "Скитальцы - пальцы" было ещё у Блока, но здесь всё столь органично, что сходу глаз не режет - наоборот, хочется отметить, что сей контекст - без напряга, симпатичнее, чем у Блока. Опять же: "..как обжора зимой на землянику ...", да и "Земляничная поляна" - аллюзии сплошь.
    
    Возможно откровенность о "смазке" насторожит кого-то, но иного, напротив, взбудоражит, да и лирическая героиня представленного текста весьма симпатична: оглядываясь, можно шею свернуть.
    
    Одно только замечание, "..возраст из ... камней и рытвин" - не вяжется, я бы сказал так:
    
    Девятнадцать – опасный возраст,
    Жди подводных камней и рытвин.
    
    Н-да, если столь качественный текст едва на последнем месте, что же ждёт впереди?! Хотя, возможно, составитель и допустил по обыкновению пару-тройку "судебных ошибок", тогда без вскрытия оных не обойтись...
    
    
    3.
    На девятом месте текст Михаила Галина "Может быть..."
    
    Мне сочинять дано стихи,
    Чтоб их потом читать.
    Я напишу, быть может, хит
    Лет через двадцать пять!
    
    То будет, может быть, псалом
    Голодным и нагим,
    Иль ода девушке с веслом,
    Иль даже антигимн…
    
    Какая странная страна:
    Огромна и лаяй!
    В ней слыл за бога сатана,
    И ад сошёл за рай.
    
    В ней пятый пункт как приговор
    А каждый жнец – солдат!
    В ней праведник – и лжец, и вор,
    И он же – депутат!
    
    А, может быть, шансон мой шанс,
    Чтоб пели и враги.
    Пожалуй, сочиню романс…
    А может, всё же – гимн?!
    
    И мне назначит рандеву
    История сама!
    Конечно, если доживу,
    Не выжив из ума…
    
    Михаил Галин, в миру инженер-оборонщик, - ветеран НЛС, рифмёр, общественник, лауреат, насельник двух заметных сайтов, включая наш. Тексты его в подавляющем большинстве то устало элегичны, то пафосно гражданственны, то гражданственно ироничны, как в данном случае. Ощущается лёгкое, как аромат рома, влияние Леонида Цветкова, известного частушечника и знатока идиом. Текст прыток и вёрток, несмотря на почтенный стаж автора, иным бы древле-словесным неофитам - вот так!
    
    
    4.
    Восьмое место, "сколько осталось" Анатолия Ларионова
    
    Сколько осталось... Чиркнет спичкой,
    не отвечая за волховство.
    Сердце, прижатой к груди синичкой,
    страхом зайдётся в руках его.
    
    Сколько осталось! Скуп на даты —
    не по ландшафту, не по любви.
    Молодо-зелено. Пил когда-то
    будущее из руин, глубин...
    
    Сколько осталось, певчий? Как же
    мог позабыть ты, что нёс в горсти!
    Путь к переправе Харон покажет.
    Только синичку-то отпусти...
    
    По прочтении так и хочется зажать в руке синицу-сердце и не выпускать, всего-то счастия - продлить последний миг... Снова 12 строчек от Ларионова, 12 тонких, прозрачных, пронзительных, грустно ироничных строк. Загадочный потусторонний мир кого-то страшит, кого-то завлекает, не избежать внезапной встречи с Зазеркальем, как верно заметил классик: "дни наши сочтены не нами, цвёл юноша вечор, а нынче..." И всё же, предупреждён - значит спасён, и шаманские заклинания текста - не оберег ли?!..
    
    
    5.
    На седьмом месте текст Via Dolorosa Юрия Берга
    
    Солце пьёт мою жизнь, будто овод слепой,
    В каплях крови терновый венец,
    И висит, словно меч, над моей головой,
    Стаей коршунов близкий конец.
    Мнится в мареве знойном лепёшка и кров,
    Губы лижет распухший язык.
    Это что там – толпы обезумевшей рёв,
    Или львов ненакормленных рык?
    Плачут бельма твои, пожилой иудей,
    Грустной цепью шагают слепцы...
    Я давно всех простил – и врагов, и друзей,
    Даже тех, кто душою скопцы!
    Новой верой наполнил пустые мехи,
    Сосунка оторвав от сосцов.
    Он в кровавых слёзах искупает грехи
    Отошедших от Бога отцов.
    Что рыдаешь, Мария, как будто навек
    Нам придётся проститься с тобой?
    Видит Бог, я теперь, как и ты, – человек,
    И уже возвращаюсь домой!
    Что желаешь ты, женщина из Магдалы?
    Как и я, ты сегодня ничья!
    Но секут отголоски досужей молвы
    Имя доброе хуже бича.
    Где же наши друзья, Симеон и Андрей,
    И мечом опоясанный Пётр?
    Ожидают они, что у райских дверей
    Им петух на заре пропоёт?
    Эту чашу, что нынче мне подал Отец,
    Выпить должен по капле до дна.
    Но насмешка Пилата – терновый венец –
    Станет символом Судного Дня!
    
    Добротно. Монументально. Архаика неполной и модерн скользящей рифмы, перемежаются, как экзотические ноты в сложном коктейле. И хотя лучше, чем Первоисточник не скажешь, несть числа попыткам употребить умение на пересказ, прилежным ученичеством понять, прочувствовать искру в себе и тем приблизиться к Учителю...
    
    
    6.
    Текст Марины Хабадаевой "Прозрение" - на шестом месте
    
    Слепа, глуха и безъязыка —
    Но осязает мир любовь!
    В дрожащих пальцах — сила крика,
    А в ритме пульса — ритм стихов.
    
    Найдя наитием дорогу —
    Стихосложения азы,
    Я прозреваю понемногу
    И обретаю свой язык.
    
    Увидев мир, поймав удачу
    И обретя свободный слог,
    Услышу голос, тих и вкрадчив:
    — Теперь ты зряч. И одинок.
    
    Понятная, но сложноизложенная метафора, тут требуется концентрация читательского внимания и многоразовое прочтение. Сюжет, как мелодия, развивается по нарастающей, вплоть до громового финального аккорда - прозревший, услышавший и заговоривший герой, остро осознает своё одиночество, о чём раньше он и не подозревал, воистину, там печаль, где мудрость. Отрадно, что традиции Пушкинского "Пророка" живут, своеобразно преломляясь, и в наше неоднозначное из-за смуты и кризиса время.
    
    
    7.
    На пятом месте текст Марины Далимаевой (Эм) "Ты помнишь, как..."
    
    Ты помнишь, как потрогала сирень
    Голубизну проснувшегося неба,
    Когда впервые точку на тире
    Ты переправил в образе нелепом?..
    
    С каким недоуменьем пела высь
    На стон ветров положенную песню,
    В которой краски трав переплелись
    С обыденным, понятным, нечудесным?..
    
    Как теплый дождь облизывал стекло,
    Учась у мая первым поцелуям,
    И как тебе за шиворот текло
    Желание в упругих нежных струях?..
    
    Как ангелом наряженный Пьеро
    Футболку отряхнул от сладких крошек
    И выдернул то самое перо
    Из шелеста своей заплечной ноши?..
    
    С тех пор ты сам с собой не ведал сладу…
    
    ***
    Скрещенье капель с солнечным лучом
    Родит гибриды – полукольца радуг…
    А ты подставь им правое плечо.
    
    "С каким недоуменьем пела высь на стон ветров положенную песню..." "Как теплый дождь облизывал стекло, учась у мая первым поцелуям..." "И выдернул то самое перо из шелеста своей заплечной ноши..." - Великолепна лирика метафор, не попишешь! Одно удручает, вечно нелепый образом и не вполне владеющий собой лирический герой. Но без такого героя не было бы столь славной лирики! И пока непутёвый вдохновитель, следуя советам героини, неуверенно ищет себя то в кустах сирени, то в радуге, метафорам быть, а нам, читателям, наслаждаться чудными образами, искренне желая автору взаимности в любви и счастья в личной жизни.
    
    
    8.
    На четвёртом месте текст "Часы" Александра Демидова
    
    Неугомонно тикают часы,
    но как же быть?
    Схватить и бросить на пол?
    Как раньше в детстве:
    бросил и заплакал…
    Но бытие не приостановить.
    Да и зачем?
    По древним раменам
    вращается священная рулетка,
    и эта жизнь, дарованная нам -
    небесный свод на миг попавший в клетку;
    из теплой плоти клетка бытия,
    мы в ней живем, мы любим и кичимся,
    но миг пройдет -
    и ты, мой друг, и я
    из мига в вечность снова возвратимся.
    Седьмой десяток длится этот миг,
    как каторжник, бредущий по этапу
    я жду освобождения - старик,
    в младенчестве часы бросавший на пол…
    
    Дубы шумят,
    шумят над головой,
    в вершинах их
    холодный ветер свищет
    и расставаясь с огненной листвой,
    они чернеют,
    как на пепелище…
    В извивах их
    застыла кровь времен:
    набеги буйных, темнолицых ханов,
    Мамай, Сапега, Карл, Наполеон,
    железные полки Гудериана -
    растаяли
    в туманах вековых,
    дубы роняют листья
    и чернеют,
    они шумят для мертвых, для живых,
    а с новою весной - зазеленеют…
    
    Но совершенство так же далеко,
    и не дано понять предназначенья,
    и просто жить -
    совсем не так легко,
    когда ты плыть не хочешь по теченью…
    Добро и зло
    сплетаются в узлы,
    не нам судить
    и править виноватых,
    не нам исчислить
    демонов крылатых
    и ангелов
    на острие иглы,
    нас всех влечет
    неумолимый рок,
    нам не дано понять предназначенья,
    ты перед смертью
    так же одинок,
    как был ты одинок
    перед рожденьем.
    
    Всем, кто дочитал до конца, отдельное спасибо.
    
    "Прозрачный лес один чернеет,
    И ель сквозь иней зеленеет,
    И речка подо льдом блестит."
    А.С. Пушкин
    
    "дубы роняют листья
    и чернеют,
    они шумят для мертвых, для живых,
    а с новою весной - зазеленеют…"
    А. Демидов
    
    Неуклюжая попытка равнения на "солнце русской поэзии". Вот только шумит ли, листвы лишившись, дуб? Ну а про зазеленевший по весне дуб ещё Л.Н. Толстой писал в "Войне и мире".
    
    "Предназначенья - рожденьем" - оставим на совести автора, тут не его заслуга, а суффиксов русского языка. Но далее и вовсе бессмыслица, похоже, лирического героя робот автомат в своё время синтезировал в пробирке, а вынашивал в капсуле:
    
    "ты перед смертью
    так же одинок,
    как был ты одинок
    перед рожденьем."
    
    Короче, что тут скажешь? Ниже некуда!!! Главное, чем меньше в тексте смысла, тем длиннее тягомотина...
    
    
    9.
    Текст "Все люди - бяки... все боги - буки", Александр Шведов, третье место
    
    Букет из парка, паркет из бука.
    А привкус крови, как у самбука.
    
    Все окна настежь, а разве - лето?
    И на камине тик от брегета.
    
    Как у кота у него - цепочка.
    Еще б сапожки, да два чулочка.
    
    Ковер коварен - скрывает звуки.
    Все люди - бяки... все боги - буки.
    
    Карниз капризен и очень узок,
    и очень скользок...земля как луза.
    
    А ты как шарик, да не воздушный.
    Хоть сверху - небо, но как же душно.
    
    Небесный всадник, порвалось стремя.
    Играет в салки с пространством время...
    
    Чем больше Александр Шведов совершенствуется, тем отличительней от иных его тексты, что радует. Однако в данном случае из семи строф безупречны на мой взгляд только две:
    
    Букет из парка, паркет из бука.
    А привкус крови, как у самбука.
    
    Ковер коварен - скрывает звуки.
    Все люди - бяки... все боги - буки.
    
    Ещё одну строфу я бы точно переделал:
    
    Карниз капризен и очень узок,
    и очень скользок, а вниз, как в лузу!
    
    А если причитаться, то захочется продолжить:
    
    Любовь, как вьюга, а мы кочуем,
    И друг без друга, мы не ночуем!
    Я же ву з'эм, я так хочу,
    Давайте вместе подуем на свечу!
    (куплеты из к/ф "Бумбараш")
    
    И потом, название мгновенно ассоциируется с известным шлягером из популярного мультфильма:
    
    Говорят, мы бяки-буки,
    Как выносит нас земля?
    Дайте что ли карты в руки
    Погадать на короля.
    
    Так что впредь тщательнее над текстом, товарищ Шведов, тщательнее!
    
    
    10.
    На втором месте тест "Оптимизма.est" Дмитрия Растаева
    
    ...тогда Соломон повернул своё кольцо и прочитал на обратной стороне...
    
    Вот и прибыл он, проклятый -
    Красный снег, железный лёд -
    Год дветысячедесятый,
    Самый лютый новый год.
    
    Почему?
    И сам не знаю.
    Так почувствовалось вдруг.
    Каждой жилкой ощущаю
    Напряженье и испуг.
    
    В Тегеране волки воют.
    Жабы в Хельсинки кричат.
    Над похабною Москвою
    Черти мучают грача.
    В кулаке - билет помятый
    На разбитый самолёт.
    
    - Здравствуй, здравствуй год мордастый...
    
    Жопа будет.
    Но пройдёт.
    
    Клинический депрессняк, медицина бессильна. Как говорится, если хочешь стать несчастным, стань им. И ещё, хоть двести раз напиши слово "жопа", в портках говнее не станет. Зато сам Соломон в струю.
    
    
    11.
    На первом месте текст "Питер", и снова - Марина Хабадаева
    
    Ночные шепоты
    И крики,
    И блики
    Желтых фонарей
    Хранит усталый
    Сонный Питер
    В извивах
    Вечно-серых рек.
    
    В тумане шорохи
    И звуки,
    И стуки
    Старых домовых.
    А на мосту
    В полночном круге
    Зевают
    Каменные львы.
    
    Классика жанра. Сработано, как Питер: чётко, сжато и в то же время просторно и высоко...
    
    
    12.
    И наконец, поверх top'а, текст недели - "мил человек", и снова Анатолий Ларионов
    
    —До чего ж ты хрупок, мил человек!—
    ответил некто из зазеркалья.
    Поэзии двадцать первый век —
    штрих наскальный,
    поцелуй пасхальный.
    
    Даже трещин нет — отошли в песок.
    Ветер едкие пересыпает ноты.
    Нормально функционирует только сток,
    подтверждая библейское — кто ты.
    
    Иннокентий Анненский сказал о Поэзии:
    
    ..Искать следов Ее сандалий
    Между заносами пустынь.
    
    Похоже, Анатолий Ларионов нашёл те самые следы, по крайней мере добрёл до песков пустыни пограничной заветному Зазеркалью...
    
    
    13.
    Лирическое отступление второе и последнее
    
    Итак, три прокольные текста в верхней части top'a. На что, соответственно, краткий поэзо-совет составителю от автора данного обзора:
    
    Яичница - не яйца,
    на молоке омлет,
    настал момент, пора меняться,
    поэт!
    
    Нет спасу,
    не поэтесс - паси попсу,
    чей top наружу из-за пазух
    весь на весу.
    
    Толпа ли топливо для top'а ?!
    Оплот - толпа,
    и столь растяпа или расторопа,
    сколь скорлупа.
    
    На нас сумятица - мы всмятку,
    устав усваивать устав,
    на память - матку
    из уст в уста.
    
    И ни сафьяна, и ни глянца,
    а только веку в ухо веху,
    яичница - всё те же яйца,
    вид сверху ...
    
    И помните, "кто сознательно считает себя ограниченным, тот ближе всего к совершенству", как прозорливо написал однажды Иоганн Вольфганг Гёте.
    
    (14/1 января 2010)
    AC.
    


Напишите свой комментарий.
Тема:
Текст*:
Логин* Пароль*

* - это поле не оставляйте пустым

15.01.2010 21:05:23    Ведущая раздела Клубочек в лицах Член Совета магистров Галина Булатова Отправить личное сообщение    
АС, вкусная и полезная яичница получилась! Соль есть! )
     
 

15.01.2010 21:19:50    Член Совета магистров Эдуард Учаров Отправить личное сообщение    
И перца в достатке... :)) !!
       

15.01.2010 22:48:46    AC Отправить личное сообщение    re$
Бросаю сочинять, иду учиться в кулинарный техникум :)
       

16.01.2010 00:41:02    Ира Арт Отправить личное сообщение    
И поучительно и весело, и грустно...
И вечные вопросы, не имеющий ответа: что есть поэзия? кому она нужна?
     
 

16.01.2010 13:27:35    БИч Отправить личное сообщение    что есть поэзия? кому она нужна?
И главное - на кой? :)
       

16.01.2010 22:15:16    AC Отправить личное сообщение    re$
Не обольщайтесь, дамы и господа, не льстите себе, ибо все мы тут так же далеки от Поэзии, как Марс от Венеры, и иногда только выставляемся строем на параде планет ... :)
       

17.01.2010 00:33:31    Ира Арт Отправить личное сообщение    
Так, разве я о нас грешных? :))) Вопрос-то в том, что? кому? и, конечно, на кой? существует Поэзия, если наш парад планет тусуется от неё на расстоянии немыслимого количества световых лет:))))
       

17.01.2010 14:02:54    AC Отправить личное сообщение    Космоморфизм как альтернатива антропоморфизму
Всяк человек - вселенная. Ну, если не вселенная, то галактика. А если не галактика, то звезда. На худой конец - планета. Или астероид. А кто-то - комета. А некто вовсе - горсть космической пыли...

Горсть песка, гонимая ветром пустыни...

Пыль Космоса, гонимая звёздным ветром...

"Грязь на высокой горе и грязь на проезжей дороге - всё грязь. Но если бы грязь чувствовала и умела бы выражать свои чувства, то грязь на горе почитала бы себя высшей грязью и презирала бы нижележащие грязи."
(Амфитеатров)

:)

       

17.01.2010 15:21:07    Ира Арт Отправить личное сообщение    Как МИКРО МАКРУ
Из праха все сотворены :) А прах он и есть прах :))) но в каждой пылинке свой микрокосм молекул и атомов... проблемо тоько в части слова "микро-" ;)
       

17.01.2010 21:49:15    AC Отправить личное сообщение    Эмпириокритицизм, или анти-тьюнинг
Графоман столь же неисчерпаем, как и Пушкин! ;)
       

17.01.2010 21:55:42    Ира Арт Отправить личное сообщение    
Проблема только в том, что Пушкин он и без нано-технологий - Пушкин :))
       

17.01.2010 14:31:47    Игорь Древлянский Отправить личное сообщение    
Привет от неофита АС'у.
     
 

17.01.2010 21:52:46    AC Отправить личное сообщение    re$
Пардон, чисто случайно совпало :)
       

18.01.2010 21:53:36    Игорь Древлянский Отправить личное сообщение    Случайное как игра подсознательного :)
Должно быть, такие, как я, неофиты аж до самой подкорки достали. :))))))
       

18.01.2010 01:47:56    Член Совета магистров Уваркина Ольга Отправить личное сообщение    
Очень интересный обзор, хорошие стихи. Была рада прочитать.
     
 

18.01.2010 09:51:50    AC Отправить личное сообщение    re$:
Больше обзоров, хороших и разных! :)
       

20.01.2010 10:04:36    Надежда Буранова Отправить личное сообщение    
Магистр! Ну, что тут скажешь...
Разве что запятая перед словом "как" в заглавии обзора не в тему.
Остальное весьма аппетитно сделано.
Респект!
     
 

26.01.2010 12:47:14    AC Отправить личное сообщение    re$:
Ну не тире же там ставить :)
       

26.01.2010 13:30:04    Надежда Буранова Отправить личное сообщение    
Помню из школы: если можно "как" заменить "в качестве", то перед "как" запятая не ставится. :))
       

Главная - Кафедра - Текст, как объект наивно-догматического антропоморфизма: те же яйца, вид сверху (AC)

Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru